Конкурс педагогического творчества (2013 2014 учебный год) мбдоу «Детский сад №42 компенсирующего вида»




Скачать 89.96 Kb.
НазваниеКонкурс педагогического творчества (2013 2014 учебный год) мбдоу «Детский сад №42 компенсирующего вида»
Дата публикации10.02.2014
Размер89.96 Kb.
ТипКонкурс
shkolnie.ru > Культура > Конкурс
ВСЕРОССИЙСКИЙ ИНТЕРНЕТ – КОНКУРС ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА

(2013 – 2014 УЧЕБНЫЙ ГОД)
МБДОУ «Детский сад № 42 компенсирующего вида»

Октябрьского района Городского округа г. Уфа

Республика Башкортостан

ТЕМА: «Работа специального (коррекционного) дошкольного образовательного учреждения с семьёй, воспитывающей ребенка с отклонением в развитии»


Разработала:

учитель – дефектолог

высшей категории

Агадуллина Гульнара

Дамировна

УФА – 2013

Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. Главным социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья.

В современном российском обществе существует несколько слоев, имеющих различный уровень доходов. И оплатить пребывание ребенка в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) могут не все родители. Поэтому детские сады посещают дети из семей с высоким и средним достатком, а также те, чьи семьи пользуются льготами.

Формирование сотрудничества детей, родителей и педагогов зависит, прежде всего, от того, как складывается взаимодействие взрослых в этом процессе. Результат воспитания может быть успешным только при условии, если педагоги и родители станут равноправными партнерами, так как они воспитывают одних и тех же детей. В основу этого союза должно быть положено единство стремления, взглядов на образовательный процесс, выработанные совместно общие цели и образовательные задачи, а также пути достижения намеченных результатов.

Работа с родителями – это сложная и важная часть деятельности педагога, включающая повышение уровня педагогических знаний, умений и навыков родителей; помощь педагогов родителям в семейном воспитании для создания необходимых условий правильного воспитания детей; взаимодействие воспитателей и родителей в процессе развития детей.

Главной задачей специалистов ДОУ при их взаимодействии с семьёй больного ребенка является не только выдача рекомендаций по лечению и воспитанию ребенка, но и создание таких условий, которые максимально стимулировали бы членов семьи к активному решению возникающих проблем.

Специалисты информируют и обсуждают с родителями результаты своих обследование и наблюдений. С самого начала знакомства необходимо определить готовность родителей сотрудничать со специалистами разных профилей, объём коррекционной работы, который они способны освоить.

Родителей необходимо готовить к сотрудничеству со специалистами, которые потребуют от них немало времени и усилий.

Родители – самые заинтересованные участники процесса, хотят сделать ребенка максимально приспособленным к окружающему миру и в перспективе – к социально – полезной трудовой деятельности.

Родители и специалисты в процессе воспитания особого ребенка ставят перед собой коррекционные задачи, соответствующие возрасту ребенка. Таким образом, воспитывать и обучать детей с недостатками развития не только можно и нужно. Дети могут воспитываться и обучаться как в домах – интернатах, так и в специальных коррекционных учреждениях, но где бы ни обучался ребенок, в первую очередь родители должны быть его опорой и поддержкой, первыми учителями и воспитателями, так как ни одно дошкольное или школьное учреждение не может дать ребенку той любви и поддержки, которую он получает в своей семье.

Семейная структура функционирует эффективно, когда правила действуют, а поведение предсказуемо.

^ Структура семьи, стили семейного воспитания.

Разные семьи отличаются друг от друга по своей структуре: по своему составу, культурному и идеологическому стилю каждая семья является уникальной, что в свою очередь, обуславливает уникальность процесса семейных взаимоотношений. При этом наличие в семье ребенка с отклонениями в развитии рассматривается лишь как одна из многочисленных особенностей семейных взаимоотношений. Семья как целое постоянно изменяется по мере продвижения по стадиям своего жизненного цикла.

Структура

семьи вход

информация

Семейные

взаимодействия

выход цикл

информация

Семейные выход

функции


^ Характеристика членов семьи. Этот параметр не является постоянным и не изменяется во времени по мере продвижения семьи по стадиям своего жизненного цикла: в семье появляются новые члены, из нее уходят взрослые дети. В семье могут быть потери в связи со смертью ее членов. Меняется не только состав, но и возраст, и другие характеристики семьи. Эти изменения влияют на успешность семейных взаимодействий.

^ Культурный стиль семьи. Этот параметр структуры семьи включает особенности, связанные с этническими и расовыми факторами, различиями в религиозной принадлежности, социально – экономическом и образовательном статусе. Культурный стиль является наиболее статическим компонентом семейного взаимодействия и функциональных приоритетов.

^ Идеологический стиль семьи. Он складывается из верований, убеждений, ценностных ориентиров и адаптивности поведения. На него влияет культурный стиль. Например, бедные семьи из-за финансовой нестабильности и невозможности контролировать условия окружающей жизни имеют низкий уровень планирования будущего.

Дети, воспитывающиеся в семьях с большим достатком, только на первый взгляд кажутся благополучными: они хорошо питаются и одеваются, окружены большим количеством игрушек. Однако, в этих семьях, где мать одновременно и «бизнес – вумен», внимание к ребенку с её стороны часто оказывается ограниченными. В таких семьях дети, как правило, воспитываются бабушками и дедушками. Из-за этого они постоянно испытывают дефицит в общении с родителями. Так возникает отчуждение.

Европейские семьи имеют тенденцию высоко ценить образование и интеллектуальные достижения. Итальянские семьи больше ценят семейную сплоченность, эмоциональную близость и любовь. Поэтому поступление ребенка в колледж, территориально удаленный от места жительства, может восприниматься последними чуть ли не как угроза семейной стабильности.

Ещё примером может служить то, что представители среднего класса осуществляют контроль над своими детьми, развивая их внутренний контроль и инициативу, не требуя слепого подчинения власти. Идеологический стиль семьи является критерием в выборе способов адаптации семьи и сильно влияет на способность успешно функционировать на протяжении всего жизненного цикла.

^ Современные проблемы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьёй.

Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребенка. Здесь он получает образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность.

Роль семьи в воспитании и развитии ребенка также нельзя недооценивать. Главной особенностью семейного воспитания признается особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе, что определяет его чувство самоценности.

Другая важная роль семейного воспитания – влияние на ценностные ориентации, мировоззрение ребенка в целом, его поведение в разных сферах общественной жизни. Важность семейного воспитания в процессе развития детей определяет важность взаимодействия семьи и дошкольного учреждения.

После установления в России советской власти дошкольное воспитание стало делом государственной важности. Детские сады и ясли создавались по всей стране с целью воспитания членов социалистического общества – общества нового типа, а также освобождения женщины, ликвидации её неравенства с мужчиной, создание для женщины возможности зарабатывать, внося вклад в бюджет семьи.

Участие родителей в жизни своих детей не только дома, но и в детском саду, а затем и в школе поможет им:

- преодолеть собственный авторитаризм и увидеть мир с позиции ребенка

- относиться к своему ребенку как к равному себе и понимать, что недопустимо сравнивать его с другими детьми

- знать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их

- проявлять искреннюю заинтересованность в действиях ребенка и быть готовым к эмоциональной поддержке

- понимать, что путем одностороннего воздействия ничего нельзя сделать. Можно лишь подавить или запугать ребенка. Если мы хотим добиться желаемого результата, необходимо, чтобы он сам захотел принять участие в работе. А для этого у взрослого должны быть хорошие, доверительные отношения с ребенком и искреннее желание участвовать в его делах, разделять радости и горести.

Все это становится возможным лишь в условиях полного взаимного доверия и многолетней работы, которая должна проводиться на научной основе со всеми участниками этого процесса – в начале с родителями и воспитателями детского класса, а затем с родителями и учителями начальной школы.

На основе исследований можно выделить спектр действий по вовлечению родителей в деятельность ДОУ:

1.Первые контакты между семьями и ДОУ:

- приглашение родителей с детьми или без них посетить учреждение до начала занятия

- посещение сотрудниками семей на дому

- представление родителям письменной информации об учреждении

- составление договора

2.Дальнейшая взаимосвязь родителей и персонала реализуется в процессе

- ежедневных непосредственных контактов, когда родители приводят и забирают детей

- неформальных бесед о детях или запланированных встреч с родителями, чтобы обсудить успехи, или знакомиться от конкретных проблем

- рекомендации посетить врача и т.д.

- посещение родителей с тем, чтобы они могли видеть, как занимается их ребенок, или знакомиться с работой учреждения

3.Родителям предлагается оказывать помощь ДОУ в качестве организаторов

4.Родители могут участвовать в ежедневных занятиях детей: оставаться в ДОУ, чтобы ребенок привык к учреждению; помогать и участвовать в разных мероприятиях; помогать в повседневных занятиях; оказывать помощь при проведении экскурсии.

5.Родители продолжают дома работу с детьми по программам

6.Эффективны общественные мероприятия для родителей; посещения ими курсов по проблемам воспитания

7.ДОУ оказывает помощь родителям в конкретных проблемах по уходу за ребенком, методах его воспитания.

К сожалению, современная семья в ситуации всеобщей нестабильности переживает серьезный кризис, выражающийся в обострении супружеских, детско – родительских отношений, ослаблении внимания и духовным ценностям. Все эти неблагоприятные факторы гораздо сильнее отражаются на укладе жизни семьи, в которой появляется ребенок с отклонениями в развитии.

Серьезной проблемой является отсутствие у родителей знаний о способах коррекционно – развивающих работ с такими детьми. Хорошо, если родители просто любят ребенка и стараются в меру сил и возможностей помочь ему. Но гораздо чаще встречаются родители, старающиеся препоручить своего ребенка педагогам и полностью возложить на них ответственность за результат коррекционной работы. Зачастую родители такого типа бывают довольно агрессивны и свою позицию отстаивают настойчиво, неадекватно воспринимая обращенные к ним требования.

Проводя серьезное изучение родителей, дети которых поступают в детский сад, мы выделим для себя наиболее типичные их группы:

1.Непонимающие значения дошкольного образования в развитии ребенка

2.Равнодушные к работе детского сада, не проявляющие интереса к жизни ребенка в ДОУ

3.Не уделяющие должного внимания воспитанию детей

4.Чрезмерно опекающие своего ребенка, постоянно проявляя тревогу за него, требующие от воспитателя пристального внимания и особого отношения к ребенку, предпочтения его другим детям

5.Сверхтребовательные и чрезмерно строгие родители

6.Не воспринимающие воспитателя как авторитетное лицо

Вся работа в дошкольном учреждении осуществляется под руководством заведующего, которая координирует деятельность трех блоков:

- коррекционно – педагогического

- психологического

- медицинского

Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребенка, в преодолении его негативных поступков и проявлений в поведении, формировании ценных жизненных ориентаций.

Таким образом, работа родителей и педагогов в условиях дошкольного учреждения носит ярко выраженный специфический характер сотрудничества. Семье принадлежит основная общественная функция – главная и почти единственная школа воспитания. Если они посещают детский сад, то воспитание осуществляется в единстве с семьей специалистами – педагогами на основе научно – разработанной программы, в благоприятных для жизни детей условиях.

Во многих семьях дома атмосфера должна быть доброжелательной, спокойной. Родители и дети должны быть ближе друг к другу, чтобы ребенку стало комфортнее в семье. Важно расположить к себе родителей, завоевать их доверие, вызвать на откровенность, разбудить желание поделиться с педагогом своими мыслями, сомнениями.

В этом заключен главный смысл сотрудничества и взаимодействия.

Похожие:

Конкурс педагогического творчества (2013 2014 учебный год) мбдоу «Детский сад №42 компенсирующего вида» iconКонкурс: Всероссийский интернет – конкурс педагогического творчества...
Автор: Макарова Е. А., педагог-психолог мбдоу детский сад компенсирующего вида №32 «Сказка» муниципального образования город-курорт...
Конкурс педагогического творчества (2013 2014 учебный год) мбдоу «Детский сад №42 компенсирующего вида» iconВсероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013-2014 учебный год)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида №69
Конкурс педагогического творчества (2013 2014 учебный год) мбдоу «Детский сад №42 компенсирующего вида» iconВсероссийский интернет конкурс педагогического творчества (2013 2014 учебный год)
Бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Омска «Детский сад №304 компенсирующего вида»
Конкурс педагогического творчества (2013 2014 учебный год) мбдоу «Детский сад №42 компенсирующего вида» iconВсероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013/2014...
Место выполнения работы: мбдоу г. Иркутска детский сад комбинированного вида №138
Конкурс педагогического творчества (2013 2014 учебный год) мбдоу «Детский сад №42 компенсирующего вида» iconПрофессиональный конкурс работников образования Всероссийский интернет-конкурс...
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы начальная школа – детский сад компенсирующего вида №1616
Конкурс педагогического творчества (2013 2014 учебный год) мбдоу «Детский сад №42 компенсирующего вида» iconПрофессиональный конкурс работников образования Всероссийский интернет-конкурс...
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы начальная школа – детский сад компенсирующего вида №1616
Конкурс педагогического творчества (2013 2014 учебный год) мбдоу «Детский сад №42 компенсирующего вида» iconКонкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс педагогического...
Место выполнения работы: мбдоу ”Детский сад комбинированного вида №5 мо “Ахтубинский район”
Конкурс педагогического творчества (2013 2014 учебный год) мбдоу «Детский сад №42 компенсирующего вида» iconПрофессиональный конкурс работников образования Всероссийский интернет-конкурс...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида «ручеек» муниципального образования...
Конкурс педагогического творчества (2013 2014 учебный год) мбдоу «Детский сад №42 компенсирующего вида» iconКонкурс педагогического творчества (2013 учебный год) мбдоу «Детский...
Номинация конкурса: Организация учебного процесса и управление учебным заведением
Конкурс педагогического творчества (2013 2014 учебный год) мбдоу «Детский сад №42 компенсирующего вида» iconВсероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013-2014 учебный год)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №45 г. Белгорода
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница