Самообразования, взятая мной звучит так: Формирование и развитие учебной деятельности младших школьников через игру




Скачать 114.12 Kb.
НазваниеСамообразования, взятая мной звучит так: Формирование и развитие учебной деятельности младших школьников через игру
Дата публикации25.09.2014
Размер114.12 Kb.
ТипДокументы
shkolnie.ru > Военное дело > Документы
  Игровые технологии на уроках как средство формирования и развития учебной деятельности младших школьников.     

       В настоящее время особое внимание стали уделять развитию творческой активности и интереса у школьников к предметам. Проводятся различные конкурсы, чемпионаты, олимпиады.

       Это говорит о том, что принцип активности ребёнка в процессе обучения был и остаётся одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам.

        Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организации педагогической среды, т.е. применяемой педагогической технологии.

        Любая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов.

          К таким технологиям можно отнести игровые технологии. Именно их я использую на уроках .

          Тема самообразования, взятая мной звучит так: «Формирование и развитие учебной деятельности младших школьников через игру. ». К данной теме я обратилась в связи с тем, что  столкнулась со снижением интереса  к предметам. Пересмотрев ряд технологий, я остановилась на игровых технологиях, потому что они способствуют развитию познавательной активности на уроках.

     Я убедилась, что на таких уроках ученики работают более активно. Особенно радует, что  те ученики, которые учатся неохотно, на таких уроках работают с большим увлечением. Если же урок построен в форме соревнования, то, естественно, у каждого учащегося возникает желание победить, а для этого они должны иметь хорошие знания (ученики это понимают и стараются лучше подготовиться к уроку). После каждого подобного урока я слышу от детей фразу: « Давайте ещё поиграем», что свидетельствует об успешности урока.

     Использовать игровые технологии можно на любой ступени обучения.

        Цель моей работы обобщить опыт по внедрению игровых технологий в учебный процесс, показать эффективность метода.

 Задачи:

1.      Раскрыть особенности педагогических игр;

2.      Показать возможную методику организации уроков с использованием игровых технологий;

3.      Определить, какое место игровые технологии занимают в учебно-воспитательном процессе;

 

Гипотеза:  Игровые технологии способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся.

Технология опыта.

     Игра наряду с трудом и ученьем – один из основных видов деятельности человека. Игра, являясь развлечением, отдыхом, способна перерасти в обучение, в творчество.

     Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

·         В качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

·         Как элементы более обширной технологии;

·         В качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

·         Как технологии внеклассной работы.

     Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

     В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно – познавательной направленностью.

     Игровая форма занятий создаётся на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

     Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

      ^ Педагогические игры имеют следующую классификацию:

- По виду деятельности: физические, интеллектуальные, трудовые, социальные        и   психологические;

- По характеру педагогического процесса:

1.      обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

2.       познавательные, воспитательные, развивающие;

3.      репродуктивные, продуктивные, творческие;

 4 .коммуникативные, диагностические, профориентационные и др.;

- По характеру игровой методики: предметные, ролевые, имитационные и т. д.;

-  По игровой среде: с предметами, без предметов, компьютерные, комнатные и др.

^ Урок с дидактической игрой.

      Дидактическая игра от игры вообще отличается наличием чётко поставленной цели обучения и соответствующими ей педагогическими результатами.

      Дидактическая игра состоит из следующих основных компонентов: игровой замысел, игровые действия, познавательное содержание или дидактические задачи, оборудование, результаты игры.

      Игровой замысел заключается в названии игры. Он заложен в той дидактической задаче, которую надо решить на уроке, и придаёт игре познавательный характер, предъявляет к её участникам определённые требования в отношении знаний.

     Правилами определяется порядок действий и поведение учащихся в процессе игр. Они разрабатываются с учётом цели урока и возможностей учащихся. Правилами создаются условия для формирования умений учащихся управлять своим поведением.

     Регламентированные правилами игры действия способствуют познавательной активности учащихся.

    Основой дидактической игры является инновационное содержание. Оно заключатся в усвоении тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной проблемы.

    Оборудование игры включает в себя оборудование урока: наглядность, , дидактический раздаточный материал и др.

    Дидактическая игра имеет определённый результат, который выступает в форме решения поставленного задания и оценивания действий учащихся. Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны и взаимообусловлены.

    Целесообразность использования дидактических игр на различных этапах урока различна. При усвоении новых знаний возможности дидактических игр уступают более традиционным формам обучения. Поэтому их чаще применяют при проверке результатов обучения, выработке навыков и умений. В этой связи различают обучающие, контролирующие и обобщающие дидактические игры.

     Характерной особенностью урока с дидактической игрой является включение игры в его конструкцию  в качестве одного из структурных элементов урока. Существуют определенные требования к организации дидактических игр.

1. Игра – форма деятельности учащихся, в которой осознается окружающий мир, открывается простор для личной активности и творчества.
2. Игра должна быть построена на интересе, участники должны получать удовольствие от игры.
3. Обязателен элемент соревнования между участниками игры.

   Требования к подбору игр следующие.

1. Игры должны соответствовать определенным учебно-воспитательным задачам, программным требованиям к знаниям, умениям, навыкам, требованиям стандарта.
2. Игры должны соответствовать изучаемому материалу и строиться с учетом подготовленности учащихся и их психологических особенностей.
3. Игры должны базироваться на определенном дидактическом материале и методике его применения.

    ^ Выделяют следующие виды дидактических игр.

1. Игры-упражнения. Они совершенствуют познавательные способности учащихся, способствуют закреплению учебного материала, развивают умение применять его в новых условиях. Примеры игр-упражнений: кроссворды, ребусы, викторины.
2. Игры-путешествия. Эти игры способствуют осмыслению и закреплению учебного материала. Активность учащихся в этих играх может быть выражена в виде рассказов, дискуссий, творческих заданий, высказывания гипотез.
3. Игры-соревнования. Такие игры включают все виды дидактических игр. Учащиеся соревнуются, разделившись на команды.

 

^ Урок – деловая игра.

    Деловые игры делятся на производственные, организационно – деятельностные, проблемные, учебные и комплексные.

    Отличие учебных деловых игр заключается в следующем:

*  Моделирование приближенных к реальной жизни ситуаций;

* Поэтапное развитие игры, в результате чаще выполнение предшествующего этапа влияет на ход следующего;

* Наличие конфликтных ситуаций;

*  Обязательная совместная деятельность участников игры, выполняющих предусмотренные сценарием роли;

*  Использование описания объекта игрового имитационного моделирования;

* Контроль игрового времени;

* Элементы состязательности;

*  Правила, системы оценок хода и результатов игры.

   ^ Методика разработки деловых игр.

   Этапы:

/ Обоснование требований  к проведению игры;

/  Составление плана её разработки;

/ Написание сценария, включая правила и рекомендации по организации игры;

/  Отбор необходимой информации средств обучения, создающих игровую обстановку

/  Уточнение целей проведения игры, составление руководства для ведущего, инструкций для игроков, дополнительный подбор и оформление дидактических материалов;

/  Разработка способов оценки результатов игры в целом и её участников в отдельности.

   ^ Возможные варианты структуры деловой игры на уроке:

/  Знакомство с реальной ситуацией;

/  Построение её имитационной модели;

/  Постановка главных задач группам, уточнение их  роли в игре;

/ Создание игровой проблемной ситуации;

/  Вычленение необходимого для решения проблемы теоретического материала;

/  Разрешение проблемы;

/  Обсуждение и проверка полученных результатов;

/  Коррекция;

/  Реализация принятого решения;

/  Анализ итогов работы;

/  Оценка результатов работы.

^ Урок – ролевая игра.

   В отличие от деловой ролевая игра характеризуется более ограниченным набором структурных компонентов.

   Уроки - ролевые игры можно разделить по мере возрастания их сложности на 3 группы:

1.  Имитационные, направленные на имитацию определённого профессионального действия;

2.  Ситуационные, связанные с решением какой – либо узкой конкретной проблемы – игровой ситуации;

3.  Условные, посвящённые разрешению, например, учебных конфликтов и т. д.

   Формы проведения ролевой игры: воображение путешествия; дискуссии на основе распределения ролей, пресс- конференции, уроки – суды и т.д.

   Этапы разработки и проведения ролевых игр:

      Подготовительный;

      Игровой

      Заключительный

      Анализ результатов.

Этап подготовки. Подготовка деловой игры начинается с разработки сценария – условного отображения ситуации и объекта. В содержание сценария входят: учебная цель занятия, описание изучаемой проблемы, обоснования поставленной задачи, плана деловой игры, общего описания процедуры игры, содержания ситуации и характеристик действующих лиц. Далее идёт ввод в игру, ориентация участников и экспертов. Определяется режим работы, формулируется главная цель занятия, обосновывается постановка проблемы и выбора ситуации. Выдаются пакеты материалов, инструкций, правил, установок. Собирается дополнительная информация. При необходимости ученики обращаются к ведущему за консультацией. Допускаются предварительные контакты между участниками игры. Негласные правила запрещают отказываться от полученной по жребию роли, выходить из игры, пассивно относиться к игре, нарушать регламент и этику поведения.

Этап проведения – процесс игры. Здесь осуществляется групповая работа над заданием, межгрупповая дискуссия (выступления групп, защита результатов). С началом игры никто не имеет права вмешиваться и изменять её ход. Только ведущий может корректировать действия участников, если они уходят от главной цели игры.

На заключительном этапе вырабатываются решения по проблемам, заслушиваются сообщения экспертной группы, выбираются наиболее удачные решения.

Этап анализа, обобщения и обсуждения результатов игры. Выступление экспертов, обмен мнениями, защита учащимися своих решений и выводов. В заключение учитель констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формулирует окончательный итог занятия. Обращает внимание на установление связи игры с содержанием учебного предмета.

В ролевой игре должны иметь место условность, серьёзность и элементы импровизации, в противном случае она превратится в скучную инсценировку.

    Помимо всего вышеперечисленного игры на уроке можно применять с целью преодоления познавательного эгоцентризма и расширения познавательных и коммуникативных способностей учащихся. В этом случае игры должны быть групповыми. Рассмотрим некоторые из игр, наиболее подходящих для групповой работы учащихся.
    
    ^ 1." Разброс мнений".
    
    " Разброс мнений" представляет собой организованное поочередное высказывание участниками групповой деятельности суждений по определенной проблеме или теме.
    Методической особенностью такого группового дела служит многочисленный набор карточек с недописанными фразами по материалу урока. Их прочтение и произнесение вслух побуждает на ответное высказывание. Начатое должно быть закончено, поэтому тот, кто получил карточку, имеет уже готовое начало своего короткого выступления по предложенной теме. Начальная фраза дает направление мысли, помогает школьнику в первый момент разговора.
    Трудность подготовительной работы для педагога заключается в том, чтобы сформулировать начальные предложения проблемно, узнаваемо и лаконично. Число карточек равняется числу участников дискуссии. На карточке написаны первые слова, с которых начинается высказывание. Для успешной работы требуется создание атмосферы заинтересованности и взаимной поддержки. Мнения принимаются обоснованные. Данный вид работы оптимально проводить при освоении новой темы, чтобы актуализировать опыт житейский и предметный самих учащихся. Ответы строятся по принципу высказывания гипотезы и ее аргумента. Желательно подбирать темы, предусматривающие сосуществование различных подходов. В итоге можно суммировать полученные ответы и подвести к учебным понятиям.
        2. Геометрическое лото. Здесь продолжается работа с детьми, закрепляются их знания, формы, величины и цвета предметов.
Задания:
а) разложить карточки с фигурами по форме;
б) по величине
в) по цвету.
Затем задания можно усложнить:
а) выбери карточки с треугольниками красного цвета;
б) выбери карточки с треугольниками синего цвета;
в) выбери карточки с квадратами…. цвета и т.д.

Упражнения, направленные на формирование умения делить объекты на классы по заданному основанию
1.Раздели на 2 группы следующие числа:
1,2,3,4,5,6,7,8,9,10.
Четные числа______________
Нечетные числа____________
К какой группе отнесешь числа: 16,31,42,18,37?
2.Раздели на 2 группы следующие числа:
2,13,3,43,6,55,18,7,9,31
однозначные числа____________
двузначные числа______________
3.Назови группы чисел одним словом:
а)2,4,6,8 – это ________________
б)1,3,5,7,9 – это ______________
4.Назови группу чисел одним словом:
а)2,4,7,9,5,6-это__________________
б)18,25,33,48,57 – это_____________
в)231,564,872,954 – это ___________
5.Школьникам дается набор карточек.

Задания: разложить карточки на следующие группы:
а) по форме
б) по количеству предметов
6.Дан набор геометрических фигур:
-двух форм (треугольники и квадраты)
-двух цветов (красные и зеленые)
-двух размеров (большие и маленькие)
Задание: разложите фигуры:
а) по цвету
б) по форме
в) по величине
Проверка результатов классификации.
1.Следующие числа:1,2,3,5,8,12,16,24,35,48 – распределить на 2 группы:
-однозначные и двузначные:
-однозначные______________
-двузначные_______________
В какой таблице числа расположены на группы правильно?
а) 1,2,3,5,12 8,16,24,35,48
б) 1,2,3,5,8,16 12,24,35,48
в) 1,2,3,5,8 12,16,24,35,48
г) 2,3,5,8 1,12,6,16,24,35,48

2.Прочитай числа: 22,35,48,51,31,45,27,24,36,20
Разбей эти числа на 2 группы: четные и нечетные
Четные_____________
Нечетные___________
На какой строчке числа распределены по группам правильно?
31,35,27,45,51,22 48,24,20,36
31,35,27,45,51 27,20,24,36,22,48
27,31,35,45,51 20,22,24,36,48
26,31,36,35,45,51 20,22,24,48
3.Прочитай числа каждой строки:
1,2,3,4,5,6,7,8,9
20,21,22,23,24,25,26,27,28
321,322,323,324,325,326,327
Что послужило основанием для такой классификации?
Выбери правильный ответ:
а) числа распределены на четные и нечетные;
б) числа распределены на однозначные, двузначные и трехзначные
4.Числа: 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12,13,14,15,16,17,18,19,29
распредели на группы двумя способами и т.д.
    
         

При использовании игровых технологий на уроках необходимо соблюдение следующих условий:
1) соответствие игры учебно - воспитательным целям урока;
2) доступность для учащихся данного возраста;
3) умеренность в использовании игр на уроках.
Можно выделить такие виды уроков с использованием игровых технологий:
1) ролевые игры на уроке;
2) игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок - соревнование, урок - конкурс, урок - путешествие, урок - КВН);
3) игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке (найди орфограмму, произведи один из видов разбора и т.д.);
4) использование игры на определённом этапе урока (начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного);
5) различные виды внеклассной работы которые могут проводиться между учащимися разных классов одной параллели.

Игровые технологии занимают важное место в учебно -воспитательном процессе, так как не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся, но и выполняют ряд других функций:

1)правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;
2) игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;
3) игра - один из приёмов преодоления пассивности учеников;
4) в составе группы каждый ученик несёт ответственность за весь коллектив, каждый заинтересован в лучшем результате своей группы, каждый стремится как можно быстрее и успешнее справиться с заданием. Таким образом, соревнование способствует усилению работоспособности всех учащихся.

 

Похожие:

Самообразования, взятая мной звучит так: Формирование и развитие учебной деятельности младших школьников через игру iconВсероссийский интернет-конкурс педагогического творчества
«Формирование экологической грамотности младших школьников через развитие учебной мотивации»
Самообразования, взятая мной звучит так: Формирование и развитие учебной деятельности младших школьников через игру icon«Развитие социально-личностных компетенций младших школьников, формирование...
Тема: «Развитие социально-личностных компетенций младших школьников, формирование у них позитивного оптимистичного взгляда на жизнь...
Самообразования, взятая мной звучит так: Формирование и развитие учебной деятельности младших школьников через игру iconРазвитие творческих способностей, поисковой и исследовательской деятельности...
Пробуждать у младших школьников познавательный интерес к предметам в процессе обучения
Самообразования, взятая мной звучит так: Формирование и развитие учебной деятельности младших школьников через игру iconПрограмма курса «Формирование проектно-исследовательской деятельности...
«Формирование проектно-исследовательской деятельности младших школьников «Хочу все знать» в условиях информационно-технологической...
Самообразования, взятая мной звучит так: Формирование и развитие учебной деятельности младших школьников через игру iconУроке КвираяГультамзеРевазиевна
Развитие познавательной активности младших школьников через организацию проектной деятельности на уроке
Самообразования, взятая мной звучит так: Формирование и развитие учебной деятельности младших школьников через игру iconВсероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013/14 учебный год)
...
Самообразования, взятая мной звучит так: Формирование и развитие учебной деятельности младших школьников через игру iconУрок по развитию речи Тема «Дикие животные»
Цель: Создание педагогических условий, обеспечивающих общее гармоничное развитие  младших школьников в процессе его учебной деятельности....
Самообразования, взятая мной звучит так: Формирование и развитие учебной деятельности младших школьников через игру iconЗдоровье
«Формирование здорового образа жизни младших школьников через совместную деятельность с родителями»
Самообразования, взятая мной звучит так: Формирование и развитие учебной деятельности младших школьников через игру iconОмутнинского района
Формирование ууд младших школьников через активные формы взаимодействия учителя и обучающегося
Самообразования, взятая мной звучит так: Формирование и развитие учебной деятельности младших школьников через игру iconК раматорский городской совет управления образования Городской методический...
Формирование мотивации учебной деятельности учащихся через внеклассные мероприятия по физике
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница