Оборудование: иллюстрации, фотогра­фии матрешек; матрешка, изготовленная мастерами народных промыслов; контуры заготовки матрешек на бумаге




Скачать 75.73 Kb.
НазваниеОборудование: иллюстрации, фотогра­фии матрешек; матрешка, изготовленная мастерами народных промыслов; контуры заготовки матрешек на бумаге
Дата публикации22.06.2013
Размер75.73 Kb.
ТипДокументы
shkolnie.ru > Литература > Документы
Матрешка.

Описание игрушки:
Оборудование: иллюстрации, фотогра­фии матрешек; матрешка, изготовленная мастерами народных промыслов; контуры - заготовки матрешек на бумаге.

Ход урока

Вступительная беседа.

• Любите ли вы играть в игрушки?

• Какие игрушки ваши любимые?

• Игрушки, которые вы любите, самые различные. Играя в них, мы не задумыва­емся о том, что эти игрушки могут влиять на

формирование характера человека, опре­делять то, чем будет заниматься человек во взрослой жизни.

Известен такой факт: русский царь Николай II имел немало различных игрушек. Но самой любимой его игрушкой была миниатюрная железная дорога, ко­торая явилась точной копией настоящей. А когда он вырос, то построил немало же­лезных дорог в России.

Известный русский художник Алек­сандр Бенуа посвятил двенадцать акварельных картин любимым игрушкам сво­его детства.

- В русских крестьянских семьях на иг­рушки никогда не смотрели, как на про­стую забаву. Люди верили, что если ребе­нок усердно и много играет, то в будущем в его семье будет достаток и благополу­чие. А если с куклами плохо обращаться, ломать, портить игрушки, то у человека будут серьезные неприятности.

А как вы думаете, если ребенку все время покупать игрушки, представляю­щие собой злобных монстров, военную технику, оружие, то вырастет из него до­брый, отзывчивый человек? (Наверное, нет. Он будет таким же злым, как и его игрушки.)

• Мы с вами на уроке будем говорить об игрушках. О каких ; Попробуйте дога­даться, разгадав загадки.

Появилась эта игрушка 1899 году. Из­вестны некоторые её родственники»: дед этой игрушки — японец, а отец — русский художник. Родилась она в мас­терской под названием «Детское воспи­тание». Игрушка эта не простая, а с сюр­призом... Если вы ещё не догадались, о ка­кой игрушке пойдет речь, то вот послед­няя загадка:

Кукла первая толста, а внутри она пуста. Разнимается они на две половинки. В ней живет еще одна кукла в серединке. Эту куколку открой — будет третья во второй. Половинку отвинти, плотную, притертую, — И сумеешь ты найти куколку четвертую... Прячется в ней пятая куколка пузатая, А внутри пустая, в ней живот шестая...

Итак, о какой игрушке пойдет речь? (О матрёшке)

• Расскажите, что вы знаете о матреш­ке? (Учащиеся могут знать некоторые сведения об этой игрушке из уроков изоб­разительного искусства. Они рассказывают то, что им известно.)

Учитель может дополнить ответы уче­ников или обобщить их рассказы. Русские1 люди всегда любили красоту и умели ее творить. Вещи, окружавшие людей в быту, украшали вышивкой, резьбой, росписью.

С любовью сделанное деревянное блюдо под кистью мастера ста­новилось редкой драгоценностью, а про­стой холст смотрелся не хуже заморской парчи. Народная культура накопила в те­чение столетий величайшие богатства.

В прошлом веке возникла идея помочь развитию народных промыслов. Известный художник Сергей Васильевич Малютин увидел в Японии интересную куклу. Она была из дерева, пустая ,внутри в нее вкладывались несколько куколок поменьше. Кукла эта были японцем, сердитым на вид узкоглазым стариком. Изображала она Фукуруму — божество счастья и долголетия. А несколько фигу­рок внутри — несколько божеств рангом пониже. Очень она понравилась худож­нику. Приехав в Россию, он нарисовал подобную куклу, переодел её в русский костюм, нарисовал миловидное личико, показал народным умельцам.

На Руси издавна точили из дерева посуду, погремушки, деревянные игруш­ки. Выточили и куклу. Увидев куклу, кто-то ахнул: «Да это же настоящая Матрена!» Так ее и назвали — Матреной, а ласково — Матрёшечка, Матрёшка. Имя было закреплено за игрушкой не слу­чайно: в крестьянских семьях оно было очень распространено.

В 1900 году игрушку отвезли на вы­ставку в Париж, где наградили наших мастеров бронзовой медалью. Сегодня мы не воспринимаем название матрешки как имя собственное. За сто лет оно срослось с игрушкой и стало именем нарицатель­ным. И пишется оно с маленькой буквы.

Матрешки — мама-красавица, доченьки-помощницы: кто с серпом, кто с лукошком, кто с ведром, также девчуш­ки поменьше: малышка в слюнявчике и младенец в пеленках.

Наша задача — рассмотреть эту удиви­тельную игрушку и подготовиться к сочи­нению-описанию.

Работа над типом речи — описанием.

• Что мы знаем о таком типе речи, как описание? Как вы понимаете задание: описать предмет? (Надо написать о том, какой предмет в целом и каковы его отдельные части.)

• По каким признакам вы можете оп­ределить тип речи готового текста? (По его композиции и специальным вопросам, которые можно к этому тексту задать.)

• Какая композиция характерца для описания? ( Вначале предмет характери­зуется в целом, а затем описываются от­дельные его части.)

• Какие вопросы, заданные к тексту, помогают нам понять, что описывается предмет? (Какой предмет? Какова его форма? Какого он цвета и т.д.)

• Попробуем проверить, насколько хорошо вы можете применять свои зна­ния. Внимательно прослушайте текст и постарайтесь определить, является ли он описанием предмета.

Муж-резчик вытачивает фигурку матрешки из сухой липовой чурки и отдает жене-художнице. Же­на кладет ее на печку, чтобы хорошо прогрелась. Ночь спит на теплой печке новорожденная куколка, а наутро ее смазывают картофельным клейстером, да­ют высохнуть и ещё раз крахмалят. Окрахмаленное дерево становится светлым, гладким, краски хорошо ложатся. Через два часа мастерица наводит черной тушью контур рисунка. И — достает яркие краски.. (По Н.Г.Юриной.)

(Это описание, но описывается не предмет, а то, как создается игрушка.)

Собирание рабочих материалов.

Рассматривая матрешек, отвечая на вопросы учителя, дети записывают в тет­ради рабочие материалы.

• Можно ли сказать о матрешке, что эта обычная игрушка?)Нет, эта игрушка не обычная. Своеобразная, оригинальная, не похожая па другие, самобытная.)

• Из чего изготавливаются матрешки ?(Из дерева).

• Чем отличаются деревянные игрушки от металлических, пластмассовых или стеклянных? (Такие игрушки безвредные, с ними приятно играть./

• На Руси издавна любили делать иг­рушки из природных материалов: из гли­ны, из соломы, из дерева. И не только по­тому, что эти материалы безвредны. По­держите матрешку в руках. Что вы чувст­вуете? (Игрушка теплая!)

• В чем особенность конструкции матрешки? (Несколько куколок, меньше другой, вкладываются друг в друга.)

• Что представляют собой куколки, поставленные в ряд? (Все вместе они большая игрушечная семья, в которой есть мама и дочки.I Крестьянские семьи на Руси были большими, детей было мно­го, жили дружно, помогая друг другу .Ма­трешка -- не просто игрушка, но еще и символ такой дружной, крепкой семьи.

• Какие цвета характерны для наших игрушек'' (Яркие, тёплые цвета. Много разных цветов.)

• Когда в жизни нас окружает подобное разноцветье, буйство красок?

(Во время прздников)

• Какой цвет на Руси считался самым праздничным, красивым? (Красный цвет.!

Верно. Слово «красный» раньше озна­чало «красивый, хороший». Говорили' «красная девица» — красивая девица, «красный угол» — самый нарядный, красивый угол избе. И матрешки перво­начально были в основном в ярких крас­ных сарафанчиках.

• Какое настроение создает игрушке благодаря обилию и яркости цветов; (Праздничное, радостное настроение)

• Действительно, когда мы смотрим на матрешку, на лице невольно появляется улыбка. Не только потому, что матрёшка такая яркая и нарядная. Почему ещё?

матрёшки улыбающееся, приветливое лицо, и мы. глядя на них, тоже в ответ улыбаемся.)

• Попробуйте описать лицо игрушки. (Лицо круглое, [лаза у матрешки большие, открытые. Ресницы черные, длинные, изогнутые. Бровки дугой. Щечки румяные, губки алые.)

Фигура: округлая, женственная.

Одежда: косынка или платочек, фартук (перед­ник), русская рубашка, сарафан: украшена с цветами бутонами, нарядной вышивкой.

Характер: спокойный, радостный: излучает по­кой, домашнее тепло, характер добрый, ласковый, нежный.

Учитель обращает внимание пяти­классников на написание трудных слов.

• Мы не только собрали материалы к сочинению, но и многое узнали о нашей древней национальной культуре. Что нам помогла узнать матрешка? («Мы узнали о том, кик возникла в России эта игрушка». «Мы узнали о том, что конструкция игру­шек не случайна. Несколько игрушек это символ дружной, крепкой семьи». «Еще мы узнали, что игрушки изготавливались из дерева не прости так, а потому, что это была одна из народных традиций: исполь­зовать для игрушек природные материалы». «Мы теперь знаем, что в лице, одеж­де и фигуре куколки, отразились народные представления о красоте женщины».)

• Итак, матрешка не просто игрушка: в ней выражено своеобразное понимание женской красоты и характера; это символ материнства, ласки, нежности, заботы и покровительства всем слабым. Кроме то­го, это своеобразный кукольный символ России. Каждый, кто приезжает в нашу страну, обязательно увозит с собой рас­писную русскую матрешку-крестьяноч­ку. А теперь давайте подумаем над очень серьезным вопросом. Мы давно уже не покрываем головы платочками — ходим простоволосыми, не носим просторные русские сарафаны и рубахи, а передник сохранился разве что в виде кухонного фартука. Коса — девичья краса — теперь редкость. Редкостью стала и многодетная семья. Да и фигуры у нас уже не такие, как раньше: сейчас все стремятся быть стройными и худенькими. Зачем нам с ва­ми знать всё то, о чем мы говорили в ходе урока?

(^ Мы должны знать не только то, что есть сейчас, но и то, что было раньше, так как это наша история и культу­ра». «Мне кажется, что каждый человек, живущий в своей стране, должен знать[ обычаи своих предков».)

• Д остаточно ли нам собранных рабо­чих материалов для того, чтобы работать над сочинением? (Нет, необходим план сочинения.)

Составление плана сочинения.

Учитель записывает на доске неполный вариант плана:

Матрешка — игрушка необычная.

1. Своеобразие русской матрёшки.

2.Национальная русская игрушка:

а)...

б)...

в)..

г)...

^ 3.Игрушка, ставшая символом России.

• Любое сочинение включает в себя три части. Какие? (Вступление, основная часть и заключение.)

• В какой из них мы напишем о своих впечатлениях от матрешки в целом? (Во вступлении.)

• В какой опишем частные признаки игрушки? (В основной части.)

• Посмотрите на наш план, частные1 признаки игрушки пропущены. Давайте все вместе их восстановим.

После проделанной работы план основной части приобретает следующий вид:

а) конструкция матрешки и цветовое решение игрушки;

б) внешность куклы и особенности ее одежды;

в) черты характера, которыми наделил игруш­ку художник;

г) семейка матрешек.

Устное сочинение-описание матрешки.

• Теперь, когда у нас есть собранные рабочие материалы, план и необходимые знания о матрешке, попробуем устно проговорить текст сочинения. (Возмож­но, что рассказывает сочинение не один ученик, а несколько по различным пунк­там плана.)

Похожие:

Оборудование: иллюстрации, фотогра­фии матрешек; матрешка, изготовленная мастерами народных промыслов; контуры заготовки матрешек на бумаге iconПрофессиональный конкурс работников образования Всероссийский интернет-конкурс
Материалы и оборудование: красочный мешочек, набор матрешек (5 шт.); карточка с двумя матрешками для сравнения; канат, дуга; набор...
Оборудование: иллюстрации, фотогра­фии матрешек; матрешка, изготовленная мастерами народных промыслов; контуры заготовки матрешек на бумаге iconТема. Русская матрешка. Самостоятельное составление узора для росписи матрешки
Итог. Сегодня на уроке будем изучать и выполнять разные росписи матрешек. (Слайд №1)
Оборудование: иллюстрации, фотогра­фии матрешек; матрешка, изготовленная мастерами народных промыслов; контуры заготовки матрешек на бумаге iconУрока: «Тверская матрешка»
Через основы народных промыслов смоделировать представление о красоте родного Тверского края
Оборудование: иллюстрации, фотогра­фии матрешек; матрешка, изготовленная мастерами народных промыслов; контуры заготовки матрешек на бумаге iconИнтеграция образовательных областей
Предварительная работа: рассматривание матрёшек в группе, игры с народными игрушками; разучивание и пение русских, народных песен,...
Оборудование: иллюстрации, фотогра­фии матрешек; матрешка, изготовленная мастерами народных промыслов; контуры заготовки матрешек на бумаге iconКонспект нод на тему «В гости к нам пришла матрёшка»
Цель: Уточнить и расширить представления детей о русских народных игрушках (деревянная матрёшка, съедобные игрушки)
Оборудование: иллюстрации, фотогра­фии матрешек; матрешка, изготовленная мастерами народных промыслов; контуры заготовки матрешек на бумаге icon«Керамика один из видов народных художественных промыслов»
Народные художественные промыслы занимают видное место в отечественном декоративно-прикладном искусстве. Искусство народных художественных...
Оборудование: иллюстрации, фотогра­фии матрешек; матрешка, изготовленная мастерами народных промыслов; контуры заготовки матрешек на бумаге iconБланк фиксации результатов психолого-педагогического обследования...
Задание принимает, не понимает; при выполнении не учитывает размер матрешек; после обучения не ориентируется на величину
Оборудование: иллюстрации, фотогра­фии матрешек; матрешка, изготовленная мастерами народных промыслов; контуры заготовки матрешек на бумаге icon«дети блокадного ленинграда»
Оборудование: мультимедийное оборудование, ноутбук, заготовки бумажных квадратиков (10 Х10) по числу участников мероприятия, «корзина...
Оборудование: иллюстрации, фотогра­фии матрешек; матрешка, изготовленная мастерами народных промыслов; контуры заготовки матрешек на бумаге iconХворостянский Дом детского творчества
Цель мероприятия: воспитать у детей чувство уважения к труду народных мастеров, чувство гордости за Россию, за русский народ, богатый...
Оборудование: иллюстрации, фотогра­фии матрешек; матрешка, изготовленная мастерами народных промыслов; контуры заготовки матрешек на бумаге iconКонспект организованной образовательной деятельности по формированию...
Продолжать знакомить детей с русской народной игрушкой – матрёшкой, с внешним обликом, особенностями росписи Семёновской и Полхов-...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница