Положение о проведении современного урока в образовательной области




Скачать 51.05 Kb.
НазваниеПоложение о проведении современного урока в образовательной области
Дата публикации31.03.2014
Размер51.05 Kb.
ТипУрок
shkolnie.ru > Культура > Урок
Положение о проведении современного урока в

образовательной области

«Искусство»
Обращение к искусству как области культуры наиболее перспективное направление в поиске путей совершенствования современного образования вообще и урока в частности. Это вызвано актуальностью интеграции школьного образования в современную культуру и обусловлено необходимостью введения подростка в современное информационное, социокультурное пространство.

Основной целью образовательной области «Искусство» является развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как социально-культурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество. Достижение этой цели предполагает решение педагогом следующих задач:

- актуализация имеющихся у учащихся опыта общения с искусством;

- культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;

- формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;

- углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей подростков;

- воспитание художественного вкуса;

- приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности;

- формирование умений и навыков художественного самообразования. Обозначенная цель и задачи образовательной области «Искусство» являются существенным дополнением к реализации основных целей государственного стандарта школьного образования.

Главной задачей обновляющейся современной школы является не только приобретение прочных базовых знаний и общеучебных умений, сколько обучение учащихся механизмам самоорганизации собственной деятельности по поиску и добыванию знаний, способам саморегуляции в процессе ее осуществления. Это можно осуществить только в процессе взаимодействия с учащимися построенной на внутренне мотивированной деятельности. Мотивационная сила учебной ситуации становится больше в случае, если учащимся предложены:

- значимый интересный для них материал;

- задания, предполагающие разнообразные умения для их выполнения;

- положительная обратная связь;

- задания с очевидным результатом;

- возможность действовать самостоятельно.
Процесс подготовки учителя к уроку в основе своей складывается из внимательного изучения выбранной программы и пояснительной записке к ней, с уточнением целей и задач данной программы с целями и задачами образовательной области «Искусство» и личностными потребностями учащихся.

Выбранная программа требует развернутого календарно-тематического плана для того, чтобы у учителя было четкое представление о системно-логическом построении урока искусства.

Урок в образовательной области «Искусство» на практике реализует творческое начало самих учителей – авторов урока-произведения. Структура уроков видоизменяется, варьируются их типы и сочетания организационных форм обучения в связи с тем, что для каждого урока необходимо выделять художественно-педагогическую идею, которая и определяет целевые установки, содержание, конкретные задачи обучения, технологии, адекватные природе самого искусства, а также драматургию урока, его форму-композицию в целом.

Одним из вариантов подготовки учителя к уроку в образовательной области «Искусство», учитывающий его особенности может быть «урок-образ» Л.Б. Рылова.


Элементы сюжета урока

Содержание элементов урока-образа

1.Актуализация прошлого художественно-педагогического опыта учителя и учащихся

Что было? О чем?

Учащимся необходимо вспомнить, воспроизвести и использовать на уроке: опыт эмоций, воображения, впечатлений; опыт творческой деятельности.

2.Замысел задачи урока.

О чем будет урок?

Какие чувства, эмоции, переживания я (учитель) хочу разбудить у детей, каким видом художественно-эстетической деятельности я хочу развить у детей эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

3. Поисковая деятельность учителя по наполнению содержания урока.

Что необходимо найти, изучить, подобрать содержание и зрительный ряд, проанализировать структуру урока как социально-культурную форму освоения мира.

4. Жанр, сюжет – структура урока.

Каким будет урок?

Урок-образ должен строиться и проектироваться по законам искусства, а специфическая форма познания – переживание – должна стать особой формой обучения. Такой подход может быть реализован при внесении в урок принципа художественно-педагогической драматургии, когда замысел урока – его основная цель, сценарий урока – сюжет с наличием эмоционально-образных акцентов (эпилог, завязка, кульминация и развязка). При этом сценарий урока строится на основе того содержания, которое должен освоить ученик, а учебно-воспитательные задачи решаются на художественном материале самого предмета.

5. Форма, язык, стиль урока.

Как построить материал урока, чтобы детям было интересно?

Эффективное усвоение учениками учебного материала происходит в форме игры, диалога, дискуссий, образовательных путешествий, учебных конференций и семинаров с мотивационной установкой на личностный поиск и открытие ценностей искусства учеником для самого себя. Художественный язык как средство общения в социально-культурном пространстве. Стиль общения - эстетический и ценностно-ориентирующий.


6. Художественно-педагогическая критика урока. Анализ, оценка, самооценка урока.

Как оценить процесс и результаты совместной деятельности?

Совпадает ли цель урока с его конечным результатом? Была ли создана на уроке ситуация художественно-творческой деятельности?

Состоялось ли присвоение в уроке-образе социально-культурной формы освоения мира, как личностного переживания и смыслового понимания самим учеником?


Особенности построения и проведения уроков в образовательной области «Искусство» выработали свои контрольно-оценочные критерии художественно-творческой деятельности учащихся, в которых значимыми являются:

- эмоциональность восприятия разнообразных явлений культуры и искусства;

- смыслопостижение изучаемых явлений, фактов культуры и искусства;

- личностно-оценочные суждения о роли и месте культуры и искусства в жизни;

- присвоение социально-культурного опыта с целью определения своего места в общественной формации.
Библиография:


  1. Ермолаева М.Г. Современный урок: анализ, тенденции, возможности: Учебно-методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2008. – 160 с.

  2. Поташник М.М. Требование к современному уроку. Методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2007. – 272 с.

  3. Пьянкова Н.И. Изобразительное искусство в современной школе / Н.И. Пьянкова. – М.: Просвещение, 2006. – 176 с.

  4. Технологии социального ориентирования человека в глобальном информационном пространстве: Учебно-методический комплекс. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2007. – 240 с.

  5. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. – СПб.: КАРО, 2008. – 368 с.

  6. Сборник нормативных документов. Искусство / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев, - М.: Дрофа, 2007. – 63, [1] с.



Положение составлено методистами УМЦ гуманитарных дисциплин

Т.М. Кадомской, О.Ю. Срабовой.




Похожие:

Положение о проведении современного урока в образовательной области iconПоложение о проведении IV
Положение о проведении IV городского фестиваля творчества работающей молодёжи «стимул»
Положение о проведении современного урока в образовательной области iconПоложение об общероссийском конкурсе реализованных иновационных проектов...
Настоящее Положение применяется при проведении Конкурса «энергия прорыва» (далее – «Конкурс»)
Положение о проведении современного урока в образовательной области iconУрок открытия нового знания. Форма урока
Конспект современного урока по английскому языку на тему: «Our favourite hobbies and pastimes»
Положение о проведении современного урока в образовательной области iconАдминистрация города коврова владимирской области
О проведении мониторинга качества образовательной подготовки учащихся 11 классов по математике
Положение о проведении современного урока в образовательной области iconПоложение о проведении творческого конкурса видеофильмов среди замещающих...
Положение о Конкурсе «Моя приемная семья» (далее Конкурс) регламентирует цели, задачи и порядок проведения
Положение о проведении современного урока в образовательной области iconПоложение о проведении предварительного этапа Кубка Костромской области...

Положение о проведении современного урока в образовательной области iconПоложение о проведении районного конкурса «Новый год семейный праздник» Общие положения
Положение о проведении конкурса семейного творчества «Новый год – семейный праздник» (далее – Положение) регламентирует цели, задачи,...
Положение о проведении современного урока в образовательной области iconПояснительная записка к конструкту урока по теме «Н. А. Некрасов «Тройка»
Эффективность любого урока, на мой взгляд, определяется его полезностью для интеллектуального развития каждого ребёнка. Целью современного...
Положение о проведении современного урока в образовательной области iconЗадачи урока: Обучающие: ввести и первично закрепить лексику урока;...
Цель урока: развитие способности учащихся использовать иностранный язык как инструмент общения в диалоге культур современного мира,...
Положение о проведении современного урока в образовательной области iconПоложение о проведении Всероссийского фестиваля конкурса детского творчества
Региональная общественная организация «Центр Культуры Образования и Искусства Тюменской области»
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница