Федеральное агентство по образованию
Вологодский государственный технический университет
Гуманитарный факультет
Кафедра социально-культурного сервиса и туризма
ИСТОРИЯ ТЕХНИКИ
Методические указания по элективному курсу
для студентов всех специальностей
Вологда
2010
УДК: 378.14 История техники: Методические указания по изучению элективного курса для студентов всех специальностей – Вологда: ВоГТУ, 2010. – 27с.
Методические указания составлены в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта и включают в себя тематику и краткое содержание лекционного курса, планы семинарских занятий, контрольные вопросы для зачета, списки рекомендуемой литературы.
Утверждено редакционно-издательским советом ВоГТУ
Составитель: канд. ист. наук, доц. Беляева Т.А.
Рецензент: канд. филос. наук, доц. Оботурова Н.С.
Изучение дисциплины «История техники» служит достижению целей и задач, установленных ГОС ВПО как междисциплинарных предметов, общих для основной образовательной программы, так и специальных, способствующих формированию высоких квалификационных характеристик выпускника. Изучение дисциплины «История техники» в культурологическом контексте способствует формированию научного мировоззрения, развитию интеллекта, инженерной эрудиции, формированию широких компетенций.
Значение дисциплины «История техники» в процессе формирования фундаментальных и прикладных знаний специалиста политехнического профиля определяется тем, что феномен техники изучается в культурно-историческом контексте с учетом особенностей специальностей вуза. Разделы курса «взаимодействуют» с учебными дисциплинами технических специальностей, что делает дисциплину составляющей частью единого процесса обучения.
Успешное изучение данного курса обеспечивают дисциплины «История», «Культурология», «Введение в специальность». В дальнейшем в рамках социологии и философии студенты встретятся с темами «Социология техники», «Философия техники».
В результате изучения дисциплины студент должен иметь научные представления о генезисе техники, технического знания, технических наук и технического образования; владеть научным языком, уметь оперировать научными понятиями: материальная культура и ее техногенные составляющие; стратификация материальной культуры; характеризовать каждый тип хозяйства с точки зрения специфики технических процессов и важнейших достижений материальной культуры; развить навыки использования междисциплинарных возможностей образовательной деятельности с целью освоения специальности и формирования целостного мировоззрения; демонстрировать на практике техническую грамотность как в области своей профессиональной деятельности, так и в широком общекультурном контексте. ^
№ темы
| Наименование темы
| Краткое содержание темы
| Кол-во час.
|
|
| проработка в аудитории
| самостоятельная
|
| 1
| Материальная культура общества и ее техногенные составляющие.
| Материальная культура как искусственная среда, созданная всеми видами человеческой деятельности, которая определяет уровень жизни общества, характер его материальных запросов и возможности их удовлетворения.
| Биогенные категории культуры (почвы, растения, животных), техногенные (здания и сооружения, инструменты и оборудование, пути сообщения и средства транспорта) и социогенные (связь, технологии).
| 1
| 2
| Историческая стратификация материальной культуры и развитие техники.
| Стратификация материальной культуры в соответствии с сочетанием основных факторов: материалы и технологии, способ использования энергии, характер образования. Четыре страта материальной культуры: присваивающее, производящее, индустриальное и постиндустриальное хозяйство.
| Характеристика каждого типа хозяйства с точки зрения характера технических процесссов и важнейших достижений
материальной культуры.
| 2
| 3
| Понятие технической грамотности. Становление технических наук
| Понятие «стереотипа» в культурологи. Образование культурных стереотипов. Техническая грамотность как прецедентное знание о новациях материальной культуры, основанное на законах стереотипического развития первоначальных образцов. Становление материальной культуры как процесс, обусловленный технической грамотностью, т.е. следованием стереотипам в их закономерном развитии.
| Периодизации развития технического знания. Основные периоды: донаучный; генезис технических наук (со второй половины XV в. до нач. XIX в.); классический (до середины XX в.); современный.
| 2
|
4
|
Развитие инженерного образования. Высшая техническая школа в России.
|
Понятия «высшая школа», «вуз» в исторической ретроспективе от первой высшей философской школы (Константинополь, 425г., получившей название университета. Складывание университетского типа учебного заведения в условиях средневековья и Возрождения. Создание отраслевых, инженерных вузов, политехнических институтов в эпоху развития капитализма и крупной машинной индустрии.
|
История высшей школы в России. 1687- Славяно-греко-латинская академия в Москве. Первый университет при Академии наук в Петербурге - Академический университет (1725), Московский университет(1755). Становление высшего технического образования. Институт инженеров путей сообщения (позже ЛИИЖТ 1809), Технологический институт (1828) Московское высшее техническое училище (1830), Институт гражданских инженеров в Петербурге (1832, позже ЛИСИ) Политехнический институт в Петербурге (1902).
| 1
|
5
|
Становление высшего технического образования в Вологодской области.
Вологодский государственный технический университет: история и перспективы.
|
Высшая техническая школа в СССР. Центральный отраслевой заочный механический ВТУЗ (1930) -СЗПИ(1957)- СЗТУ(2000).
История ВоГТУ: от Общетехнического факультета СЗПИ (1966) до Вологодского политехнического института и Вологодского государственного технического университета.
|
История факультета и специальности, получаемой в ВоГТУ
|
2
| Итого часов
| 8
|
^
№ темы
| Название темы
| Краткое содержание темы
| Кол-во часов
| 1
| Развитие техники в каменном веке
| Первобытная техника (до 4 тыс. до н. э.). Появление первых орудий. Совершенствование каменных орудий и техники их изготовления. Овладение техникой ретуши и применение огня. Дифференциация орудий по назначению и технологии изготовления. Появление инструментов. Совершенствование орудий труда и оружия. Зарождение строительного дела и транспорта, освоение производства нитей и плетения. Совершенствование каменных орудий и способов обработки камня. Появление и распространение лука со стрелами и других видов метательного оружия. Распространение микролитической техники. Развитие рыболовства, транспорта и применения огня. Сельскохозяйственная и бытовая техника. Изобретение колеса и колесных повозок. Зарождение текстильного, кожевенного и мехового производства. Жилищное строительство и производство керамики.
| 1
| 2
| Развитие техники в эпоху античности
| Античная техника (4 тыс. до н. э. – У в.). Возникновение и становление ремесленного производства. Развитие науки и зарождение технических знаний. Зарождение письменности и появление письменных принадлежностей. Освоение металлургии меди и изготовление медных орудий. Освоение металлургии бронзы и литья бронзовых изделий. Освоение металлургии железа и чугуна. Зарождение и развитие горного дела. Зарождение и развитие металлообработки. Развитие военной техники. Развитие сухопутного и водного транспорта. Развитие текстильной техники. Расширение строительства, развитие строительной техники и строительного дела. Развитие сельскохозяйственной техники. Прочие виды античной техники и технологии.
| 1
| 3
| Развитие техники в средневековье
| Техника эпохи средневековья (УI в. -ХУI в.). Соединение науки с практикой и становление экспериментальной науки, развитие механики; развитие ремесленного производства и зарождение мануфактур. Появление водяных и ветряных мельниц и расширение сферы их производственного применения, изобретение механических часов и их распространение. Развитие горного дела, производства чугуна и переход на двухступенчатый способ производства стали; совершенствование литейного производства и металлообработки. Развитие военной техники: распространение метательных, стенобитных машин и осадных башен; применение зажигательных и взрывчатых составов, изобретение и производство пороха, появление огнестрельного оружия. Развитие строительной техники и расширение производства строительных материалов. Совершенствование и развертывание производства бумаги, разработка алфавита и начало книгопечатания. Развитие текстильного производства, появление механических прядильных и усовершенствованных ткацких станков горизонтального типа. Внедрение металлических орудий в сельском хозяйстве, переход от ручных к механическим мельницам. Развитие сухопутного и водного транспорта; переход от гребного флота к парусному, начало строительства военных судов.
| 1
| 4
| Развитие техники в мануфактурный период
| Техника эпохи мануфактурного производства (ХУII в. – 1760г.). Развитие ремесленного производства и зарождение мануфактур. Соединение науки с практикой, становление экспериментальной науки. Вклад в развитие науки и техники выдающихся ученых и инженеров эпохи Возрождения. Развитие горного дела. Развитие производства чугуна и его переработки в железо. Развитие металлообработки. Появление водяных и ветряных двигателей, мельниц. Зарождение машинного производства. Появление механических часов — первых автоматов. Развитие военной техники. Изобретение пороха. Появление и развитие огнестрельного оружия. Развитие сухопутного и водного транспорта. Развитие текстильной техники. Развитие строительной техники и строительного дела. Развитие сельскохозяйственной техники. Изобретение и развитие книгопечатания. Изобретение и развитие производства бумаги. Зарождение машинной техники, использование энергии воды и ветра. Первые шаги в создании паровой машины. Начальные опыты с электричеством. Создание и совершенствование механических часов. Зарождение приборостроения. Развитие горного дела, металлургии, литейного и металлообрабатывающего производств. Совершенствование огнестрельного оружия и его разделение на ручное артиллерийское. Развитие и совершенствование артиллерии. Совершенствование кораблей и создание военно-морских флотов. Развитие искусства фортификации. Развитие сухопутного транспорта и строительство дорог, зарождение рельсового транспорта. Создание машин для текстильной промышленности. Развитие книгопечатания.
| 1
| 5
| Развитие техники в эпоху промышленного переворота
| Техника эпохи промышленного переворота (1760-1870 гг.). Переход от гидро- к теплоэнергетике, зарождение электротехники. Зарождение и развитие теплоэнергетики. Зарождение и развитие электротехники.
Совершенствование доменного процесса и способов переработки чугуна в железо. Зарождение порошковой металлургии. Начало производства инструментальных, легированных сталей и алюминия. Механизация горных работ. Переход от парусного флота к паровому. Зарождение и развитие железнодорожного транспорта. Зарождение автомобильного транспорта. Создание велосипеда. Развитие техники связи. Зарождение воздухоплавания и военного судостроения. Совершенствование стрелкового оружия и артиллерии, появление ракет. Разработка взрывчатых веществ и совершенствование техники взрывных работ. Разработка механических прядильных и ткацких
станков. Механизация сельскохозяйственного производства. Зарождение и развитие химической промышленности. Развитие строительства и благоустройство. Совершенствование способов освещения и добывания
огня. Развитие полиграфии, бумажного производства и совершенствование письменных принадлежностей. Итоги развития техники в эпоху промышленного переворота.
| 1
| 6
| Развитие техники в индустриальный период
| Техника в эпоху индустриализации. Вытеснение паровых и гидравлических машин турбинами. Совершенствование двигателей внутреннего сгорания и их применение на транспорте. Становление электроэнергетики в промышленности и на транспорте. Изобретение и совершенствование электросварки. Разработка электрометаллургии и электролитического способа получения алюминия. Развитие техники проводной и беспроводной связи. Зарождение и развитие электронной техники. Опережающее развитие машиностроения и металлообработки. Совершенствование металлургического, кузнечного и прокатного производств. Механизация горнодобывающей промышленности. Особенности развития военной техники. Развитие артиллерии Зарождение бронетанковой техники. Создание броненосных флотов, подводных лодок и минного вооружения. Развитие воздухоплавания и авиации. Совершенствование ракетной техники и зарождение космонавтики. Начало применения химического оружия. Развитие химической, текстильной промышленности и строительства. Развертывание производства синтетических материалов. Переработка нефти. Развитие целлюлозно-бумажного производства. Развитие текстильной техники. Механизация деревообработки, производства кирпича и стекла. Развитие техники строительства и производства строительных материалов. Механизация сельскохозяйственных работ. Развитие техники печати и переход на массовый выпуск печатной продукции. Развитие фотографии, возникновение кинематографа и разработка техники звукозаписи. Зарождение телевидения.
| 2
| 7
| Развитие техники в условиях постиндустриального общества.
| Техника в условиях постиндустриального информационного общества. Увеличение всех видов социальных и технических скоростей, требующих контроля и управления; возрастание интенсивности общения; необходимость создания средств для хранения общественной и индивидуальной памяти; усложнение технологических процессов; экспоненциальный прирост научных знаний и необходимость их быстрой обработки; новые технические изобретения; прогресс математической логики, исследования в области языков программирования, вычислительной техники .
Информатизация всех сфер общества, информация становится наиболее важным и значимым товаром, а информационные услуги превращаются в лидирующий сектор экономики. Переход от товаропроизводяшей к наукоемкой технологии.Ускоренная автоматизации и роботизации всех сфер производства и управления. Сокращение числа лиц, занятых в промышленности и в сельском хозяйстве. повышение квалификации работающих и введение наукоемких технологий. Расширение сферы информационной деятельности и сферы услуг, информационного бизнеса.Возрастает удельный вес индивидуального труда на базе созданной развитой сети автоматизированных рабочих мест. Первоочередное значение безотходных (малоотходных) технологий, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
| 1
| Итого часов
| 8
|
|