Методические указания по элективному курсу для студентов всех специальностей Вологда




Скачать 408.66 Kb.
НазваниеМетодические указания по элективному курсу для студентов всех специальностей Вологда
страница1/3
Дата публикации04.07.2013
Размер408.66 Kb.
ТипМетодические указания
shkolnie.ru > История > Методические указания
  1   2   3


Федеральное агентство по образованию

Вологодский государственный технический университет

Гуманитарный факультет

Кафедра социально-культурного сервиса и туризма

ИСТОРИЯ ТЕХНИКИ

Методические указания по элективному курсу

для студентов всех специальностей

Вологда

2010

УДК: 378.14
История техники: Методические указания по изучению элективного курса для студентов всех специальностей – Вологда: ВоГТУ, 2010. – 27с.

Методические указания составлены в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта и включают в себя тематику и краткое содержание лекционного курса, планы семинарских занятий, контрольные вопросы для зачета, списки рекомендуемой литературы.


Утверждено редакционно-издательским советом ВоГТУ


Составитель: канд. ист. наук, доц. Беляева Т.А.


Рецензент: канд. филос. наук, доц. Оботурова Н.С.


Изучение дисциплины «История техники» служит достижению целей и задач, установленных ГОС ВПО как междисциплинарных предметов, общих для основной образовательной программы, так и специальных, способствующих формированию высоких квалификационных характеристик выпускника. Изучение дисциплины «История техники» в культурологическом контексте способствует формированию научного мировоззрения, развитию интеллекта, инженерной эрудиции, формированию широких компетенций.

Значение дисциплины «История техники» в процессе формирования фундаментальных и прикладных знаний специалиста политехнического профиля определяется тем, что феномен техники изучается в культурно-историческом контексте с учетом особенностей специальностей вуза. Разделы курса «взаимодействуют» с учебными дисциплинами технических специальностей, что делает дисциплину составляющей частью единого процесса обучения.

Успешное изучение данного курса обеспечивают дисциплины «История», «Культурология», «Введение в специальность». В дальнейшем в рамках социологии и философии студенты встретятся с темами «Социология техники», «Философия техники».

В результате изучения дисциплины студент должен иметь научные представления о генезисе техники, технического знания, технических наук и технического образования; владеть научным языком, уметь оперировать научными понятиями: материальная культура и ее техногенные составляющие; стратификация материальной культуры; характеризовать каждый тип хозяйства с точки зрения специфики технических процессов и важнейших достижений ма­териальной культуры; развить навыки использования междисциплинарных возможностей образовательной деятельности с целью освоения специальности и формирования целостного мировоззрения; демонстрировать на практике техническую грамотность как в области своей профессиональной деятельности, так и в широком общекультурном контексте.
^ Теоретический курс (лекционные занятия)


№ темы

Наименование темы

Краткое содержание темы

Кол-во час.







проработка в аудитории

самостоятельная




1

Материальная культура общества и ее техногенные составляющие.


Материальная культура как искус­ственная среда, созданная всеми видами человеческой деятельности, которая определяет уровень жизни общества, ха­рактер его материальных запросов и возможности их удов­летворения.


Биогенные категории культуры (почвы, растения, животных), техногенные (зда­ния и сооружения, инструменты и оборудование, пути сообщения и средства транспорта) и социогенные (связь, технологии).


1

2

Историческая стратификация материальной культуры и развитие техники.



Стратификация материальной культуры в соответствии с соче­танием основных факторов: материалы и технологии, способ использования энергии, характер образования. Четыре страта материальной культуры: присваивающее, производящее, индустриальное и постиндустриальное хозяйство.


Характеристика каждого типа хозяйства с точки зрения характера технических процесссов и важнейших достижений

ма­териальной культуры.


2

3

Понятие технической грамотности. Становление технических наук


Понятие «стереотипа» в культурологи. Образование культурных стереотипов. Техническая грамот­ность как прецедентное знание о новациях материальной культуры, основанное на законах стереотипического развития первона­чальных образцов. Становление материальной культуры как процесс, обусловленный технической грамотностью, т.е. следованием стереотипам в их закономерном развитии.

Периодизации развития технического знания. Основные периоды: донаучный; генезис технических наук (со второй половины XV в. до нач. XIX в.); классический (до середины XX в.); современный.


2



4



Развитие инженерного образования. Высшая техническая школа в России.




Понятия «высшая школа», «вуз» в исторической ретроспективе от первой высшей философской школы (Константинополь, 425г., получившей название университета. Складывание университетского типа учебного заведения в условиях средневековья и Возрождения. Создание отраслевых, инженерных вузов, политехнических институтов в эпоху развития капитализма и крупной машинной индустрии.




История высшей школы в России. 1687- Славяно-греко-латинская академия в Москве. Первый университет при Академии наук в Петербурге - Академический университет (1725), Московский университет(1755). Становление высшего технического образования. Институт инженеров путей сообщения (позже ЛИИЖТ 1809), Технологический институт (1828) Московское высшее техническое училище (1830), Институт гражданских инженеров в Петербурге (1832, позже ЛИСИ) Политехнический институт в Петербурге (1902).

1



5



Становление высшего технического образования в Вологодской области.

Вологодский государственный технический университет: история и перспективы.




Высшая техническая школа в СССР. Центральный отраслевой заочный механический ВТУЗ (1930) -СЗПИ(1957)- СЗТУ(2000).

История ВоГТУ: от Общетехнического факультета СЗПИ (1966) до Вологодского политехнического института и Вологодского государственного технического университета.




История факультета и специальности, получаемой в ВоГТУ



2

Итого часов

8


^ Практические (семинарские) занятия


№ темы

Название темы

Краткое содержание темы

Кол-во часов

1

Развитие техники в каменном веке


Первобытная техника (до 4 тыс. до н. э.). Появление первых орудий. Совершенствование каменных орудий и техники их изготовления. Овладение техникой ретуши и применение огня. Дифференциация орудий по назначению и технологии изготовления. Появление инструментов. Совершенствование орудий труда и оружия. Зарождение строительного дела и транспорта, освоение производства нитей и плетения. Совершенствование каменных орудий и способов обработки камня. Появление и распространение лука со стрелами и других видов метательного оружия. Распространение микролитической техники. Развитие рыболовства, транспорта и применения огня. Сельскохозяйственная и бытовая техника. Изобретение колеса и колесных повозок. Зарождение текстильного, кожевенного и мехового производства. Жилищное строительство и производство керамики.


1

2

Развитие техники в эпоху античности


Античная техника (4 тыс. до н. э. – У в.). Возникновение и становление ремесленного производства. Развитие науки и зарождение технических знаний. Зарождение письменности и появление письменных принадлежностей. Освоение металлургии меди и изготовление медных орудий. Освоение металлургии бронзы и литья бронзовых изделий. Освоение металлургии железа и чугуна. Зарождение и развитие горного дела. Зарождение и развитие металлообработки. Развитие военной техники. Развитие сухопутного и водного транспорта. Развитие текстильной техники. Расширение строительства, развитие строительной техники и строительного дела. Развитие сельскохозяйственной техники. Прочие виды античной техники и технологии.



1

3

Развитие техники в средневековье


Техника эпохи средневековья (УI в. -ХУI в.). Соединение науки с практикой и становление экспериментальной науки, развитие механики; развитие ремесленного производства и зарождение мануфактур. Появление водяных и ветряных мельниц и расширение сферы их производственного применения, изобретение механических часов и их распространение. Развитие горного дела, производства чугуна и переход на двухступенчатый способ производства стали; совершенствование литейного производства и металлообработки. Развитие военной техники: распространение метательных, стенобитных машин и осадных башен; применение зажигательных и взрывчатых составов, изобретение и производство пороха, появление огнестрельного оружия. Развитие строительной техники и расширение производства строительных материалов. Совершенствование и развертывание производства бумаги, разработка алфавита и начало книгопечатания. Развитие текстильного производства, появление механических прядильных и усовершенствованных ткацких станков горизонтального типа. Внедрение металлических орудий в сельском хозяйстве, переход от ручных к механическим мельницам. Развитие сухопутного и водного транспорта; переход от гребного флота к парусному, начало строительства военных судов.



1

4

Развитие техники в мануфактурный период


Техника эпохи мануфактурного производства (ХУII в. – 1760г.). Развитие ремесленного производства и зарождение мануфактур. Соединение науки с практикой, становление экспериментальной науки. Вклад в развитие науки и техники выдающихся ученых и инженеров эпохи Возрождения. Развитие горного дела. Развитие производства чугуна и его переработки в железо. Развитие металлообработки. Появление водяных и ветряных двигателей, мельниц. Зарождение машинного производства. Появление механических часов — первых автоматов. Развитие военной техники. Изобретение пороха. Появление и развитие огнестрельного оружия. Развитие сухопутного и водного транспорта. Развитие текстильной техники. Развитие строительной техники и строительного дела. Развитие сельскохозяйственной техники. Изобретение и развитие книгопечатания. Изобретение и развитие производства бумаги. Зарождение машинной техники, использование энергии воды и ветра. Первые шаги в создании паровой машины. Начальные опыты с электричеством. Создание и совершенствование механических часов. Зарождение приборостроения. Развитие горного дела, металлургии, литейного и металлообрабатывающего производств. Совершенствование огнестрельного оружия и его разделение на ручное артиллерийское. Развитие и совершенствование артиллерии. Совершенствование кораблей и создание военно-морских флотов. Развитие искусства фортификации. Развитие сухопутного транспорта и строительство дорог, зарождение рельсового транспорта. Создание машин для текстильной промышленности. Развитие книгопечатания.


1

5

Развитие техники в эпоху промышленного переворота


Техника эпохи промышленного переворота (1760-1870 гг.). Переход от гидро- к теплоэнергетике, зарождение электротехники. Зарождение и развитие теплоэнергетики. Зарождение и развитие электротехники.

Совершенствование доменного процесса и способов переработки чугуна в железо. Зарождение порошковой металлургии. Начало производства инструментальных, легированных сталей и алюминия. Механизация горных работ. Переход от парусного флота к паровому. Зарождение и развитие железнодорожного транспорта. Зарождение автомобильного транспорта. Создание велосипеда. Развитие техники связи. Зарождение воздухоплавания и военного судостроения. Совершенствование стрелкового оружия и артиллерии, появление ракет. Разработка взрывчатых веществ и совершенствование техники взрывных работ. Разработка механических прядильных и ткацких

станков. Механизация сельскохозяйственного производства. Зарождение и развитие химической промышленности. Развитие строительства и благоустройство. Совершенствование способов освещения и добывания

огня. Развитие полиграфии, бумажного производства и совершенствование письменных принадлежностей. Итоги развития техники в эпоху промышленного переворота.


1

6

Развитие техники в индустриальный период


Техника в эпоху индустриализации. Вытеснение паровых и гидравлических машин турбинами. Совершенствование двигателей внутреннего сгорания и их применение на транспорте. Становление электроэнергетики в промышленности и на транспорте. Изобретение и совершенствование электросварки. Разработка электрометаллургии и электролитического способа получения алюминия. Развитие техники проводной и беспроводной связи. Зарождение и развитие электронной техники. Опережающее развитие машиностроения и металлообработки. Совершенствование металлургического, кузнечного и прокатного производств. Механизация горнодобывающей промышленности. Особенности развития военной техники. Развитие артиллерии Зарождение бронетанковой техники. Создание броненосных флотов, подводных лодок и минного вооружения. Развитие воздухоплавания и авиации. Совершенствование ракетной техники и зарождение космонавтики. Начало применения химического оружия. Развитие химической, текстильной промышленности и строительства. Развертывание производства синтетических материалов. Переработка нефти. Развитие целлюлозно-бумажного производства. Развитие текстильной техники. Механизация деревообработки, производства кирпича и стекла. Развитие техники строительства и производства строительных материалов. Механизация сельскохозяйственных работ. Развитие техники печати и переход на массовый выпуск печатной продукции. Развитие фотографии, возникновение кинематографа и разработка техники звукозаписи. Зарождение телевидения.



2

7

Развитие техники в условиях постиндустриального общества.


Техника в условиях постиндустриального информационного общества. Увеличение всех видов социальных и технических скоростей, требующих контроля и управления; возрастание интенсивности общения; необходимость создания средств для хранения общественной и индивидуальной памяти; усложнение технологических процессов; экспоненциальный прирост научных знаний и необходимость их быстрой обработки; новые технические изобретения; прогресс математической логики, исследования в области языков программирования, вычислительной техники .

Информатизация всех сфер общества, информация становится наиболее важным и значимым товаром, а информационные услуги превращаются в лидирующий сектор экономики. Переход от товаропроизводяшей к наукоемкой технологии.Ускоренная автоматизации и роботизации всех сфер производства и управления. Сокращение числа лиц, занятых в промышленности и в сельском хозяйстве. повышение квалификации работающих и введение наукоемких технологий. Расширение сферы информационной деятельности и сферы услуг, информационного бизнеса.Возрастает удельный вес индивидуального труда на базе созданной развитой сети автоматизированных рабочих мест. Первоочередное значение безотходных (малоотходных) технологий, рационального природопользования и охраны окружающей среды.



1

Итого часов

8

  1   2   3

Похожие:

Методические указания по элективному курсу для студентов всех специальностей Вологда iconМетодические указания и задания к курсовому проекту для студентов...
Методические указания предназначены для студентов всех форм обучения по специальностям: 061500 «Маркетинг», 061100 «Менеджмент организации»,...
Методические указания по элективному курсу для студентов всех специальностей Вологда iconМетодические указания и схемы заданий к расчетно-графическим работам...
Сопротивление материалов: Методические указания и схемы заданий к расчетно-графическим работам для студентов всех специальностей...
Методические указания по элективному курсу для студентов всех специальностей Вологда iconМетодические указания составлены в соответствии с примерной программой...
Методические указания и контрольные задания для студентов заочной формы обучения всех специальностей
Методические указания по элективному курсу для студентов всех специальностей Вологда iconМетодические указания по развитию навыков чтения литературы для студентов...
Методические указания предназначены для студентов экономических специальностей
Методические указания по элективному курсу для студентов всех специальностей Вологда iconМетодические указания и контрольные задания по английскому языку...
Методические указания и контрольные задания по английскому языку для студентов заочной формы обучения всех специальностей /Сост....
Методические указания по элективному курсу для студентов всех специальностей Вологда iconМетодические указания и контрольные задания по английскому языку...
Методические указания и контрольные задания по английскому языку для студентов заочной формы обучения всех специальностей /Сост....
Методические указания по элективному курсу для студентов всех специальностей Вологда iconЛитература к курсу 17 цель и задачи дисциплины дисциплина «Финансы и кредит»
Рабочая программа, методические указания по выполнению контрольных работ для студентов факультета «экономики и предпринимательства»...
Методические указания по элективному курсу для студентов всех специальностей Вологда iconМетодические указания, пояснения и примеры решения для студентов всех специальностей
Усачев Ю. А. Домашние задания по дисциплине «Метрология, стандартизация и сертификация»: Метод указания, пояснения и примеры решения...
Методические указания по элективному курсу для студентов всех специальностей Вологда iconМетодические рекомендации по выполнению лабораторной работы по курсу...
С. С. Однокомпонентные системы: методические рекомендации к лабораторной работе по курсу «Физическая химия» для студентов специальностей...
Методические указания по элективному курсу для студентов всех специальностей Вологда iconМетодические указания к выполнению домашнего задания по курсу химии
Методические указания предназначены для студентов всех факультетов, изучающих базовый курс химии
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница