Скачать 279.29 Kb.
|
Шарафеева Р.К. Содержание и формы повышения квалификации педагогов. Достижение нового качества образования в процессе модернизации в значительной степени зависит от обеспечения системы образования высококвалифицированными кадрами. Решение проблем развития образования и качественных его перемен связывается с изменениями и в педагогической деятельности, и в системе повышения квалификации. Актуальность проблемы внутришкольного повышения квалификации, которое рассматривается как составная часть системы непрерывного повышения квалификации педагогов, в современных условиях обусловлена двумя группами факторов, связанных, с одной стороны, с тенденциями изменения в самой системе повышения квалификации, с другой – с задачами управления современной школой. Функциональные возможности повышения квалификации на уровне образовательного учреждения и, как следствие, его роль определяются свойствами внутришкольной системы повышения квалификации. Реализация программ внутришкольного повышения квалификации включает следующие этапы, результаты каждого из которых позволят сделать более эффективной деятельность администрации школы по управлению образовательным учреждением:
Развитие системы повышения квалификации на уровне школы объективно требует новой парадигмы внутришкольного управления, суть которой состоит в создании условий, обеспечивающих саморазвитие каждого учителя. Основными путями повышения квалификации в школе-интернате являются: 1. Обучение в ВУЗах (заочное) для тех учителей, у которых нет высшего педагогического образования или получение второго высшего специального образования. 2. Участие в научно- методической работе школы-интерната. 3. Курсы повышения квалификации всех видов в институтах усовершенствования учителей. 4. Аттестация педагогических работников. 5.Творческие семинары. 6.Дистанционное образование. 7. Всевозможные платные курсы. Повышение качества профессионального уровня педагогического мастерства учителей рассматривается не только как процесс накопления знаний. Это, прежде всего процесс углубленного проникновения в сущность новых технологий. Такая переориентация методической работы определяет необходимость нового качества формируемых в её процессе профессионально-личностных характеристик, профессиональной самоорганизации, ключевых компетенций и педагогического творчества учителя. Следовательно, возникает необходимость в создании для всех педагогов широких и разнообразных оснований для самосовершенствования, повышения своего профессионального статуса и организации в школе-интернате общекультурной развивающей среды, которая являлась бы важнейшим фактором развития и саморазвития педагогов. Добиться этого без построения такой ситуации, когда педагог будет обязан и захочет достигать большего – сложная и интересная работа методической службы. Всю методическую работу в школе-интернате планируем так, чтобы были созданы условия, при которых происходит формирование и развитие личности учителя, его профессиональный рост. Для организации непрерывного образования учителя используются разнообразные формы работы:
В процессе внутришкольного обучения для усиления мотивации, учёта индивидуальных особенностей педагогов используются различные методы и подходы. На данный момент в школе-интернате активно внедряется работа малых групп, объединённых единой темой и интересом . Это: - творческая группа в рамках республиканской экспериментальной площадки по теме «Интегрированное воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья как средство успешной социализации». - творческая группа учителей начальных классов, работающая по созданию адаптивной модели образования в классах первой ступени; - творческая группа, рассматривающая и внедряющая в практику здоровьесберегающие технологии. Работа в режиме малых творческо - исследовательских групп - одна из самых продуктивных форм обучения педагогов, т.к. в состав каждой группы входят те педагоги, кому интересно вместе. Увлечённость одной проблемой, занятия исследовательской деятельностью активизируют деятельность педагогов по переводу их методической деятельности в поисково - исследовательскую, способствуют повышению квалификации учителей, создают условия для качественного скачка в развитии профессионального роста педагогов. Особую роль в организации методической работы играет целенаправленная деятельность по поддержке молодых учителей. Работа с ними в значительной степени отличается от организации работы с педагогами, долгое время успешно работающими в школе-интернате. Это специалисты, теоретический запас знаний которых больше, но нет практических навыков. Поэтому необходимо обеспечение непрерывного процесса становления молодого учителя, формирование мотиваций самосовершенствования у начинающего учителя. В школе-интернате работает «Школа молодого учителя», в работе которой вместе с молодыми специалистами участвуют наставники, психолог, учителя – предметники и представители творческих групп. Семинары – практикумы, недели молодого специалиста, взаимопосещение уроков, практические занятия помогают организовать непрерывное образование молодых специалистов. Работа с молодыми и начинающими специалистами помогает коллективу педагогов согласовать свои методические, педагогические и психологические позиции, укрепляет дружеские связи между коллегами, делает молодого учителя владельцем секретов мастерства, накопленного поколениями педагогов нашего лицея. Для своевременного осуществления помощи учителям в методическом кабинете созданы условия для оптимального доступа к любой необходимой информации. Фонд кабинета систематизирован и подразделён на отделы:
Паспорт содержит полную информацию о работе и фонде кабинета. Это:
Методическим кабинетом школы-интерната проводится большая работа по обобщению опыта работы учителей и всего педагогического коллектива через семинары - практикумы, мастер - классы. На базе кабинета ежегодно проводятся республиканские семинары педагогов коррекционных школ, психологов школ города. Важным направлением методической работы является постоянное совершенствование педагогического мастерства учителей через курсовую систему повышения квалификации и стимулирование педагогов школы к аттестации на более высокие квалификационные категории. Деятельность специалистов методической службы ориентирована на формирование креативного и проектного мышления педагогов, совершенствование профессиональной компетентности и аналитических способностей, умение работать в команде. Новизна заключается в разработке комплексно-целевой программы непрерывного образования и педагогического роста учителей. Задачи: создание системы профессионально- личностного самообразования педагогов в овладении ими продуктивных, образовательных и информационных технологий. Ожидаемые результаты: если разработать и внедрить комплексно- целевую программу и создать условия для организации непрерывного образования педагогов, то это должно способствовать высокому уровню готовности педагогов к инновационной деятельности и профессиональной компетенции. Миссия методической службы состоит в том, чтобы создать наиболее благоприятные условия для развития конкурентоспособности педагогов. Реализация данной миссии может осуществляться только через непрерывное образование. При этом необходимо разумно сочетать традиционные и инновационные формы обучения. Традиционные: семинары, творческие отчёты, открытые уроки, тематические консультации. Инновационные: постоянно действующие семинары, мастер-классы, круглые столы, деловые игры, дискуссии, тренинги и т.д. Кадровое обеспечение учебно - воспитательного процесса – важное звено системы управления школой. Поэтому одним из направлений в работе администрации с педагогическими кадрами является процесс оценивания результатов труда учителя. Без оценки педагогического труда в развивающей школе невозможно прогнозировать её дальнейшее развитие. Для того, чтобы объективно оценить труд учителя по принципу результативности необходим процесс его диагностики и контроль за педагогической деятельностью. В течение нескольких лет по итогам внутришкольного контроля создана база данных на учителей школы-интерната. Обобщение этой информации позволило в целом определить квалификацию каждого учителя, наметить пути профессионального роста, формирование педагогического мастерства через организацию непрерывного образования педагогов. Центром определения профессиональной компетенции педагога, а значит, проектирования и организации дифференцированного дополнительного образования стал методический совет школы, у которого изменились функции: от общих тем члены методического совета перешли к адресной помощи, к работе с каждым учителем. Для организации этой работы была разработана комплексно - целевая программа, основными принципами которой являются:
Эти принципы стали основой программы, которая опирается на взаимообусловленность внутришкольного контроля, аттестации и дополнительного профессионального образования. Контроль и аттестацию нельзя рассматривать отдельно от системы непрерывного повышения квалификации. Эта система может успешно функционировать в том случае, если опирается на данные, полученные в ходе контроля и аттестации, выявившие профессиональные затруднения и потребности педагогов. Аттестация не может существовать без информации, полученной в ходе контроля, так как является комплексной оценкой профессиональной квалификации учителя. Аттестация - это не дополнительный контроль, а лишь оценка на основе данных предыдущего контроля; важнейший этап в профессиональной деятельности учителя. Её функции направлены на достижение важнейших целей - оценку труда учителя, его профессиональных качеств; поощрение его заслуг в деле образования, воспитания и развития учащихся; стимулирование повышения мастерства учителя. Таким образом, внутришкольный контроль, аттестацию педагогов нельзя рассматривать отдельно от системы их непрерывного профессионального образования – вне научно- методической работы и вне системы повышения квалификации. Ведь профессиональная компетентность учителя растёт и оценивается в ходе контроля и аттестации, формируется при получении дополнительного образования в системе повышения квалификации. В школе-интернате создана система работы в этом направлении. Уверенно в практику вошла аттестация педагогических работников как одна из форм определения педагогической компетентности, что способствует повышению уровня профессионализма педагогов. Педагоги школы-интерната проходят аттестацию в форме комплексной экспертизы уровня профессиональной компетентности и результативности профессиональной деятельности на основе рейтинговой оценки представленных материалов. За три года 21 педагог школы-интерната (48,8%) повысил свою квалификационную категорию. ^ является хорошим показателем творческой деятельности педагогов, механизмом совершенствования управления качеством образования. Результаты профессиональной аттестации представлены в двух таблицах.
|
![]() | Курсы при Смоленском Институте усовершенствования учителей «Повышение... Использование в образовательном процессе современных образовательных технологий, в том числе и информационно-коммуникационных | ![]() | Курсы повышения квалификации: Информационно-компьютерные технологии... Центр повышения квалификации Региональный центр мониторинга в образовании приглашает Вас и Ваших специалистов на курсы повышения... |
![]() | Курсы повышения квалификации (100 ч и более) Краткосрочные курсы... Участие в конкурсах пнпо, профессиональных конкурсах с указанием даты, результативности участия | ![]() | Курсы повышения квалификации в области ит для учителей-предметников «Информационные и коммуникационные технологии и их применение в образовательных целях» |
![]() | Курсы повышения квалификации для учителей русского языка ... | ![]() | Комплексный план мероприятий по направлению «Движение нового поколения «Мы вместе!» Курсы повышения квалификации учителей физической культуры по теме «Повышение качества физического воспитания в условиях модернизации... |
![]() | 4. Курсы для специалистов Периодические курсы повышения квалификации... Федеральное государственное образовательное учреждение «дагестанский государственный университет» | ![]() | Курсовая подготовка, год, название курсов Курсы повышения квалификации учителей английского языка по программам: «Теория и методика преподавания иностранного языка в начальной... |
![]() | Курсы повышения квалификации: Информационно-компьютерные технологии... Центр повышения квалификации Региональный центр мониторинга в образовании предлагает Вам организацию и проведение курсовой подготовки... | ![]() | План работы курсов повышения квалификации руководителей и учителей гмр Цель: расширение форм повышения квалификации педагогов и руководителей оу, повышение профессиональной компетентности |