Скачать 22.24 Kb.
|
Рассказ Л. Н. Толстого «После бала» развивает тему «срывания всех и всяческих масок» с беззаботной, умытой, праздничной жизни одних, противопоставляя ее бесправию, угнетению других. Но вместе с тем писатель заставляет читателей задуматься над такими нравственными категориями, как честь, долг, совесть, которые во все времена делали ответственным человека за все происходящее с ним и с обществом. К этим размышлениям нас подводит сама композиция рассказа, построенная на противопоставлении картин бала и наказания беглого солдата, переданных через восприятие молодого человека Ивана Васильевича. Именно ему предстоит понять, «что хорошо, что дурно», дать оценку увиденному и сделать выбор своей дальнейшей судьбы. Жизнь юноши складывалась благополучно и беззаботно, никакие «теории» и «кружки» не интересовали ни его, ни близких ему других молодых людей студентов. Но и в то же время ничего предосудительного в их увлечении балами, катаниями, легкими пирушками не было. Мы проникаемся искренней симпатией к Ивану Васильевичу на балу, когда видим его очарованным праздничной атмосферой званого ужина, нежно влюбленным в Вареньку. О восторженной, отзывчивой душе этого человека говорят слова: «я был не я, а какое то неземное существо, не знающее зла и способное на одно добро», «я обнимал в то время весь мир своей любовью». И вот этот горячий, впечатлительный юноша впервые в жизни столкнулся с жестокой несправедливостью, с унижением человеческого достоинства, проявленными даже и не по отношению к нему. Он увидел, что страшная расправа над человеком вершилась обыденно, привычно человеком, который сам недавно на том же балу был добр, весел. В живую душу юноши вошел ужас от увиденного, ему «было до такой степени стыдно», что он «опустил глаза», «поторопился уйти домой». Почему же не вмешался в происходящее, не выразил свое негодование, не обвинил в жестокости и бездушии полковника? Наверное, потому, что такая страшная сцена, впервые увиденная, просто ошеломила молодого человека, а еще смутила та искренность, с которой вел себя полковник при этом наказании. «Очевидно, он что то знает такое, чего я не знаю, – раздумывал Иван Васильевич. – Если бы я знал то, что он знает, я бы понимал и то, что я видел, и это не мучило бы меня». Из рассказа мы узнаем, что «дойти до корня» в своих размышлениях Ивану Васильевичу не удалось. Но совесть его не позволила в дальнейшей жизни стать военным, потому что не смог он вот так «по закону» расправиться с человеком, служить жестокости. А в характер полковника, этого на самом деле любящего отца, приятного в обществе человека, твердо вошли искаженные понятия о долге, чести, достоинстве, позволяющие попирать права других людей, обрекать их на страдания. Автор разоблачает объективные социальные условия, прививающие человеку ложные нравственные категории, но акцент в этом рассказе сделан именно на ответственности каждого за то, что он совершает в жизни. В одной из своих статей Л. Н. Толстой писал: «Главный вред – в душевном состоянии тех людей, которые устанавливают, разрешают, предписывают это беззаконие, тех, которые пользуются им как угрозой, и всех тех, которые живут в убеждении, что такое нарушение всякой справедливости и человечности необходимо для хорошей правильной жизни. Какое страшное нравственное искалечение должно происходить в умах и сердцах таких людей…» |
![]() | Рассказ Л. Н. Толстого «После бала» В основе рассказа «После бала» лежит реальный случай, произошедший с братом Л. Н. Толстого. Произведение поражает контрастностью,... | ![]() | Художественные особенности рассказа Л. Н. Толстого «После бала» Теория литературы: приемы контрастного построения II., рассказ в рассказе, приемы сатирического изображения действительности, подробное... |
![]() | Нашего урока словесности «Экспрессивные возможности конструкций с... Ребята, сегодня у нас открытое занятие, и вы, надеюсь, захватили с собою отличное настроение, серьёзность, уверенность в будущих... | ![]() | Сценарий литературного бала В празднично украшенном бальном зале звучит тихая музыка. Хозяин и хозяйка бала в центре приветствуют гостей. Распорядитель бала... |
![]() | «Истинная красота человека» (По роману Л. Н. Толстого «Война и мир») Цель. Познакомить с романом Л. Н. Толстого «Война и мир», развивать интерес к творчеству Л. Н. Толстого; воспитывать стремление ставить... | ![]() | Учебнику Р. Н. Бунеева "В океане света" на тему: «Произведения Л. Н. Толстого для детей.» Л. Н. Толстого – мудрого человека, обладающего талантами воспитателя, преподавателя |
![]() | На страницах печати Юрздицкая Е. Дни памяти Л. Н. Толстого: (Открытие Дней памяти писателя в цгб им. Л. Н. Толстого) // Слава Севастополя. – 2010. –... | ![]() | Анкета восприятия приключенческой гонки «Западня» Уважаемые респонденты заполните пожалуйста данную анкету. Собранная информация будет учтена при совершенствовании организации подобных... |
![]() | Репетиции с Мишей Репетиции кроме пролога и после бала – у Миши дома, 45 Daniel St Newton. Телефон Миши (617)332-2003 – только для ЧП (emergency) в... | ![]() | Тема: «Вечер памяти Л. Н. Толстого» Цели: продолжить знакомить учащихся с жизнью и творчеством Л. Н. Толстого; вспомнить прочитанные произведения писателя; расширять... |