Конспект учебного мультимедийного урока по теме «Международные отношения на различных этапах «холодной войны»




Скачать 164.76 Kb.
НазваниеКонспект учебного мультимедийного урока по теме «Международные отношения на различных этапах «холодной войны»
Дата публикации01.04.2014
Размер164.76 Kb.
ТипЗанятие
shkolnie.ru > Военное дело > Занятие
Муниципальное автономное образовательное учреждение Белоярского района

«Общеобразовательная средняя (полная ) школа п. Сорум»

Конспект

учебного мультимедийного урока по теме

«Международные отношения на различных этапах «холодной войны»

Подготовила:

Филиппова Лариса Алексеевна


Организационная информация

Автор занятия (ФИО, должность)

Филиппова Лариса Алексеевна, учитель истории, обществознания и английского языка

Образовательное учреждение

Муниципальное автономное образовательное учреждение Белоярского района

«Общеобразовательная средняя (полная ) школа п. Сорум»

Республика/край

Тюменская область, ХМАО - Югра

Город/поселение

Сорум

Класс

11

Продолжительность занятия

90 минут

Интеграция образовательных областей

Познание, коммуникация, социализация, география.


^ Конспект мультимедийного урока в 11 классе:

«Международные отношения на различных этапах «холодной войны»
«Война невероятна, мир невозможен».

Реймон Арон, французский философ,

социолог и политический мыслитель.
^ Тема урока: «Международные отношения на различных этапах «холодной войны». ( слайд № 1)

Тип урока: изучения нового материла (рассчитан на 2 часа)

^ Цель урока: формирование представлений о том, что «холодная война» оказала определяющее влияние на основные тенденции в международных отношениях во второй половине XX века; опираясь на исторические источники сформировать представление о его основных характерных чертах и со­бытиях.

Задачи:

Образовательные:

  • выяснить и усвоить понятие «холодная война», причины ее возникновения, ее влияние на международные отношения и последствия для развития мировой политики;

  • выявить причинно-следственные связи, условия и факторы, смысл и значение изучаемых исторических событий и явлений.

Воспитательные:

  • продолжить формирование интереса к истории, способствовать воспитанию гражданской позиции учащихся, развитию инициативы.

Развивающие:

  • продолжить работу над развитием умений учащихся анализировать, обобщать, систематизировать исторические факты, обосновывать свое отношение к ним.

  • продолжить работу над развитием познавательной активности, коммуникативной компетентности, умения оформлять и представлять результаты познания.

^ Приемы и средства обучения: беседа, работа с историческими терминами, работа с документами, презентации по теме урока, решение проблемных заданий.

Оборудование: мультимедийное оборудование (доска, компьютер), учебник, плакаты времён «холодной войны», презентации учителя и учащихся, карточки для учащихся.

План урока. (слайд № 2)

  1. «Холодная война». Что это означает?

  2. Причины начала «холодной войны»

  3. Создание системы блоков. НАТО и Организация Варшавского договора.

  4. Этапы международной политики периода «холодной войны» 1940-х - 1980-х гг.

  5. Итоги и последствия «холодной войны».

Ход урока.

1.Оргмомент. (1 мин.)

Учитель. Когда и чем закончилась Вторая мировая война? Используя карту, опишите территориальные изменения, произошедшие в мире после окончания Второй мировой войны? Как изменилось соотношение сил на международной арене? Какой урок вынесло человечество из этой войны? (слайд № 3)

(Выслушиваются ответы учащихся.)

Сегодня у нас тема урока звучит так « Международные отношения на различных этапах «холодной войны». ^ Запись темы в тетради.

Давайте мы с вами попытаемся сформулировать цели урока по названию темы.

(Выслушиваются ответы учащихся.)

Учитель. Как вы понимаете слова эпиграфа урока? (слайд № 4)

(Выслушиваются ответы учащихся.)

Учитель. Сегодня нам предстоит ознакомиться со значительным и сложным явлением в международных отношениях «холодной войной». Нам необходимо понять суть этого явления, определить причины ее возникновения, ознакомиться с ее основными событиями и результатами. В процессе урока вы должны будете дать собственный ответ на несколько вопросов, а именно:

  1. Была ли альтернатива политике конфронтации?

  2. Можно ли определить победителя в этой войне с позиции общечеловеческих интересов?

  3. Какие уроки надо извлечь из итогов « холодной войны»?

1.«Холодная война». Что это означает?

Учитель. Вторая мировая война полностью изменила соотношение сил между народами и континентами. Великобритания и Франция вышли из войны ослабленными. Их колонии все настойчивее требовали независимости, что в итоге привело к краху колониальной системы. После войны в мире остались только две сверхдержавы-СССР и США, которые приобрели наибольшее влияние. Две великие державы приняли на вооружение концепции жесткой конфронтации, началась « холодная война». Впервые этот термин использовал осенью 1945 г. писатель-фантаст Дж. Оруэлл, комментировавший международные события в британском журнале «Трибюн». Как вы понимаете, что такое «холодная война»?

(Выслушиваются ответы учащихся.)

^ Запись в тетради определения «холодная война

Холодная война - состояние военно-политической конфронтации между государствами и групп государств, при которой ведется гонка вооружений, применяются экономические меры давления.

^ 2.Причины начала «холодной войны» (слайд №5)

Для рассмотрения причин холодной войны мы используем приведенный в учебнике отрывок из речи У.Черчилля «Мускулы мира».(§16, с. 171-172, учебник А.А.Улуняна «Всеобщая история. Новейшая история ».). (слайд № 8)

^ Задание для учащихся. Какие государства, по мнению Черчилля, находятся за «железной завесой»? Что означает этот термин? Сформулируйте причины, по которым страны Запада должны, по – мнению Черчилля, изменить свою прежнюю политику. В речи нет прямого призыва к конфронтации. Но многие историки считают эту речь предвестником «холодной войны». Почему? (Выслушиваются ответы учащихся). Учитель дополняет ответы учащихся.

^ Запись в тетради определения «железный занавес».

«Желе́зный за́навес» — политическое клише, обозначающее информационный, политический и пограничный барьер, на протяжении нескольких десятилетий отделявший СССР и другие социалистические страны от капиталистических стран Запада.

Учитель. 12 марта 1947 г. американский президент выступил с не менее известной речью, которая стала доктриной внешней политики государства. И эту речь тоже считают истоком «холодной войны». Какова основная идея речи?

Учащиеся знакомятся с фрагментом речи Трумэна, выявляют основную идею речи.

(Выслушиваются ответы учащихся).

^ Запись в тетради ( слайд № 6)

Два основных тезиса доктрины Трумэна:

  • позиция силы и политика твердого сдерживания коммунизма от захвата новых территорий, провозглашенных жизненно важными для обеспечения безопасности и интересов США,

  • ослабление советской системы и обострение ее противоречий.

Учитель, дополняя ответы учащихся, формулирует причины «холодной войны».
Запись в тетради

Причины «холодной войны»:

  • Идеологические разногласия.

  • Стремление к мировому господству, раздел мира на сферы влияния.

  • Гонка вооружений.



^ 3.Создание системы блоков. НАТО и Организация Варшавского договора.

Учитель. Берлинский кризис, приведший осенью 1949 г. к расколу Германии на ФРГ и ГДР, ускорил желание западных стран создать свой собственный военный союз. 12 стран, в том числе США, подписали так называемый антлантический пакт, по которому нападение на одну из стран союза рассматривалось как нападение на все страны пакта.

По мере установления в Восточной Европе новых прокоммунистических режимов все отчетливее вырисовывалось разделение мира на противостоящие друг другу части. В 1955 г. по инициативе СССР был создан военно-политический блок, в который вошли страны Восточной Европы.

^ Запись в тетради названий блоков и даты образования (слайд № 7)



Задание для учащихся: предлагается сравнение содержания Североатлантического договора и Варшавского договора. (§16, с. 172-173, учебник А.А.Улуняна «Всеобщая история. Новейшая история ».). Учащиеся отвечают на вопросы к документу.

(Выслушиваются ответы учащихся)

Учитель дополняет ответы учащихся и делает вывод о том, что поляризация мира завершилась созданием блоков, и созданные коалиции принялись бороться за лидерство в мире. Их главной целью было военно-политическое противодействие друг другу.

Учащиеся анализируют схему «Состав НАТО и ОВД», чтобы ответить на вопрос: отражались ли различия в составе блоков на их военной мощи.
^ 4.Этапы международной политики периода «холодной войны» 1940-х - 1990-х гг.

Учитель. В исторической литературе в рамках «холодной войны» принято выделять несколько этапов, характеризующиеся разной степенью напряженности. Во время «холодной войны» международные отношения развивались по принципу «маятника»: от кризиса к разрядке, от соперничества к партнерству. Для холодной войны было характерно частое появление "горячих" точек. Каждый локальный конфликт выносился на мировую арену благодаря тому, что противники по «холодной войне» поддерживали противоборствующие стороны. Ввиду того, что прямой конфликт между двумя сверхдержавами неминуемо перерос бы в ядерный с гарантированным уничтожением всего живого на планете, то стороны стремились взять верх другими методами, в т.ч. и ослаблением противника в отдельно взятом регионе и укреплении там своих позиций, при необходимости и с помощью военных действий. Огненная дуга советско-американского противостояния опоясала практически все континенты планеты от Восточной Азии до Латинской Америки, от Южной Африки до Центральной Европы. Самыми острыми моментами «холодной войны» стали Берлинский и Карибский кризисы, когда мир оказался на грани войны. Крупнейшими военными конфликтами 1950-1970-х гг. стали войны в Корее, Вьетнаме, Алжире и Афганистане. По мере заполнения таблицы, мы выслушаем сообщения учащихся о некоторых событиях той эпохи.

^ Задание для учащихся: начать заполнение хронологической таблицы. (слайд № 8)

«Основные периоды «холодной войны»

(по материалу учебника и рассказу учителя)

Период

Общая характеристика

Основные события.

1946-1953 гг.







1953.-1969 гг.







1970-1977 гг.







конец 1970-х - конец 1980-х гг.








Учащиеся заполняют информацию о первом этапе (коллективная работа). Зачитывают записи.

Сообщение учащихся о Берлинском кризисе, о Корейской войне. (слайд № 9)

Просмотр видеофрагментов. ( слайды № 10-11)

^ 5.Итоги и последствия «холодной войны».

Учитель. Кто победит в этой гонке? Для многих людей, живущих в то время, это был вопрос жизненно важный. Угроза ядерной войны и взаимного уничтожения постоянно держала в напряжении не только политиков, военных и ученых, но и простых людей. Ведь на протяжении многих лет людям внушалась мысль о враждебности тех, кто находится на противоположной стороне. Ярким примером служат плакаты времен «холодной войны». (слайд № 12-13)

^ Задание для учащихся: предлагается заполнить таблицу о последствиях «холодной войны». Один учащийся работает у доски, делая записи в таблице. (слайд № 14)

Учитель: Подведем итоги нашего урока. Прошло не много времени, но уже ясно, что «холодная война» была гигантской ошибкой, стоившей миру огромного напряжения сил и непомерных материальных и людских потерь.

Хотелось бы получить ответы на вопросы, прозвучавшие в начале занятия. (слайд № 15)

  1. Была ли альтернатива политике конфронтации?

  2. Можно ли определить победителя в этой войне с позиции общечеловеческих интересов?

  3. Какие уроки надо извлечь из итогов « холодной войны»?

(Выслушиваются ответы учащихся.)

Учитель. Подведение итогов урока.

Домашнее задание:

  • §16, продолжить заполнение таблицы «Основные периоды «холодной войны».

  • Проблемный вопрос «Продолжается ли «холодная война» и сегодня?» Подберите факты из СМИ, подтверждающие или опровергающие данное утверждение.



Литература:

1.Улунян А.А., Сергеев Е.Ю.Всеобщая история. Новейшее время. Учебник для 11 клааса общеобразовательных учреждений. - М.:Просвещение,2010.

2. Улунян А.А., Сергеев Е.Ю., Коваль Т.В.,Хромова И.С. Поурочные разработки к курсу «Новейшая история зарубежных стран».- М.:Просвещение,2010.

3. CD «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Новейшая история». 2006.

4. http://www.coldwar.ru/bases/bases1.php

5. http://www.megabook.ru.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Речь Трумэна на заседании Конгресса 12 марта 1947г. - "Доктрина Трумэна"

(Извлечения)

Серьезность ситуации, сложившейся сегодня в мире, требует моего выступления перед объединенной сессией Конгресса. Внешняя политика и национальная безопасность нашей страны находятся под угрозой. …
Народам многих стран мира недавно навязали тоталитарные режимы против их желания. Правительство Соединенных Штатов делало частые протесты против политики принуждения и запугивания, в нарушении Ялтинского соглашения, в Польше, Румынии, и Болгарии. Я должен также заявить, что во многих других странах были подобные события. …
В настоящий момент почти каждая нация в мире должна выбрать между альтернативными образами жизни. Выбор слишком часто далеко не свободный. Один образ жизни основан на воле большинства и отличается свободными демократическими учреждениями, свободными выборами, гарантиями свободы личности, свободы слова и религии и свободы от политического притеснения. Второй образ жизни основан на желании меньшинства, насильственно наложенного на большинство. Он отличается террором и притеснением, управляемой прессой и подавлением личных свобод. …
Я полагаю, что Соединенные Штаты должны поддерживать свободные народы, которые сопротивляются агрессии вооруженного меньшинства или внешнему давлению. Я полагаю, что мы должны помочь в освобождении народов, чтобы они сами могли решать свою собственную судьбу. Я полагаю, что наша помощь должна быть прежде всего экономической и финансовой, которая приведет к экономической стабильности и таким образом окажет свое влияние на политические процессы…


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Берлинский кризис
В 1948 г. впервые с момента окончания Второй мировой войны мир оказался на грани третьей мировой войны.Летом 1948 г. в Лондоне западные страны принимают решение о строительстве сильного западногерманского государства, которое стало бы главным препятствием для продвижения коммунизма на Запад. Для этой цели они объединили все свои зоны оккупации и образовали одну, так называемую «Тризонию». Москва настаивала на том, чтобы Германия, как это было определено на Ялтинской встрече «Большой тройки», оставалась единым демократическим антифашистским государством с единым правительством. Сталин рассчитывал, что проведение в Германии денацификации, демилитаризации и демократизации укрепит в ней просоветские силы. Поэтому советское руководство еще весной 1948 г. стало искать средства противодействия политике Запада в Германии.

22 июня 1948 г. Сталин в ответ на введение западной немецкой марки в Берлине проводит денежную реформу в советской зоне оккупации и районе Большого Берлина. А через два дня советские оккупационные власти по «техническим причинам» полностью перекрывают наземные пути сообщения, связывающие Берлин с западной зоной. В свою очередь, западные державы создают «воздушный мост», по которому почти год, с июня 1948 по май 1949 г., снабжают всем необходимым западную часть Берлина. Советское руководство вынуждено было признать поражение своей попытки блокады Берлина.

Сталину не удалось помешать созданию западногерманского государства. 20 сентября 1949 г. «Тризония» была официально объявлена государством под названием Федеративная Республика Германии (ФРГ). Итогом берлинского кризиса стало дальнейшее обострение конфронтации двух систем и появление двух Германий. 7 октября 1949 г. на востоке страны была образована Германская Демократическая Республика (ГДР).

^ Кризис 1961г. Возведение Берлинской стены.

Одной из основных целей советской дипломатии 40-60х годов была стабилизация ситуации в Европе; нужно было решить немецкую проблему. Отсутствие юридического признания ГДР имело для СССР и его союзников серьезные последствия, так как можно было постоянно оспаривать законность самого существования второго немецкого государства.

Чтобы сломить сопротивление своих западных партнеров, Н.С. Хрущев использовал единственное орудие давление, которое война оставила Советскому Союзу в Германии, - Берлин. Бывшая немецкая столица была для СССР двойной проблемой. Раздел города, то есть присутствие в столице неподконтрольного ГДР западного сектора, являлся фактором постоянной нестабильности для восточно-германского государства. Существовала открытая дверь, через которую происходила утечка людей и средств в Западную Германию, где благодаря производственному подъему существовала более солидная экономика и лучшие условия жизни. Особенно усилился этот процесс в июле 1961-го, когда из Восточного в Западный Берлин ежедневно бежало до тысячи человек. Кроме того, свободный проход через Западный Берлин в ГДР был лазейкой для разведок капиталистических стран, чем они и пользовались, проникая в расположение советских войск для сбора разведданных.

13 августа 1961 г. Хрущев решился на постройку знаменитой стены вокруг Западного Берлина. Эта часть города была изолирована от остальной территории ГДР настоящим барьером из бетонных плит, возведенным за одну ночь и тщательно охраняемым. Огромная масса людей утром 14 августа попытались уехать домой к месту жительства, работы и т.д. Десятки тысяч людей скопились у Бранденбургских ворот и в других местах по обе стороны вновь созданной границы, но все их попытки перебраться через нее решительно пресекались полицией ГДР. По громкоговорителям был объявлен приказ "Немедленно разойтись", но люди продолжали стоять. И тогда мощные водометы буквально в течение получаса рассеяли огромную толпу. Таким образом Восточно-германское правительство закрыло границы между Восточным и Западным Берлином для восточных немцев, что дало возможность остановить отток людей и средств в другую Германию, восстановить контроль над своей территорией, своим населением и экономикой, укрепить свое положение и создать основы для самостоятельного развития своей республики

На 28 октября 1961 г. американцы наметили акцию по уничтожению пограничных заграждений, разделивших Берлин. Военная разведка Советского Союза заблаговременно получила информацию о точном времени и месте начала операции.

К КПП у Бранденбургских ворот двинулась колонна американской военной техники. Впереди шли три джипа, за ними - бульдозеры. Замыкали колонну 10 танков. С советской стороны в этом месте были размещены до батальона пехоты и до полка танков. После того, как джипы беспрепятственно проехали КПП, из близлежащих улиц стали выходить советские танки. Бульдозеры были заблокированы на западной территории. Советские и американские танки всю ночь стояли с наведенными друг на друга орудиями. Кроме того, западноберлинский аэродром Тепмельгоф был полностью блокирован советскими истребителями, которые никому не позволяли взлетать и садиться, поэтому, в отличие от кризиса 1948г., на поддержку извне американским войскам в Западном Берлине расчитывать не приходилось.

Говорят, на американское командование сильное впечатление произвела дисциплина советских танкистов: за всё это время ни один из них так и не вылез из своей машины. Под утро по команде из Москвы советские войска ушли назад в прилегающие улицы. Минут через 20 американские танки и бульдозеры также отступили. Этим противостоянием закончился Берлинский кризис. Запад признал де-факто границы ГДР.
^ Корейская война

До окончания Второй мировой войны весь Корейский полуостров считался территорией Японии. После поражения императорского режима лидеры государств, победивших в страшнейшей войне минувшего столетия, решили разделить японскую колонию надвое. Земли к северу от 38-й параллели передавались под управление советских войск, южная же часть острова стала военным протекторатом США, которым из Токио управлял генерал Мак-Артур. Советских военных очень скоро сменил режим ставленника Москвы Ким Ир Сена. Ким Ир Сен почти не скрывал готовности атаковать южного соседа и силой объединить корейские государства. На юге тем временем к власти пришел Ри Сингмун, который делал похожие заявления - только начинать объединение он собирался не с севера, а с юга полуострова.

В 1948-49 г. СССР и США вывели свои войска из Кореи. Правительства Южной и Северной Кореи начали готовиться к войне за объединение страны силой. К концу 1940-х годов на 38-й параллели без стычек уже не проходило ни дня. 25 июня 1950 г., ссылаясь на провокации, Северная Корея начала войну и на 4 день ее армия заняла Сеул. Американских военных, расквартированных в Южной Корее, это событие застало врасплох. США, которые могли лишь наблюдать за быстрым продвижением северокорейской армии к югу, обратились к ООН с просьбой признать действия Пхеньяна агрессивными и направить в район ведения боевых действий международные войска. США через Совет Безопасности ООН провели резолюцию, осуждавшую Северную Корею и получили право на вмешательство в конфликт под флагом ООН. Высадившись в Чемульпо, союзники стремительно освободили захваченные территории и вторглись в Северную Корею. КНДР обратилась за помощью к Китаю и Советскому Союзу. Получив советскую технику и помощь Китайской армии, северяне выровняли линию фронта и в 1954 г. был подписан мирный договор. Корейская война показала, как «холодная» война легко может перерости в «горячую».

Корейская война стала одной из первых крупномасштабных военных кампаний, в которых ключевую роль сыграла боевая авиация. Впервые бои велись на сверхзвуковых скоростях: советским "МиГ-15", которыми управляли китайские и, по слухам, еще и советские пилоты, противостояли первые американские сверхзвуковые машины F-86. В 1951 году начались переговоры о перемирии. Они продолжались два года, и до сих пор война официально завершенной не считается. Точное число жертв корейской войны неизвестно. Однако, по мнению западных историков, за время конфликта погибло не менее 500 тысяч человек.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Последствия «холодной войны»

Выводы

Факты

Раскол мира на две противоположные системы




Усиление милитаризма




Гонка вооружений достигла невиданного уровня




Формирование военно-промышленных комплексов СССР и США




Похожие:

Конспект учебного мультимедийного урока по теме «Международные отношения на различных этапах «холодной войны» iconВведение истоки холодной войны
Второй Мировой войны. Почему же Вторая Мировая война, по существу, стала колыбелью войны холодной? На первый взгляд, это кажется...
Конспект учебного мультимедийного урока по теме «Международные отношения на различных этапах «холодной войны» iconВ. Г. Черновол «Бережков В. Страницы дипломатической истории»: © «Международные...
Сср, направленных на создание системы коллективной безопасности в Европе, о трудном и сложном процессе формирования антигитлеровской...
Конспект учебного мультимедийного урока по теме «Международные отношения на различных этапах «холодной войны» iconРазработка урока мультимедийного урока 7 класс по теме: «давление твердых тел»
На предыдущих уроках мы с вами познакомились с некоторыми физическими явлениями и физическими величинами (масса, сила, плотность...
Конспект учебного мультимедийного урока по теме «Международные отношения на различных этапах «холодной войны» iconКонспект урока математики в форме защиты проекта «Решение задач по теме «Пропорция»
Закрепление понятия пропорции и основного свойства пропорции. Систематизация материала по теме «Отношения. Пропорции»
Конспект учебного мультимедийного урока по теме «Международные отношения на различных этапах «холодной войны» iconКонспект урока в 6 классе по теме «Проценты»
Пропаганда здорового образа жизни на уроках математики; формирование негативного отношения к курению
Конспект учебного мультимедийного урока по теме «Международные отношения на различных этапах «холодной войны» iconКонспект урока по теме The
...
Конспект учебного мультимедийного урока по теме «Международные отношения на различных этапах «холодной войны» iconЗадачами урока или занятия
Они обеспечивают реализацию принципа наглядности и содействуют повышению эффективности учебного процесса, дают учащимся материал...
Конспект учебного мультимедийного урока по теме «Международные отношения на различных этапах «холодной войны» iconУроке 3 Теоретический зачёт по теме «Изопроцессы в газах»
Система оценки учебных достижений учащихся на различных этапах изучения темы «Газовые законы»
Конспект учебного мультимедийного урока по теме «Международные отношения на различных этапах «холодной войны» iconПлан-конспект урока
Тема и номер урока в теме: изучаемый раздел: Световые явления. Урок №61, по теме № Тема урока: Построение изображения в линзах
Конспект учебного мультимедийного урока по теме «Международные отношения на различных этапах «холодной войны» iconПланы семинарских занятий по курсу «Теория мирового политического...
...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница