Тема : о необходимости просить прощение и прощать




Скачать 115.36 Kb.
НазваниеТема : о необходимости просить прощение и прощать
Дата публикации03.10.2013
Размер115.36 Kb.
ТипДокументы
shkolnie.ru > Психология > Документы
Автор: Кузнецова Наталия Васильевна, воспитатель МБДОУ ЦРР д/с №2 «Искорка» г. Протвино

Тема: О необходимости просить прощение и прощать

(для подготовительной группы д/с)

Номинация конкурса: Педагогические идеи и технологии: дошкольное образование.
Актуальность:

Дошкольное детство – важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущение собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле.

Одним из важнейших проявлений развития ребенка является усвоение им требований общества и развития психологических качеств, необходимых для функционирования его как личности. Этот аспект развития описывается как процесс социализации. Истоки гармоничной социализации ребенка кроются в раннем детстве.

В настоящее время в нашем обществе нравственные ценности из области сопричастности общему, коллективному идеалу ответственности человека за человека, из области сопереживания другим людям сместились на переживание прагматических ценностей выгоды, удачи, на проявление практичности и рационализма. В результате этого усиливается разобщенность людей, происходит разрушение семьи, потеря смысла жизни, нарастание неадаптивных форм поведения.

Исследования отечественных психологов и педагогов (И.В. Дубровиной, И.Я. Медведевой, К.Д. Ушинского и др.) показывают, что падение нравов есть страшное следствие оскудения духовной традиции в нашей жизни. Сегодня совершенно очевидно, что нравственные болезни общества отрицательно действуют на все стороны человеческой жизни, в первую очередь на детей.

Психологи И.Я. Медведева, Т.Л. Шишова убеждены в том, что невозможно воспитать здорового и гармонично развитого ребенка без опоры на традиционную для родителей и страны этику.

В России издавна придавалось большое значение духовной культуре, проводником которой была Русская Православная Церковь, являющаяся всегда и важнейшим гарантом душевного и духовного здоровья человека. Тысячу лет Русская Православная Церковь была надежной опорой для многих поколений наших соотечественников, драгоценным кладезем не только культуры религиозной веры, но и нравственного воспитания наших детей.

Если раньше традиция сама обеспечивала необходимый уровень житейско - нравственной воспитанности детей, их социального совершенствования, то теперь эту традицию должны поддерживать школы и детские сады, создавая систему вхождения человека в социум. Одним из компонентов системы работы по формированию и развитию духовно-нравственной сферы детей дошкольного возраста может стать программа «Добрый мир. Православная культура для малышей» (автор: Людмила Леонидовна Шевченко), целью которой является «формирование базовой культуры на основе отечественных традиционных духовных ценностей».

Данный конспект организованной образовательной деятельности был составлен и проводился в рамках курса по духовному краеведению на основе программы «Добрый мир» в подготовительной группе детского сада №2 «Искорка» г. Протвино.
^ Цель: познакомить детей с нормами христианской этики (с раскаянием и прощением).

Задачи:

Образовательные: познакомить с притчей о блудном сыне;

Воспитательные: пробудить у детей желание к приобретению добрых качеств, а именно, способности просить прощения и прощать;

Развивающие: развитие мышления, речи, мелкой моторики.

^ Интеграция образовательных областей: коммуникация, познание, музыка, здоровье.

Оборудование: магнитная доска, магниты, стулья для детей, иллюстрации евангельской притчи о блудном сыне или видеоматериал, экран для просмотра видео, проектор, напечатанный текст «золотого правила».

^ Ход организованной образовательной деятельности:

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность воспитанников

^ I. Орг. момент

(1 мин.)


Педагог приветствует ребят и приглашает их присесть вокруг нее.

Дети приветствуют педагога и присаживаются на стулья в форме полукруга.

II. Основная часть

(15-17мин.)
1.Сообщение темы

2. Знакомство с евангельской притчей о блудном сыне

(3-5 мин.)


3. Беседа по притче о блудном сыне (5 мин.)

4. Обсуждаем- размышляем (Чтение стихотворения «Обида»)

(2 мин.)

5.Физминутка

(1 мин.)

6. Обсуждаем – размышляем (продолжение) (чтение стихотворения «Прощение»)

(2 мин.)

7.Составляем «золотое правило»

(1, стр.71)

(3 мин.)

8. Выводы


- Ребята, сегодня у нас необычная встреча. Давайте, дружно, все вместе, узнаем об очень важных качествах, которые, необходимы каждому человеку. Какие это качества и почему они так важны мы узнаем из одной истории, которая произошла очень давно. Во время просмотра прошу вас быть внимательными.
Для просмотра мультфильма педагог использует мультимедийные средства обучения (телевизионный экран или проектор). Если нет возможности показать мультфильм можно прочитать текст притчи:

«У одного человека было два сына. Младший не захотел быть послушным отцу и, не спросив разрешения отца, уехал в дальние края. Он жил весело и беззаботно. Но вот у него закончились деньги. Чтобы не умереть с голоду, он нанялся к богатому человеку пасти свиней и ел вместе с ними. Наконец, он вспомнил родительский дом. «Пойду к отцу, попрошу прощения. Я ведь очень виноват перед ним!» Увидев в дали своего непослушного сына, любящий отец побежал ему на встречу, обнял его и поцеловал. Он по-прежнему любил своего ребенка и простил его.» (1, стр.30)

- Ребята, о ком рассказывает нам эта древняя история?


- Хорошо ли поступил сын, когда не послушался отца и ушел из дома без разрешения?

- Мы, с вами знаем, что непослушание – это очень плохое качество, которое может привести к каким-то неприятностям или даже к беде.
- Что же случилось с непослушным сыном?

- На что же все-таки решился наш герой?


- Как вы думаете, легко ли было ему принять такое решение? Вообще легко просить прощения или нет?
- Просить прощения не всегда просто. Ведь когда приходится просить у кого-то прощения, значит признать свою неправоту? И наш герой очень боялся, что отец не простит его, прогонит, потому что поступил очень плохо.

- Что же сделал отец?

Отец по-прежнему, любил своего сына и был счастлив снова его видеть. Все это время он очень волновался, потому что не знал, где был его сын. Увидев его живым, очень обрадовался и, конечно, простил его.
- Какие же важные качества проявили отец и сын?

- Как вы думаете это хорошие качества?

- А если бы сын не решился попросить прощения и не вернулся бы домой, что могло бы случиться?

- А отец бы всю жизнь горевал о своем сыне.
- Значит, если вовремя попросить прощение, раскаяться за какой-то проступок можно избежать беды.
- А у вас были такие ситуации, когда вы могли кого-то обидеть?


- Оказывается, у каждого из нас были такие ситуации.

- Послушайте, что случилось с мальчиком, который обидел свою сестренку.

^ Во время прочтения стихотворения обида на экране появляется изображение огорченной девочки.

- Из-за чего мальчик огорчился?


- Как он вернул себе хорошее настроение?

Вывод:

- Получается, когда кого-то обидишь, нагрубишь, самому становится плохо, как будто тяжелый груз на сердце. А, попросишь прощения, сразу приходит облегчение. Как важно уметь попросить прощения. И какую радость это приносит!


Учитель предлагает ребятам сделать упражнение для пальчиков и вспомнить еще об одном важном качестве, вежливости.

^ Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю –

Всех я вас приветствую!

(Т.Сикачева)

Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками. Одновременно со словами «Всех я вас приветствую!» раскрыть ладони и приветственно помахать друг другу.

(2, стр. 21)

- Мы, узнали, что способность просить прощение, раскаиваться очень важное качество для каждого из нас.

- Но и, умение прощать не менее значимое качество.

- Давайте послушаем.

^ Педагог вызывает одну из воспитанниц, которая наизусть читает стихотворение «Прощение»).


-Ребята, как нужно просить прощенья, чтобы тебя простили?
- Вы согласны, что такие качества как раскаяние и прощение, очень хорошие и важные качества для каждого человека, для всех нас.


- Итак, для того, чтобы никогда не забывать эти замечательные и полезные качества, есть одно «золотое правило». Но, чтобы нам его узнать, нужно собрать эти части (на столе заранее приготовлены три части «золотого правила»)

- Ребятки, я желаю вам никогда не забывать это «золотое правило», которое поможет нам не бояться просить прощения и искренне прощать. Ведь люди, которые живут, руководствуясь этим золотым правилом, обладают «золотыми сердцами».



Ребята смотрят мультфильм.

- О человеке, который ушел из дома без разрешения отца.

- Сын поступил плохо.


- Он потратил все деньги, обеднел и стал пасти свиней у одного богатого человека.

- Он решился попросить прощения у отца?
Ответы детей.

- Простил сына.


- Отец простил, а сын попросил прощения.

Утвердительный ответ детей.
- Наверное, он умер бы с голоду.

- Ответы детей.

Один из воспитанников наизусть читает стихотворение «Обида».
^ Я сестренке надерзил

И ее обидел,

Я еще такой несчастной

Верочку не видел.
Стало мне не по себе,

В сердце – огорченье.

Подошел к сестренке я,

Попросил прощенья.

(1, стр. 70)

- Он обидел свою сестренку и увидел, как она расстроилась.
- Попросил прощенья.

Дети выполняют упражнение.

Одна из воспитанниц наизусть читает стихотворение «Прощение»:
^ Вот увидишь, вот увидишь,

Если ты меня обидишь, Я не буду обижаться,

Драться или обзываться.
Все, мой друг, тебе прощу,

Шоколадкой угощу…

Ну, а после угощенья

Попроси и ты прощенья!

- Искренне, от всего сердца.
Утвердительный ответ детей.

Ребята с помощью учителя подбирают подходящие по смыслу части высказывания и составляют на магнитной доске «золотое правило»:

«Как ты хочешь, чтобы с тобой поступали, люди, так и ты относись к ним».


^ III. Заключит. этап

(2 мин.)



- Ребятки, спасибо вам за внимание и помощь. А в заключение, хочу сообщить вам важную информацию.

С давних времен в нашей стране есть особенный день «прощенное воскресенье». В этот день все люди могут попросить прощения друг у друга.




Литература:

  1. Шевченко Л. Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. Книга 2. Хорошо – плохо. М., 2011. Стр. 30, 70-71.

  2. Санина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов. - М., 2004. Стр. 21.

  3. Интернет источник: video. meta. ua (мультфильм по евангельской притче о блудном сыне).

Похожие:

Тема : о необходимости просить прощение и прощать iconАлена Викторовна Медведева Нам не узнать друг друга сразу Романтическая...
И это мягко сказано! Дни, когда решается все или почти все, и самое плохое в этом случае, когда от тебя ничего не зависит Ты можешь...
Тема : о необходимости просить прощение и прощать iconСовести в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
«Вина – совесть – искупление – прощение», отражающей взгляды автора на закономерность взаимовлияния искупления и прощения для героев...
Тема : о необходимости просить прощение и прощать iconЧто значит прощать других людей?
Как ты понимаешь смысл высказывания: «Больше достоинства в уменье побеждать пороки, нежели в том, чтобы не иметь их»?
Тема : о необходимости просить прощение и прощать iconТема: «Мы выбираем здоровый образ жизни»
Цель: Формирование у младших школьников осознания необходимости сохранения собственного здоровья
Тема : о необходимости просить прощение и прощать iconТема: Решение задач
Мы поговорим о необходимости беречь своё здоровье и окружающий нас мир, путём исследования человеческого организма
Тема : о необходимости просить прощение и прощать iconКлассный час «О пользе прощения» Цели: Знакомство с понятием слов «толерантность»
Помочь ребятам осознать важность, пользу прощения и то, к чему приводит неумение прощать
Тема : о необходимости просить прощение и прощать iconНа одиночество. Просить то, что он хочет. Делать ошибки и отвечать за них
Психологическая помощь и поддержка взрослым и детям в сложных жизненных ситуациях
Тема : о необходимости просить прощение и прощать iconИспользование лингвострановедческого материала в обучении иностранному языку
Общепризнанным стал вывод о необходимости глубоко знать специфику страны изучаемого языка и о необходимости страноведческого подхода...
Тема : о необходимости просить прощение и прощать iconПрости простота
Др рус проща прощение грехов, чудесное исцеление; из prostia избавление, от prostъ, (см простой); словен.: prostiti, prostim простить;...
Тема : о необходимости просить прощение и прощать iconПсихологи теперь знают, что делает людей счастливыми
Счастливые люди окружают себя семьёй и друзьями, не гонятся за успехами соседей, поглощены дневными делами и, что самое главное,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница