Программа по дисциплине опд. Ф 4




Скачать 243.25 Kb.
НазваниеПрограмма по дисциплине опд. Ф 4
Дата публикации01.05.2013
Размер243.25 Kb.
ТипПрограмма
shkolnie.ru > Психология > Программа
Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Новосибирский государственный педагогический университет»

УТВЕРЖДЕНА

Советом факультетаИФМИП

________________/Е.Ю. Булыгина/

«___» _________________ 2010 г.

Обсуждена на заседании кафедры специальной психологии ИФМИП

Протокол № __ от «__» _________ 2010 г.

________________ /А.Ф. Повещенко/
ПРОГРАММА по дисциплине

ОПД.Ф.3.4. «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни»

Специальность:050716.65 Специальная психология

Специализация: Практическая психология и консультирование

Квалификация: Специальный психолог
Составитель: к.м.н., доцент Вольский Н.Н.

Новосибирск 2010

^

Цели и задачи дисциплины


Цель преподавания курса «Основы медицинских знаний» - дать студентам представление о слагаемых здоровья человека в современном мире, о его месте в системе ценностей, важности навыков здорового образа жизни и их пропаганде, а также подготовка студентов к выполнению комплекса срочных лечебно-профилактических мероприятий, необходимых при несчастных случаях, авариях и внезапных заболеваниях. В объем первой медицинской помощи (ПМП) входят действия и приемы, которые могут быть выполнены людьми, не имеющими специального медицинского образования, в порядке само- и взаимопомощи. Для достижения этой цели планируется ознакомить студентов с основными (наиболее частыми и наиболее опасными для жизни и здоровья) видами травм, повреждений и острых заболеваний, научить их элементарным способам диагностики и распознавания таких состояний (с усвоением некоторых медицинских терминов и простейших представлений о патогенезе изучаемых нарушений здоровья) и конкретным приемам и методам оказания ПМП в необходимых случаях.
^ Требования к уровню освоения содержания курса

По окончании курса студенты должны быть знакомы с основными сведениями о закономерностях функционирования важнейших физиологических систем, профилактики расстройств их жизнедеятельности, традиционных и современных методах оздоровления и сохранения высокой физической и психической активности. Существенным моментом в усвоении студентами учебного материала должно быть формирование у них рационального, осознанного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих, умения правильно оценить степень опасности его нарушений и необходимости неотложных мероприятий медицинского характера (оказание пмп, срочное обращение к врачу, вызов «скорой помощи» и т.п.). Знания такого рода необходимы каждому образованному человеку (независимо от выбранной им профессии), но особо важное значение имеет усвоение навыков оказания пмп для студентов педагогических вузов, чья будущая профессиональная деятельность будет связана с работой с детьми и подростками, которые сами не способны оказать друг другу первую помощь, но достаточно часто попадают в ситуации, когда она оказывается необходимой.




^

Объем дисциплины и виды учебной работы


Дневное отделение

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

Общая трудоемкость дисциплины

72


1


Аудиторные занятия

36

Лекции

18

Семинарские занятия

18

Лабораторные работы

-

Самостоятельная работа

36

Вид итогового контроля

экзамен


^ Заочное отделение (6 лет)

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

Общая трудоемкость дисциплины

72


2


Аудиторные занятия

8

Лекции

6

Семинарские занятия

2

Лабораторные работы

-

Самостоятельная работа

64

Вид итогового контроля

зачет

^ Заочное отделение (3,5 года)

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

Общая трудоемкость дисциплины

72


2


Аудиторные занятия

2

Лекции

2

Семинарские занятия

-

Лабораторные работы

-

Самостоятельная работа

70

Вид итогового контроля

зачет


^ Содержание дисциплины

Разделы дисциплины и виды занятий

Дневное отделение



Название темы

Лекции

Семинары

Самост.

Работа

1

Общие понятия о первой медицинской помощи. Основные принципы оказания первой медицин-

ской помощи (ПМП) при неотложных состояниях.

2

2

3

2

Общие понятия о травме. Виды трав Характеристика детского травматизма и его профилактика. ПМП при травмах.

2

2

3

3

Терминальные состояния. Основные задачи и методы реанимации.

2

2

3

4

Острые отравления. Неотложные состояния при терапевтических и нервно-психических заболеаниях. ПМП при этих состояниях.

2

2

3

5

Определение понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни», их изменение в процессе эволюции общества. Здоровый образ жизни как биологическая и социальная проблема. Здоровье и иерархия потребностей. Понятие нормы. Диагностика здоровья. Старение. Возраст и здоровье.

2

2

3

6

Иммунная система организма. Инфекционные заболевания. СПИД. Профилактика инфекций.

2

2

3

7

Структура заболеваемости в современном обществе. Хронические неинфекционные заболевания как главная причина инвалидизации и смертности населения.

2

2

3

8

Детоксикационные возможности организма. Загрязнение окружающей среды как угроза здоровью человека. Химическая зависимость.

Последствия и меры профилактики.

2

2

3

9

Основы рационального питания. Нормы питания. Нарушения функционирования пищеварительной системы, последствия, профилактика.







3

10

Работоспособность. Физическая и умственная работоспособность. Труд и здоровье. Физическая культура и занятия спортом.

2

2

3

11

Психическое здоровье. Мотивация и здоровье. Биологические ритмы. Хрономедицина. Десинхронозы. Понятие о стрессе и дистрессе. Культура и здоровье.







6




ВСЕГО

18

18

36


^ Заочное отделение



Название темы

Лекции

Семинары

Самост.

Работа

1

Общие понятия о первой медицинской помощи. Основные принципы оказания первой медицин-

ской помощи (ПМП) при неотложных состояниях.

1




9

2

Общие понятия о травме. Виды трав Характеристика детского травматизма и его профилактика. ПМП при травмах.

1




9

3

Терминальные состояния. Основные задачи и методы реанимации.

1




9

4

Детоксикационные возможности организма. Загрязнение окружающей среды как угроза здоровью человека. Химическая зависимость.

Последствия и меры профилактики.

1




9

5

Основы рационального питания. Нормы питания. Нарушения функционирования пищеварительной системы, последствия, профилактика.

1




9

6

Работоспособность. Физическая и умственная работоспособность. Труд и здоровье. Физическая культура и занятия спортом.

1

1

9

7

Психическое здоровье. Мотивация и здоровье. Биологические ритмы. Хрономедицина. Десинхронозы. Понятие о стрессе и дистрессе. Культура и здоровье.




1

10




ВСЕГО

6

2

64


^ Заочное отделение (3,5 года)



Название темы

Лекции

Семинары

Самост.

Работа

1

Общие понятия о первой медицинской помощи. Основные принципы оказания первой медицин-

ской помощи (ПМП) при неотложных состояниях.

1




10

2

Общие понятия о травме. Виды трав Характеристика детского травматизма и его профилактика. ПМП при травмах.

1




10

3

Терминальные состояния. Основные задачи и методы реанимации.







10

4

Детоксикационные возможности организма. Загрязнение окружающей среды как угроза здоровью человека. Химическая зависимость.

Последствия и меры профилактики.







10

5

Основы рационального питания. Нормы питания. Нарушения функционирования пищеварительной системы, последствия, профилактика.







10

6

Работоспособность. Физическая и умственная работоспособность. Труд и здоровье. Физическая культура и занятия спортом.







10

7

Психическое здоровье. Мотивация и здоровье. Биологические ритмы. Хрономедицина. Десинхронозы. Понятие о стрессе и дистрессе. Культура и здоровье.







10




ВСЕГО

2




70


Содержание разделов дисциплины

  1. Общие понятия о первой медицинской помощи (ПМП). Основные принципы оказания ПМП при неотложных состояниях. Профилактика несчастных случаев на производстве и в быту.

  2. Травма. Общие понятия о травмах. Характеристика детского травматизма и его профилактика. Раны. Определение ран. Диагностика ран. Принципы оказания ПМП при ранениях. Особые случаи ранений (ампутации, проникающие ранения живота и грудной клетки). Кровотечения. Кровопотеря. Диагностика наружных и внутренних кровотечений. Методы остановки кровотечений. Особые случаи кровотечений, их диагностика и ПМП при них. Ожоги. Методика оказания ПМП при ожогах. Вывихи. ПМП при вывихах. Переломы костей. Диагностика переломов костей и ПМП в этих случаях. Черепно-мозговая травма. Диагностика и ПМП при сотрясениях, ушибах и сдавлениях головного мозга.

3. Реанимация. Общие представления о терминальных состояниях и реанимации. Состояние клинической смерти и его диагностика. Три задачи реанимации (восстановление проходимости дыхательных путей, восстановление вентиляции легких, восстановление кровообращения). Методика проведения искусственного дыхания и непрямого массажа сердца. Особенности проведения реанимационных мероприятий у детей. Утопления. Удушения. Острая непроходимость дыхательных путей (вследствие попадания инородных тел). Электротравма. Диагностика, ПМП и реанимация в этих случаях.

4. Острые отравления. Общие понятия об отравлениях. Диагностика и ПМП при острых отравлениях. Профилактика отравлений у детей.. Сведения о наиболее частых и опасных видах отравлений. Представление о пищевых токсикоинфекциях. Укусы ядовитых змей.

Неотложные состояния при терапевтических заболеваниях (острые нарушения мозгового кровообращения, обморок, шок, острые аллергические реакции, приступ бронхиальной астмы) и ПМП при них. Острые состояния при нервно-психических заболеваниях. . Психомоторное возбуждение. Попытки самоубийства и их связь с нарушениями психики. Судоржные припадки (эпилептический приступ). ПМП при этих состояниях.

  1. Определение понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни», их изменение в процессе эволюции общества. Здоровье и иерархия потребностей. Концепция здорового образа жизни. Основные составляющие здорового образа жизни. Понятие нормы. Диагностика здоровья: антропометрические, физиологические, биохимические подходы. Основные возрастные группы. Критические периоды в развитии организма. Старение, физиологические и психологические особенности стареющего организма. Биологический и календарный возраст. Продолжительность жизни. Возраст и здоровье.

  2. Иммунная система организма. Профилактика инфекций. Вакцинация. Грипп. Пневмония. Иммунодефициты, аллергия, аутоиммунные заболевания. СПИД, меры предупреждения.

  1. Структура заболеваемости, её особенности в современном обществе. Хронические неинфекционные заболевания как главная причина инвалидизации и смертности населения. Сердечно-сосудистые заболевания, злокачественные опухоли, диабет, неврологические заболевания и др. Основные факторы риска, их причины,распространённость среди населения России и других стран, связь с образом жизни. Школьные формы патологии: нарушения осанки, сколиоз, близорукость, нервные расстройства и другие.

  1. Детоксикационные возможности организма. Основные системы, органы и способы детоксикации. Химическая зависимость. Лекарственная интоксикация. Курение, алкоголизм, токсикомания, наркомания. Последствия и профилактика. Загрязнение окружающей среды как угроза здоровью человека. Проблемы, методы контроля, способы защиты. Адаптивные возможности организма. Традиционные и современные способы их повышения.

  1. Основы рационального питания. Основные компоненты пищи: белки, жиры, углеводы, витамины, соли и микроэлементы, грубоволокнистые вещества и примеси, вода. Сравнительная энергетическая ценность белков, жиров, углеводов и их роль в метаболизме. Нормы питания. Избыточный вес и ожирение. Особенности питания развивающегося и стареющего организма. Питание беременных. Диеты. Принципы составления сбалансированных диет. Особенности национальных кухонь. Нетрадиционные способы питания: вегетарианство, раздельное питание и другие. Голодание. Нарушения функционирования пищеварительной системы. Ожирение. Диабет. Последствия и профилактика.

  1. Работоспособность. Физическая и умственная работоспособность. Труд и здоровье. Усталость и утомление. Восстановление работоспособности. Пределы и критерии работоспособности. Физическая культура и занятия спортом. Гиподинамия. Адаптация к физическим нагрузкам. Профилактика заболеваний сердечнососудистой и дыхательной систем.

  1. Культура и здоровье. Психическое здоровье. Мотивация здоровья и здорового образа жизни. Стресс. Теория стресса Г.Селье. Возникновение, механизм формирования, этапы протекания стрессовых реакций. Роль в приспособлении к меняющимся условиям окружающего мира. Оптимальное поведение в стрессовых ситуациях. Стресс-лимитирующие системы организма. Болевая чувствительность. Болеутоляющие средства. Биологические ритмы. Хрономедицина. Десинхронозы, причины, последствия и предупреждение. Сон и бодрствование. Нарушения сна. Снотворные средства.



^

Лабораторный практикум

(не предусмотрен)




Учебно-методическое обеспечение дисциплины.


Рекомендуемая литература.
А) Основная литература:

  1. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни : учебное пособие для высш. и сред. учеб. заведений / Р. И. Айзман, В. Б. Рубанович, М. А. Суботялов.  - Новосибирск : Сиб. университетское изд-во, 2010. - 214 с. : ил., табл. - (Университетская серия).

  2. Основы медицинских знаний : учебное пособие для вузов по направлению "Естественно-научное образование" : доп. УМО вузов РФ / Т. В. Волокитина, Г. Г. Бральнина, Н. И. Никитинская.  - Москва: Академия, 2010. - 224 с. - (Высшее профессиональное образование. Педагогические специальности).
^


Б) Дополнительная литература


  1. Основы медицинских знаний : здоровье, болезнь и образ жизни : учебное пособие для пед. вузов : доп. УМО вузов РФ / Г. П. Артюнина, С. А. Игнатькова ; Псков. гос. пед. ун-т.  - Москва : Академический проект : Фонд "Мир", 2006. - 560 с. : ил., табл. - (Учебное пособие для высшей школы) (Gaudeamus).

  2. Основы безопасности жизнедеятельности и первой медицинской помощи : учебное пособие для вузов : рек. УМО вузов РФ / Р. И. Айзман, Н. В. Балиоз, С. В. Белоглазова и др. ; под общ. ред. Р. И. Айзмана, С. Г. Кривощекова, И. В. Омельченко.  - Новосибирск : Сиб. университетское изд-во, 2005. - 464 с. : ил. - (Университетская серия). 

  3. Основы медицинских знаний : по оказанию первой медицинской помощи на месте происшествия после несчастного случая на дороге или производстве, катастрофы или теракта : доп. М-вом образования и науки РФ / В. Г. Бубнов, Н. В. Бубнова.  - Москва : АСТ : Астрель, 2005. - 252 с.


^ Средства обеспечения освоения дисциплины

Краткие конспекты лекций предлагаются в электронном (формат Power Point) и «бумажном» вариантах. Для демонстрации лекций используются аудитории, оснащенные медиа-проектором, экраном и компьютером (202, 302 ауд.). Лаборатория специальной психологии и психофизиологии (318 ауд.). Компьютеры со специальными программами.

Для подготовки к занятиям студенты пользуются ресурсами научной библиотеки ГОУ ВПО «НГПУ», в том числе имеющимися в читальном зале № 3.
^ Формы текущей аттестации

В течение семестра постоянно проводятся семинарские занятия, в которых студенты принимают активное участие. Участие в семинарских занятиях, подготовка индивидуальных заданий (сообщения), проверка знаний при дискуссиях и на коллоквиумах являются основанием для выставления оценок текущего контроля в рамках контрольных недель. Участие в коллоквиумах и выполнение индивидуальных заданий (сообщений) является обязательным для всех студентов.

^ Формы промежуточной аттестации

Для контроля усвоения данной дисциплины учебным планом предусмотрен экзамен, который является итоговым по курсу и проставляется в приложение к диплому (выписке из зачётной книжки), проводится в устной форме.

Качественной подготовкой, оцениваемой на «отлично» является:

- полное знание всего учебного материала по курсу, выражающееся в строгом соответствии излагаемого студентом материалу учебника, лекций и семинарских занятий;

- свободное оперирование материалом, выражающееся в выходе за пределы тематики конкретного вопроса с целью оптимально широкого освещения вопроса;

- демонстрация знаний дополнительного материала;

- чёткие правильные ответы на дополнительные вопросы, задаваемые экзаменатором с целью выяснить объём знаний студента.

Хорошей подготовкой, оцениваемой на «хорошо» является:

- в целом знание всего учебного материала по курсу, выражающееся в недостаточно строгом соответствии излагаемого студентом материалу учебника, лекций и семинарских занятий.

- чёткие, правильные ответы на дополнительные вопросы, задаваемые экзаменатором с целью выяснить объём знаний студента.

Удовлетворительной подготовкой, оцениваемой на «удовлетворительно» является:

- недостаточно полное знание всего учебного материала по курсу, выражающееся в общем соответствии излагаемого студентом материалу учебника, лекций и семинарских занятий;

- нечёткие ответы или отсутствие ответа на дополнительные вопросы, задаваемые экзаменатором с целью выяснить объём знаний студента.

Неудовлетворительной подготовкой, оцениваемой «неудовлетворительно» является:

- недостаточное знание всего учебного материала по курсу, выражающееся в слишком общем соответствии либо отсутствии соответствия излагаемого студентом материалу учебника, лекций и семинарских занятий.

- отсутствие подготовки к экзамену или отказ студента от экзамена.
Список вопросов для подготовки к экзамену

  1. Объясните смысл понятия «клиническая смерть». Перечислите диагностические признаки такого состояния.

  2. Подробно опишите последовательность действий при проведении непрямого массажа сердца. Какой симптом является лучшим показателем эффективности проводимого массажа сердца?

  3. Перечислите три основные задачи реанимации и опишите методики их выполнения.

  4. Каковы особенности проведения реанимационных мероприятий у маленьких детей?

  5. На основании каких признаков можно заподозрить наличие у пострадавшего внутреннего кровотечения? Объясните механизм возникновения этих симптомов и их связь с величиной кровопотери.

  6. Что такое аллергия? Опишите основные признаки наиболее частых и опасных острых аллергических состояний (анафилактический шок, приступ бронхиальной астмы, отек Квинке). Что следует предпринять в таких случаях до приезда «Скорой помощи»?

  7. Что такое «острая непроходимость дыхательных путей» и каковы причины ее возникновения? Опишите приемы первой помощи и последовательность действий при попадании инородных тел в дыхательные пути.

  8. Какие пути поступления отравляющих веществ в организм вы знаете? Какое значение имеет путь проникновения яда в организм для оказания первой медицинской помощи пострадавшим? Назовите классы веществ, наиболее часто вызывающих острые отравления. Опишите основные общие принципы оказания первой помощи при острых отравлениях..

  9. Определение понятий здоровье, здоровый образ жизни, норма, болезнь.

  10. Основные составляющие здорового образа жизни.

  11. Диагностика здоровья: антропометрические, физиологические, биохимические подходы.

  12. Критические периоды в развитии организма.

  13. Здоровье и продолжительность жизни.

  14. Биологические ритмы и десинхронозы.

  15. Нарушение сна, меры профилактики. Снотворные средства.

  16. Профилактика инфекционных заболеваний.

  17. Грипп, меры профилактики и лечение.

  18. СПИД, профилактические мероприятия. Безопасный секс.

  19. Венерические болезни, их профилактика.

  20. Особенности структуры заболеваемости в современном обществе.

  21. Сердечно-сосудистые заболевания, факторы риска, меры профилактики.

  22. Диабет, факторы риска, меры профилактики.

  23. Злокачественные опухоли, факторы риска, распространённость среди населения Российской федерации.

  24. Школьные формы патологии.

  25. Курение, его последствия для здоровья.

  26. Алкоголь и его влияние на состояние здоровья. Алкоголизм в современном обществе.

  27. Алкоголь и здоровье будущего поколения. Женский алкоголизм.

  28. Наркотики, влияние на организм. Наркомания и молодое поколение.

  29. Загрязнение окружающей среды как угроза здоровью человека.

  30. Основы рационального питания. Нормы питания.

  31. Нетрадиционные способы питания: вегетарианство, сыроядение, раздельное питание. Голодание, посты.

  32. Избыточный вес и ожирение. Последствия для здоровья, профилактика.

  33. Физическая и умственная работоспособность, критерии и пределы работоспособности. Восстановительные мероприятия.

  34. Физическая культура, занятия спортом и здоровье. Гиподинамия.

  35. Стресс и здоровье. Психическое здоровье.

  36. Адаптивные возможности организма человека, традиционные и нетрадиционные способы их повышения.


^ Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

Методические рекомендации преподавателям

Основные темы курса раскрываются на лекциях, в которых преподаватель намечает границы изучаемого материала, освещает наиболее сложные вопросы и проблемы, задает требуемый уровень знаний в данной предметной области. Отсюда следует, что исправное посещение и внимательное выслушивание лекций (желательно, чтобы оно сопровождалось кратким конспектированием излагаемого материала) является важным элементом всего изучаемого курса. Однако, такое (в значительной мере, пассивное) изучение предмета совершенно недостаточно для полного понимания и прочного усвоения материала. Для этого необходима дополнительная самостоятельная работа с учебной литературой (пособиями, справочниками и т.д.), во время которой студенты должны более детально разобраться в изучаемых вопросах, запомнить относящиеся к теме понятия и термины, научиться их правильно произносить и применять в контексте обсуждаемых тем.
^ Методические рекомендации студентам

Одной из основных задач семинарских занятий, на которые студенты приходят, уже заранее подготовившись по заданной теме занятий, и на которых многие вопросы, лишь намеченные на лекциях, разбираются и обсуждаются более подробно и детально, следует считать упражнение учащихся в активном употреблении освоенных понятий и терминов. Поэтому, отвечая на семинарах, излагая ту или иную тему, участвуя в их обсуждении, студенты должны отнюдь не зачитывать отрывки из заранее подготовленных конспектов, а излагать свои представления и мысли по возможности самостоятельно, что называется «своими словами», хотя, разумеется, эти ставшие «своими» слова они почерпнули из учебника. Как бы красиво и весомо не звучали найденные в учебнике фразы, не стоит заучивать их наизусть и дословно использовать их в своем ответе. Гораздо больше пользы дают попытки самостоятельно высказать желаемое, используя новые, только что изученные научные термины и беря за образец те формы принятых в науке высказываний, с которыми студент знакомится, слушая преподавателя и читая учебную литературу. Студент должен на собственном опыте осознать, что обсуждение и точное изложение изучаемых научных представлений не может быть адекватно выражено средствами обыденной речи и требует специфического, характерного для каждой конкретной науки дискурса, а осознав это, активно использовать время семинарских занятий для освоения особенностей этой научной речи.

Самостоятельная подготовка кратких сообщений на выбранную узкую тему требует от учащихся наибольших усилий, но в то же время она позволяет добиться наибольших успехов в активном усвоении учебного материала и, будучи выполненной качественно, демонстрирует высокий уровень подготовки студента. Подготавливаемые индивидуальные сообщения носят форму устных докладов и их дискуссионного обсуждения всеми студентами с последующими комментариями преподавателя. Готовя сообщение, студент должен придерживаться темы сообщения, раскрыть суть проблемы и сделать выводы, основанные на литературных данных. При подготовке сообщения студент расширяет свой кругозор и углубляет знания в области данной науки, учится самостоятельно находить необходимую информацию, анализировать ее, сопоставляя мнения разных авторов, и приходить к собственным обоснованным заключениям. В качестве источников информации студент должен не ограничиваться учебником, а использовать различную дополнительную литературу, как научно-популярную, так и сугубо научную (в пределах ее доступности пониманию студента), подбирая ее как по совету преподавателя, так и по собственному разумению. При этом важной стороной данной работы является способность студента правильно оценивать вероятную достоверность и авторитетность обнаруженной в книгах и в интернете информации, ее соответствие сегодняшним общепринятым научным представлениям. Именно в этом подготавливающий самостоятельное сообщение должен обнаружить свой уровень понимания обсуждаемой проблемы.
^ Материалы по самостоятельной работе

  1. Система свертывания крови и ее роль в остановке кровотечений. Гемофилия у детей, особые меры профилактики кровотечений при этой патологии.

2. Основные причины внутренних кровотечений при хронических заболеваниях, их диагностика и профилактика.

3. Иммунитет и аллергия. Острые и хронические аллергические реакции у детей.

4. Врожденные и приобретенные пороки сердца. Механизм развития острой сердечной недостаточности и ее клиническая картина.

5. Картина острого отравления наркотиками и психотропными препаратами. Первая медицинская помощь в этих случаях.

6. Здоровье человека и состояние окружающей среды:

  • загрязнение воздуха;

  • загрязнение воды;

  • уничтожение отходов;

  • радиация;

  • шум;

  • динамика численности человеческой популяции.

  1. Химическая зависимость и здоровье человека:

  • лекарственные препараты;

  • психоактивные средства и наркотики;

  • табак;

  • алкоголь.

  1. Традиционные и нетрадиционные способы оздоровления:

- массаж;

  • фитотерапия;

  • дыхательная гимнастика;

  • иглорефлексотерапия;

  • бани;

  • грязелечение;

  • аутотренинг;

  • мёд и мёдолечение;

  • мумиё;

  • йога;

- голодание и посты;

  • занятия спортом;

  • закаливание организма;

  • какие-то другие способы, предложенные студентами.

Лист обновлений

Рекомендуемая литература.
А) Основная литература:

  1. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни : учебное пособие для высш. и сред. учеб. заведений / Р. И. Айзман, В. Б. Рубанович, М. А. Суботялов.  - Новосибирск : Сиб. университетское изд-во, 2010. - 214 с. : ил., табл. - (Университетская серия).

  2. Основы медицинских знаний : учебное пособие для вузов : рек. УМО вузов РФ / Р. И. Айзман, В. Г. Бубнов, В. Б. Рубанович, М. А. Суботялов [и др.] ; Новосиб. гос. пед. ун-т, Моск. пед. гос. ун-т.  - Новосибирск ; Москва : Арта, 2011. - 224 с. : ил. - (Безопасность жизнедеятельности).

  3. Основы медицинских знаний : учебное пособие для вузов по направлению "Естественно-научное образование" : доп. УМО вузов РФ / Т. В. Волокитина, Г. Г. Бральнина, Н. И. Никитинская.  - Москва: Академия, 2010. - 224 с. - (Высшее профессиональное образование. Педагогические специальности).
^


Б) Дополнительная литература


  1. 1. Основы медицинских знаний : здоровье, болезнь и образ жизни : учебное пособие для пед. вузов : доп. УМО вузов РФ / Г. П. Артюнина, С. А. Игнатькова ; Псков. гос. пед. ун-т.  - Москва : Академический проект : Фонд "Мир", 2006. - 560 с. : ил., табл. - (Учебное пособие для высшей школы) (Gaudeamus).

  2. Основы безопасности жизнедеятельности и первой медицинской помощи : учебное пособие для вузов : рек. УМО вузов РФ / Р. И. Айзман, Н. В. Балиоз, С. В. Белоглазова и др. ; под общ. ред. Р. И. Айзмана, С. Г. Кривощекова, И. В. Омельченко.  - Новосибирск : Сиб. университетское изд-во, 2005. - 464 с. : ил. - (Университетская серия). 

  3. Основы медицинских знаний : по оказанию первой медицинской помощи на месте происшествия после несчастного случая на дороге или производстве, катастрофы или теракта : доп. М-вом образования и науки РФ / В. Г. Бубнов, Н. В. Бубнова.  - Москва : АСТ : Астрель, 2005. - 252 с.

Похожие:

Программа по дисциплине опд. Ф 4 iconПрограмма по дисциплине опд. Р 23
Опд. Р 23. «Психология лиц с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения»
Программа по дисциплине опд. Ф 4 iconПрограмма по дисциплине опд. Ф 9
Дисциплина опд. Ф 9 «Психопатология» должна содержать следующие дидактические единицы
Программа по дисциплине опд. Ф 4 iconПрограмма по дисциплине опд. Р 22
Опд. Р 22. «Психология детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата»
Программа по дисциплине опд. Ф 4 iconПрограмма по дисциплине опд. Ф 11
...
Программа по дисциплине опд. Ф 4 iconПрограмма по дисциплине опд. Р 21
...
Программа по дисциплине опд. Ф 4 iconПрограмма по дисциплине опд. Ф «Психология человека»
Опд. Ф. 01. государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования направление 540600 педагогика степень...
Программа по дисциплине опд. Ф 4 iconПрограмма по дисциплине опд. Ф. 10
...
Программа по дисциплине опд. Ф 4 iconПрограмма по дисциплине опд. Ф. 02
Ы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими)
Программа по дисциплине опд. Ф 4 iconПрограмма по дисциплине опд. Р 25
Дисциплина дпп. Ф 13 «Патопсихология» должна содержать следующие дидактические единицы
Программа по дисциплине опд. Ф 4 iconПрограмма по дисциплине опд. В 29
Составитель: Ярышева А. А., старший преподаватель кафедры специальной психологии ифмип
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница