Скачать 128.23 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Новосибирский государственный педагогический университет» УТВЕРЖДЕНА Советом ИФМИП Председатель Е.Ю. Булыгина _______________(подпись) «29»июня 2011 г. Обсуждена на заседании кафедры теории обучения русскому языку и педриторики Протокол № 11 от «27» июня 2011 г. И.Н. Зайдман ___________ (подпись) ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ ОПД.Р.1 «Психология диалога» Специальность: 080505.65 –управление персоналом (квалификация – менеджер) Составитель: Л.В. Боглаева, ст. преп. Новосибирск 2011 Одобрено: кафедра обучения русскому языку и педагогической риторики Протокол № 11 от «27» июня 2011 г. Зав. кафедрой: проф., к.ф.н., доцент И.Н. Зайдман Рекомендовано: совет ИФМИП Председатель совета директор Е.Ю. Булыгина «29»июня 2011 г. Составители: Боглаева Л.В. – ст. преп. каф. обучения русскому языку и педагогической риторики ^ Цель: Овладеть психологическими знаниями и навыками в области коммуникации и, в том числе, в сфере диалоговой коммуникации для эффективной реализации в будущем профессиональной управленческой деятельности. Задачи:
2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины Данный курс взаимосвязан с такими курсами как «Социальная психология», «Социология и психология управления», «Психология делового общения», «Конфликтология», «Тренинг командообразования», «Основы управления персоналом» и «Основы менеджмента». Студенты должны стремиться к выработке собственной точки зрения, осознавать необходимость изучения данного курса для будущих менеджеров. Приобрести навыки самонаблюдения и наблюдения, психологической рефлексии. В результате обучения студенты должны: знать:
уметь:
владеть:
^
^ 4.1 Тематический план учебной дисциплины
^ Введение в психологию диалога. Раскрывается идея диалогичности человеческих отношений. Понятие диалога. Человек как объект и субъект отношений. Философия диалога. Диалог у Платона. Концепция М. Бубера и М.М.Бахтина. Библер В.С. Понятие диалога культур. ^ Практическое значение диалога в психологии. Т.А.Флоренская. Внутренний диалог и его значение для развития личности. Рефлексия как один из основных приемов, обеспечивающих диалогизм самосознания. ^ Сфера общения как возможность для ведения диалога. Диалог в различных видах общения. Деловое и диалогическое общение. ^ Вербальное и невербальное общение. Средства невербального и вербального общения. Коммуникативные барьеры. Информационная эффективность коммуникации. ^ Механизмы межличностного восприятия. Ошибки межличностного восприятия. Формирование образа другого в процессе коммуникации. ^ . Взаимодействие, распределение ролей, организация пространства, времени и взаимодействия. Переговоры в процессе общения и деятельности. Концепция Р.Фишера и У. Юри. Виды переговоров. Этапы ведения переговоров. ^ Структура и функции коммуникаций в организации. Влияние качественной коммуникации на результативность. Руководитель как организатор коммуникации. Принцип диалогичности в современной системе управления. ^ 5.1 Рекомендуемая литература Основная
Дополнительная
Электронные ресурсы
^ : мультимедийные средства, интернет ресурсы, видеоматериалы, задания для индивидуальной и групповой работы. 6. Текущий и промежуточный контроль Текущий контроль представляет проверку и обсуждение, анализ выполнения студентами домашних заданий к каждому практическому занятию, наличие конспектов и других письменных работ. Промежуточный контроль: зачет. Вопросы к зачету
^ 1. мультимединый проектор; 2. библиотека НГПУ; 3.компьютерный класс. 9. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины Для студентов. Данный курс является курсом по выбору и проходит в течение 1 семестра. Логика курса состоит в раскрытии понятия диалога, актуального для современного менеджмента. Сущность данного понятия наиболее ярко раскрыта в работах по философии М.Бахтина и М. Бубера. Студенты знакомятся с данным понятием в лекционном порядке, кроме того, им рекомендуется к прочтению работа М. Бубера «Я и Ты» и книга Г.Буша «Диалогика и творчество», где в более доступном изложении студенты могут ознакомиться с концепцией М.Бубера. Сущность понятия диалога в психологии студенты могут осмыслить, пользуясь лекционным материалом и книгой Т.А. Флоренской «Диалог в практической психологии», данная книга раскрывает сущность концепции М.М. Бахтина и показывает целостность философского и психологического подходов в практике и теории диалога. Второй этап изучения посвящен диалогу как части сферы общения. Чтобы проводить качественный анализ коммуникации, необходимо освоить понятия, характеризующие сферу общения: коммуникация, виды общения, общение как деятельность, деловое общение, функции и стороны общения, вербальная и невербальная коммуникация и другие. Данные понятия рассматриваются как на лекционных занятиях, так и на семинарских в практических играх и упражнениях. В качестве литературных источников здесь может быть рекомендован учебник Г. Андреевой «Социальная психология», учебное пособие «Психология и этика делового общения», книга Алана Пиза «Язык телодвижений», которую студенты конспектируют. Студенты учатся анализировать как невербальную сторону коммуникации, так и вербальную. Пользуясь конспектом, сравнивают концепцию А.Пиза и свои собственные впечатления, полученные в ходе практических упражнений, делают выводы. В ходе практических упражнений студенты учатся анализировать и перцептивную и регуляционную стороны общения, проявление коммуникативных барьеров, причины потерь информации, применение техник активного слушания. Третий аспект изучения диалога, связан с практической направленностью деятельности менеджера. Включение диалоговой практики в переговорный процесс может существенно улучшить его качество. Студенты изучают сущность переговоров, виды переговоров, этапы ведения переговоров, опираясь на концепцию Р. Фишера и У. Юри, читают и конспектируют по вопросам книгу Р. Фишера и У. Юри «Путь к согласию или переговоры без поражения». Выделяют критерии оценки эффективности переговоров. Готовят ситуации, подбирая их из СМИ, для анализа. Данная работа и становится завершающей. Для преподавателей Изучение курса «Психология диалога» предполагает постоянное осмысление сущности процесса коммуникации и диалогичности общения, как высшей цели. Важно, чтобы студент не только опирался на основы теории диалога, но и формировал собственное мнение по вопросам курса. Наличие собственного мнения, развитого мировоззрения для менеджера являются залогом успешной профессиональной деятельности. Умение видеть проблемы, формулировать вопросы, задавать их и находить ответы, в том числе в профессиональной литературе и периодике является важным умением в сфере управления. Данные цели помогает реализовать педагогика диалога (или педагогика сотрудничества) в сочетании с проблемными технологиями, куда входят частично-поисковый метод, аналитические формы работы, обсуждения и дискуссии, работа в парах и малых группах, тренинговые формы работы. На занятиях студенты выполняют письменные работы: конспекты, аналитическую работу обобщающего характера, подбирают ситуации из СМИ для практических занятий. Участие в практических упражнениях группового характера, способствует развитию наблюдательности, внимания к собственным проявлениям при вступлении в диалог, а также развитию анализа и самоанализа. Реализация данных форм ведет также и к развитию коммуникативных навыков, умению выражать свою мысль и умению слушать других, умению отстаивать свое мнение, к развитию навыков решения проблемных задач, навыков взаимодействия в группе. Проблемные технологии способствуют развитию творческого начала будущего менеджера. Чтение дополнительной литературы позволяет расширить рамки изучаемого предмета. |
![]() | Программа по дисциплине опд. Р 11 «Психология диалога» Цель: Овладеть психологическими знаниями и навыками в области коммуникации и, в том числе, в сфере диалоговой коммуникации для эффективной... | ![]() | Программа по дисциплине опд. Р 23 Опд. Р 23. «Психология лиц с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения» |
![]() | Программа по дисциплине опд. Р 22 Опд. Р 22. «Психология детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата» | ![]() | Программа по дисциплине опд. Ф «Психология человека» Опд. Ф. 01. государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования направление 540600 педагогика степень... |
![]() | Программа по дисциплине опд. Ф. 7 «Социология и психология управления» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ![]() | Программа по дисциплине опд. Ф 2 «Психология развития» Направление 050700 Педагогика, профиль 540613 Психологическое сопровождение образования лиц с проблемами в развитии |
![]() | Программа по дисциплине опд. В 30 В процессе изучения курса «Психология одаренности» студенты должны овладеть базовыми терминами дисциплины, приобрести определенные... | ![]() | Программа по дисциплине опд. Ф 9 Дисциплина опд. Ф 9 «Психопатология» должна содержать следующие дидактические единицы |
![]() | Программа по дисциплине опд. Р 26. Психология профессиональной коммуникации ... | ![]() | Программа по дисциплине опд в 28 Цель курса «Психология агрессивного поведения» – формирование у студентов представление об агрессивном поведении и о поведении, позволяющем... |