Программа по дисциплине опд. Р. 1 «Психология диалога»




Скачать 128.23 Kb.
НазваниеПрограмма по дисциплине опд. Р. 1 «Психология диалога»
Дата публикации24.04.2013
Размер128.23 Kb.
ТипПрограмма
shkolnie.ru > Психология > Программа
Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Новосибирский государственный педагогический университет»


УТВЕРЖДЕНА

Советом ИФМИП

Председатель Е.Ю. Булыгина

_______________(подпись)

«29»июня 2011 г.

Обсуждена на заседании кафедры

теории обучения русскому языку и педриторики

Протокол № 11 от «27» июня 2011 г.

И.Н. Зайдман

___________ (подпись)

ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ОПД.Р.1 «Психология диалога»


Специальность:

080505.65 –управление персоналом (квалификация – менеджер)


Составитель: Л.В. Боглаева, ст. преп.

Новосибирск 2011

Одобрено: кафедра обучения русскому языку и педагогической риторики

Протокол № 11 от «27» июня 2011 г.

Зав. кафедрой: проф., к.ф.н., доцент И.Н. Зайдман

Рекомендовано: совет ИФМИП

Председатель совета директор Е.Ю. Булыгина

«29»июня 2011 г.
Составители:

Боглаева Л.В. – ст. преп. каф. обучения русскому языку и педагогической риторики

^

1. Цели и задачи дисциплины


Цель: Овладеть психологическими знаниями и навыками в области коммуникации и, в том числе, в сфере диалоговой коммуникации для эффективной реализации в будущем профессиональной управленческой деятельности.

Задачи:

  1. Сформировать у студентов представление о диалоге и других понятиях курса.

  2. Показать место и значение диалога и его значение в процессе становления личности, в общении и деятельности.

  3. Показать студентам–менеджерам перспективность диалогического общения в сфере бизнеса и в сфере управления персоналом.

  4. Развить навыки диалогового общения.


2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Данный курс взаимосвязан с такими курсами как «Социальная психология», «Социология и психология управления», «Психология делового общения», «Конфликтология», «Тренинг командообразования», «Основы управления персоналом» и «Основы менеджмента».

Студенты должны стремиться к выработке собственной точки зрения, осознавать необходимость изучения данного курса для будущих менеджеров. Приобрести навыки самонаблюдения и наблюдения, психологической рефлексии.

В результате обучения студенты должны:

знать:

  • основные теории и концепции взаимодействия людей в организации;

  • основы деловой коммуникации;

  • основные теории диалога;

  • основные проявления диалога в культуре;

  • основные проявления диалога в менеджменте;

  • основы переговорного процесса.

уметь:

  • применять понятийно-категориальный аппарат «Психологии диалога»;

  • применять полученные знания для решения управленческих задач;

  • работать в команде со специалистами разного профиля, участвовать в деятельности различных групп и объединений;

  • планировать этапы переговорного процесса;

владеть:

  • навыками межличностной коммуникации;

  • навыками внутригруппового взаимодействия;

  • навыками ведения диалога, ведения переговоров.


^ 3. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

Общая трудоемкость дисциплины

72

3

Аудиторные занятия

36

3

Лекции

18

3

Практические занятия

18

3

Самостоятельная работа

36




Вид итогового контроля

зачет

3


^ 4. Содержание дисциплины

4.1 Тематический план учебной дисциплины

№ п.п.

Тема

ЛР

ПР

СР

1.

Введение в психологию диалога. Понятие диалога. Философия диалога. Понятие диалога культур.

2

2

4

2.

Психологическая наука о диалоге. Практическое значение диалога в психологии. Внутренний диалог и его значение для развития личности.

2

2

4

3.

Диалог как часть коммуникативного процесса. Сфера общения как возможность для ведения диалога.

2

2

4

4.

Информационная сторона общения.

2

2

4

5.

Перцептивная сторона общения.

2

2

4

6.

Формирование образа другого в процессе коммуникации.

2

2

4

7.

Регуляционно-коммуникативная сторона общения.

2

2

4

8.

Переговоры. Виды переговоров. Этапы ведения переговоров.

2

2

4

9.

Диалог в организационной деятельности. Принцип диалогичности в современной коммуникации.

2

2

4




ИТОГО:

18

18

36


^ 4.2 Содержание разделов дисциплины

Введение в психологию диалога. Раскрывается идея диалогичности человеческих отношений. Понятие диалога. Человек как объект и субъект отношений. Философия диалога. Диалог у Платона. Концепция М. Бубера и М.М.Бахтина. Библер В.С. Понятие диалога культур.

^ Психологическая наука о диалоге. Практическое значение диалога в психологии. Т.А.Флоренская. Внутренний диалог и его значение для развития личности. Рефлексия как один из основных приемов, обеспечивающих диалогизм самосознания.

^ Диалог как часть коммуникативного процесса. Сфера общения как возможность для ведения диалога. Диалог в различных видах общения. Деловое и диалогическое общение.

^ Информационная сторона общения. Вербальное и невербальное общение. Средства невербального и вербального общения. Коммуникативные барьеры. Информационная эффективность коммуникации.

^ Перцептивная сторона общения. Механизмы межличностного восприятия. Ошибки межличностного восприятия. Формирование образа другого в процессе коммуникации.

^ Регуляционно-коммуникативная сторона общения. Взаимодействие, распределение ролей, организация пространства, времени и взаимодействия.

Переговоры в процессе общения и деятельности. Концепция Р.Фишера и У. Юри. Виды переговоров. Этапы ведения переговоров.

^ Диалог в организационной деятельности. Структура и функции коммуникаций в организации. Влияние качественной коммуникации на результативность. Руководитель как организатор коммуникации. Принцип диалогичности в современной системе управления.
^ 5. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

5.1 Рекомендуемая литература

Основная





  1. Измайлова, М. А. Деловое общение: учебное пособие / М. А. Измайлова. - Москва: Дашков и К, 2009. - 252 с. – 4 экз.

  2. Кибанов, Ардальон Яковлевич. Этика деловых отношений: учебник для вузов по специальности "Управление персоналом": рек. М-вом образования и науки РФ / А. Я. Кибанов, Д. К. Захаров, В. Г. Коновалова; Гос. техн. ун-т. - Москва: ИНФРА-М, 2010. - 424 с. – 11экз.

  3. Смирнов, Геннадий Николаевич. Этика деловых отношений: учебник / Г. Н. Смирнов; Дипломатическая акад. МИД России. - Москва: Проспект, 2008. – 11 экз.


Дополнительная


  1. Бахтин, Михаил Михайлович. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин; сост. С. Г. Бочаров; примеч. С. С. Аверинцева, С. Г. Бочарова. - Москва: Искусство, 1986. - 445 с. - (Из истории советской эстетики и теории искусства). - Примеч.: с. 404-435. - Указ. имен: с. 436-443.

  2. Бахтин, Михаил Михайлович. Литературно-критические статьи / М. М. Бахтин; сост. С. Г. Бочаров, В. Кожинов. - Москва: Художественная литература, 1986. - 543 с.

  3. Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры / Э. Берн. - М., 1988.

  4. Библер, Владимир Соломонович / А. В. Ахутин и др.; под ред. А. В. Ахутина, И. Е. Берлянд; Ин-т философии РАН. - Москва: РОССПЭН, 2009. - 375 с.: ил. - (Философия России второй половины XX века).

  5. Библер, Владимир Соломонович. Мышление как творчество: введение в логику мысленного диалога / В. С. Библер. - Москва: Политиздат, 1975. - 399 с.

  6. Братченко, С.Л., Леонтьев, Д.А. Диалог / С.Л.Братченко, Д.А. Леонтьев // Экзистенциальная традиция: философия, психология, психотерапия. 2007. № 2 (11).

  7. Братченко, С.Л. Межличностный диалог и его основные атрибуты / С.Л. Братченко // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. - М., 1997.

  8. Бубер, М. Я и Ты. / М. Бубер // Квинтэссенция. Философский альманах. – М., 1992.

  9. Буш, Г. Диалогика и творчество / Г.Буш. – Рига: «АВОТС», 1985.

  10. Гришина, Н. В. Я и другие: общение в трудовом коллективе / Н. В. Гришина. - Л., 1990.

  11. Емельянов, Ю. Н. Обучение паритетному диалогу: Учебное пособие /Ю. Н. Емельянов. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1991.

  12. Коммуникативные стратегии культуры: хрестоматия по курсу "Введение в теорию коммуникации". Ч. 1 / М. М. Бахтин и др.; сост. И. В. Силантьев; Новосиб. гос. ун-т, Фак. журналистики. - Новосибирск: НГУ, 2003. - 164 с.

  13. Кучинский, Г. М. Психология внутреннего диалога / Г. М. Кучинский. - Минск, 1988.

  14. Кучинский, Г.М. Диалог и мышление / Г.М. Кучинский. - Минск, 1983.

  15. Литвиненко Е.А. Вопросы психологии общения руководителя. – М.,1992.

  16. Мальханова, Инна Анатольевна. Коммуникативный тренинг: учебное пособие / И. А. Мальханова. - Москва: Академический Проект, 2006. - 157 с. - (Gaudeamus).

  17. Мастенбрук, В. Переговоры / В. Мастенбрук. - Калуга, 1993.

  18. Мелибруда, Е. Я — Ты — Мы: Психологические возможности улучшения общения /Е. Мелибруда. - М.: Прогресс, 1986.

  19. Пиз, Алан. Язык разговора / Пиз Аллан, Гарнер Алан. - Москва: ЭКСМО-Пресс, 2002. - 224 с.

  20. Флоренская, Т.А. Диалог в практической психологии/ Т.А.Флоренская. – М.: Владос, 2001.

  21. Фишер, Р., Юри, У. Путь к согласию или переговоры без поражения/ Р. Фишер, У. Юри. – М.: Наука, 1995.

  22. Справочник по управлению персоналом, периодическое издание


Электронные ресурсы


  1. Введение в межкультурную коммуникацию/ Садохин А. П. М.: Омега, 2010. http://www.biblioclub.ru/madmin@directmedia.ru/

  2. Психология общения и межличностных отношений/ Ильин Е. П. М., 2009. http://www.biblioclub.ru/madmin@directmedia.ru/

  3. Коммуникативная культура. От коммуникативной компетентности к социальной ответственности   - СПб: Питер, 2009. 176 с. http://www.biblioclub.ru/book/45259/

  4. Сайт «Национальный союз кадровиков» [Электронная версия журнала] - http://www.kadrovik.ru

  5. Информационный портал для специалистов по кадрам и управлению «Pro-personal» персоналом - http://www.pro-personal.ru

  6. Справочник по управлению персоналом [Электронная версия журнала] - http://www.podborkadrov.ru/magazines/detail.php?ID=18951

  7. Сайт «Подбор кадров.РУ. Сообщество менеджеров по подбору персонала» - http://www.podborkadrov.ru


^ 5.2 Средства обеспечения освоения дисциплины: мультимедийные средства, интернет ресурсы, видеоматериалы, задания для индивидуальной и групповой работы.
6. Текущий и промежуточный контроль

Текущий контроль представляет проверку и обсуждение, анализ выполнения студентами домашних заданий к каждому практическому занятию, наличие конспектов и других письменных работ.

Промежуточный контроль: зачет.
Вопросы к зачету


  1. Понятие диалога. Философия диалога. М. Бубер. Понятие диалога культур.

  2. Психология о диалоге. Концепция М.М.Бахтина.

  3. Практическое значение диалога в психологии. Внутренний диалог и его значение для развития личности.

  4. Диалог как часть коммуникативного процесса. Сфера общения как возможность для ведения диалога. Понятие общения. Функции общения.

  5. Значение общения в современном обществе и бизнесе;

  6. Межличностные и общественные отношения; Понятие социальной роли;

  7. Виды общения. Понятие делового общения. Диалогическое общение.

  8. Информационно-коммуникативная сторона общения.

  9. Невербальное и вербальное общение.

  10. Потери информации при общении, коммуникативные барьеры.

  11. Эффективное общение. Техники активного слушания.

  12. Перцептивная сторона общения.

  13. Механизмы межличностного восприятия. Особенности восприятия себя.

  14. Формирование образа другого в процессе коммуникации. Ошибки восприятия, связанные с общением. Понятие ореола, харизмы, имиджа;

  15. Регуляционная сторона общения. Позиции, цели, мотивы и статус.

  16. Этапы построения коммуникации.

  17. Распределение ролей. Концепция Э. Берна о распределении ролей при общении.

  18. Понятие переговоров. Виды переговоров.

  19. Критерии оценки эффективности переговоров.

  20. Диалог в организационной деятельности. Принцип диалогичности в современной коммуникации.


^ 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

1. мультимединый проектор;

2. библиотека НГПУ;

3.компьютерный класс.
9. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
Для студентов.

Данный курс является курсом по выбору и проходит в течение 1 семестра. Логика курса состоит в раскрытии понятия диалога, актуального для современного менеджмента. Сущность данного понятия наиболее ярко раскрыта в работах по философии М.Бахтина и М. Бубера. Студенты знакомятся с данным понятием в лекционном порядке, кроме того, им рекомендуется к прочтению работа М. Бубера «Я и Ты» и книга Г.Буша «Диалогика и творчество», где в более доступном изложении студенты могут ознакомиться с концепцией М.Бубера. Сущность понятия диалога в психологии студенты могут осмыслить, пользуясь лекционным материалом и книгой Т.А. Флоренской «Диалог в практической психологии», данная книга раскрывает сущность концепции М.М. Бахтина и показывает целостность философского и психологического подходов в практике и теории диалога.

Второй этап изучения посвящен диалогу как части сферы общения. Чтобы проводить качественный анализ коммуникации, необходимо освоить понятия, характеризующие сферу общения: коммуникация, виды общения, общение как деятельность, деловое общение, функции и стороны общения, вербальная и невербальная коммуникация и другие. Данные понятия рассматриваются как на лекционных занятиях, так и на семинарских в практических играх и упражнениях. В качестве литературных источников здесь может быть рекомендован учебник Г. Андреевой «Социальная психология», учебное пособие «Психология и этика делового общения», книга Алана Пиза «Язык телодвижений», которую студенты конспектируют. Студенты учатся анализировать как невербальную сторону коммуникации, так и вербальную. Пользуясь конспектом, сравнивают концепцию А.Пиза и свои собственные впечатления, полученные в ходе практических упражнений, делают выводы. В ходе практических упражнений студенты учатся анализировать и перцептивную и регуляционную стороны общения, проявление коммуникативных барьеров, причины потерь информации, применение техник активного слушания.

Третий аспект изучения диалога, связан с практической направленностью деятельности менеджера. Включение диалоговой практики в переговорный процесс может существенно улучшить его качество. Студенты изучают сущность переговоров, виды переговоров, этапы ведения переговоров, опираясь на концепцию Р. Фишера и У. Юри, читают и конспектируют по вопросам книгу Р. Фишера и У. Юри «Путь к согласию или переговоры без поражения». Выделяют критерии оценки эффективности переговоров. Готовят ситуации, подбирая их из СМИ, для анализа. Данная работа и становится завершающей.

Для преподавателей

Изучение курса «Психология диалога» предполагает постоянное осмысление сущности процесса коммуникации и диалогичности общения, как высшей цели. Важно, чтобы студент не только опирался на основы теории диалога, но и формировал собственное мнение по вопросам курса. Наличие собственного мнения, развитого мировоззрения для менеджера являются залогом успешной профессиональной деятельности. Умение видеть проблемы, формулировать вопросы, задавать их и находить ответы, в том числе в профессиональной литературе и периодике является важным умением в сфере управления. Данные цели помогает реализовать педагогика диалога (или педагогика сотрудничества) в сочетании с проблемными технологиями, куда входят частично-поисковый метод, аналитические формы работы, обсуждения и дискуссии, работа в парах и малых группах, тренинговые формы работы. На занятиях студенты выполняют письменные работы: конспекты, аналитическую работу обобщающего характера, подбирают ситуации из СМИ для практических занятий. Участие в практических упражнениях группового характера, способствует развитию наблюдательности, внимания к собственным проявлениям при вступлении в диалог, а также развитию анализа и самоанализа. Реализация данных форм ведет также и к развитию коммуникативных навыков, умению выражать свою мысль и умению слушать других, умению отстаивать свое мнение, к развитию навыков решения проблемных задач, навыков взаимодействия в группе. Проблемные технологии способствуют развитию творческого начала будущего менеджера.

Чтение дополнительной литературы позволяет расширить рамки изучаемого предмета.

Похожие:

Программа по дисциплине опд. Р. 1 «Психология диалога» iconПрограмма по дисциплине опд. Р 11 «Психология диалога»
Цель: Овладеть психологическими знаниями и навыками в области коммуникации и, в том числе, в сфере диалоговой коммуникации для эффективной...
Программа по дисциплине опд. Р. 1 «Психология диалога» iconПрограмма по дисциплине опд. Р 23
Опд. Р 23. «Психология лиц с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения»
Программа по дисциплине опд. Р. 1 «Психология диалога» iconПрограмма по дисциплине опд. Р 22
Опд. Р 22. «Психология детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата»
Программа по дисциплине опд. Р. 1 «Психология диалога» iconПрограмма по дисциплине опд. Ф «Психология человека»
Опд. Ф. 01. государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования направление 540600 педагогика степень...
Программа по дисциплине опд. Р. 1 «Психология диалога» iconПрограмма по дисциплине опд. Ф. 7 «Социология и психология управления»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа по дисциплине опд. Р. 1 «Психология диалога» iconПрограмма по дисциплине опд. Ф 2 «Психология развития»
Направление 050700 Педагогика, профиль 540613 Психологическое сопровождение образования лиц с проблемами в развитии
Программа по дисциплине опд. Р. 1 «Психология диалога» iconПрограмма по дисциплине опд. В 30
В процессе изучения курса «Психология одаренности» студенты должны овладеть базовыми терминами дисциплины, приобрести определенные...
Программа по дисциплине опд. Р. 1 «Психология диалога» iconПрограмма по дисциплине опд. Ф 9
Дисциплина опд. Ф 9 «Психопатология» должна содержать следующие дидактические единицы
Программа по дисциплине опд. Р. 1 «Психология диалога» iconПрограмма по дисциплине опд. Р 26. Психология профессиональной коммуникации
...
Программа по дисциплине опд. Р. 1 «Психология диалога» iconПрограмма по дисциплине опд в 28
Цель курса «Психология агрессивного поведения» – формирование у студентов представление об агрессивном поведении и о поведении, позволяющем...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница