Скачать 0.71 Mb.
|
Учёным советом факультета Психологии образования МГППУ Протокол №___от «__» _____ 2007г Декан факультета М.А.Егорова ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Факультет психологии образования Кафедра ПРОГРАММА дисциплины «Социальная психология»по специальности 020400 Психология Москва, 2007 Автор и составитель программы: Будрейка Н.Н., канд. психологических наук, доцент Рецензент: Крупнов А.И., доктор психологических наук, профессорПримерная программа дисциплины «Социальная психология» составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по специальности 020400 «Психология» ВВЕДЕНИЕ Современные условия осуществления профессиональной деятельности психологов диктуют необходимость перенести акценты в образовании с получения декларативных знаний, все более доступных людям в век информационных телекоммуникаций, на технологические знания, на развитие мышления. Основное требование к специалисту – умение эффективно и оперативно решать задачи и принимать решения в сложных педагогических условиях и дефиците времени. Отсюда - кардинальная задача высшей школы – формирование у студентов умения строить целостные модели решения проблем на основе междисциплинарной интеграции изучаемых учебных предметов, чему и способствует наш курс. Изучение курса «Социальная психология» осуществляется с целью: - разъяснения студентам той важнейшей роли, которую социальные процессы и явления играют в жизни и деятельности человека, семьи, коллектива, организации общества и человечества в целом; - овладения понятийно-категориальным аппаратом и, понимания сущности общественных явлений, их эволюции, функций, динамики, овладения умением выявлять особенности протекания и влияния социальных процессов на жизнедеятельность человека, коллектива и общества; - формирования положительной мотивации к деятельности по предупреждению и конструктивному разрешению конфликтов; - овладение студентами знаниями и первичными навыками анализа жизненных ситуаций;
Междисциплинарный подход к преподаванию и изучению социальной психологии является важным условием успешности овладения курсом. По окончанию курса студент: ^ закономерности поведения в деятельности людей; эволюцию представлений о сущности и функциях больших и малых групп; основные этапы и динамику развития коллектива; специфику психологии личности в группе. ^ воспроизводить полученную информацию, устанавливать логические связи между понятиями; узнавать и определять социально-психологические феномены в конкретной практической ситуации; определять конструктивное поведение в конфликтной ситуации. Весь излагаемый материал тесно увязан с результатами эмпирических исследований поведения во взаимоотношениях, развивает профессиональную компетентность. Оценка эффективности самостоятельной работы и контроль за ходом подготовки студентов по данному курсу обеспечены системой вопросов, заданий, а также отработкой практических методик на групповых занятиях. Изучение учебной дисциплины завершается экзаменом. Программа составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта к содержанию знаний по данному курсу. ^ Место курса в профессиональной подготовке выпускника. Программа данного курса рассчитана на профессиональную подготовку студентов по специальности «Психология образования». Программа разработана на основании государственного образовательного стандарта и предполагает две основные формы работы: лекции и семинары с включением в них лишь отдельных элементов практических занятий. Курс «Социальная психология» фактически начинает социально-психологическую подготовку студентов, включающую как цикл теоретических дисциплин, так и спецпрактикумы по социально-психологическим методам диагностики и воздействия. Поэтому программа данного курса представляет собой основы социальной психологии для последующей социально-психологической подготовки студентов или для специализации в области социальной психологии. ^ - дать студентам систему социально-психологических знаний, включающую фундаментальные концепции, устоявшиеся закономерности, подтверждающие наличие взаимосвязи социально-психологических явлений. Ведущее место при этом отводится анализу основных категорий и понятий социальной психологии. Важной задачей при этом является сопряжение профессионального образования с развитием гуманитарной культуры, формированием духовно богатой, интеллектуально оснащенной, социально ответственной личности. Данная программа ориентирует студентов на работу с классическими текстами (монографиями и статьями) ведущих отечественных и зарубежных социальных психологов, чтение и конспектирование которых необходимо для подготовки к семинарским занятиям. При этом практикуются семинары двух основных типов: направленные на конкретизацию темы лекции или дополняющие содержание лекции новыми вопросами (число последних значительно больше). Курс читается в тесной связи с дисциплинами общепсихологического, социально-психологического, социологического, социально-психологического циклов. Учебные материалы составлены в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и определяют круг проблем, которые должен знать каждый выпускник. ^ Постоянные значительные изменения в обществе, в отношениях общества и личности являются одной из причин обращения к социальной психологии. Общество нуждается в социально – психологических знаниях, поскольку его развитие с возрастающими темпами и трудностями требует высокого уровня психологических знаний человека, в какой бы области он ни работал. Особый интерес курс представляет для студентов – психологов. Явления и процессы, изучаемые социальной психологией, многообразны и многогранны. Необходимо исследовать их, видеть, понимать и учитывать специфику их проявления в жизни и деятельности людей. Знание социальной психологи позволяет: - правильно оценивать и прогнозировать явления общественной жизни, ее сложных отношений; - всесторонне изучать и осмысливать общественные явления, что позволяет регулировать характер взаимодействия; - понимать, какое влияние общественно-политические явления и процессы оказывают на личность, ее статус и положение, специфику адаптации к окружающей действительности, особенности взаимоотношений с другими людьми; - использовать закономерности функционирования и проявления социально-психологических процессов и механизмов, что дает возможность поддерживать гармонию человеческих отношений, создавать благоприятные условия для совместной деятельности. ^ Учебно-тематический план по курсу «Социальная психология» для студентов факультета Психологии образования дневного отделения
^
^ ЧАСТЬ 1. ЛЕКЦИИ. Общее количество часов – 48 (д/о), 16 часов (в/о) РАЗДЕЛ I. ВВЕДЕНИЕ В СОЦИАЛЬНУЮ ПСИХОЛОГИЮ |
![]() | Рабочая учебная программа по курсу «социальная информатика» Для специальности «социальная педагогика» с дополнительной специальностью «психология» | ![]() | - Методические указания по выполнению контрольных работ составлены на основании примерной программы дисциплины дс. 06 «Социальная психология... |
![]() | Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности... В соответствии с Государственным образовательным стандартом по специальности 030300 «Психология», утвержденным Минобразованием России... | ![]() | Программа кандидатского экзамена по специальности 19. 00. 05 «Социальная психология» Программа составлена в соответствии с утвержденными фгт и рекомендациями по формированию основных профессиональных образовательных... |
![]() | Специальность: 030301 Психология Дисциплина: Социальная психология... Особенности коммуникативных барьеров в общении при проведении социально-психологических тренингов | ![]() | Учебные пособия 1 Андриенко Е. В. Социальная психология (Материалы... Социальная психология (Материалы для семинарских и лабораторно-практических занятий) |
![]() | Рабочая программа учебной дисциплины послевузовского профессионального... Целью изучения дисциплины является теоретическая и практическая подготовка аспирантов (соискателей) для ориентации их в методах и... | ![]() | Рабочая программа учебной дисциплины послевузовского профессионального... Дисциплина «Психологическая служба в вузе» относится к образовательной составляющей и входит в цикл факультативных дисциплин подготовки... |
![]() | Рабочая программа учебной дисциплины послевузовского профессионального... Цель учебной дисциплины рассмотреть основные проблемы педагогической психологии как специфической отрасли психологического знания,... | ![]() | Методические указания по выполнению контрольных работ Выполнение... «Организация социальной работы с населением», «Психо-социальная работа», «Медико-социальная работа», «Социальная работа с лицами... |