«выбор профессии: иллюзии и реальность, или «ошибки, которые мстят сами за себя»»




Скачать 119.59 Kb.
Название«выбор профессии: иллюзии и реальность, или «ошибки, которые мстят сами за себя»»
Дата публикации22.10.2014
Размер119.59 Kb.
ТипДокументы
shkolnie.ru > Психология > Документы
«ВЫБОР ПРОФЕССИИ: ИЛЛЮЗИИ И РЕАЛЬНОСТЬ,

или

«ОШИБКИ, КОТОРЫЕ МСТЯТ САМИ ЗА СЕБЯ»».
Современное состояние профессиональной ориентации в экономически развитых странах отличается высоким уровнем развития, наличием разветвлённой сети различных служб профориентации. Во многих сферах трудовой деятельности невозможно стать представителем той или иной профессии просто так, не пройдя через службы профессиональной ориентации и профотбора, включающие в себя психологическую диагностику, прежде всего, а также специальные курсы по обучению или переподготовке персонала.

У профориентации в нашей стране драматичная история: зародившись в 1920-е годы, в 1930-х она была разрушена, затем в 50-е -60-е годы возродилась снова, и сегодня является важным элементом социальной политики государства.

В г. Новокузнецке, например, в 1980-е годы в ряде школ, Доме пионеров были созданы профконсультационные пункты. Профконсультация в школе начиналась с изучения склонностей, интересов, способностей подростков, отслеживания их развития и заканчивалась дачей конкретных советов ученику в выборе той или иной профессии. В Ростове-на-Дону также проводилась подобная работа в отдельных школах и учебно-производственных комбинатах. Кроме того, школа была связана с производством подшефными отношениями. Экскурсии на предприятия, трудовая практика на них имели немаловажное и ознакомительное, и воспитательное значение.

Но на сегодняшний день школы Весёловского района, к примеру, (но думается, что и многих других сельских районов также) лишены возможности показать школьникам работу предприятий, физически поучаствовать в процессе производства по причине отсутствия такой возможности, в том числе самих этих предприятий. И профконсультационная работа в школах также отсутствует. (До недавнего времени, правда, такая работа в двух школах п. Весёлый проводилась). Так что всё ограничивается занятиями по предмету «Технология» и посещением учащимися учреждений дополнительного образования. И, скорее всего, именно таково состояние дел и в других сельских районах остальной России, и только ли в сельских ? Не хватает психологов. Вот так сегодня мы закладываем наше завтра. Европейская педантичность и скрупулёзность выигрывает. Наши российские «авось» и «Как-то это будет !» проигрывают.

Неудивительно в этих условиях, что выпускники школы нередко имеют весьма смутное представление о содержании своей будущей профессии, её требованиях к работнику. И это при том, что школы Ростовской области в 2001г. получили прекрасное пособие по профориентации, которое так и называется: «Азбука профориентации XXI века», авторами которого являются М.А. Бендюков, И.Л. Соломин и Л.П. Ткаченко. Используется оно мало кем и редко, потому что требует определённых усилий, запаса некоторых знаний и затрат не оплачиваемого времени со стороны педагога, желающего помочь выпускникам. Проблема, как говорится, налицо. И в результате выбор профессии делается либо по рекомендациям родителей, родственников или, как в таких случаях говорят психологи, «значимых других»; либо по мотивам престижности, доходности; либо в результате переноса учащимся своего отношения к человеку – представителю определённой профессии – на саму профессию; либо в результате увлечения только внешней стороной профессии; либо отождествления школьного учебного предмета с профессией, либо просто «за компанию».

Этот факт нашёл своё подтверждение в небольшом социологическом исследовании, проведённом среди выпускников в двух школах п. Весёлый.

В небольшой анкете из пяти вопросов два наиболее важных были следующими:

1. Кем по профессии ты хотел(а) бы стать ? и Почему ?

2. Кем на самом деле ты стать постараешься ? Почему ?

То есть, предполагался идеальный и реальный выбор.

В реальном выборе многие всё ещё предпочитают престиж и деньги. Преимущественно таким же был первоначальный выбор в предыдущие несколько лет проводившихся в этих школах факультативных профконсультационных курсах «Твой выбор».

Не хотелось бы, чтобы в этом малом исследовании, как в капле воды, отражалась общая ситуация по Ростовской области, а тем более по России в целом. Но, вероятно, это так и есть.

Современное развитое общество заинтересовано в том, чтобы человек любой профессии трудился с наибольшей пользой для государства. Это экономический аспект необходимости профориентационной работы. Экономические потери для страны в результате ошибки в выборе профессии всегда велики, потому что связаны с невысокой производительностью труда людей, занимающих явно не своё место.

Но человек заинтересован трудиться с наибольшей эффективностью и для себя. Это социальный аспект. В случае неверного выбора вида профессиональной деятельности он характеризуется неудовлетворённостью человека работой, развитием отрицательного отношения к окружающей действительности, к коллективу, трудностями общения, конфликтностью, повышенными требованиями к бытовой стороне жизни.

От того, насколько человек удовлетворён характером труда и его результатами, зависит его собственное духовное и физическое здоровье, благополучие его семьи и, в конечном итоге, здоровье общества в целом. Что касается медицинского аспекта правильности выбора человеком профессии – доказано, что под влиянием длительного воздействия стресса вследствие неудовлетворённости своими профессиональными возможностями в случайно избранной профессии нередко возникают заболевания, обусловленные психическими расстройствами. Результатом этого является и раннее проявление болезней старения. В литературе по профориентации можно найти ссылки на этот счёт на исследования шведского психолога К.Бронера, опубликовавшего сведения о выявлении в персонале одной промышленной компании до 20 % рабочих и служащих, у которых было отмечено развитие серьёзных нервных и даже психических заболеваний из-за психологического несоответствия профессии.

Зарубежными авторами был поднят в связи с этим вопрос о так называемых «ролевых конфликтах», отражающих несоответствие между самооценкой личности и социальной (в том числе и профессиональной) ролью, которую человек играет в жизни. И факты преждевременного старения в данном случае выступают как прямой результат систематического воздействия отрицательных эмоций из-за неудовлетворённости работой.

Поэтому профессиональная ориентация вообще и профконсультация в частности, выступая в качестве инструмента информационного и психологического содействия учащемуся, выбирающему профессию, призваны оказывать действенную помощь в выборе именно той сферы деятельности, той профессии, которая наиболее близка конкретному человеку благодаря развитию соответствующих его способностей и отвечала бы его интересам.

А между тем, происходит обратное. С появлением средств массовой информации и коммуникации человек стал не просто homo sapiens, но и человеком идеологическим. Это прекрасно понимали правители во все эпохи и умело использовали в своих целях. И чем активнее пропаганда, тем сильнее восприимчивость большинства.

Трудно не заметить, как за короткий срок резко изменились жизненные ценности и ориентиры многих россиян. Ещё труднее не заметить, что изменились они не в лучшую сторону. М. Горький в своё время отмечал, что хорошее прививается с трудом и долго, плохое – легко и быстро.

Смена жизненных ценностей неизбежно влечёт за собой и смену приоритетов, психологического портрета личности, стратегии и стиля поведения. Процессы эти носят сложный характер, порой внешне противоречивый. Деньги, стремление не просто к материальному благополучию, но к богатству стали своего рода знаменем нашего времени, вдогонку США теперь уже великой российской мечтой.

Если деньги, обладание богатством становятся главной ценностью, а критерием достоинств человека – его капитал, то потребность или необходимость заниматься каким-то видом трудовой деятельности неизбежно перерастает в потребность погони за высокими доходами. Содержание труда, соответствие ему, удовлетворённость от выполняемой работы, рост квалификации могут при этом уходить на пятый и десятый план. И это серьёзная проблема. Достаточно представить себе равнодушного и малоквалифицированного врача или лётчика.

Выбор профессии современными молодыми россиянами не зависит от уровня оплаты лишь в том случае, если это не престижная специальность или специальность, связанная с тяжёлым физическим трудом, а род трудовой деятельности, приносящий духовное удовлетворение. Но и в этом случае зачастую огромную роль играет стремление добиться высокого социального статуса, что невозможно без соответствующего уровня образования и долгого строительства карьеры; гедонистические мотивы также вносят свой немалый вклад в специфику социальной стратегии современного молодого человека. В деревне это носит менее выраженный характер, в городе - более.

В мире насчитывается не один десяток тысяч профессий и специальностей. Но когда речь заходит об их выборе, обычно россиянин выбирает из очень ограниченного перечня примерно в 250 – 300 самых «ходовых» профессий. На первых местах, как водится в последние полтора десятка лет, – юристы экономисты и соперничающие с ними в последние годы менеджеры и дизайнеры.

Выбор профессии в современной России в первую очередь зависит от её престижности, популярности, от того, какое качество жизни, стиль жизни способна обеспечить избранная специальность, насколько она модна и соответствует экранным эталонам. В Советском Союзе велась продуманная пропаганда простых рабочих профессий. Передовицы газет посвящались именно им, а не тому, какая певица кому улыбалась в ночном клубе. Понятно, что и отношение к рядовым специальностям, простым людям было спокойное, сдержанно-уважительное. Совсем не такое, как сегодня, когда ты не должен заниматься ни под каким предлогом определёнными «презренными» видами труда, если ты не «гастарбайтер», и особенно в Москве.

К началу XXI века в нашем Отечестве сложилась уникальная ситуация. Проведённые социологические исследования престижности профессий в США и России соответственно распределили профессии на следующие места (По данным «The Wall Street Journal» и опроса Фонда общественного мнения, 2002 г. А также из материалов газеты «Аргументы и факты»):

В России / В США

Предприниматель, коммерсант 1 18

Юрист 2 14

Экономист, бухгалтер 3 17

Банкир, финансист 4 15

Преступный авторитет 5 -

Фотомодель, звезда шоу-бизнеса 6 11

Программист, инженер 8 7

Работник МВД (полицейский) 9 5

Врач 10 2

Проститутка 12 -

Политик 19 9

Учёный 22 1
Обращает на себя внимание, что на 5-м месте при этом в США оказался полицейский, в России - «Преступный авторитет», ….. – перевёрнутая с ног на голову ситуация ! Это же касается образования, науки, здравоохранения и охраны правопорядка – этих китов социального устройства общества. Где они в США и где у нас ?

В 2004 г. Профессия «Пожарный» в США была на 3-м месте. Профессия «Учитель» - на 4-м, в то время как в России не вошла в двадцатку. Понятно, что эта статистика, хотя и недавнего, но прошлого. Но многое ли изменилось с тех пор ?

То, что СССР сравнивал свои достижения с достижениями царской России 1913г. было вполне нормально и естественно для Советского Союза. Современная Россия сравнивает себя с США – что также вполне нормально и естественно. Мы просто повторяем их путь в капитализме и на самом деле ничем уникальным не отличаемся. И находимся в своём экономическом и социальном развитии, пожалуй, в периоде Соединённых Штатов 1930-х годов, только-только пережив свою Великую депрессию 1990-х, и всё ещё не реализовав на деле принцип разделения властей и не построив гражданского обществасамых важных основ демократического общества.

Итак, в конце февраля 2011г. В двух школах п. Весёлый, Весёловского района, Ростовской области было проведено исследование по поводу первоначального выбора профессии выпускниками 11-х классов.

Школа №1 является экспериментальной площадкой некоторых образовательных инноваций российской школы на протяжении уже нескольких лет. Может, поэтому есть некоторая разница в особенностях восприятия жизни учащимися, уровне их притязаний, самооценки, порой, можно сказать, и амбиций, что подтверждалось исследованиями в рамках факультатива «Твой выбор».

Результаты исследования показали: Выбор профессий в школе №1 отличается большей широтой и большим перечнем предпочтений именно «престижных» профессий. В школе № 2 выбор чуть проще и отличается меньшим перечнем. Но по-прежнему тенденция сохраняется: ориентация на престиж и высокую доходность в прямой или завуалированной форме высоки в обоих случаях. Причём на престиж и высокую доходность как мотив выбора желаемой профессии прямо указали 41% выпускников 1-й школы. 35% указали: «мне нравится», что, конечно же, отчасти не исключает и всё того же выбора престижности и доходности, только в скрытой форме. Хотя в графе «Кем на самом деле ты стать постараешься?» «Мне нравится» предпочли уже только 25%. То есть, разница, указывающая на прагматизм выбора, всё же ощутима.

В списке выбора профессий это приняло такой вид: Школа №1:

а) Кем хотел(а) бы стать:

геолог: - 1; юрист (адвокаты, прокуроры): - 5; врач: - 4 (3 из них – стоматологи); психолог: - 6; работник МЧС: - 2; фотограф: - 1; программист: - 1; экономист: - 5;

парикмахер: - 1; актриса: - 2; телеведущая: - 1; повар: - 1; «Госслужащий кадастровой службы»: - 1; архитектор:- 2; дизайнер: - 2; военный лётчик:- 1; диспетчер гражданской авиации: - 1; «инженер нанотехнологий»: - 1; музыкант: - 1; менеджер: - 1. Радует, что традиционных лидеров – юристов и экономистов потеснили психологи.

б) Кем постарается стать на самом деле:

геолог: - 1; юрист (адвокаты, прокуроры): - 6; врач: - 3 ( и теперь все трое – стоматологами); зато экономистов теперь: - 7; работник МЧС – 2; парикмахер: - 1;

и психологов стало меньше на два; но появились банкир и инспектор милиции; осталось по одному архитектору и дизайнеру; появился телемастер и два инженера-электрика;

а также «Электрик по электронному оборудованию»; маркетолог; социолог; а менеджеров стало два; и «инженер нанотехнологий» решил так им и остаться.

На престиж и высокую доходность как мотив выбора желаемой профессии прямо указали только 28 % выпускников 2-й школы. 72% указали: «мне нравится». В пункте «Кем на самом деле ты стать постараешься?» «Мне нравится» предпочли теперь только 50%. А престиж и высокие доходы - уже 35%. Как говорится, прагматизм – он… - везде прагматизм.

В списке перечня профессий это выглядело немного скромнее, чем в школе № 1, как уже было отмечено выше. Стало меньше прокуроров, больше поваров и милиционеров.

На фоне вышеизложенного интересны и такие ответы в школе №1: «Хочу стать сотрудником МЧС, чтобы охранять и спасать граждан, потому что это нужно !» А также: «Хочу стать психологом, потому что это очень интересно – познать себя, других и научиться решать проблемы разумно». И ещё: «Постараюсь стать офицером МЧС, потому что это престижная профессия»; «Хочу стать прокурором, потому что эта профессия ценится». Или следующее: «Хотела стать знаменитой певицей или телеведущей, потому что мне бы хотелось, чтобы меня все знали, завидовали» (Но на вопрос: «Кем на самом деле стать постараешься?» – ответ: «Адвокатом или инспектором милиции, потому что мне очень нравится эта профессия, всякие исследования»; Есть и такой ответ: «Хорошим человеком»; Примечательно и то, что ещё один человек, мечтающий стать актрисой, всё же постарается стать банкиром, выбирая в одном случае: «быть знаменитой», а в другом: «Больше заработок, если остаться около своего дома». Или другой выбор: мечтает стать военным лётчиком – «Мечта всей жизни», но на самом деле постарается стать инженером-электриком, потому что эта профессия «очень востребована, хорошо оплачиваема, престижна» Красноречив следующий выбор: соискатель и мечтает, и постарается стать «экономистом, финансистом ОАО «Газпром», потому что «легко, высокая заработная плата». Любопытен и такой ответ: хотелось бы стать «музыкантом, так как люблю музыку и всё, что с этим связано». Но стать постарается психологом и затем музыкантом «вследствие того, что в данном обществе необходимо как минимум два образования: одно – для души, а другое – в качестве подстраховки». Ещё один примечательный выбор: хочется стать медиком – педиатром или стоматологом, чтобы «помогать и заботиться о людях», но станет экономистом, потому что «подсказали родители». И снова: «Медиком – хотелось бы лечить людей», но станет экономистом – «востребованная работа».

А у выпускников школы № 2 есть и ответ, данный из желания «поприкалываться»: хотел бы стать «гонщиком, потому что это клёво !», а станет космонавтом – «потому что это – клёво !». Ещё несколько «весёлых» выборов: «Военным; милицейским: весёлая работа и много риска. Люблю рисковать». А также: хотел бы стать «Полицаем», потому что – «надо», но станет педагогом, «чтобы отомстить школе». Или на вопрос: Кем по профессии хотел(а) бы стать? – «Никем». Почему – «Не хочу». Кем на самом деле стать постараешься? – «Пойду в армию». Почему? – «Хочу».

Но вот человек хотел бы стать «криминалистом – нравится эта профессия», но постарается стать «ветеринарно-санитарным врачом – люблю животных; и по обстоятельствам…».

Печально, что учителем захотел стать лишь один и то затем только, чтобы «отомстить школе».

Одним словом, поколение, которое выбирает «Пепси», пока ещё следует тем же курсом ! Юристы и экономисты всё ещё впереди. На подходе психологи, потом, может, и психоаналитики. Должны же и мы быть не хуже США !

К сожалению, выбор профессии по-прежнему слишком часто делается выпускниками совершенно случайно, по смутному представлению и снова, и снова с преимущественной ориентацией на престиж, деньги, и желательно - то и другое вместе взятое. Причём по принципу – всё и сразу !

Ситуация, когда очень многим хочется иметь диплом о высшем образовании, скорее отражает только выверты социальной моды, желания не отстать от неё, а не истинное стремление к вершинам знания.

Рабочие профессии стали не только не престижными среди молодёжи, но даже презираемыми. О диалектической взаимосвязи «Хочу» и «Надо», о возникающих при этом противоречиях и рождающихся из этого впоследствии драм мало кто знает и задумывается.

Но именно в школе благодаря профориентационной работе учащийся должен получить более углублённое представление о мире профессий, о содержании избираемой им специальности, предмете труда, цели труда, условиях труда, требованиях профессии к человеку (профессиограмме); о состоянии рынка труда в регионе и его тенденциях; о требованиях к резюме, представляемому работодателю; о технологии поиска работы; об имеющихся учебных заведениях в регионе, а также получить более глубокое представление о себе, своих склонностях и потребностях, способностях и психологических возможностях, в результате чего мог бы соотнести уровень своих притязаний к определённой сфере профессиональной деятельности и требований самой этой сферы или конкретной профессии к нему, его способностям, физиологическим и психологическим возможностям.

Профессиональная ориентация есть по сути своей процесс социальной ориентации личности. Отсутствие каких-то звеньев профориентационной работы в условиях высокой активности масс-медиа, агрессивно пропагандирующих сомнительные ценности, стандарты и социальную моду, приводит к печальным последствиям – социальной дезадаптации !

ЖУРНАЛ, В КОТОРОМ БЫЛА ОПУБЛИКОВАНА СТАТЬЯ.


Похожие:

«выбор профессии: иллюзии и реальность, или «ошибки, которые мстят сами за себя»» iconВыбор профессии. Как не ошибиться?
Эти вопросы для и себя и сделай свой правильный выбор профессии уже сейчас
«выбор профессии: иллюзии и реальность, или «ошибки, которые мстят сами за себя»» iconПояснительная записка 3 План занятия 4 Список литературы 9 Приложения...
Занятие «Влияние темперамента на выбор профессии» относится к разделу «Темперамент и выбор профессии», дополнительная образовательная...
«выбор профессии: иллюзии и реальность, или «ошибки, которые мстят сами за себя»» iconПамятка для школьника Выбор профессии
Выбор профессии — не минутное дело, оно может оказаться самым трудным выбором в твоей жизни
«выбор профессии: иллюзии и реальность, или «ошибки, которые мстят сами за себя»» iconКлассный час по проф ориентации тема: Выбор профессии
Цель: Учить уч-ся представлять выбранную профессию и обосновывать свой выбор. Оказать помощь уч-ся в профессиональном самоопределении....
«выбор профессии: иллюзии и реальность, или «ошибки, которые мстят сами за себя»» iconДля Вас, родители! Ошибки, которые совершать нельзя
И часто это получается. Но бывают моменты, когда поведение ребёнка ставит в тупик, раздражает; и мы делаем что-то такое, из-за чего...
«выбор профессии: иллюзии и реальность, или «ошибки, которые мстят сами за себя»» iconКак выбрать профессию? Способы профориентации выбора профессии
Профессиональная ориентация, профориентация, выбор или ориентация на профессию (лат professio — род занятий и фр orientation — установка) —...
«выбор профессии: иллюзии и реальность, или «ошибки, которые мстят сами за себя»» iconПри выборе профессии обратись к психологу Педагог – психолог: Янюшкина И. В
Все остальное в жизни в той или иной мере зависит от нашего выбора. И одним из наиболее ответственных, определяющих нашу судьбу выборов...
«выбор профессии: иллюзии и реальность, или «ошибки, которые мстят сами за себя»» iconСхема монтажа водосточных систем хантер (пошаговый)
Выбор метода крепление желобов. Пластиковые кронштейны, которые крепят на лобовую доску или стальные удлинители кронштейна, которые...
«выбор профессии: иллюзии и реальность, или «ошибки, которые мстят сами за себя»» icon3" – 2-3 грубые и 1-2 негрубые ошибки или 3 -5 негрубых ошибки. Отметка "2
Отметка "4" – 1 грубая и 1-2 негрубые ошибки, при этом грубых ошибок не должно быть в задаче
«выбор профессии: иллюзии и реальность, или «ошибки, которые мстят сами за себя»» icon"Выбор профессии – это серьезно"
Цель: Ознакомление с принципом обоснованного выбора профессии, разумного планирования профессиональной карьеры с учетом потребностей...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница