Формы и методы профориентационной работы




Скачать 56.57 Kb.
НазваниеФормы и методы профориентационной работы
Дата публикации19.09.2014
Размер56.57 Kb.
ТипДокументы
shkolnie.ru > Психология > Документы

Формы и методы профориентационной работы.





Если вы не знаете, куда идете, значит, вы идете не туда…

Выбор профессии – важный этап в жизни каждого человека, весьма сложный и порой долгий мотивационный процесс. И особенно трудно он дается людям с ограниченными возможностями. Причем, выбор профессии является достаточно сложным и напряженным этапом не только для самих молодых людей, но для их родных и близких.

Профориентация— система мер, направленных на оказание помощи молодежи в выборе профессии (Википедия). Она представляет собой длительный процесс, включающий в себя комплекс мероприятий, направленных на профессиональное самоопределение личности с учетом индивидуальных интересов и возможностей, а также потребностей на рынке труда.

Помимо этого, профессиональная ориентация детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья должна проводиться и по следующим направлениям: клиническому, психофизиологическому, психологическому, педагогическому и социальному.

Направления профориентационной работы среди детей и подростков:

1.Профессиональное просвещение.

Задачи: обеспечение молодежи информацией о мире профессий, учебных заведениях, возможностях профессиональной карьеры.

2.Профессиональное воспитание.

Задачи: формирование установок на труд и позитивного отношения к труду, развитие общетрудовых качеств и навыков, формирование базовых ценностей, норм и правил поведения, профессиональной ответственности, способностей и склонностей, адекватного уровня притязаний и самооценки.

3.Информационная поддержка.

Задачи: профессиональное консультирование детей и подростков, а также их родителей по вопросам выбора профессии, трудоустройства, возможностей получения профессиональной подготовки.

Родители ребенка должны быть активными участниками процесса профориентации. Нередко они убеждены в том, что их ребенок должен получить престижную профессию, например, бухгалтера, экономиста или юриста. Детьми и родителями болезненно воспринимается предложение коррекции их профессиональных планов.

С целью оказания помощи мы предлагаем им следующую форму работы с детьми:

^ ШЕСТЬ СТУПЕНЕЙ К ВЫБОРУ (выполняется родителями совместно с ребенком)

1.

Составить список подходящих профессий

Вместе с ребенком составить список профессий. Которые ему нравятся, интересны. По которым бы он хотел работать.

2.

Составить перечень требований выбираемой профессии

*профессия и род занятий

*профессия и жизненные ценности

*профессия и мои (ребенка) сегодняшние проблемы

*профессия и реальное трудоустройство по специальности

*желательный уровень профессиональной подготовки

*профессия и мои (ребёнка) склонности и способности

*характер и условия работы по специальности

*профессиональные требования к будущему работнику

3.

Оценить своё (ребенка) соответствие требованиям по каждой профессии

Проанализировать, развиты ли у ребенка профессиональные качества, отвечают ли его психофизиологические и интеллектуальные особенности требованиям профессии.

4.

Проанализировать результаты оценивания

Проанализировать, какая профессия из всего списка более всего подходит Вашему ребенку по всем пунктам.

5.

Консультация со специалистами

Чтобы убедиться в правильности ваших выводов, обсудите их с педагогами и психологом.

6.

Определить основные шаги к успеху

Определить, в каком учебном заведении ребенок сможет получит профессиональное образование по выбранной специальности, как развивать в нем профессионально важные качества, как можно получить опыт работы по данной специальности.

На всех этапах профориентационной работы значительную роль оказывает психолого-педагогическая диагностика. Её применение в форме собеседования, игры, специального тестирования позволяет выявить уровень осведомленности участников образовательного процесса о мире профессий, представление будущего профессионального плана детьми и их родителями, мотивацию к тому или иному профессиональному выбору, а также наличие установок на труд, развитие общетрудовых качеств и навыков и уровень сформированности базовых ценностей, норм и правил поведения. Ежегодно, начиная с 4 класса, данные всех видов диагностики заносятся в Личную профессиограмму ученика.

^ ЛИЧНАЯ ПРОФЕССИОГРАММА УЧЕНИКА

(Ф.И.О.)_____________________________________________________________

____________________________________________________________________

учебный год

класс


Интеллек-

туальные

способности


Творческие

способнос-ти

Трудовые навыки

Личност-ные

качества

Предпочи-таемые

специальности




4



















5



















6



















7



















8



















9

















Природа индивидуальных особенностей человека двояка. Такие особенности как интересы, склонности характеризуются непостоянством, колебаниями и изменчивостью. Поэтому и учитывать их нужно с вполне определенной целью – стимулировать их развитие.

Коррекционно-консультационная работа, в которой принимают участие социальный педагог, педагог-психолог, педагог-дефектолог, включает в себя:

1.Профессиональное просвещение детей и родителей;

2.Проведение деловых игр социальной и профориентационной направленности;

3.Коррекцию мотивов выбора профессии;

4.Знакомство с судьбами инвалидов, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, успешно работающих по избранной специальности;

5.Составление и корректировка профессиональных планов ребенка в соответствии с его возможностями на протяжении всего периода профориентации;

6.Психолого-педагогическая работа по воспитанию качеств, необходимых для овладения той или иной профессией, с учетом корректировки профессиональных планов ребенка;

7.Составление профессиограмм;

8.Организацию экскурсий на некоторые предприятия города, использующие труд инвалидов.

В заключении следует отметить, что с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, должна проводиться целенаправленная профориентационная работа, начиная с младшего школьного возраста. Эта работа должна включать в себя более широкое профессиональное информирование. Особое внимание, на наш взгляд, необходимо уделять сюжетно-ролевым играм в профессии, которые в будущем могут быть оптимальны для профессионального выбора ребенка.

Профориентационная работа с ребенком с ограниченными возможностями должна вестись комплексно, с включением в этот процесс различных специалистов и родителей ребенка.

Уважаемые родители и педагоги! Каждый человек стремится быть счастливым! Помогите вашим детям прожить их собственную жизнь счастливыми, не стоит отдавать принятие решений на волю обстоятельствам!


Похожие:

Формы и методы профориентационной работы iconМетодическое пособие Авторы: Зикк Т. П., Серова Н. А. Осинники 2012...
Муниципальное казённое образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «детский дом»
Формы и методы профориентационной работы iconПлан Мероприятий по проведению профориентационной работы с обучающимися...
Разработка и утверждение перспективного (годового) плана осуществления профориентационной работы со школьниками, в том числе в формате...
Формы и методы профориентационной работы iconПлан работы по профориентации с обучающимися общеобразовательных учреждений
Мо «Кингисеппский муниципальный район» по профориентационной работы с учащимися общеобразовательных учреждений на 2012-2013 учебный...
Формы и методы профориентационной работы iconУчебно-тематический план программы повышения квалификации для педагогов...
Тов образовательных организаций, расположенных в сельской местности, на удаленных и труднодоступных территориях, основам теории и...
Формы и методы профориентационной работы iconНаучный
Формы и методы социальной работы с подростками склонными к суицидальному поведению
Формы и методы профориентационной работы iconПрограмма государственного экзаменапо педагогике, психологии и методике обучения биологии
Психологическое сопровождение ребенка в образовательном процессе: предмет сопровождения, направления работы педагога-психолога, формы...
Формы и методы профориентационной работы iconФормы и методы применения икт в обучении биологии
Методы проведения учебных занятий в школе с использованием средств информационных и коммуникационных технологий
Формы и методы профориентационной работы iconМетоды и формы учебной деятельности
Совершенствовать навыки работы со статистическими материалами. Воспитывать чувство взаимоуважения и терпимости к мнению других
Формы и методы профориентационной работы iconФормы и методы коррекционной работы учителя – логопеда по формированию...

Формы и методы профориентационной работы iconУрока: Образовательные
В данном уроке представлены все изложенные в работе образовательные технологии, методы и формы работы
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница