Е. Н. Волков Нижегородский госуниверситет им. Н. И. Лобачевского Национальный исследовательский университет, Нижний Новгород я постоянно выпадаю из гнезда




Скачать 90.89 Kb.
НазваниеЕ. Н. Волков Нижегородский госуниверситет им. Н. И. Лобачевского Национальный исследовательский университет, Нижний Новгород я постоянно выпадаю из гнезда
Дата публикации17.02.2014
Размер90.89 Kb.
ТипДокументы
shkolnie.ru > Психология > Документы


Чертёж психотерапевта, или О послушных птенцах предрассудков

Е. Н. Волков

Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского — Национальный исследовательский университет, Нижний Новгород

Я постоянно выпадаю из гнезда,

Непослушный птенец предрассудков...

Евгений Волков
Опубликовано: Волков Е. Н. Чертёж психотерапевта, или О послушных птенцах предрассудков / Волков Е. Н. // Здоров’я України — ХХІ сторіччя. Неврология. Психиатрия. Психотерапия. № 4 (27), декабрь 2013. — С. 48-49.
В предыдущей статье инженерно-онтографического цикла «Дедукция психотерапии» я предложил в качестве исходных реперов для научно-инженерного построения основ психологического консультирования и психотерапии несколько тезисов о научных представлениях о характеристиках мира и об особенностях восприятия реальности живыми организмами.

Эти базовые ориентиры и постулаты должны бы быть осознанными условиями любой человеческой деятельности, не только психотерапии. Ниже вы видите онтокарту, которая включает в себя уже в виде связанной системы реперные элементы, описанные на предыдущем шаге. В файле соответствующего формата могут быть созданы слои, содержащие онтокарты отдельных элементов с любой степенью детализации. Мы получили буквальную возможность визуально объектифицировать любой «винтик» любого процесса или явления и затем моделировать или конструировать из таких деталек онточертежи любой сложности, чтобы работать с ними и в них, а не в бездонных трясинах линейных текстов1.
Если кто-то сочтёт данную онтокарту неверной в целом или в деталях, я буду только рад увидеть другие варианты именно онтокарт, а не очередные десятки страниц текста, пусть даже и с самыми интересными и верными рассуждениями (которые весьма просто вписываются в структуру онтокарты).

В силу непреодолимой ограниченности и возможностей, и размера бумажного пространства отдельной статьи я вынужден опускать какие-то переходные и тезисы, и визуализации, поэтому прямо от предложенной онтокарты взаимодействия индивида с миром перейду к следствиям, вытекающим из неё в деле оказания психологической помощи и в вопросах подготовки профессионалов такой помощи.

Существует распространённое заблуждение, будто наиболее общие концептуальные построения, с усмешкой называемые «абстрактными теориями»2, не имеют особого, тем более прямого, практического значения, и могут быть опущены при обучении или при решении конкретных проблем. Визуализация «перворамочных» теорий позволяет показать, что миф «самодостаточной практичности» частных знаний и ремесленных прикладных инструкций является в действительности чрезвычайно непрактичным, приводя к бесконечному повторению неверных и непродуктивных действий.

Роль общих теорий состоит, в первую очередь, не в том, чтобы предписывать, как что-то понимать и как действовать правильно, а том, чтобы максимально исключать возможности ложных действий и соблазны увлечения слабыми частными теориями. Классический пример из области физики — отказ уже более 200 лет назад рассматривать проекты вечных двигателей. Трудно подсчитать, сколько сил и средств сэкономил этот запрет, но историческая ирония заключается в том, что он был установлен французской академией именно на основании безрезультатности бесчисленных практических попыток и за несколько десятилетий до создания теории сохранения энергии. А практиковались без теории лет так 500...

Когда же общая теория создана и солидно подкреплена экспериментальными и исследовательскими данными, продолжать следовать ставшими ложными частным теориям и удостоверено непродуктивным моделям профессионального поведения вроде бы неразумно, но... Тогда в игру вступают привычки, традиции, ритуалы — и игнорирование общих теорий и междисциплинарных связей. Аналог, к примеру, вечного двигателя в психологии — попытки понимать и предсказывать поведение людей на основании личностных черт и других подобных характеристик. Почти полвека назад было надёжно выяснено, что знание многих психологических характеристик и жизненного опыта индивида мало что даёт для верного предсказания его поведения в различных ситуациях, но это открытие до сих не остановило ни в основном бессмысленного вала психологического тестирования, ни применения в подготовке психологов и психотерапевтов множества дискредитированных концепций и инструментов.

А уже в текущем году умные айтишники, не читавшие трудов по социальной психологии, с восторгом нам сообщают, что «данные разоблачили предрассудки кадровиков»: «...Многие общепринятые представления о том, из кого получится хороший сотрудник, не имеют ни малейшего отношения к реальности. Это предрассудки и стереотипы, не подкреплённые данными, — только и всего»3. Безрадостная картина тотальных заблуждений специалистов по человеческим ресурсам была раскрыта благодаря компьютерному анализу огромных баз данных, накопленных кадровыми отделами корпораций.

Спросите, при чём тут психологи с психотерапевтами? А представьте себе, если бы на клиентов психотерапии создавались бы такие же базы данных: какими методами их консультировали, какие выводы и предсказания в их адрес высказывали психотерапевты, как затем складывалась жизнь клиентов. И все эти данные можно было бы обработать с помощью аналитических программных средств. И какая бы картина открылась... И сколько бы было подано исков на возврат бесполезно выплаченных гонораров...

Пока таких баз данных в сфере помогающей психологии в соответствующем количестве и качестве не наблюдается, остаётся уповать на опыт смежных областей, хотя бы и бездушных кадровых, и на последовательное применение в подготовке психологов-консультантов и психотерапевтов научно-инженерного подхода.

Две зарисовки, приведённые выше, демонстрируют, насколько велик на практике разрыв между достижениями фундаментальной науки, в данном случае социальной психологии, и их применением в прикладной профессиональной деятельности. В чём его причины? Возможно ли ощутимое сокращение этого разрыва?

Главный тезис данной статьи я бы кратко сформулировал так — «не от той печки танцуют». У профессионалов человековедческих видов деятельности, как я уже не раз отмечал, почти нет навыков и традиций осознанного конструирования ясной структуры своих исходных постулатов4 и жёсткого последовательного выстраивания на них — путём дедуктивных выводов — системы прикладных следствий, которые затем могут быть подкреплены или опрокинуты опытом их реализации. В результате человековеды либо создают манипулятивные имитации научно-инженерного подхода, как, например, «методологи»-щедровитяне, вполне последовательно провозглашающие замену науки и инженерии своей эзотерической «методологией»; либо шарахаются от любых попыток научно-инженерной организации их деятельности и мышления как чёрт от ладана.

Некоторое время тому назад я делал презентацию онтографии как инструмента анализа и помощи в психологическом консультировании в одном из очень интересных центров реабилитации наркоманов, где реально спасли жизни многих десятков людей. Видели бы вы, каким праведным огнём отвержения горели глаза одной дамы, психолога, и как она почти кричала, что эту онтографическую заразу ни в коем случае нельзя впускать в священное пространство колдовской работы с наркоманскими душами! И хоть бы кто-то поддержал меня...

Так как же сократить в сфере помогающей психологии долю магически-ремесленного мышления и такого же типа деятельности и увеличить вес научно-инженерной составляющей?

Если коротко, то надо последовательно организовывать научение определённым аспектам фундаментальных знаний, под определённым углом зрения и в виде выполнения определённых видов работы по научению и по осуществлению продуктивной (результативной) деятельности.

На следующем рисунке вы можете увидеть базовый КОРНИ-тезаурус, который описывает основные параметры и составляющие научения, наиболее соответствующие достигнутому уровню научных знаний.

КОРНИ — это аббревиатура основных концептов проекта по разработке образовательных и профессиональных реперов, которые составляют первичную фундаментальную систему знаний о мире и о человеке и принципов мышления и деятельности.

КОРНИ, таким образом, это Критика — Основания/Онтология/Онтография — Рациональность — Наука — Инженерия.

Если соотнести две представленные в статье визуализации, то как можно описать контуры современного, научно обоснованного и инженерно выстроенного, научения высококлассного психотерапевта (психолога, врача, социолога, биолога и т. д.)?

Как только мы принимаем за основу предложенную в начале статьи онтокарту, то содержание и приоритеты базового научения становятся очевидными.

Поскольку сознание человека работает как поисковый прожектор на принципах субъективной интерпретации фактов и конструирования смыслов и квазифактов, то первым делом желательно изучить и разобрать по винтикам и косточкам именно этот всеопределяющий механизм нашего взаимодействия с реальностью. Это область эпистемологии, когнитивных наук и того, что можно обозначить как кредология (исследование и конструирование верований). Для последней дисциплины есть прекрасно разработанные техники в когнитивном подходе, прежде всего в РЭП-подходе по Альберту Эллису.




Согласно предложенной онтологии, именно теория во всех своих разновидностях является суперпрактичным и предметом изучения, и средством прикладной деятельности. И тогда задача рефлексирования, изучения и последовательного применения осознанно выбранных теорий и верований становится первейшей задачей любого образовательного процесса и требованием к любой интеллектуальноёмкой профессии.

Следующий шаг логически предопределён: если мы признаём неизбывную субъективность нашего взгляда на мир, то неизбежно признаём постоянное и значительное присутствие ложного содержания в своём сознании. Требуется, следовательно, средство постоянного очищения своего восприятия и представлений от ошибок, иллюзий и фантазий. Необходимо также изучать и осваивать опыт ошибок и сами ошибки как бесценный ресурс — невозможно избегать уже известных ошибок или выявлять и предотвращать как старые, так и новые заблуждения, если их плохо знать или тем более игнорировать.

Тут на помощь нам приходят критическое мышление5 и эрратология. Напомню, что направление критического мышления разрабатывается — и весьма плодотворно — не менее 40 последних лет в американских университетах6. На сегодняшний день на английском языке созданы как батареи тестов на все аспекты развития научного (критического) мышления, так и весь необходимый методический и дидактический комплекс от уровня детского сада до бизнес-образования и курсов повышения квалификации взрослых.

Американские специалисты по критическому мышлению, кстати, очень интересно подсказывают, как готовить психотерапевтов прямо с детского сада и одновременно сокращать будущие очереди в их кабинеты. На моём сайте есть перевод примера с так называемым «ремоделированием» (remodeling) занятия для детского сада на основах критического мышления7.

Ремоделирование заключается в том, что берётся, скажем, типовое занятие по чтению какого-то детского рассказа с типичными рекомендуемыми вопросами к детям по его содержанию. Далее делается критический анализ методической части и взамен предлагаются задания и серии вопросов совершенно иной глубины, важности и жизненной значимости, чем обычно предлагаются детсадовцам с «высоты» закаменевших предрассудков взрослых педагогов. На одном из моих тренингов с мужчиной уже пенсионного возраста стало почти плохо, когда я зачитал критически ремоделированные вопросы, ответы на которые требовались от дошкольников. У него был шок ярости от столкновения с фактом отношения к детям как к равноправным со взрослыми существам, в том числе интеллектуально. Боюсь представить его реакцию, если бы я тут же стал объяснять с позиций критического мышления, что по уровню глупости, невежества, заблуждений и фантазий между взрослыми и детьми даже 3-4 лет нет никакой заметной разницы.

А вопросы в указанном примере, к слову сказать, такие, что не на каждом сеансе психотерапии услышишь. Не могу некоторые не процитировать (подскажу, что речь идёт о рассказике про покупку девочкой плюшевого мишки с оторванной пуговицей): «Если бы ваше любимое животное могло думать, что бы он или она подумали, будучи купленным? Почему некоторые люди беспокоятся о таких вещах, как отсутствие пуговицы, а другие — нет? Насколько важным было отсутствие пуговицы для мамы? Почему? Что было самым важным в Вельветике для мамы? Для девочки? Почему девочке нужен Вельветик? Почему отсутствующая пуговица не изменила её чувства? Что говорит нам разница между матерью и дочерью об их ценностях — что они считают важным?». И так далее...

И если представить, что постановка и обсуждение подобных вопросов будут широко распространены во всех детских садах... Тогда можно будет наблюдать эффекты действительно глубинной психотерапии применительно ко всему обществу, чем массовое научение критическому мышлению и является, помимо всего прочего.

Итак, первые два краеугольных камня современной профессиональной подготовки — изучение анатомии субъективной проактивности сознания и освоение методов вычищения ошибочных слепых проб прощупывания реальности. И первое, и второе требует визуальной объектификации и определенной организации систематической работы по закреплению и развитию обретённых знаний и технологий их практического применения. Эти задачи решаются онтографией и инженерией, о которых я уже писал достаточно подробно, в силу чего могу считать цели данной статьи достигнутыми.
P.S. В названии статьи использована слегка изменённая строчка из моих психолого-поэтических дневников 20-летней давности. Я тогда не предполагал, что разгребание гор предрассудков станет основным занятием на оставшуюся жизнь. Но лучше их разгребать, чем таскать в себе.

1Полный вариант представленной онтокарты в нескольких форматах и постепенно совершенствующейся доступен здесь: http://evolkov.net/ontography/ontology.000/index.html

2Рекомендую один из немногих здравых и ясных текстов Г. Гегеля — статью «Кто мыслит абстрактно?» — http://philosophy.ru/library/hegel/abstr.html

3http://www.computerra.ru/88890/hr-bigdata/

4Напомню превосходную работу, в которой этот абсурдный для развитой науки феномен описан именно на примере психологии: Смит Н. Современные системы психологии. — СПб.: прайм-Еврознак, 2003.

5http://evolkov.net/critic.think/index.html

6http://www.criticalthinking.org/

7См.: http://evolkov.net/critic.think/remodel/remodel.lessons.K.html

Похожие:

Е. Н. Волков Нижегородский госуниверситет им. Н. И. Лобачевского Национальный исследовательский университет, Нижний Новгород я постоянно выпадаю из гнезда iconПрограмма развития федерального государственного бюджетного образовательного...
«Нижегородский национальный исследовательский университет им. Н. И. Лобачевского»
Е. Н. Волков Нижегородский госуниверситет им. Н. И. Лобачевского Национальный исследовательский университет, Нижний Новгород я постоянно выпадаю из гнезда iconПрактикум Рекомендовано методической комиссией физического факультета...
Фотопроводимость в гетеронаноструктурах с квантовыми точками InAs/GaAs: Практикум. – Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет,...
Е. Н. Волков Нижегородский госуниверситет им. Н. И. Лобачевского Национальный исследовательский университет, Нижний Новгород я постоянно выпадаю из гнезда iconМинистерство образования и науки Российской Федерации Нижегородский...
Мероприятие 2 Совершенствование образовательных технологий, укрепление материально-технической базы учебного процесса
Е. Н. Волков Нижегородский госуниверситет им. Н. И. Лобачевского Национальный исследовательский университет, Нижний Новгород я постоянно выпадаю из гнезда iconУчебно-методическое пособие для абитуриентов, выпускников, учителей...
В 75 Воробьёва М. С. Н. В. Гоголь. «Шинель», «Ревизор», «Мёртвые души». Учебно-методическое пособие для абитуриентов, выпускников,...
Е. Н. Волков Нижегородский госуниверситет им. Н. И. Лобачевского Национальный исследовательский университет, Нижний Новгород я постоянно выпадаю из гнезда iconПланы семинарских занятий по дисциплине муниципальное право россии
Муниципальное право России. Автор: Симканич О. М. Планы семинарских занятий – Нижний Новгород, Нижегородский государственный университет...
Е. Н. Волков Нижегородский госуниверситет им. Н. И. Лобачевского Национальный исследовательский университет, Нижний Новгород я постоянно выпадаю из гнезда iconУчебно-методический комплекс для студентов очной формы обучения квалификации «Бакалавр»
Экологическое право. / Сост. Румянцев Ф. П., Леднева Т. В. – Н. Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2013. С. 43
Е. Н. Волков Нижегородский госуниверситет им. Н. И. Лобачевского Национальный исследовательский университет, Нижний Новгород я постоянно выпадаю из гнезда iconУчебно-методический комплекс для студентов очной формы обучения квалификации «Бакалавр»
Земельное право. / Сост. Румянцев Ф. П., Леднева Т. В. – Н. Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2013. С. 45
Е. Н. Волков Нижегородский госуниверситет им. Н. И. Лобачевского Национальный исследовательский университет, Нижний Новгород я постоянно выпадаю из гнезда iconП ресс-служба нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского
Нижегородский государственный университет им. Н. И лобачевского стал победителем конкурса инновационных вузов в рамках приоритетного...
Е. Н. Волков Нижегородский госуниверситет им. Н. И. Лобачевского Национальный исследовательский университет, Нижний Новгород я постоянно выпадаю из гнезда iconГ. Н. Новгород, пр. Гагарина, ост.` Университет`, павильон 12 +78312166038
Н. Новгород, Московское шоссе, д. 296А тк карусель +78312166038 09: 00-20: 00 г. Нижний Новгород, пр. Октября, 2а `Автозавод` 78312...
Е. Н. Волков Нижегородский госуниверситет им. Н. И. Лобачевского Национальный исследовательский университет, Нижний Новгород я постоянно выпадаю из гнезда iconУтвержден
И. Лобачевского» (ннгу) в лице ректора университета Е. В. Чупрунова, действующего на основании Устава, и трудовым коллективом (работниками)...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница