Общая характеристика законодательства об эцп в России и за рубежом




Скачать 316.12 Kb.
НазваниеОбщая характеристика законодательства об эцп в России и за рубежом
страница1/3
Дата публикации27.02.2013
Размер316.12 Kb.
ТипЗакон
shkolnie.ru > Право > Закон
  1   2   3
Опубликовано: http://www.russianlaw.net/law/doc/a188.doc

Опубликовано на www.russianlaw.net

3 октября 2005 года
Общая характеристика законодательства об ЭЦП в России и за рубежом
Халиков Равшан, ravchan@rambler.ru
Термин электронная цифровая подпись (ЭЦП) встречается во многих законах и подзаконных актах. Нормативные правовые акты предусматривают возможность использования ЭЦП в рамках отношений, которые являются их предметом регулирования. Обширность нормативных актов, в которых содержится понятие ЭЦП и которые регулируют отношения субъектов права в связи с применением ЭЦП, свидетельствует о межотраслевом характере института ЭЦП. Нормы, регулирующие отношения по использованию ЭЦП, имеют место быть в гражданском, банковском, налоговом, таможенной, пенсионном, административном и иных отраслях права.

Если обратиться налоговому законодательству, то согласно статье 80 Налогового кодекса РФ1 налогоплательщик вправе подать декларацию, подписанную ЭЦП.

Таможенное законодательство позволяет осуществлять декларирование в электронной форме, что прямо предусмотрено Таможенным кодексом РФ2 (статьи 63, 132, 423).

Пункт 2 статьи Федерального закона от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования»3 дает возможность работодателям подавать сведения обо всех лицах, работающих у них по трудовому договору, а также по договорам гражданско-правового характера, в Пенсионный фонд в электронной форме при условии подтверждения юридической силы предоставленных документов ЭЦП.

Законодательство о бухгалтерском учете в Российской Федерации позволяет использовать в первичных учетных документах ЭЦП лиц, ответственных за совершение хозяйственных операций и правильность их оформления (статья 9 Федерального закона РФ от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»4 и письмо Министерства Финансов РФ от 26 мая 2004 года № 04-02-05/2/285).

Но указанные акты нельзя признать полноценными источниками права, регулирующие ЭЦП и отношения, связанные с ее использованием. Да, правовые акты МНС РФ или Таможенного комитета РФ регулируют процедуру подписания конкретных документов электронной подписью, аутентификации и подтверждения отсутствия искажения данных в ЭД. Но данные акты регулируют отношения по применению ЭЦП в конкретных правоотношениях и не носят универсальный характер. В большинстве взаимоотношения сторон по применения ЭЦП складываются в рамках гражданско-правовых отношений, и регулируются Гражданским кодексом и принятыми в соответствии с ним законами.

Первые попытки применения электронного документооборота в гражданско-правовых отношениях предпринимались в середине семидесятых годов. Правовое обоснование возможности использования ЭД опиралось на положения Гражданского кодекса РСФСР. ГК РСФСР 1964 года6 устанавливал для некоторых договоров, в том числе и для договоров, заключаемых на финансовом рынке, письменную форму их заключения (ст.41-48). Возможность использования систем ЭДО для заключения договоров пытались обосновать, исходя из принципа "что не запрещено, то разрешено".

В 1979 году Государственный Арбитраж СССР утвердил Инструктивные указания №И-1-4 «Об использовании в качестве доказательств по арбитражным делам документов, подготовленных с помощью электронно-вычислительной техники»7, которые допустили использование ЭД и признали за ними юридическую силу. Согласно Инструктивным указаниям документы, изготовленные с помощью электронно-вычислительной техники, «поскольку они содержат данные об обстоятельствах, имеющих значение для дела, должны приниматься органами арбитража на общих основаниях в качестве письменных доказательств».

В начале 80 годов прошлого века был принят ряд ведомственных актов, определяющих требования к внутриотраслевым машинным документам (например, Приказом N 158 от 29 декабря 1980 г. Государственный комитет СССР по делам изобретений и открытий утвердил Положение о всесоюзной магнитно-ленточной службе патентной информации; свои положения были разработаны в ЦСУ СССР, Госплане СССР и некоторых других министерствах и ведомствах).

20 апреля 1981 г. Государственный комитет по науке и технике СССР постановлением N 100 утвердил «Временные общеотраслевые руководящие указания о придании юридической силы документам, создаваемым средствами вычислительной техники». В этом акте, в частности, говорилось, что документ на магнитном носителе «используется без преобразования в человекочитаемую (визуальную) форму при передаче информации на предприятия, в организации и учреждения или для обмена информацией между ними» (п. 3). При заключении предприятиями договора об обмене документами на магнитных носителях им предписывалось устанавливать дополнительные реквизиты, которые должны были отражаться на человекочитаемых копиях магнитных документов (п. 22); предприятия регламентировали своими нормативными актами порядок преобразования в человекочитаемую форму применяемого документа на магнитном носителе, изготовления машинограммы (пп. 18, 36), а также внесения изменений в подлинник документа на машинном носителе (п. 24). Временные указания, по существу, были первым общесоюзным документом, регламентирующим использование документов на магнитных носителях для обмена информацией между предприятиями.

Государственный комитет СССР по стандартам 9 октября 1984 г. ввел с 1 июля 1987 года Постановлением ГОСТ 6.10.4-84 «Придание юридической силы документам на машинном носителе и машинограмме, создаваемым средствами вычислительной техники»8. Данный стандарт определял требования к составу и содержанию реквизитов, придающих юридическую силу документам на машинных носителях информации, создаваемым средствами вычислительной техники, а также порядок внесения изменений в указанные документы9.

Но в правовых актах советского права, предоставлявших возможность участникам гражданско-правовых отношений использовать электронные документы, отсутствовали нормы, устанавливающие порядок использования ЭЦП, иных аналогов собственноручной подписи и определяющие права лиц, применяющих ЭЦП.

Российское законодательство на первоначальном этапе своего развития также прямо не допускало использование ЭЦП. В соответствии со ст. 58 Основ гражданского законодательства Союза ССР и Республик (утверждены постановление Верховного Совета СССР №2211-1 от 31 мая 1991 года)10 при заключении договора в письменной форме возможны и составление единого документа, подписываемого сторонами, и обмен письмами, телеграммами, телефонограммами и т.д. А поскольку перечень документов, которыми стороны могут обмениваться, не был исчерпывающим, постольку делался вывод, что и электронные документы могут быть использованы для этих целей. Но эта же статья требует, чтобы пересылаемые документы были подписаны стороной, которая их отправляет. В то время утверждение о том, что электронная цифровая подпись может использоваться при заключении договоров вместо традиционных средств подтверждения подлинности документов (подпись руки, мастичная печать), было недостаточно обоснованным.

Но, несмотря на отсутствие правового регулирования отношений по применению ЭЦП, в России уже начинала складываться практика по применению ЭЦП. Так, летом 1993 года юридическая фирма ЮКОН по заказу Межбанковского финансового дома разработала методику заключения финансовых сделок с использованием модема и электронной подписи. Договор об оплате заказа также был заключен с использованием электронной подписи.11

Первым Федеральным законом, указывающим на допустимость использования ЭЦП и его юридическую силу, стал Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации». В частности, п. 3 ст. 5 данного Закона гласит:

"Юридическая сила документа, хранимого, обрабатываемого и передаваемого с помощью автоматизированных информационных и телекоммуникационных систем, может подтверждаться электронной цифровой подписью.

Юридическая сила электронной цифровой подписи признается при наличии в автоматизированной информационной системе программно-технических средств, обеспечивающих идентификацию подписи, и соблюдении установленного режима их использования".

Такая формулировка предполагает, что электронный документ может быть заверен ЭЦП и использован в тех случаях, когда явно не предусмотрены другие требования к форме документа. Данная норма намного расширило возможности использованию ЭЦП в гражданском обороте, и ее принятие стало позитивным шагом в развитии гражданского права в области регулирования ЭЦП. Федеральный закон «Об информации» закрепил одно из важнейших предназначений ЭЦП — это способность идентифицировать автора ЭД.

Одним из наиболее важных нормативных актов, создавших основу для использования ЭЦП в предпринимательской деятельности стал Гражданский кодекс РФ. Так, согласно ст. 16012 ("Письменная форма сделки"), использование при совершении сделок факсимильного воспроизведения подписи с помощью средств механического или иного копирования, электронно-цифровой подписи либо иного аналога собственноручной подписи допускается в случаях и в порядке, предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

В соответствии со ст. 434 ("Форма договора") договор в письменной форме может быть заключен путем составления одного документа, подписанного сторонами, а также путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору.

И, наконец, ст. 847 ("Удостоверение права распоряжения денежными средствами, находящимися на счете") устанавливает, что договором может быть предусмотрено удостоверение прав распоряжения денежными суммами, находящимися на счете, электронными средствами платежа и другими документами с использованием в них аналогов собственноручной подписи, кодов, паролей и иных средств, подтверждающих, что распоряжение дано уполномоченным на это лицом.

Таким образом, Гражданский кодекс РФ разрешил использование электронных документов, заверенных электронно-цифровой подписью, во всех случаях, когда требуется письменная форма сделки, за исключением тех, при которых установлены специальные требования к форме документа. В тех случаях, когда подобные требования установлены подзаконными актами, для применения ЭЦП достаточно решения соответствующих органов (на основании норм ГК и Закона "Об информации, информатизации и защите информации") о возможности использования параллельно с традиционными и электронных документов, удостоверенных ЭЦП.

Изначально наиболее широкое распространение электронные системы документооборота и ЭЦП получили в банковском секторе. Это было связано с увеличением числа и объемов транзакций, совершаемых кредитными организациями между собой и клиентами, их трансграничностью. Банк России является органом, координирующим, регулирующим и лицензирующим организацию расчетных систем в Российской Федерации. Его прерогативой является установление правил, форм, сроков и стандартов осуществления безналичных расчетов.

10 февраля 1998 года ЦБ РФ принял Временное Положение № 17-П «О порядке приема к исполнению поручений владельцев счетов, подписанных аналогами собственноручной подписи, при проведении безналичных расчетов кредитными организациями»13. Другими базовыми документами, регулирующими отношения по использованию ЭЦП в банковской сфере, является Положение ЦБ РФ от 12 марта 1998 года № 20-П «О правилах обмена электронными документами между Банком России, кредитными организациями (филиалами) и другими клиентами Банка России при осуществлении расчетов через расчетную сеть Банка России», Положение ЦБ РФ № 36-П от 23 июня 1998 года «О межрегиональных электронных расчетах, осуществляемых через расчетную сеть Банка России». Общее число нормативных актов Центрального Банка России, регламентирующих отношения по использованию ЭЦП или позволяющих использование ЭЦП в банковско-правовых отношениях, достаточно велико.

10 января 2002 года в истории российского правового регулирования электронного документооборота произошло знаменательное событие, был принят один из важных нормативных актов, призванных упорядочить отношения связанные с использованием ЭЦП в коммерческом обороте. Был принят Закон «Об ЭЦП». Проект, который лег в основу Закона «Об ЭЦП», был разработан по поручению Правительства РФ, Министерства связи России совместно ФАПСИ, Гостехкомиссией России, Минюста России, ФКЦБ РФ, Госстандарста РФ с участием Банка России14.

До принятия Закона «Об ЭЦП», отмечает В.Б. Наумов,15 действовавшее законодательство применительно к использованию ЭЦП было диспозитивным, то есть предлагало участникам гражданского оборота самостоятельно определять аспекты собственной деятельности: от соответствующих юридических терминов до существенных условий гражданских договоров, которые заключаются между лицами использующие ЭЦП.

Закон «Об ЭЦП» включает в себя 21 статью, которые объединены в пять глав.

В главе I "Общие положения" (статьи 1-3) определяется цель Закона об ЭЦП, предмет регулирования, указывается на нормативно-правовую базу, имеющую отношение к регулированию вопросов ЭЦП, а также раскрываются основные понятия.

Статьи 4-7 объединены в главу II "Условия использования ЭЦП", в которой закреплены условия, при соблюдении которых признается равнозначность ЭЦП и собственноручной подписи, принципы использования ЭЦП, нормы, определяющие статус сертификата ключа подписи - документа, позволяющего подтверждать подлинность ЭЦП и ее принадлежность конкретному лицу.

Нормы, регулирующие деятельность и правовое положение удостоверяющих центров, порядок приостановления, аннулирования сертификата ключа подписи, а также основные права и обязанности лиц, использующих ЭЦП, составляют Главу III "Удостоверяющие центры" (статьи 8-15).

В главе IV "Особенности использования ЭЦП" (статьи 16-19) предусмотрены особенности использования ЭЦП в сфере государственного управления, в корпоративных информационных системах (с ограниченным кругом участников), а также условия признания юридического значения иностранных ЭЦП и случаи, когда ЭЦП может замещать печать, которой заверяется бумажный носитель.

Закон «Об ЭЦП» ставит своей целью обеспечения правовых условий использования ЭЦП в электронных документах, при соблюдении которых ЭЦП признается юридически равнозначной собственноручной подписи в документе на бумажном носителе. Концепция закона базируется на понятии государственных гарантий правомерности использования ЭЦП. Иначе говоря, по сравнению с иными аналогами собственноручной подписи, только ЭЦП обеспечивает однозначное соответствие между электронным документом и лицом, его подписавшим16. Что касается сферы применения Закона об ЭЦП, то здесь дело обстоит намного сложнее. В силу прямого указания в пункте 2 статьи 1 сфера регулирования ограничивается только отношениями, возникающими при совершении гражданско-правовых сделок, и другими специально предусмотренными законодательством РФ случаями. Таким образом, для применения норм Закона в иных отношениях, нежели отношения на основании гражданско-правовых сделок, необходимо принятие законодательных актов. Здесь имеется определенное расхождение с Типовым законом ЮНСИТРАЛ об электронных подписях, который применяется в случаях использования ЭЦП в контексте коммерческой деятельности. При этом Комиссия предлагает для государств, которые пожелают расширить применение закона следующий текст: «Настоящий Закон применяется в случаях, когда используются электронные сделки, за исключением следующих ситуаций…». При этом термину «коммерческая» должно придаваться широкое толкование, с тем, чтобы он охватывал вопросы, вытекающие из всех отношений коммерческого характера, являются ли они договорными или нет. Отношения коммерческого характера включают сделки, но не ограничиваются ими.

Закон «Об ЭЦП», определяя условия, при соблюдении которых ЭЦП признается равнозначной, указывает в качестве обязательных требований наличие действующего сертификата ключа подписи, подтверждение подлинности ЭЦП в электронном документе, а также соответствие отношений, в которых используется ЭЦП, сведениям, указанных в сертификате ключа подписи. В тоже время Модельный закон СНГ "Об электронной цифровой подписи" (принят на шестнадцатом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ 9 декабря 2000 г.)17 определяет иные, но в тоже время схожие, условия соответствия ЭЦП собственноручной подписи. ЭЦП будет иметь равнозначный статус с собственноручной подписью, если:

  • она прошла проверку на подлинность при помощи открытого ключа электронной цифровой подписи, имеющего регистрационное свидетельство аккредитованного Центра регистрации или в порядке, предусмотренном соглашением сторон;

  • подписавшее лицо правомерно владеет закрытым ключом, используемым для создания электронной цифровой подписи;

  • электронная цифровая подпись является действующей на момент подписания.

Одно лицо может быть владельцем любого количества сертификатов ключей подписей. При этом электронный документ с электронной цифровой подписью имеет юридическое значение при участии в отношениях, указанных в сертификате ключа подписи.

Модельный закон "Об электронной цифровой подписи", в отличие от Закона «Об ЭЦП», допускает использование средств электронной цифровой подписи, не имеющих сертификата, выданного Центром сертификации средств электронной цифровой подписи. При этом владелец несертифицированных средств электронной цифровой подписи (владелец закрытого ключа) обязан заявить об отсутствии сертификата всем пользователям открытого ключа, создаваемого этим средством электронной цифровой подписи. В случае использования заявленных несертифицированных средств электронной цифровой подписи риски убытков несут владелец закрытого ключа и получатель открытого ключа электронной цифровой подписи.

Законом «Об ЭЦП» предусматривается использование ЭЦП информационной системе общего пользования и корпоративной информационной системе. Системы дистанционного банковского обслуживания, управление расчетным счетом через Интернет представляет собой корпоративную информационную систему. Именно в этой системе в настоящий момент получило наибольшее распространение ЭЦП.

Одной из отличительных особенностей данного закона является его детальная регламентация изготовления и содержания сертификата ключа подписи, как в информационной системе общего пользования, так и в корпоративной информационной системе.

В Законе «Об ЭЦП» устанавливаются правовой статус удостоверяющих центров, их функции. Определяются отношения этих центров с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, который ведет единый государственный реестр сертификатов ключей подписей удостоверяющих центров

Закон указывает на так называемые «случаи замещения печатей». Это означает, что содержание документа на бумажном носителе, заверенного печатью и перенесенное в электронный документ, в соответствии с нормативными актами или соглашением сторон может заверяться ЭЦП уполномоченного лица. Возможность создания электронных копий заверенных печатью документов позволит постепенно устранить ту двойственность в отношениях между партнерами по сделкам, которая нередко существует в настоящее время: с одной стороны, имеется возможность оперативного обмена информацией с использованием ЭЦП, в то время как часть документов приходиться отправлять друг другу на обычных бумажных носителях, в том числе по причине необходимости скрепления их печатями в силу прямого указания закона18.

Следует отметить, что ни статья 160 ГК, регулирующая вопросы письменной формы сделки, ни статья 434 ГК, посвященная форме договора, не выдвигает в качестве обязательного требования скрепления документов печатями19.

Многие правоведы признают, что Закон «Об ЭЦП» в современной редакции далек от совершенства. Отчасти этому есть объяснение в том, что в принятии Закона главную роль играли государственные органы. Центральный Банк РФ и банковское сообщество как наиболее заинтересованные субъекты были отодвинуты от активного участия в законотворчестве.

Наблюдается несоответствие норм Закона принципам международного права и иностранного законодательства. Закон «Об ЭЦП» не воспроизводит подход иностранного законодательства и международного права к регулированию электронных подписей. Российский закон не регулирует отношения, возникающие при использовании иных аналогов собственноручной подписи.20. Практически все ученые и практикующие юристы сходятся во мнении, что ограничительную норму необходимо изменить, позволив использовать ЭЦП для значительно более широкого круга юридических действий и документов. Наряду с этим следует четко указать в законе, какие документы не могут использоваться в электронном виде и, соответственно, подписываться ЭЦП. В зарубежном законодательстве об ЭЦП такие запреты относятся к завещанию, ряду процессуальных документов и другим. Такие нормы в современном российском законодательстве за редким исключением отсутствуют. К исключению можно отнести положение статьи 4 Федерального закона от 11 марта 1997 года № 48-ФЗ «О переводном и простом векселе»21, который допускает возможность составления простого и переводного векселя только на бумаге (бумажном носителе). Пленум Верховного Суда РФ и Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в постановлении от 4 декабря 2000 года № 33/14 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с обращением векселей»22 дал разъяснение, в соответствии с которым следует учитывать, что нормы вексельного права не могут применяться в обязательствам, оформленным на электронных и магнитных носителях (п.2).

В Положении ЦБ РФ от 3 октября 2002 года №2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации»23 устанавливаются требования к реквизитам расчетных документов. И если такие требования к чеку, как наличие наименования расчетного документа; числа, месяца, года его выписки; наименование банка плательщика и т.п., могут быть удовлетворены в электронных документах без особых сложностей, то такие требования, как наличие собственноручной подписи, заполнение чеков от руки чернилами принципиально не могут быть выполнены в отношении электронных документов.

Закон «Об ЭЦП», в отличие от Типового закона ЮНСИТРАЛ об электронных подписях, ориентирован исключительно на технологию использования ЭЦП, генерация которой основана на единственном математическом методе вычисления хэш-функции с использованием асимметричных криптографических открытых и закрытых ключей и не допускает использования других технологий и расширительного охвата других известных способов организации электронной подписи и тех, которые будут изобретены и внедрены в будущем. Последнее также не соответствует общепринятой мировой тенденции развития законодательства и действующей законодательной практике ООН, Европейского сообщества и ряда государств, где субъект, использующий электронную подпись, основанную на том или ином методе и технологии, сам решает, какая степень защиты электронного документа ему необходима. Предлагаемый подход возможен для использования ЭЦП в отдельных определенных сферах, например в государственном управлении, где требования могут быть жестко установлены законом24.

Неоправданную жесткость и технологичность Закона «Об ЭЦП» отмечает и А.В. Шамраев25. Закон «встраивает» административные механизмы (сертификация и лицензирование) в рамки юридических последствий использования ЭЦП, а также в высокой степени зависит от подзаконного регулирования. Ко времени принятия Закона «Об ЭЦП» в России сложилась определенная договорная практика использования ЭЦП, в которой сертификаты и внешние удостоверяющие центры традиционно рассматривались в качестве факультативных элементов. По сути, Закон «Об ЭЦП» вернул Россию к модели регулирования, от которой отошла ЮНСИТРАЛ. И уровень доверия к корпоративным системам, в которых применялась ЭЦП, особенно в банковской сфере, подкрепленным правовой регламентацией, был достаточно высоким и нее вызывал, по крайней мере, публичных нареканий.26

В результате анализа Закона «Об ЭЦП» можно выделить следующие недостатки, которые, как надеется автор, в будущем будут устранены.
  1   2   3

Похожие:

Общая характеристика законодательства об эцп в России и за рубежом iconОбщая стратегия, основные направления и задачи развития 41-42 доу раздел 4
...
Общая характеристика законодательства об эцп в России и за рубежом iconВведение 3
Общая характеристика положения россии во второй половине XIX в. Основные этапы реформирования
Общая характеристика законодательства об эцп в России и за рубежом iconОбщая характеристика учреждения общая характеристика
Главными аналитическими задачами доклада являются рефлексия результатов реализации программы развития гимназии в отчетный период,...
Общая характеристика законодательства об эцп в России и за рубежом iconОбщая характеристика оу. Социальный заказ на образовательные услуги
Цель работы школы: обеспечение нового качества образования в соответствии с модернизацией образовательного процесса в условиях изменения...
Общая характеристика законодательства об эцп в России и за рубежом iconXv международная научно-практическая конференция «Экономические науки...
Международная научно-практическая конференция «Экономические науки в России и за рубежом» для аспирантов, соискателей, научных работников,...
Общая характеристика законодательства об эцп в России и за рубежом iconОбзор существующих проектов и концепций реакторной установки ввэр-скд в России и за рубежом
Техническим решением №393-тп-006-0 от 29. 09. 06. определены основные характеристики установок ввэр скд (). Эти характеристики определены...
Общая характеристика законодательства об эцп в России и за рубежом iconСведения об образовательном учреждении, характеристика О. У. Общая...
Средняя школа №2 была переименована в Щучанскую школу среднего (полного) общего образования №2
Общая характеристика законодательства об эцп в России и за рубежом iconСведения об образовательном учреждении, характеристика О. У. Общая...
Средняя школа №2 была переименована в Щучанскую школу среднего (полного) общего образования №2
Общая характеристика законодательства об эцп в России и за рубежом iconАдреса Уполномоченных органов за рубежом Представительства (представители)...
Телефоны: (+49-228) 386-79-30 (справки на немецком языке по визовым вопросам с 9: 00 до 13: 00), 386-75-98 (справки по остальным...
Общая характеристика законодательства об эцп в России и за рубежом icon1. 1 Общая характеристика производительных сил Волго-Вятского экономического района
Экономико-географическая характеристика важнейших отраслей промышленного производства района, их роль в российском производственном...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница