Программа итоговой государственной аттестации выпускников по дополнительной специальности 050703 «Дошкольная педагогика и психология»




НазваниеПрограмма итоговой государственной аттестации выпускников по дополнительной специальности 050703 «Дошкольная педагогика и психология»
страница1/4
Дата публикации17.10.2014
Размер0.66 Mb.
ТипПрограмма
shkolnie.ru > Право > Программа
  1   2   3   4
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Армавирская государственная педагогическая академия»





Утверждаю

Первый проректор

(подпись, расшифровка подписи)

“____”______________20    г.



ПРОГРАММА

ИТОГОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ

^ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ СПЕЦИАЛЬНОСТИ
050703 «Дошкольная педагогика и психология»
П- Дош 5-1, ZSП-ДПиП 6-1

Армавир,2013

ИТОГОВАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АТТЕСТАЦИЯ

^ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ СПЕЦИАЛЬНОСТИ

«Дошкольная педагогика и психология»
Программа государственного экзамена разработана выпускающей кафедрой Педагогики и технологий дошкольного и начального образования
^ I. Цели государственного экзамена по основной специальности
Государственный экзамен по дополнительной специальности является квалификационным и предназначен для определения теоретической и практической подготовленности выпускника к выполнению профессиональных задач, установленных ФГОС ВПО по дополнительной специальности.

Основной целью проведения государственного экзамена по дополнительной специальности «Дошкольная педагогика и психология» является оценка умения выпускника использовать междисциплинарный синтез знаний в будущей профессиональной деятельности. В процессе государственного экзамена проверяются знания студентов и их готовность применять данные знания в практической деятельности: учебно-воспитательной, социально-педагогической научно-методической, организационно-управленческой в средних профессиональных учреждениях.

Итоговый государственный экзамен по дополнительной специальности носит комплексный характер и ориентирован на выявление целостной системы общепрофессиональных и специально-ориентированных знаний, полученных выпускником в соответствии с профессиональной деятельностью. Он не дублирует промежуточные экзамены, его содержание формируется на междисциплинарной основе.


^ Билеты:

30 билетов.

Структура билета:

Первый вопрос: 30 вопросов по организации среднего профессионального образования

Второй вопрос: 30 вопросов по преподаванию психологии в ССУЗах

Третий вопрос: 15 вопросов по преподаванию педагогики и методических дисциплин в ССУЗах

^ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ К ИТОГОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

АТТЕСТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ СПЕЦИАЛЬНОСТИ
РАЗДЕЛ i. ОРГАНИЗАЦИЯ среднего профессионального

образования

^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Вопросы итогового экзамена по дисциплине «Дошкольная педагогика и психология» направлены на выявление знаний выпускников о закономерностях организации образовательного процесса в образовательных учреждениях среднего специального профессионального образования, формах, методах, средствах его успешной реализации. Предполагается выявить и оценить уровень освоения содержания базового учебного курса «Педагогика профессионального образования», «Технологии профессионального образования», а также умение продумывать методические аспекты подготовки и проведения разнообразных форм учебной и внеучебной деятельности студентов колледжа.

Особое внимание в экзаменационных вопросах уделено методическим аспектам преподавательской деятельности в системе СПО и организации воспитательной работы в колледже.

Теоретические вопросы и задания по курсам «Педагогика профессионального образования» и «Технологии профессионального образования» соответствуют требованиям ГОС ВПО.

  1. ^ Среднее профессиональное образовательное учреждение как педагогическая система.

Непрерывное образование – как целостная педагогическая система. Структура непрерывного образования. Среднее профессиональное образование (СПО) России – одно из важных звеньев системы непрерывного профессионального образования. Виды средних специальных учебных заведений. Техникум (училище, школа) - основной тип среднего специального учебного заведения. Техникум - самостоятельное образовательное учреждение, реализующее профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования. Колледж - самостоятельное образовательное учреждение повышенного типа. Отличие педагогического колледжа от педагогического училища. Общие тенденции в развитии системы современного профессионального образования.


  1. ^ Характеристика образовательного процесса в педагогических училищах и колледжах.

Общая характеристика образовательного процесса в педагогических училищах и колледжах. "Рекомендации по реализации основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования повышенного уровня" как документ, определяющий технологию реализации образовательных программ повышенного уровня.

Схемы организация образовательного процесса по образовательной программе повышенного уровня и их краткая характеристика (последовательная схема; последовательно-параллельная схема; интегрированная (целостная) схема).

График учебного процесса и его соответствие требованиям Государственных образовательных стандартов и рабочим планам по специальностям. Определение содержания учебной деятельности. Формирование у студента колледжа (училища) теоретического мышления и сознания как главного результат учебной деятельности.



  1. Содержание среднего педагогического образования. Нормативные документы, регламентирующие содержание и качество подготовки специалистов дошкольного образования среднего звена.

Содержание образования – система знаний, умений и навыков, овладение которыми закладывает основы для самореализации человека в жизни и труде.

Содержание профессионального образования и его соответствие требованиям государственного образовательного стандарта.

Общая характеристика стандарта профессионального образования. Структура стандарта профессионального образования.

Этапы разработки содержания образования и обучения. Требования к разработке содержания образования.

Нормативно-правовые основы деятельности педагогических учебных заведений СПО. Общая характеристика нормативных документов, регламентирующих содержание и качество подготовки специалистов дошкольного образования среднего звена: Национальная доктрина образования РФ, Типовое положение, Устав.


  1. ^ Обучение как процесс развития познавательной активности студентов педагогического колледжа.

Процесс обучения как важнейший составляющий элемент целостного педагогического процесса, обеспечивающего профессиональное образование студентов. Логика развития процесса обучения, последовательность действий участников данного процесса, структура и принципы взаимодействия всех элементов обучения.

Обучение как целостная система. Преподавание как один из основных смыслообразующих компонентов процесса обучения. Процесс деятельности преподавателя колледжа. Предмет деятельности преподавания. Учение как процесс усвоения человеком знаний и умений в различных видах деятельности и формах общения с другими людьми.

Основные виды учебных занятий в педагогическом колледже: уроки разных типов, лекции, лабораторные, практические, семинарские, индивидуальные занятия, консультации.


  1. ^ Преподаватель педагогического колледжа, училища как субъект образовательного процесса: цели деятельности, функции, специфика.

Общая характеристика профессиональной педагогической деятельности преподавателя. Задачи и функции педагогической деятельности преподавателя.

Общая характеристика функций преподавательской деятельности: социальная; обучения, образования и воспитания; организаторская; исследовательская; общественно-политическая; фасилитирующая; педагогическая коррекция и др.

Виды профессиональной деятельности преподавателя дошкольной педагогики и психологии.

Должностные обязанности преподавателя.

Требования к профессиональным знаниям и умениям преподавателя дошкольной педагогики и психологии.

Совершенствование педагогического мастерства и профессиональной культуры современного преподавателя. Программа профессионально-личностного роста.


  1. ^ Студент как субъект образовательного процесса: возрастные особенности, характеристика учебной деятельности.

Студенчество как особая мобильная социальная группа. Цели деятельности студенчества. Подготовка к выполнению профессиональных и социальных ролей в материальном и духовном производстве.

Возрастные особенности юношества и их краткая характеристика. Профессиональное самоопределение студента колледжа.

Ценностные ориентации студенчества.

Субъектность студента как профессионала и ее проявления.

Мотивы профессионального выбора у студентов педагогического колледжа. Уровни развития профессионального интереса.

Особенности организации учебной деятельности студентов. Структура учебной деятельности. Мотивация учебной деятельности. Компоненты учебной мотивации.


  1. ^ Технологии обучения: понятия и виды.

Технология как совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.

Технология обучения как системная категория, структурные составляющие технологии обучения.

Определение сущности педагогических технологий.

Краткая характеристика основных технологий обучения: традиционная (репродуктивная) технология обучения, технология развивающего обучения, технология поэтапного формирования умственных действий, технология коллективного взаимодействия, технология разноуровневого обучения, технология адаптивного обучения, технология программированного обучения, технология модульного обучения, технология проектного обучения, технология проблемного обучения.

Источники педагогической технологии.


  1. ^ Современные образовательные технологии: понятие, структура, классификации.

Педагогическая технология как содержательная техника реализации учебного процесса. Современные образовательные технологии как способы реализации новой парадигмы образования. Основные характеристики современных образовательных технологий.

Классификация педагогических технологий Г.К. Селевко.

Классификация педагогических технологий по типу организации и управления познавательной деятельностью В.П. Беспалько.


  1. Проектирование технологии обучения: анализ целей обучения, определение содержания и структурирование учебного предмета, установление уровней усвоения учебного материала, этапы учебного процесса, отбор и упорядочение учебной информации.

Педагогическое проектирование как предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов.

Технология педагогического проектирования.

Анализ целей обучения. Определение содержания и структурирование учебного предмета, отбор и упорядочение учебной информации.

Основные компоненты педагогического проектирования: высокая общая культура, гуманистическая направленность, профессиональные знания и умения, творчество и педагогические способности, технологическая компетентность.


  1. ^ Педагогическая классификация и критерии отбора методов обучения, используемых в процессе преподавания психолого-педагогических дисциплин.

Метод как способ, путь достижения цели. Метод как вид деятельности преподавателя и студента, единица производимого действия.

Роль и место методов в обучении.

Виды классификаций методов обучения. Классификация методов обучения по источнику знаний. Классификация методов обучения по характеру познавательной деятельности.

Современная классификация методов обучения. Классификация по возрастанию степени самостоятельности учащихся (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин).

Проблема выбора методов обучения. Критерии выбора методов обучения.


  1. ^ Формы и средства организации учебного процесса в средних профессиональных учебных заведениях.

Организационная форма обучения как структура общения, применяемая в учебном процессе. Номенклатура организационных форм: урок, самостоятельная работа, диспут, дискуссии и др.

Применение различных организационных форм обучения. Организационные формы профессионального обучения: фронтальная, индивидуальная и групповая.

Средства обучения как одна из форм представления содержания обучения. Характеристика широкого спектра дидактических средств. Технические средства обучения (ТСО) как носители учебной информации.


  1. ^ Планирование работы преподавателя. Структура рабочей программы и требования к ней.

Планирование в деятельности педагога.

Тематическое планирование учебного материала. Технология тематического планирования.

Проектировочная деятельность педагога: подготовка развернутого перспективного плана изучения материала каждой темы и связанных с ним вопросов. Технологическая цепочка непосредственной подготовки к уроку педагога и ее характеристика. Составление поурочного плана.

Учебная рабочая программа как нормативный документ, определяющий требования к знаниям и умениям в области конкретного учебного предмета, содержание и последовательность изучения учебного материала.


  1. ^ Характеристика активных методов обучения и техника их применения.

Активные методы обучения как способы побуждающие студентов к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Основное назначение методов активного обучения - самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности Классификация методов активного обучения.

Характеристика не имитационных методов обучения: проблемные лекции, дискуссия, мозговая атака, «Круглый стол», пресс-конференция, стажировка, синектика, инверсия, метод фокальных объектов, метод эвристических вопросов

Характеристика имитационных методов: игровые методы – игровое проектирование, разыгрывание ролей, психодрама, деловая игра (учебная, производственная, исследовательская, инновационная и др.); неигровые методы – анализ конкретных ситуаций, разбор корреспонденции, действие по инструкции (алгоритму), решение ситуативных и производственных задач, имитационные упражнения, тренинг.


  1. ^ Технология традиционного обучения: содержание, дидактические требования к организации, приемы активизации учебно-познавательной деятельности студентов.

Сущностная характеристика термина «традиционное обучение». Цели, содержание традиционного обучения (ТО). Основные изменения целей ТО в современной массовой российской школе.

Концептуальные основы ТО. Характеристика основных принципов традиционного обучения.

Особенности содержания образования в традиционной массовой школе. Авторитарная педагогика требований как характерная особенность традиционной технологии.

Организационные формы технологии ТО - классно-урочная, академическая.


  1. ^ Технология проблемного обучения: проблемная ситуация и способы ее создания, методы проблемного обучения.

Сущностная характеристика понятия «проблемное обучение». Проблемное обучение как дидактическая система. Основные понятия проблемного обучения: учебная проблема, проблемная ситуация. Концептуальные основы технологии проблемного обучения.

Общая характеристика проблемной ситуации. Условия возникновения проблемной ситуации. Универсальные и эффективные формы выражения проблем: проблемные вопросы, учебные задачи, практические задания.

Основные формы методов проблемного обучения. Сочетание разных методов и методических приемов в проблемном обучении. Особенность деятельности преподавателя по организации проблемного учения.



  1. ^ Игровые технологии обучения: понятие «педагогических игр» и их виды, игровые и неигровые методы обучения. Технология проведения деловых игр.

Игра как вид деятельности. Функции игровой деятельности. Игра как метод обучения.

Понятие "игровые педагогические технологии". Педагогическая игра как центральное понятие игровых педагогических технологий. Существенные признаки педагогической игры. Естественные и искусственные игры. Создание игровой формы занятий. Игровые приемы и ситуации.

Виды обучающих игр и их краткая характеристика: организационно-деятельностные игры (ОДИ), ролевые игры, деловые игры, познавательно-дидактические игры.

Технология проведения деловых игр (ДИ).


  1. ^ Информационные и компьютерные технологии обучения.

Общая характеристика информационных технологий обучения. Отличительные особенности новой информационной технологии.

Варианты применения компьютерной (новые информационные) технологи обучения. Образовательные средства информационных компьютерных технологий обучения.

Использование технических информационных средств в учебном процессе (ЭВМ, аудио-, видео- кино-).

Параметры классификации образовательных средств ИКТ. Процедура компьютерного обучения. Внедрение информационных технологий в образовательный процесс.


  1. ^ Дидактические требования к уроку как форме обучения в педучилище, колледже. Типы уроков (по ведущей дидактической цели) и их структура.

Урок как основная организационная форма учебного процесса. Дидактические требования к уроку.

Понятие дидактических целей урока и его структуры.

Основные элементы урока и их общая характеристика.

Характеристика типов уроков по ведущей дидактической цели:урок усвоения новых знаний, закрепления и совершенствования знаний и умений, комбинированные, повторительно-обобщающие и контрольно-проверочные уроки.

Методические рекомендации преподавателю к проведению современного урока.


  1. ^ Лекция, ее цели, задачи, виды.

Общее понятие лекции как формы учебных занятий. Использование лекции в организации педагогического процесса в колледже (училище). Основная цель и задачи лекции.

Дидактические требования, предъявляемые к лекциям.

Классификация традиционных лекций: вводные лекции; установочные лекции; текущие лекции; обобщающие лекции; обзорные лекции.

Общая характеристика нетрадиционных типов лекций.


  1. ^ Технология подготовки и проведения лекции в педагогическом колледже (училище)

Методические аспекты подготовки и проведения лекции преподавателем. Выбор темы лекции, подбор и структурирование материала лекции. Требования к содержанию лекции.

Подготовка плана лекции. Переработка плана лекции. Учет психологических закономерностей памяти и мышления студентов при подготовке лекции.

Особенности проведения лекции в колледже.


  1. ^ Организация и особенности обучения студентов СПО на практических занятиях.

Педагогическая характеристика практических занятий, их виды в СПО.

Лабораторные работы и практические занятия как часть теоретической и практической подготовки студентов.

Учебные задачи и основные функции лабораторных работ и практических занятий по психологии и педагогики.

Ведущая дидактическая цель лабораторных работ. Ведущая дидактическая цель практических занятий.

Требования к выбору содержания и объема лабораторно-практических занятий.

Типичные задания для лабораторных и практических занятий по психологии и педагогике.

Семинар как форма организации практического занятия. Типы семинара.

Отличительные особенности семинара в колледже. Факторы, определяющие выбор темы семинара.

Работа преподавателя над планом предстоящего семинара.


  1. ^ Формы и виды научно-исследовательской работы студентов СПО. Требования к их организации.

Современные требования к организации научно-исследовательской работы студентов колледжа. Основная цель организации научной деятельности в колледже. Основные направления научно-методической деятельности преподавателей и студентов. Задачи преподавателя в организации научно-исследовательской деятельности студентов.

Формирование исследовательской культуры у студентов СПО. Освоение основ исследовательской культуры.

Организация обучающих семинаров и тренингов по ведению исследовательской работы для студентов.

Виды научно-исследовательской деятельности в колледже: организация семинаров, научно-практических конференций, совместных заседаний пре­подавательского и студенческого научных обществ, недели науки; проведение олимпиад, конкурсов, интеллектуальных турниров; подготовка творческих работ, публикаций в научные сборники колледжа и вуза; соз­дание оптимальных условий для выполнения реферативных, курсовых, выпускных квалификационных работ.

Создание в колледже научного студенческого общества (НСО). Задачи и содержание функционирования НСО.


  1. ^ Содержание и организация педагогической практики студентов дошкольного отделения педагогического колледжа.

Педагогическая практика как составная часть профессиональной подготовки студентов педагогического колледжа. Цели и задачи педагогической практики.

Требования Государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования (далее ГОС СПО) в части государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности к видам, продолжительности и срокам проведения педагогической практики. Этапы и виды педагогической практики в дошкольном образовательном учреждении.

Требования практики в дошкольных образовательных учреждениях к знаниям и умениям выпускника. Проблема профессионального становления студента в ходе педагогической практики. Задачи и функции практической педагогической подготовки будущих педагогов. Принципы организации педпрактики. Требования к содержанию педагогической практики.

Практика студентов как составная часть учебного процесса. Базы практики. Виды педагогической практики (практика по внеучебной воспитательной работе; введение в специальность); летняя практика; практика пробных уроков и занятий или практика по профилю специальности и др.

Преддипломная практика как завершающий этап практической подготовки будущего педагога.


  1. ^ Контроль знаний, умений, навыков студентов в образовательных учреждениях СПО .

Контроль и оценка знаний, умений и навыков студентов как составная часть учебного процесса. Педагогические подходы к пониманию роли основных форм учета и оценки знаний учащихся.

Цели и функции контроля: контролирующая, организаторская, развивающая, ориентирующая, методическая, воспитывающая, диагностическая, прогностическая.

Задачи педагогического контроля в образовательных учреждениях СПО.

Организация процесса контроля. Классификация видов контроля. Систему контроля: экзамены и зачёты, устный опрос, контрольные работы, рефераты, семинары, лабораторные работы, отчёты по летним заданиям. Выбор форм контроля. Требования к оценке знаний, умений и навыков студентов. Причины неуспеваемости.


  1. Технология рейтингового контроля: организация, виды заданий и их разработка, выработка критериев оценки, анализ качества выполнения, диагностика причин отставания студентов.

Общее понятие рейтинга. Назначение рейтинговой технологии контроля знаний, умений, навыков студентов.

Рейтинговая технология как средство формирования ответственного отношения к учению у студентов педагогического колледжа. Условия эффективности рейтинговой технологии контроля знаний студентов. Рейтинговая технология как условие повышения качества профессионального образования.

Применение рейтинговой технологии с целью модернизации форм контроля знаний, умений и навыков студентов. Контрольно-оценочная система. Диагностика причин отставания студентов.


  1. ^ Подготовка преподавателя к учебному занятию в педагогическом колледже.

Подготовка преподавателя к проведению учебного занятия как залог его успешности. Этапы подготовки преподавателя к учебному занятию.

Общая фундаментальная подготовка в учебном заведении разных типов. Подготовка преподавателя к учебному году. Подготовка к конкретному занятию. Отбор методов, приемов, дидактических средств на каждом этапе учебного занятия. Учет индивидуальных особенностей учащихся, определение способов активизации каждого на уроке. Подготовка дополнительного материала по теме.

Оформление подготовленного проекта (модель) урока или другого заня­тия. Составление развернутого конспекта, тезисов урока или другого занятия, сложного плана с приведением каких-то деталей.

Зависимость подготовки преподавателя к учебным занятиям от учебного предмета, темы урока и его дидактических задач, опыта преподавателя, знания им учащихся (студентов) группы, наличия дидактического материала и дру­гих факторов.


  1. ^ Организация воспитательной работы со студентами в педагогическом колледже, ее основные цели и задачи.

Воспитательная работа в колледже как целенаправленная деятельность по организации совместной жизнедеятельности взрослых и студентов. Создание в колледже условий для наиболее полного саморазвития и самореализации студентов. Аудиторная и внеаудиторная воспитательная работа.

Цели и задачи, принципы воспитательной работы. Формирование активной жизненной позиции у студентов.

Система воспитательной работы в колледже. Создание воспитательной системы в колледже. Основные блоки воспитательной работы в колледже. Задачи управления воспитательной системой колледжа.

Роль педагога-куратора (классный руководитель) в организации воспитательной работы в учебном учреждении. Повышение квалификации кураторов как важнейшее средство непрерывного совершенствования воспитательной работы.


  1. ^ Сущность и содержание научно-методической работы в педагогических колледжах, училищах.

Научно-методическая деятельность колледжа как совокупность мероприятий, проводимых администрацией колледжа, преподавателями в целях овладения методами и приемами учебно-воспитательной работы, поиска новых, форм и методов ее организации. Задачи научно-методической работы. Методическая работа в колледже как часть системы непрерывного образования преподавателей. Исследовательская, экспериментальная работа по конкретной проблеме (вопросу) - высшая ступень методической работы.

Научно-исследовательская работа – условие углубления знаний студентов и эффективный способ совершенствования профессиональных навыков педагогов.

Основные задачи научно-методической работы. Основные разделы научно-методической работы в колледже. Основные направления учебно-экспериментальной и инновационной деятельности колледжа.

Руководство научно-исследовательской работой преподавателя. Роль председателей цикловых комиссий, научно-методического Совета, научно - методического кабинета и заместителей директора по учебной, воспитательной и научно - методической работе, директора колледжа в организации научно-методической работы в колледже.

Основные формы научно-методической работы в ОУ СПО.


  1. ^ Организационные основы работы педагогического колледжа, училища: структура учебного заведения, задачи, функции, участники педагогического процесса.

Управление средним специальным учебным заведением.

Устав среднего специального учебного заведения как организационно-распорядительный документ ОУ,

Структура учебного заведения. Совет среднего специального учебного заведения как выборный представительный орган. Состав совета. Органы самоуправления: педагогические и методические советы, попечительский совет и другие. Порядок выборов, деятельность и полномочия органов самоуправления среднего специального учебного заведения.

Непосредственное управление средним специальным учебным заведением. Директор как непосредственный руководитель образовательного учреждения СПО.

Участники педагогического процесса. Педагогические работники. Обучающиеся среднего специального учебного заведения: студенты, слушатели и другие категории обучающихся.


  1. ^ Технология самостоятельной работы студентов в учреждениях СПО: виды, содержание, объемы, механизмы организации, разработка заданий.

Самостоятельная работа студентов как одно из основополагающих требований Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования и как способ учебной деятельности.

Самостоятельная работа студентов как один из видов активной познавательной деятельности.

Цели и задачи самостоятельной работы студентов. Значение самостоятельной работы.

Формы и методы самостоятельной работы. Создание системы СРС в колледже.

Организационно-педагогические условия оптимизации заданий для СРС.
^ РАЗДЕЛ ii. преподавание психологии в ссузАХ

Содержание программы «Преподавание психологии в ССУЗах»
Программа курса «Преподавание психологии в ССУЗах» занимает одну из центральных позиций в подготовке специалиста, получающего квалификацию «Преподаватель дошкольной педагогики и психологии».

Преподаватель, в частности, должен знать:

• сущность процессов обучения и воспитания, их психологические основы;

• воспитательные и образовательные системы прошлого и настоящего;

• общие вопросы организации психолого-педагогических исследований, методы исследований и их возможности, способы обобщения и оформления результатов исследовательского поиска;

• пути совершенствования мастерства педагога и способы самосовершенствования;

• содержание и структуру учебных планов, программ и учебников;

• требования к минимуму содержания и уровню подготовки обучающихся по предмету, устанавливаемые государственным образовательным стандартом;

• методы формирования навыков самостоятельной работы и развития творческих способностей и логического мышления.

Преподаватель должен уметь:

• проектировать, конструировать, организовывать и анализировать свою педагогическую деятельность;

• отбирать и использовать соответствующие учебные средства для построения технологии обучения;

• создавать и поддерживать благоприятную учебную среду, способствующую достижению целей обучения;

• развивать интерес учащихся и мотивацию учения.

Программа профессиональной подготовки преподавателя предусматривает курсы общей психологии, возрастной и педагогической психологии, методики преподавания психологии.

Вопросы разбиты на разделы в соответствии с учебными дисциплинами, включенными в государственный экзамен.

• Психология: общая, возрастная, педагогическая

- Методика преподавания психологии

Данная дисциплина также обеспечивает профессиональную подготовку студента в качестве преподавателя педагогического колледжа. Преподавание курса имеет комплексный характер, включает теоретический и прикладной аспекты, она взаимосвязана с другими учебными дисциплинами, входящими в содержание профессиональной подготовки будущих специалистов дошкольного образования и опирается на знания, полученные студентами в курсе педагогики (общей и дошкольной) и других дисциплин, обеспечивающих межпредметные связи в подготовке специалистов для средних специальных учебных заведений.

Содержание курса определено требованиями Государственного стандарта ВПО, существующими учебниками, учебно-методическими пособиями.

Психология: общая, возрастная, педагогическая
^ 1. Психология как наука. Связь психологии с другими общественными науками. Методы психологического исследования.

Определение психологии как науки. Основные отрасли психологии. Метод в психологии как совокупность способов и приемов изучения объекта исследования. Проблема валидности и надежности метода. Связь психологии и философии, истории, социологии, педагогики и других наук.

Классификация и характеристика методов наблюдения, самонаблюдения, опроса, эксперимента, теста, моделирования, беседы. Примеры использования методов психологии в практике работы учреждений СПО.

^ 2. Психологические основы воспитания и обучения.

Обучение как целенаправленный процесс передачи общественно-исторического опыта, как организация формирования знаний, умений, навыков. Соотношение понятий «учебная деятельность», «обучение», «учение» и «научение» в психологии. Виды научения: импринтинг, условно-рефлекторное, оперантное, вербальное научение, викарное научение. Механизмы процесса научения: формирование ассоциаций, подражание, различение и обобщение, инсайт, творчество. Теория учебной деятельности. Соотношение научения и развития.

Социализация как механизм воспитания и обучения. Формирование свойств и качеств личности. Формирование социального поведения как цель воспитания. Целенаправленные изменения личности воспитуемого как цель психологического воздействия. Средства воспитательного воздействия: формирование убеждений, ценностей, социальных установок личности, осознанное воспитательное воздействие, когнитивное воспитательное воздействие, эмоциональное воспитательное воздействие, поведенческое воспитательное воздействие, психотерапевтическое и психокоррекционное воздействие.

^ 3. Психология индивидуальных различий студента (учащегося).

Психологические особенности проявления индивидуальности учащегося в чертах характера, темперамента, качествах восприятия, внимания, памяти, воли, мышления, потребностей, способностей и эмоциональной сфере. Общая характеристика типов темпераментов как типов высшей нервной деятельности (И.П. Павлов) (сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик), основных черт характера (трудолюбие, аккуратность, добросовестность, ответственность, настойчивость и т.д.). Общая характеристика видов памяти по времени обработки сигнала (характеристика мгновенной, кратковременной, промежуточной и долговременной памяти). Особенности эмоциональной сферы школьника. Особенности мышления и внимания студентов (характеристика произвольного и непроизвольного внимания, характеристика наглядно-действенного, наглядно-образного, практического, словесно-логического, творческого, теоретического и интуитивного мышления)
^ 4. Психологическая характеристика основ личностного развития ребенка.

Роль социальных факторов в развитии личности. Социальные институты формирования личности. Период детства в становлении личности. Общение с людьми и развитие личности ребенка. Формирование общения в различных видах деятельности (игра, учение, труд). Основные теории и направления развития личности в детстве: психоаналитическая теория (динамика формирования структур «Оно», «Я», «Сверх-Я» по З. Фрейду), социодинамическая теория (формирование ролевого поведения, закрепление форм внешнего поведения через подражание и научение); интеракционисткая теория (теория двух факторов – наследственность и среда, новообразования личности), гуманистическая теория (понятия самоактуализации, цели, смысла жизни, усвоение нравственных ценностей, концепция морального развития Л. Колберга.)
^ 5. Психологические особенности личности подростка и становление личности в ранней юности.

Психологическая характеристика подросткового возраста. История исследований психологии подростка (Ж.-Ж. Руссо, С. Холл, Л. Колберг, М. Бенедикт, К. Левин, З. Фрейд). Основные психологические проблемы подростка. Проблема физической акселерации и психического развития. Ситуация личностного развития подростка. Формирование и развитие личности подростка. Формирование мировоззрения, становление морали, нравственное самоопределение, выбор жизненного пути. Развитие межличностных отношений.
^ 6. Основные проблемы психического развития ребенка.

Основные концепции развития (генотипическая и средовая обусловленность развития ребенка, культурно-историческая концепция развития Л.С. Выготского). Основные понятия и общие вопросы развития (сензитивный период развития, движущие силы развития, факторы развития – совокупность методов и средств обучения, воспитания; ведущий вид деятельности и общения – игра, учение, труд; возраст в психологии; кризисы психического развития – кризис новорожденности, кризис одного года, кризис трех лет, кризис утраты детской непосредственности, кризис подростка.) Периодизация возрастного развития.
^ 7. Психологические требования к личности педагога в современных условиях.

Личность педагога. Место педагога в современном обществе. Психологические требования к личности педагога (любовь к детям, к педагогической деятельности, эрудиция, педагогическая интуиция, интеллект, уровень культуры, нравственности и другие) Общие и специальные способности педагога (способность к пониманию другого, способность к изложению материала, способность к общению, обучению, передаче опыта, совершенствованию мастерства, самообразованию и другие). Качества личности педагога. Индивидуальный стиль деятельности педагога в выборе методов обучения, средств обучения, стиля обучения, реагирования на детей, манере поведения и другое).
^ 8. Психологические особенности воспитания детей.

Теоретические вопросы психологии воспитания. Психологические цели, средства, методы воспитания. Основные теории воспитания. Институты воспитания. Психологические основы воспитания дошкольников– становление характера, воспитание домашним трудом, воспитание в игре и воспитание в ДОУ. Психологические особенности воспитания подростков и юношей.

^ 9. Особенности применения психодиагностических методик в СПО и ДОУ.

Психодиагностика как наука о разработке и использовании методик оценки свойств, состоянии и уровня психического развития. Изучение динамики возрастного развития, выявление индивидуальных различий, определение одаренности. Требования валидности, надежности и точности. Морально-этические требования к психодиагностическому исследованию. Теоретические и практические вопросы психодиагностики на практике. Психодиагностирование способностей, познавательного развития, личностного развития и межличностных отношений.
^ 10. Педагогическая конфликтология.

Основные понятия педагогической конфликтологии: конфликтная ситуация, объект конфликта, субъекты конфликта, инцидент, конфликт. Динамика конфликта. Типология конфликтных ситуаций: ситуации деятельности, поведения, отношений.

Стили поведения в конфликтных ситуациях. Критерии отбора стилей педагогом. Технология управления конфликтными ситуациями. Педагогические цели управления. Понятие конфликтогенности. Конфликтная ситуация как метод обучения и воспитания.

^ 11. Основы педагогического общения.

Понятие «общение». Специфика педагогического общения. Функции педагогического общения: познание личности, обмен информацией, организация деятельности, обмен ролями, самоутверждение, сопереживание.

Структура педагогического общения: моделирование предстоящего общения с группой (учеником), организация непосредственного общения, управление общением в ходе педагогического процесса, анализ осуществленной модели общения. Стили отношений «учитель – ученик»: авторитарный, либеральный, демократический. Характеристика стилей педагогического общения: дистанция, устрашение, заигрывание, дружеское расположение, увлеченность совместной творческой деятельностью (В.А. Кан-Калик).
^ 12. Общее понятие о деятельности. Структура деятельности человека. Ведущая деятельность. Педагогическая деятельность.

Деятельность, структура деятельности. Основные виды деятельности человека (игра, учение, труд).

Ведущая деятельность. Признаки ведущей деятельности. (А.Н.Леонтьев). Ведущая деятельность детей на каждом этапе онтогенеза. Её значение в психическом (интеллектуальном и личностном) развитии детей и в формировании других видов деятельности. Механизмы её формирования.

Общее понятие о педагогической деятельности. Функции педагогической деятельности: ориентационная, развивающая, мобилизующая, информационная, конструктивная, организаторская, коммуникативная и гностическая функции.

Элементы педагогической деятельности.Психологическая структура педагогической деятельности: мотивация педагогической деятельности; цели педагогической деятельности; педагогические действия (9 групп педагогических умений).
^ 13. Общая психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста.

Социальная ситуация психического развития ребенка в дошкольном возрасте. Сюжетно-ролевая игра как ведущая деятельность ребенка. Значение общения со сверстниками для психического развития ребенка. Роль сюжетно-ролевой игры. Развитие целенаправленного поведения. Ближние и дальние цели.

Особенности развития личности. Формирование нравственных понятий. Соподчинение мотивов, возникновение произвольности поведения.

Развитие познавательных процессов в дошкольном возрасте. Развитие восприятия, памяти, мышления и речи. Формирование понятий. Характеристика «допонятийного» уровня мышления. Основные психические новообразования. Подготовка к школьному обучению.

^ Личностное развитие детей в творческой игре: развитие мотивационной сферы, уровня притязаний на признание, самооценки. Нравственное и эмоциональное развитие дошкольников в процессе игры, развитие их интересов и творческих способностей.

^ Интеллектуальное развитие детей в творческой игре: развитие ощущений и восприятий, их видов, мышления (мыслительных процессов, форм и видов мышления, качеств ума), знаковой функции сознания, различных видов и свойств памяти, творческого воображения, внимания (ее видов и свойств), монологической связной речи.

^ Проблемы детской игры. Различный подход к побудительным причинам детских игр в зарубежной и отечественной психологии. Классификации детских игр в зарубежной и отечественной психологии. Различные классификации детских игрушек. Роль игрушек и игрового материала в развитии детских игр. Место игры в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.

^ 14. Общая характеристика развития психики и личности в ранних возрастах.

Особенности развития всех видов ощущений у новорожденного. Безусловные и условные рефлексы. Опасность кризиса новорожденности для жизни ребенка.

«Комплекс оживления». Компоненты «комплекса оживления». Важнейшие физиологические и психические новообразования к концу 1-ого месяца жизни.

Непосредственно-эмоциональное общение младенца с взрослым — ведущая деятельность ребенка. Ее значение в психическом развитии младенцев.

Развитие хватания, манипулирования (повторных движений, цепных, предметно-специфических), подражания на первом году жизни и их роль в психическом развитии.

Подготовительный этап в развитии речи: гукание, гуление, лепет, первые слова. Автономная речь младенца, ее особенности (Л.С.Выготский).

^ Важнейшие физиологические и психические новообразования к концу 1 года жизни.

Прямохождение – условие расширения мира ребенка. Развитие предметно-орудийной – ведущей деятельности у преддошкольников. Присвоение человеческих форм предметной практической деятельности. Переход от элементарного манипулирования к предметным действиям, раскрывающим функциональные особенности предмета. Развитие орудийных действий у детей. Влияние предметной деятельности на психическое развитие преддошкольников.

^ Предпосылки формирования личности в раннем возрасте. Особенности первых представлений о себе: узнавание своего имени, отдельных частей своего тела, своего изображения в зеркале и т.д. Установление связи чувств и желаний с представлениями. Усвоение правил взаимоотношений людей и формирование притязаний на признание. Имя как первое звено структуры самосознания. Возникновение мотивов поведения и стремления к самостоятельности.

^ Расширение сферы общения и освоение правил поведения. Изменение позиции ребенка по отношению к окружающему.

Особенности эмоциональной жизни ребенка-преддошкольника.

Ранний возраст – сензитивный для сенсорного развития детей. Особенности развития ощущений. Роль сенсорных эталонов в развитии ощущений.

^ Развитие предметных и орудийных действий и мышления. Процессы мышления в раннем возрасте.

Особенности внимания, памяти и воображения преддошкольников. Речевое общение – условие передачи готовых форм чужого опыта и формирования познавательного отношения к окружающему. Роль речи в развитии психических процессов. Формирование речевого мышления.
^ 15. Общая характеристика общения. Развитие общения в дошкольных возрастах. Педагогическое общение.

Общее понятие об общении. Многоплановый характер общения (коммуникативная, интерактивная и перцептивная стороны общения).

1. Коммуникативная сторона общения.

Вербальное общение — речь человека. Невербальное общение — общение с использованием неречевых форм общения, неречевых знаковых систем.
  1   2   3   4

Похожие:

Программа итоговой государственной аттестации выпускников по дополнительной специальности 050703 «Дошкольная педагогика и психология» iconПрограмма итоговой государственной аттестации выпускников по специальности...
...
Программа итоговой государственной аттестации выпускников по дополнительной специальности 050703 «Дошкольная педагогика и психология» iconПрограмма итоговой государственной аттестации выпускников по педагогике...
Умо вузов Российской Федерации по педагогическому образованию, Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших...
Программа итоговой государственной аттестации выпускников по дополнительной специальности 050703 «Дошкольная педагогика и психология» iconНаправления подготовки (специальности)
Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью Иностранный (английский) язык
Программа итоговой государственной аттестации выпускников по дополнительной специальности 050703 «Дошкольная педагогика и психология» iconНаправления подготовки (специальности)
Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью Иностранный (английский) язык
Программа итоговой государственной аттестации выпускников по дополнительной специальности 050703 «Дошкольная педагогика и психология» iconПрограмма итоговой государственной аттестации выпускников по специальности...
...
Программа итоговой государственной аттестации выпускников по дополнительной специальности 050703 «Дошкольная педагогика и психология» iconПрограмма итоговой государственной аттестации выпускников по специальности...
...
Программа итоговой государственной аттестации выпускников по дополнительной специальности 050703 «Дошкольная педагогика и психология» iconПрограмма итоговой государственной аттестации выпускников по специальности...
...
Программа итоговой государственной аттестации выпускников по дополнительной специальности 050703 «Дошкольная педагогика и психология» iconПрограмма государственной итоговой аттестации выпускников факультета...
По специальности 050303 «иностранный язык» с дополнительной специальностью «второй иностранный язык»
Программа итоговой государственной аттестации выпускников по дополнительной специальности 050703 «Дошкольная педагогика и психология» iconПрограмма итогового государственного экзамена образовательная программа...
Она проводится в соответствии с "Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской...
Программа итоговой государственной аттестации выпускников по дополнительной специальности 050703 «Дошкольная педагогика и психология» iconПрограмма итоговой государственной аттестации выпускников по направлению...
Целью итоговой государственной аттестации является установление соответствия уровня профессиональной подготовки выпускников требованиям...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница