Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества




НазваниеПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества
Дата публикации19.10.2013
Размер77.8 Kb.
ТипКонкурс
shkolnie.ru > Математика > Конкурс
Профессиональный конкурс работников образования

ВСЕРОССИЙСКИЙ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРС

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА

(2012-2013 учебный год)
Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Ленинградской области

«Лодейнопольский техникум промышленных технологий»

Номинация конкурса:

Педагогические идеи: профессиональное образование

«Обеспечение профессиональной направленности в подборе материала для повторения на уроках математики».

Автор:

Петрова Лариса Васильевна, преподаватель математики ГБОУ СПО ЛО «ЛТПТ», высшая квалификационная категория.
^ Место выполнения работы: ГБОУ СПО ЛО «ЛТПТ», г. Лодейное Поле, Ленинградской области, ул. Гагарина, дом 10, корп. 2.


Повторение ранее изученного материала - одно из важных направлений в реализации принципа прочного усвоения знаний. При изучении курса математики в образовательных учреждениях НПО и СПО особую роль играет профессиональная направленность организации повторения.

В процессе повторения используется производствен­но-технический материал двоякого характера:

^ 1) имею­щий политехническую направленность с определенной универсальностью по отношению ко многим профессиям;

2) отражающий специфику определенной профессии или группы профессий.

В первом случае учитывается то обстоятельство, что научные основы любой отрасли производства учащиеся усваивают преимущественно на базе знаний по естест­венным дисциплинам и математике. Поэтому математи­ка всем своим содержанием служит делу политехниче­ской подготовки рабочего высокой квалификации.

Во втором случае речь идет о том, что по каждой группе профессий выявляются свои, наиболее существенные связи с математикой, в результате чего материал разных разделов и тем курса приобретает различную значи­мость для той или иной группы профессий.

В обоих случаях сохраняется содержание предмета математики и логическая последовательность изучения материала, предусмотренная учебной программой. Одна­ко способы раскрытия этого содержания устанавливают­ся преподавателем в зависимости от направленности межпредметных связей с учетом содержания и темпа прохождения учебных предметов. Это относится и к ор­ганизации повторения.

Реализация политехнического начала в преподавании математики и осуществлении связи ее с профессиональ­ной подготовкой учащихся обеспечивается следующими путями.

1) Раскрытие сфер применения идей и методов мате­матической науки, функций, которые выполняет совре­менная математика, значения ее для решения важных экономических и хозяйственных задач.

2) Ознакомление с использованием математики в других науках для познания закономерностей природы, создания научных основ современного производства, оп­ределения перспектив применения в технике новейших научных открытий.
Одно из средств для достижения этой цели — осуществление связи в преподавании мате­матики, физики и химии.

^ 3) Рассмотрение производственно-технического материала, обладающего известной универсальностью.

4) Анализ математической основы деталей машин, устройства некоторых механизмов и т. д. Здесь следует учитывать то обстоятельство, что в процессе теоретического и производственного обучения учащиеся НПО многих профилей изучают назначение, конструктивные особенности и применение подшипников, передач и т. п. Эти сведения носят политехнический характер и поэтому целесообразно рассмотреть математическую основу соответствующих конструкций (в частности, широко распространенного в технике кривошипно-шатунного механизма).

5) Вооружение учащихся математическими навыками общепрофессионального характера: вычислительными, измерительными и графическими. В вычислительной работе особого внимания требуют приближенные вычисления. Указанные навыки необходимы рабочим многих профессий, труд которых связан с операциями разметки, резания, обработки поверхностей резьбой, применением понятий о допусках и посадках, с техникой измерений при помощи приборов повышенной точности, использованием таблиц, специальных формул и т. п.

6) Выработка у учащихся умений применять теоретические знания при рассмотрении практических вопросов.

Одно из средств, способствующих этому — решение задач, содержание которых отражает производственные ситуации, свойственные многим профессиям. Например, задачи, связанные с расчетом винта, конусностью, выбором подшипника и др. Не меньшее значение для расширения общего политехнического кругозора учащихся имеет решение задач, при помощи которых раскрывается сущность определенного универсального метода, находящего приложение при рассмотрении многих прикладных вопросов. К таким, например, можно отнести производную, применение ее к нахождению наибольшего и наименьшего значений функций.

7) Использование математического аппарата для более глубокого раскрытия экономических понятий, таких как «производительность труда», «режим экономии», и др. В связи с этим приобретает важное значение анализ числового материала, связанного с перспективами развития отдельных отраслей производства.

8) Выработка у учащихся общих умений и навыков учебного труда, имеющих важное значение для самообразования, углубления знаний по профессии: работа с учебником, справочником, дополнительной литературой и др.

Профессиональная направленность в осуществлении связи математики со специальными дисциплинами и производственным обучением предусматривает следующие положения.

1. Применение знаний по математике для объяснения производственных вопросов, указание на проявление математических закономерностей в технике, конкретной отрасли промышленности, вооружение учащихся умением видеть в знакомых им производственных процессах функциональные связи.

2. Использование на уроках материала, заимствованного из опыта учащихся, приобретенного ими в процессе профессионально-технического обучения. Например, при изучении материалов учащиеся рассматривают способы определения и единицы измерения твердости.

На уроках геометрии (при повторении площади сферы) анализируется формула, в которую входит величина поверхности сферического сегмента, рассматривается применение ее в случаях, когда необходимо выполнить дополнительные математические расчеты. При повторении дифференциального уравнения и графиков гармонических колебаний с учащимися группы «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования» следует установить связь этого материала с электротехникой , напомнить о трехфазном токе.

3. Раскрытие математической сути «производственных формул», предварительная дидактическая обработка материала производственного характера с целью оказания помощи преподавателям специальных дисциплин. Ниже я подробно остановлюсь на вопросе взаимосвязи повторения на уроках курса математики и тем по предмету «Техническая механика».

4. Решение задач с производственным содержанием, заимствованным из той отрасли производства, для которых осуществляется подготовка в техникуме. При подборе и составлении таких задач необходимо обеспечить краткость прикладной задачи, достаточно четко выражать математическую сущность, не перегружать задачу техническими данными, заботиться о том, чтобы данные были реальными и соответствовали требованиям реального производства.

5. Выполнение практических работ по математике с учетом формирования у учащихся умений и навыков типичных для данной профессии. Например, при повторении в группах СПО «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» темы «Применение производной» провожу практические работы по темам «Площадь строительных конструкций», «Объем земляных работ».

Важное значение при повторении на уроках математики имеет отбор материала профессионально-технического содержания. Такая работа должна проводиться не эпизодически, а по возможности регулярно. Подробно хочу остановиться на темах специальной дисциплины «Техническая механика», которая ведется в группах СПО «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений», и темах курса математики на которых может быть организовано повторение с профессиональной направленностью.

^ Тема «Технической механики»

Тема математики

Распределение напряжений при растяжении. Расчеты на прочность при кручении.

Иррациональные числа. Приближенные вычисления. Абсолютная и относительная погрешность.

Классификация механических передач. Преобразование вращающих моментов в передачах. Дифференциальный механизм.

Функции. Линейная функция. Прямопропорциональная, обратнопропорциональная зависимости.

Передачи между параллельными валами. Делительные окружности. Передача движения гибкой связью (ременная передача). Фрикционная цилиндрическая передача.

Окружность, круг. Деление окружности на равные части. Углы и дуги. Взаимное расположение окружностей.

Червячная передача. Растяжение, сжатие, смятие. Механизмы, преобразующие движение.

Тригонометрические функции острого угла, Тригонометрические функции произвольного числового аргумента.

Растяжение, сжатие, смятие, кручение.

Векторы.

Передачи между параллельными валами. Передачи между пересекающимися валами.

Взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве.

Сдвиг, изгиб и сложное сопротивление. Детали передач вращательного движения.

Взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве.

Изгиб и сложное сопротивление. Детали передач вращательного движения.

Осевая симметрия.

Расчеты на прочность при растяжении, сжатие, сдвиге. Разъемные соединения деталей машин.

Площади многоугольников.

Разъемные соединения деталей машин. Неразъемные соединения деталей машин. Детали передач вращательного движения.

Многогранники, тела вращения.



Список литературы.

  1. Башмаков М.И. « Эксперементальное учебное пособие для СПТУ» М. Высшая школа.1987.

  2. Башмаков М.И.Математика. М. Академия.2010.

  3. Терешин Н.А. «Сборник задач по математике для средних профтехучилищ» М. Высшая школа.1984.

  4. Вереина Л.И. «Техническая механика» М. Академия. 2003.

Похожие:

Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс
Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества 2012-2013 учебный год муниципальное...
Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет...
...
Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс...
Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества
Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс...
Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества
Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет...
Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет – конкурс педагогического творчества
Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества iconПрофессиональный конкурс работников образования Всероссийский интернет-конкурс...
Профессиональный конкурс работников образования Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества
Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества iconПрофессиональный конкурс работников образования
...
Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества iconПрофессиональный конкурс работников образования
...
Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества iconПрофессиональный конкурс работников образования
...
Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества iconПрофессиональный конкурс работников образования
...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница