Программа элективного курса по русскому языку для 11класса Объяснительная записка




Скачать 123.76 Kb.
НазваниеПрограмма элективного курса по русскому языку для 11класса Объяснительная записка
Дата публикации02.04.2013
Размер123.76 Kb.
ТипПрограмма
shkolnie.ru > Литература > Программа
Углубление лингвистических знаний учащихся.


Программа элективного курса по русскому языку для 11класса
Объяснительная записка.
Опыт ЕГЭ по русскому языку показал, насколько необходимы занятия по углублению лингвистических знаний учащихся в старших классах: недостаточным является как объём программы общего курса, так и количество учебных часов, отведённых на её усвоение.

Кроме того, в тестовых заданиях к ЕГЭ обнаруживаются вопросы, рассчитанные на частные и так называемые трудные случаи; задание «С» требует выражения творческих способностей учащихся. Поэтому возникает необходимость в индивидуальных занятиях с целью выявления и развития способностей каждого.

Выполнению этих и других задач может помочь только внеурочная работа, в частности, курс факультативных занятий.

Курс рассчитан на 1 час в неделю. Практика убеждает в рациональности спаренных 2-х часовых занятий, что обеспечит мобилизацию внимания учащихся, вызовет чувство удовлетворения от выполненного объёма работы, подготовит учащихся к режиму занятий в вузах.

В свою очередь, 2-х часовое занятие требует тематического разнообразия и разнообразия видов деятельности, обеспечения их взаимосвязи и взаимодополняемости. Этот аспект как раз и учитывался в планировании курса.

Таким образом, весь курс рассчитан на 17 занятий (34 учебные недели). Каждое занятие строится с учётом повторения наиболее трудных тем по орфографии, орфоэпии, фонетике, словообразованию, морфологии и пунктуации. Повторение производится в ходе работы над текстом. Для этого текст подбирается с учётом содержания в нём необходимого для анализа материала.

Основным видом работы является подготовка уч-ся к выполнению задания «С»: изучается структура текста, определяется его стилистическая принадлежность, типы речи и т. д., составляются собственные тексты с учётом задания.

Необходимо также использовать технологии, позволяющие овладевать практической грамотностью интенсивно. Применение интенсивных технологий освободит учебное время, интеллектуальные и эмоциональные усилия для решения таких проблем, как формирование лингвистической, языковой, коммуникативной, культурологической компетенции.

Технология Фроловой Т.Я. позволяет практически реализовать дифференциацию по видам помощи учащимся.

Интенсивное овладение практической грамотностью обеспечивается системой изложения орфографического и пунктуационного материала, системой удержания орфографических и пунктуационных умений, системой упражнений, которые позволяют реализовать дифференцированный подход к учащимся и стимулируют проявление их знаний в свободном письме.

Небольшой объем изучаемого материала позволяет сочетать рассматриваемую технологию интенсивного формирования практической грамотности со всеми действующими программами и учебниками по русскому языку.

Учебные возможности технологии:

1.Объединение ряда орфограмм или пунктограмм в одно доступное обобщенно-сопоставительное правило снимает проблему взаимосмешивания, взаимоослабления, взаиморазрушения – интерференции навыков.

2.Освоение орфографии и пунктуации на основе обобщенно-сопоставительных правил позволит сократить объем изучаемого материала.

3.Повторение орфографии и пунктуации на основе обобщенно-сопоставительных правил позволяет выделить орфографию и пунктуацию (при необходимости ускоренного обучения правописанию) в качестве системообразующей основы изучения курса русского языка.

4.Компактное изучение позволит преодолеть «дробность», «мозаичность» знаний норм правописания.

5.При построении курса русского языка в логике изучения орфографии и пунктуации решается проблема актуального системного повторения, удержания орфографических и пунктуационных навыков.

Всё повторение рассчитано на 8 занятий, 4 занятия отводятся на решение пробных вариантов ЕГЭ, 4 занятия – на индивидуальную работу с отдельными учениками или небольшими группами – по устранению имеющихся ошибок в контрольных работах (предварительно делается анализ), последнее занятие – консультации и дополнительная работа для особо успевающих детей, т.е. «научные консультации».





1.

2.

Занятие (№ п/п)







  • Стили речи. Типы речи. Сочетание различных типов речи.




  • Тема. Выбор темы. Рассуждение, описание, повествование в раскрытии темы.



  • Односоставные и двусоставные предложения. Стилистическая роль назывных, безличных, неопределённо-личных предложений. Парцеляция как средство художественной выразительности.




  • Состав слова. Разбор слова по составу и словообразовательный анализ. Значения морфем.




  • Орфоэпические нормы.



  • Текст. Структура текста. Связь предложений в тексте. Главная мысль. Моё отношение к теме, проблеме, авторской позиции.




  • Микротема (понятие, структура).

Содержание изучаемого материала.







Наблюдение, изучение.

Конструирование текста – индивидуальная работа, консультации учителя.
Наблюдение. Построение предложений.

Повторение порядка разбора. Разбор слов – тренировочная работа.
Изучение группы слов в правильном их произношении.

Изучение, определение. Письменное выражение мнения – определение форм выражения.
Определение назначение (функции).


Вид и форма работы.







А. Власенков… стр. 96, 152-175

А. Дейкина… стр. 7-41.
А. Дейкина… стр. 377 (см. контрольные упражнения).

А. Дейкина… стр. 263.

С. Львова… стр. 389.

А. Дейкина… стр. 165-178.

А. Власенков… стр. 55-65.

«Словарь морфем».
«Орфоэпический словарь».

А. Дейкина… стр. 41-81.

А. Власенков… стр. 144, 149.


А. Власенков… стр. 150

И. Белова… стр. 16-19

Литература для учителя и учащихся.





3.

4.

  • Сложное предложение: союзное и бессоюзное. Стилистическое употребление.




  • Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я. Согласные твёрдые и мягкие, глухие и звонкие. Явление ассимиляции.




  • Художественный стиль. «Поэзия прозы»: тропы и фигуры.




  • Однородные члены предложения. Однородные и неоднородные определения. Ряды однородных членов как средство выразительности.




  • Типы связи слов в словосочетаниях. Типичные ошибки при согласовании и управлении.




  • Окончания имён существительных, имён прилагательных, причастий и глаголов.



  • Художественный стиль. Средства связи предложений в тексте.


  • Местоимения – наречие – частицы.

Составление текста в заданной теме с предложениями определённого типа.
Фонетический разбор слов.


Анализ текста. Определение средств художественной выразительности.
Практическая работа.
Анализ предложений, устранение ошибок.

Работа с таблицей. Практическая работа.


Исследование. Составление текста по заданной схеме с параллельным и последовательным соединением.
Сравнительный анализ предложений с «же» и «бы».

Т. Фролова. Мы пишем… стр. 245, 249, 258.

А. Дейкина… стр. 341-361.
С. Львова…

И. Белова…

Т. Фролова. Мы пишем… стр. 10, 29.

А. Дейкина… стр. 283-289.

А. Дейкина… стр. 241-245.


Т. Фролова. Методика… стр. 94.

Т. Фролова. Таблицы.


А. Дейкина… стр. 30, 31.

С. Львова… стр. 291.


А. Дейкина… стр. 218-230.





5.

6.

  • Союзы сочинительные и подчинительные. Сложноподчинённое предложение.




  • Суффиксы существительных и прилагательных.



  • Публицистический стиль. Жанры: особенности, назначение.



  • Экспрессивно-оценочная лексика.




  • Вставные и вводные конструкции: знаки препинания, роль в публицистическом тексте.




  • Гласные и согласные в корне.


  • Орфоэпические нормы.


  • Очерк. Автор и читатель. Антитеза как средство выразительности. Фразеологизм в художественном и публицистическом тексте. Перифраз.

Анализ в тексте.

Тренировочные упражнения.


Наблюдение.


Анализ текста. Работа с газетой.
Анализ текста. Построение аналогичных предложений.

Тренировочные упражнения.


Тренировочные упражнения.


Наблюдение. Составление текста с применением антитезы.

Т. Фролова. Мы пишем… стр. 193, 201, 205, 207, 208.


Т. Фролова. Методика… стр. 85.

Т. Фролова. Мы пишем… стр. 66.

А. Власенков… стр. 229, 248.

Т. Фролова. Мы пишем… стр. 287.

И. Белова… стр. 13, 14.

Т. Фролова. Мы пишем… стр. 241.

А. Дейкина… стр. 310-320.

Т. Фролова. Методика… стр. 67, 71.

Т. Фролова. Мы пишем… стр. 40, 44.

А. Власенков… стр. 60.
«Орфоэпический словарь».


А. Власенков… стр. 248, 255, 262; 77-49.

А. Дейкина… стр. 57, 121.



7.

8.

  • Обособленные определения и обстоятельства. Уточняющие члены предложения. Сравнительный оборот.



  • Правописание приставок. Ы – И после приставок.



  • Научный стиль: лексика, синтаксис. Типичные грамматические ошибки: употребление слов в несвойственном им значении.




  • Неологизмы и архаизмы: стилистическая роль.




  • Союзы «И» в простом и сложном предложении.




  • «НЕ» с различными частями речи. Краткие причастия и отглагольные прилагательные.



  • Разговорный стиль. Диалог в художественном тексте.




  • Диалектные и профессиональные слова: стилистическое употребление.




  • Прямая речь: знаки препинания.

Определение стилистической роли в ходе наблюдения.


Работа с таблицей. Тренировочные упражнения.

Наблюдение. Исправление ошибок.


Анализ текста.

Работа с таблицей. Тренировочные упражнения.

Выполнение упражнений.


Наблюдение.

Наблюдение.

Тренировочные упражнения.

Т. Фролова. Мы пишем… стр. 217, 266; 93, 94; 102, 104.

А. Дейкина… стр. 289-300.

А. Власенков… стр. 88-100, 118.
Т. Фролова. Методика… стр. 77, 82.

Т. Фролова. Мы пишем… стр. 54, 62.

А. Власенков… стр. 202-228, 131.

А. Дейкина… стр. 121.

Т. Фролова. Мы пишем… стр. 13.


Т. Фролова. Методика… стр. 46, 61, 63.

А. Власенков… стр. 300-309; 40, 43, 45.
А. Дейкина… стр. 121.

Т. Фролова. Мы пишем… стр. 34, 267.

9.

10.
11.

12.
13.

14.
15.

16.

17.

  • Знак тире.



  • Н и НН в различных частях речи.



  • Орфоэпические нормы.


Контрольная работа № 1.

Индивидуальные занятия с учащимися.
Контрольная работа № 2.

Индивидуальные занятия с учащимися.

Консультация.

Рассмотрение трудных случаев.

Тренировочные упражнения.

Тренировочные упражнения.
Решение варианта ЕГЭ.

Выявления и устранение ошибок. Тренировочные упражнения.
Решение варианта ЕГЭ.

Выявления и устранение ошибок. Тренировочные упражнения.

Т. Фролова. Мы пишем… стр. 27, 258.

А. Власенков… стр. 78.

Т. Фролова. Методика… стр. 51, 57.
«Орфоэпический словарь».
-

-

-

-

Литература для учителя и учащихся.


  1. Фролова Т. Я. Мы пишем без ошибок. г. Симферополь, «Таврида», 2005.

  2. Фролова Т. Я. Методика интенсивного обучения правописанию. Русский язык. г. Симферополь, «Таврида», 2001.

  3. Фролова Т. Я. Минуя рифы русской орфографии. г. Симферополь, «Таврида», 1994.

  4. Фролова Т. Я. Русский язык в рисунках и схемах. г. Симферополь, «Таврида», 2005.

  5. Белова И. В. Лингвистический анализ художественного текста (Дидактические материалы). г. Белгород, 2002.

  6. Федорченко П. Ю. Готовимся к сдаче единого государственного экзамена. г. Белгород, 2005.

  7. Егорова Н. В. Поурочные разработки по русскому языку. (Классическая программа и подготовка к ЕГЭ). М., «ВАКО», 2004.

  8. Львова С. И. Уроки словесности. М., «Дрофа», 1977.

  9. Власенков А. И. Русский язык. 10 – 11 кл. М., «просвещение», 2003.

  10. Дейкина А. Д. Русский язык. Учебник – практикум для старших классов. М., «Вербум - М», 2002.

Похожие:

Программа элективного курса по русскому языку для 11класса Объяснительная записка iconРабочая программа по русскому языку для 9 класса составлена на основе...
М. Т. Баранова., Т. А. Дадыженская, Н. М. Шанский. Программа курса по русскому языку для 5-9 классов общеобразовательных учреждений...
Программа элективного курса по русскому языку для 11класса Объяснительная записка iconРабочая программа по русскому языку для обучающихся в 6 классе составлена...
Москва, «Просвещение», 2007 года. Программа построена с учётом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности...
Программа элективного курса по русскому языку для 11класса Объяснительная записка iconПрограмма элективного курса «Подготовка к егэ по русскому языку в 11 классе»
Егэ серьёзный шаг в жизни выпускника, требующий и обдуманного выбора будущего, и обобщения знаний по предмету, и умения организовать...
Программа элективного курса по русскому языку для 11класса Объяснительная записка iconПрограмма курса русский язык 3 класс Пояснительная записка
Программа по русскому языку составлена с учётом общих целей изучения курса, определённых Государственным стандартом содержания начального...
Программа элективного курса по русскому языку для 11класса Объяснительная записка iconПрограмма элективного курса по русскому языку для учащихся 10 классов:...
Знание фразеологии – необходимейшее условие глубокого овладения родным языком. Умение правильно пользоваться фразеологическим богатством...
Программа элективного курса по русскому языку для 11класса Объяснительная записка iconПрограмма элективного курса по русскому языку в 9 классе «как выступать перед публикой»
Он также направлен на развитие способностей овладения приёмами речевого воздействия, делающими публичные выступления успешными
Программа элективного курса по русскому языку для 11класса Объяснительная записка iconРабочая программа по русскому языку 8 класс
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе соответствующей федеральному компоненту государственных образовательных...
Программа элективного курса по русскому языку для 11класса Объяснительная записка iconТема: «Фразеологизмы»
Открытый урок (мастер-класс на материале элективного курса по русскому языку в 11 классе). Лебедева Н. М
Программа элективного курса по русскому языку для 11класса Объяснительная записка iconПрограмма элективного курса по обществознанию «Решение сложных заданий в курсе обществознания»
Программа данного элективного курса предназначена для учащихся 11 класса, мотивированных на сдачу экзамена в формате егэ, и рассчитана...
Программа элективного курса по русскому языку для 11класса Объяснительная записка iconРабочая программа по русскому языку представляет собой целостный...
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница