Скачать 104.76 Kb.
|
Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества 2013-2014 учебный год Номинация конкурса: «Педагогические идеи и технологии: среднее образование» Название работы: Урок по русскому языку на тему: «Бессоюзные сложные предложения» в 9 классе. Учитель: Волкова Елена Борисовна, МБОУ «СОШ №13 г. Йошкар – Олы» «Бессоюзные сложные предложения» (обобщающий урок в 9 классе по русскому языку) ЦЕЛИ УРОКА: 1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: обобщение, систематизация и углубление знаний учащихся о бессоюзном сложном предложении; совершенствование их пунктуационных навыков по данной теме. Продолжить работу по ликвидации имеющихся пробелов; расширять возможность использования информационных технологий для повышения грамотности с целью подготовки обучающихся к итоговой аттестации. 2. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: формировать их личностную позицию; воспитывать эстетический вкус; вызвать у учащихся интерес к теме урока; помочь им осознать суть подлинной доброты, с которой и начинается человек; воспитание сознательной дисциплины, формирование навыков контроля и самоконтроля. 3. РАЗВИВАЮЩИЕ: развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык; развитие умения аргументировать, доказывать; развитие умения применять полученные знания в нестандартных ситуациях; развития умения выделять главное, сравнивать, обобщать. оборудование: проектор, компьютер ^ 1. Организационный этап. 2. Сообщение темы урока и постановка целей Работа с эпиграфом к уроку (эпиграф записан на доске). Сегодня мне хотелось бы к нашему уроку предложить следующий эпиграф. Лучше добрым на свете быть: злого в мире и так довольно. (Л.Н. Толстой) Прежде всего будьте добрыми; доброта обезоруживает большинство людей. (Лакордер) 3. ^ . Настроимся на разговор о доброте. Какой смысл заключает в себе слово “доброта”? (Это отзывчивость, душевное расположение к людям и ко всему окружающему, стремление делать добро другим) Назовите синонимы к слову “доброта”. Запись слов в тетрадях и на доске. Поиск синонимов в словаре синонимов. (Добродушие, незлобивость, добросердечность, отзывчивость, душевность, сострадание, милосердие) Составьте словосочетание с типом связи управление (пользоваться добротой, показывать доброту, доброта людей), согласование (слепая доброта -бездумное доброе отношение к чему-либо, могущее принести вред , сердечная доброта, душевная доброта - присущая человеку, бескорыстное чувство ) Задание к эпиграфу: Почему автор использует бессоюзное предложение? Объясните знаки препинания. (Подчинительный союз сделал бы его более громоздким, тяжеловесным. Сложное предложение потеряло бы свою легкость, стало бы менее выразительным) 4. Актуализация уже имеющихся знаний. 1)Какое предложение называется бессоюзным? (Это сложное предложение, части которого связаны между собой по смыслу, интонационно и порядком расположения) 2)Какие смысловые отношения выражаются между простыми предложениями в составе бессоюзных? (Перечисление, последовательность, сравнение, пояснение, условие, причина, следствие, время, дополнение, противопоставление) 3)Какие знаки разделяют части бессоюзного сложного предложения? (Запятая, точка с запятой, двоеточие, тире) 5. Проверь себя (презентация) А)^ 1. У каждого времени своя жестокость, а доброта одна, на все времена. (А. Лиханов.)тире-противопоставление 2. Когда творить добро желаешь ты отдельным людям иль всему народу, не отступайся от своей мечты. (Д. Кугулътинов.)тире-время 3. Когда мы совершаем доброе дело, душа наша наполняется светлой радостью, когда творим зло, душа скорбит. (По А. Захарову.) тире-время, условие 4. Доброта... постоянна и сама себя усиливает, ибо она рождает ответную доброту. (А. Швейцер.)двоеточие-причина 5. Пока вы молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро. (А. Чехов.) тире-время Б) Определите смысловые отношения между частями бессоюзных сложных предложений, расставьте и объясните знаки препинания в них.
Ответы
Цифровой распределительный диктант.
Объясните знаки препинания в 4, 5 предложениях. Какие предложения вы не выписали? Объясните. 13,14,17,19 ^ Крепко зажмурить глаза на 3-5 сек, затем открыть. Быстро моргать глазами в течение 30-60 сек. Двигать глазами вверх - вниз, влево - вправо. Представить себе большой круг. Обводить его глазами по часовой стрелке, потом против часовой стрелки. Представить квадрат. ^ Продолжите каждое из предложений так, чтобы оно стало бессоюзным сложным; расставьте знаки препинания.
^ 1)Мы живем в мире, в котором, к сожалению, слишком много зла, ненависти, жестокости и насилия.2) И настолько сильно в нашей жизни это проявление всего агрессивного, антигуманного, античеловечного, что, кажется, и нет в ней места доброте. 3)Но это не так: именно доброта определяет смысл всей нашей жизни. 4)Почему же мы так часто видим вокруг много зла и почти не замечаем проявления добра? 5)Потому что зло идет напролом, как танк, уничтожая все на своем пути и явно, открыто демонстрируя всю свою мерзость и цинизм, а добро, как правило, творится тихо и незаметно. 6)Об этом гласит и русская пословица из словаря В. И. Даля: "Добро не лихо, бродит в мире тихо". 7)Должен ли человек бороться со злом? 8)Да, он обязан противостоять ему, побеждая зло добром. 9)И начинать надо с самого себя, с корнем вырывая из души своей сорняки злобы, себялюбия, высокомерия, презрения к другому, ненависти, мстительности, зависти, лжи, лицемерия, сребролюбия, алчности, корыстолюбия и заботливо выращивая в ней ростки подлинной доброты. 10)Давайте посмотрим вокруг: кто-то так нуждается в нашей улыбке, в добром взгляде, в слове поддержки, в нашем душевном отношении, в добром поступке нашем. 11)Не жалейте себя для доброго дела, слова, чувства! 12)Спешите делать добро, пока вы молоды и полны сил! 13)Помните: с доброты человек начинается! Задание к тексту:
9.контроль и самооценка знаний, умений и навыков Сегодня на уроке вы оцените себя сами, оцените свою подготовку к итоговой аттестации «Знаю», «умею» - это 1 балл, «нет», «не уверен» - 0 баллов. Сложите полученные баллы, это и будет ваш конкретный сегодняшний результат. Постарайтесь быть объективными. Если вы поставили себе 0 баллов, не отчаивайтесь: вы обнаружили пробелы, которые предстоит восполнить. Оценка ----------------------------------------------------------------------------------------------------- Знание теоретического материала о БСП ----------------------------------------------------------------------------------------------------- Умение определять смысловые отношения в БСП ----------------------------------------------------------------------------------------------------- Умение конструировать БСП ----------------------------------------------------------------------------------------------------- Умение находить БСП в тексте ----------------------------------------------------------------------------------------------------- Умение выполнять дополнительные задания по орфографии, грамматике ----------------------------------------------------------------------------------------------------- 10. Домашнее задание Напишите сочинение-рассуждение. Как вы понимаете смысл последнего предложения : «Помните: с доброты человек начинается!» |
![]() | Какое утверждение является неверным? Итоговая работа по русскому языку по теме "Бессоюзные сложные предложения". 9 класс | ![]() | Урок по теме «Сложноподчинённое предложение» Применение опорных понятий: грамматическая основа предложения, простые и сложные предложения, союзные и бессоюзные предложения, сложноподчинённые... |
![]() | Виды сложных предложений Сложносочиненные предложения По способу соединения простых предложений сложные предложения делятся на две группы: союзные и бессоюзные. Сложносочиненное предложение (ссп)—... | ![]() | Урок по русскому языку в 9 классе по теме «Сложносочинённые предложения. Обобщение материала» С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков, Л. Ю максимов и др. «Русский язык. 9 класс»,карточки, раздаточный материал, интерактивная доска,... |
![]() | Урок по русскому языку на тему «Односоставные предложения» Создать условия для формирования умения различать типы односоставных предложений по смысловым и грамматическим признакам. 2 Совершенствовать... | ![]() | Урок творческая мастерская по русскому языку в 7 классе на тему: «Вода красота всей природы» Урок творческая мастерская по русскому языку в 7 классе на тему: «Вода – красота всей природы» |
![]() | Урок /вн занятие по русскому и английскому языку в 7 «А» 9-м «Б» Мастерская «Заговори, чтобы я тебя услышал…(Сократ)» ( интегрированный урок /вн занятие по русскому и английскому языку в 7 «А» 9-м... | ![]() | Урок по русскому языку на тему: 7-а класс П. И. Чайковского, стихи Ф. Тютчева, И. Бунина, фотографии Катеринковского леса, рисунки учащихся |
![]() | Знаки препинания между частями сложносочинённого предложения (2 ч.) М. М. Разумовской; практикум по русскому языку (автор С. И. Львова; Практикум по русскому языку. 9 класс: пособие для учащихся общеобразоват... | ![]() | Урок-зачёт. Тема: Предложения с обращениями, вводными словами и словосочетаниями Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме; развивать орфографическую и пунктуационную зоркость; воспитывать интерес... |