Скачать 80.51 Kb.
|
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение городского округа город Волгореченск Костромской области «Центр развития ребёнка – Детский сад №7 «Русалочка» Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной к школе группе по теме: «Именины» Образовательная область: Познание Интеграция образовательных областей: Социализация, Коммуникация, Здоровье. Подготовила и провела: старший воспитатель первой квалификационной категории ^ Цель: ознакомление старших дошкольников с русской народной традицией празднования Именин. Программные задачи: Образовательная область Познание»:
Образовательная область «Социализация»:
Образовательная область «Коммуникация»:
Образовательная область «Здоровье»:
Материал: лапоть для игры, занавеси на окна, светильник, имитирующий горение свечи, платки на плечи по числу девочек, карточки с названиями качеств человека («Смелый», «Сильный», «Мужественный», «Храбрый», «Добрая», «Скромная», «Ласковая», «Нежная»), предметы старины для создания имитации русской избы (печка, прялка, лавки, стол, скатерть, самовар с кружками, ухват и др.), пирог, разделённый на мелкие части, салфетки, предметы для игры «Выбери подарок» (кружево, ленты, гребень, колечко, духи, широкий плетёный пояс, молоток, сапоги, рубаха, книга). ^ беседа о Святых, истории возникновения имени, разучивание русской народной игры «Костромушка-Кострома», просмотр презентации «Народные приметы». ^ посещение Свято-Тихоновского Храма, подготовка презентации «Народные приметы». Ход образовательной деятельности: Воспитатель: Очень часто за событиями И за сутолокой дней Старины своей не помним, Забываем мы о ней. Хоть и более привычны Нам полеты на Луну, Вспомним русские обычаи, Вспомним нашу старину! ^ Прялочка моя, пряди. Добрый гость, ко мне приди! ^ Любава: Вот и гости пожаловали. Видать, получили мои пироги. Дети здороваются. Любава: Здравствуйте, детушки! Здравствуйте, касатушки! (^ Заходите, устраивайтесь поудобнее. В избе моей светло и чисто. Сегодня особенный день – у меня именины. Поэтому и пироги вам послала, значит, пригласила на праздник. Кто из вас знает, что такое именины? (предположения детей) Любава: Именины – это добрая старинная традиция в русских православных семьях. Так уж повелось на Руси, что день рождения – не являлся каким-то особенным днём. Более значимым считались именины – День ангела, День имени святого, которое присваивалось человеку при крещении на 8 день после рождения. Таким образом, именины – это день почитания Святого, который становился для младенца защитником и покровителем на всю жизнь. Если в этот день поминали Святого Николу, то мальчика обязательно называли Николаем. Если почитали Святых Веру, Надежду, Любовь, то девочек называли одним из трёх этих имён. Вот так и меня родители нарекли – Любовь, а звали всегда ласково Любавой. И вы меня так зовите. К выбору имени в старой Руси относились очень серьёзно. Чтобы отвадить злых духов и защитить от бед и напастей, часто давались скрытные «обманные» имена, прозвища. Их придумывали по какому-то качеству человека: красивый, приятный всему миру мальчик, юноша, мужчина назывался Красномир, любящий богов- Боголюб, славный в бою-Славобой; среди женских имён: Жизнемира – живущая для мира, Ярославна-яркая и славная. Вот я бы, например, в древней Руси носила имя Трудолюба (значит, любит трудиться). ^ Выберите качество, которое отличает вас от других ребят, соедините часть своего имени и часть слова, которое вы себе выбрали. Придумайте себе скрытное имя, а мы попробуем его расшифровать. ^ Любава: У наших предков существовало множество традиций, которые делали именины ярким и запоминающимся днем. С утра гостям рассылали своеобразные «пригласительные» - праздничные пироги. Вот и я вас пригласила точно также, как это делали в старину. В этот день именинник обязательно исповедовался в церкви у священника, ставил свечку за здравие и молился своему Святому. Вечером в доме готовились к праздничному застолью. Приглашённые приходили к имениннику с подарками. Их можно было купить у коробейников – мелких торговцев, которые ходили по улицам городов, сёлам и предлагали разный товар, умещавшийся в коробе на ремне. ^ Давайте мысленно перенесёмся в то время. Мальчикам необходимо определить, что раньше дарили девочке, а девочкам - что дарили мальчику. Дидактическая игра «Выбери подарок» (звучит русская народная песня «Коробейники». Дети объясняют свой выбор) Любава: Чувствуете, как из печки пахнет свежим хлебом? Это каравай поспел. На Руси говорили: без блина – не масленица, без каравая – не именины. Садитесь за стол. Буду вас угощать. ^ Любава: В старину на Руси существовал обычай: за столом над головой именинника разламывали пирог с кашей. Считалось, что жизнь в течение года будет счастливее, если просыплется много каши. А чтобы год был удачным, нужно было разбить нарочно какую-нибудь посуду. Отсюда и пошло выражение: посуда бьётся на счастье, на удачу. А вы знаете какие-нибудь приметы на счастье и удачу? (Дети отвечают: вешать над дверью подкову – будет счастье, хищная птица, прилетевшая на крышу дома, – найдётся пропажа, жди радость, и др.) Любава: После застолья гости пели и плясали. Давайте и мы споём всеми любимый «Каравай». Я буду стоять в центре, как именинница, а вы становитесь в круг, будем хоровод водить. «Каравай» Как на эти именины испекли мы каравай! Вот такой вышины! Вот такой нижины! Вот такой ширины! Вот такой ужины! Каравай! Каравай! Кого хочешь, выбирай! На именинах дети любили играть в подвижные игры. Предлагаю поиграть в русскую народную игру «Лапоть». Становитесь в круг. На Руси лапти плели мужчины, поэтому на правах именинника я выберу водящего- мальчика. Ему и лапоть держать. Народная игра «Лапоть» Лапоть, лапоть, лапоточек, Ходит Ванечка-дружочек. Лапоток один всего, Ты скорей бери его. Дети водят хоровод, водящий с лаптем в руках идет в противоположную сторону. По окончании песни водящий останавливается перед двумя детьми. Они разбегаются в разные стороны, обегая круг. Кто первый прибежит на свое место и возьмет лапоть, тот становится водящим. Любава: Чем больше было народу, тем и играть интереснее. Становись стенка на стенку- пришла пора поиграть в русскую народную игру «Костромушка-Кострома» (девочки стоят напротив мальчиков)- звучит заставка песни «Ивана Купала - Кострома» Мальчики: Костромушка-Кострома, Чи ты дома, чи нема? Девочки: У Костромушки кисель с молоком, У Костромушки блины с творогом. М: Здорово, Кострома! Д: Здоровенько! М: Костромушка, что ты делаешь? Д: Блины пеку. Дети имитируют. М: Костромушка, что ты делаешь? Д: Косы плету. Дети имитируют. М: Костромушка, что ты делаешь? Д: Вас догоняю! Девочки догоняют мальчиков и надевают им платок на шею. Уже поздним вечером гости вместе с именинником усаживались на лавки, зажигали лучину и рассказывали истории – были и небылицы. (Окна затемняются, зажигается «свеча») Детям особенно нравились истории про Бабу Ягу, Змея- Горыныча, Кощея Бессмертного, нежную и добрую Василису Прекрасную, сильных и храбрых богатырях Алёше Поповиче, Илье Муромце, Добрыне Никитыче, которые втроём и поодиночке могли защитить русскую землю от врагов. Давайте и мы придумаем про них свою историю, в которой добро побеждает зло. (Дети сочиняют по предложению «по кругу», в конце воспитатель подводит детей к выводу о том, что главными защитниками на Руси всегда были мужчины, а жёны и дети берегли домашний очаг). Любава: В завершении праздника именинник иногда одаривал гостей за то, что пришли его поздравить. Прийти с поздравлениями в День ангела могли не только приглашённые. Поэтому вам, ребята, и всем, кто был на моих именинах, я дарю на память бумажных ангелочков-обереги, которые будут напоминать о сегодняшнем дне и оберегать от злых духов. (звучит песня «Ангел мой, будь со мной» в исполнении В. Толкуновой . Ангел небесный хранит нас на свете, Ангел-хранитель у каждого свой. Он за тебя в этой жизни в ответе, Он охраняет и жизнь, и покой. Любава: Жду вас снова в гости. В следующий раз я расскажу вам новую историю про то, как раньше на Руси жили: про оберег и его значение в жизни человека. А теперь пришла пора расставаться. До новых встреч. |
![]() | Конспект непосредственной образовательной деятельности по реализации... Способствовать познавательному развитию детей: познакомить с жилищем русских людей в старину | ![]() | Конспект непосредственной образовательной деятельности по математическому... Способствовать формированию целостной картины мира: расширять знания детей о защитниках страны, военных специальностях и их значении... |
![]() | Воспитывать умение отвечать на вопросы полными ответами, внимательно... Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной к школе логопедической группе по развитию связной речи | ![]() | Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию... Чтение рассказов о дружбе и друзьях В. Осеевой «Навестила», «Синие листья», «Три товарища», беседы с детьми о дружбе, работа в центре... |
![]() | Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной... Формирование познавательного интереса к творческой изобразительной деятельности, средствами интеграции продуктивной, коммуникативной... | ![]() | Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной... Формирование у детей осознанного понимания взаимосвязей живого и неживого в природе |
![]() | Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе по теме: "Мы дружные ребята" | ![]() | Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс... Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе по теме «тула – город-герой» |
![]() | Рассказа. Активизация и актуализация словаря по теме: «Перелётные птицы» Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе | ![]() | Конспект нод по познавательному развитию на тему: «Геральдика» Открытое занятие по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: «Геральдика» |