Сценарий мастер-класса «Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя в развитии музыкально-творческих способностей детей через музыкально-дидактическую игру»




Скачать 87.53 Kb.
НазваниеСценарий мастер-класса «Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя в развитии музыкально-творческих способностей детей через музыкально-дидактическую игру»
Дата публикации29.07.2013
Размер87.53 Kb.
ТипСценарий
shkolnie.ru > Культура > Сценарий
Сценарий мастер-класса

«Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя в развитии

музыкально-творческих способностей детей через музыкально-дидактическую игру»

Григорьева Елена Михайловна

музыкальный руководитель

высшей квалификационной категории

МБДОУ ДС № 43 г. Озёрска

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Цель нашего мероприятия сегодня: представить коллегам систему работы музыкального руководителя и воспитателя по использованию музыкально-дидактических игр в процессе развития музыкально-творческих способностей детей; научить педагогов практическим приёмам организации и проведения музыкально-дидактических игр.

Для реализации этой цели более всего подходит такая форма обмена опытом как мастер-класс.

Для дальнейшей работы нам необходимо познакомиться. Сейчас под музыку я предлагаю Вам выбрать цветную карточку и написать на ней своё имя.

Надеюсь, Вы узнали произведение Чайковского «Сладкая грёза».

- прошу всех выйти в круг;

- а сейчас я попрошу Вас пояснить выбор цвета (3-4 человека).

- спасибо, пройдите на свои места.

- Вы почувствовали, как музыка повлияла на ваши чувства, настроение? Вот так она влияет на сенсорное восприятие человека.

Обратите внимание, что включает в себя понятие сенсорного восприятия.

Любовь человека к прекрасному, нравственные основы личности закладываются в самом раннем детстве. Они воспитываются различными средствами, в том числе и музыкой.

Музыка заставляет волноваться, радоваться, грустить. Но чтобы человек не остался «глухим» к музыке, необходимо с самого раннего возраста развивать его музыкальные способности, совершенствовать музыкальный слух.

Давайте вспомним понятия, с которыми мы будем работать. В этом вам помогут программки.

Как Вы думаете, что такое музыкальные способности, музыкальный слух, музыкальная память, музыкальные свойства голоса.

Виды самостоятельной деятельности ребенка в детском саду разнообразны, среди них и музыкальная. Из накопленного опыта, я обратила внимание, что большую помощь в развитии самостоятельной музыкальной деятельности оказывают музыкально-дидактические игры, которые являются средством обучения в сенсорном воспитании детей, поскольку формируют их умение различать высоту, тембр, длительность и силу звука. Как вы понимаете, это только одно из направлений работы музыкального руководителя.

Об этом говорили ученые-психологи, педагоги, ведущие специалисты в области эстетического воспитания детей дошкольного возраста: Н.А. Ветлугина, И.Г. Галянт, Д.Б. Кабалевский, Карл Орф, О.П. Радынова, Е.Н. Тиличеева и др. Особенность этих игр - развивать у детей музыкальные способности в доступной игровой форме, помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развивать у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях.

Позвольте познакомить вас с детьми нашего учреждения, с которыми я работаю 10 лет. Дети с НОДА отличаются от своих сверстников тем, что у них несформированы навыки координации, что ведёт к некачественному выполнению танцевальных, музыкально-ритмических движений; снижение мышечного тонуса ведёт к недоразвитию музыкальных свойств голоса (они очень тихо поют); слабый артикуляционный аппарат не позволяет широко пропевать гласные звуки; нарушение активного произвольного внимания, приводит к нарушениям в восприятии, памяти, мышления, воображения, речи; повышенная истощаемость всех психических процессов содействует высокой утомляемости. Также этих детей отличает мышечная расторможенность, эмоциональная возбудимость и трудности в переключении с одного вида деятельности на другой. В моей работе мне всегда помогают специалисты учреждения: воспитатели, логопед, психолог, инструкторы.

Поэтому я поставила перед собой задачу обучить педагогов группы приёмам организации музыкально-дидактических игр, чтобы в свободное от занятий время дети могут устраивать игры с пением, самостоятельно музицировать на детских музыкальных инструментах. Таким образом, повышаются результаты совместной работы педагогов по музыкальному воспитанию дошкольников.

В начале учебного года я знакомлю воспитателей с планом своей работы, в который включаю консультации-практикумы по обучению приёмам организации музыкально-дидактических, индивидуально-групповые собеседования по содержанию деятельности; практикумы по оформлению игр.

Например, в сентябре я провела консультацию «Роль взрослых в развитии музыкальных способностей детей», где рассказала воспитателям о необходимости организации в группе работы по использованию м.д.и., начатой на музыкальном занятии, с целью более эффективного развития музыкальных способностей ребёнка. В середине года – индивидуально-групповые собеседования «Уровень сформированности муз.способностей у детей». На таких мероприятиях обсуждаем результаты промежуточной диагностики. Обращаем внимание на тех детей, кто даёт слабую динамику в развитии ритмического слуха, это мы связываем с тем, что наше учреждение посещают дети, страдающие НОДА, которые проявляются в проблемах с координацией, снижении памяти, слабой моторике рук. Поэтому, совместно с воспитателями подбираем для них индивидуальные игры. А для детей с хорошими результатами тембрового, динамического слуха, варьируем, усложняем игры. В январе был организован практикум: «Изготовление новых дидактических игр». Материал для новых игр - это разработка к.п.н., доцента кафедры теории и методики дошкольного образования, ЧГПУ Ирины Григорьевны Галянт («Д.в. № 6 -2010г.). В конце года запланирован конкурс «Лучшая муз.-д.и. группы».

В течение года я, наблюдая за детьми на развлечениях, вижу, в какой группе музыкальное развитие детей на более высоком уровне, благодаря систематической работе воспитателей. Если динамика детей слабая, то я выхожу в группу во время свободной самостоятельной деятельности детей, где совместно с детьми и воспитателем организую муз.-д. игры, для закрепления работы, начатой на занятии.

Как любая другая игра, музыкально-дидактическая должна включать развитие игровых действий, игровое действие должно помочь ребенку в интересной для него форме услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки, а затем использовать в игре.

Дети с ранних лет проявляют эмоциональную отзывчивость, если материал доступен и интересен, поскольку малыши обладают непроизвольным вниманием. Весь процесс обучения надо организовать так, чтобы он воздействовал на чувства и интересы детей. Методика работы строится на игре. Этому требованию и отвечают музыкально-дидактические игры.

Я работаю по программе воспитания и обучения под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. Музыкально-дидактические игры в программе включены в раздел «Игра» во всех возрастных группах, там же конкретно определены задачи:

Практика показала, что для выполнения программных задач, поставленных в той или иной музыкально-дидактической игре, необходимо проводить игровые упражнения и варьировать игры, постепенно повышая предъявляемые требования к детям. Игры организуются и во время занятий, и в свободное от занятий время с учетом индивидуальных особенностей детей под руководством воспитателей. Результативность обучения повышается тогда, когда воспитатель сам активно участвует в игре, становится ее полноправным участником.

Игра – прекрасная форма деятельности, позволяющая приблизить, расположить к себе детей, в том числе и малоактивных. Руководя игрой, педагог следит, чтобы дети соблюдали правила, точно выполняли задания, связанные с содержанием игры. Музыкально-дидактическим играм предшествуют занятия, на которых постепенно усложняются задачи, требующие самостоятельных действий в игре.

Вопрос: Уважаемые коллеги, как Вы считаете, с каким количеством детей вы проводите музыкально-дидактические игры?

Ответ: Со всей группой, с подгруппой и индивидуально.

Малоактивные дети, застенчивые, как правило, отказываются включаться в игру, где участвует много детей, но зато охотно, принимают участие в подгрупповых и индивидуальных играх!

^ Вопрос: Уважаемые коллеги! Какую классификацию музыкально-дидактических игр вы знаете?

Ответ: - Игры с игрушками,

- Игры с картинками,

- хороводные игры,

- Подвижные игры.

Существует множество музыкально-дидактических игр на развитие различных способностей.

^ Вопрос: Какие вы можете назвать?

Ответ:

-Игры на развитие ритмического слуха,

-Игры на развитие звуковысотного слуха,

-Игры на развитие динамического слуха,

-Игры на развитие тембрового слуха,

-Игры на развитие памяти и слуха.

Предлагаю остановиться на каждом виде этих игр.

^ Игры на развитие ритмического слуха: «Гулять-отдыхать», «Сыграй на палочках, как я», «Определи по ритму», «Что делают зайцы?», «Матрешка учит танцевать», «Музыкальные молоточки» и др.

На мой взгляд, наиболее эффективные музыкально-дидактические игры «Сыграй на палочках, как я» и «Определи по ритму».

Эти игры лучше проводить индивидуально или с подгруппой детей.

Предлагаю поиграть в эти игры! (см. приложение №1)

^ Игры на развитие звуковысотного слуха: «Птицы и птенчики», «Музыкальная лесенка», «Узнай бубенчик», «Найди нужный колокольчик» и т.д.

Детям очень нравятся музыкально-дидактические игры «Музыкальная лесенка», «Узнай бубенчик».

Эти игры лучше проводить с подгруппой детей.

Предлагаю попробовать! (см. приложение №1)

^ Игры на развитие динамического слуха: «Тихо-громко», «Платочки», «Дождик на дорожке» и др.

Эти игры можно проводить со всей группой детей и по подгруппам.

Интерес у детей к этим играм не пропадает, за счет использования в них различных атрибутов.

Предлагаю поиграть!

^ Игры на развитие тембрового слуха: «Музыкальный домик», «Музыкальные загадки», «Угадай инструмент», «Угадай на чем играю», «Оркестр» и др.

Эти игры можно проводить и со всей группой детей.

Предлагаю поиграть в игру: «Угадай на чем играю», «Оркестр» (см. прилож.)

^ Игры на развитие памяти и слуха: «Сколько нас поет», «Наши песни», «Назови композитора», «Наши песни», «Найди игрушку», «Цветные дорожки», «Определи форму», «Сказки», «Плетень» и др.

Наиболее эффективны на мой взгляд музыкально-дидактические игры «Назови композитора», «Цветные домики».

Предлагаю их вашему вниманию ( см. приложение).

Эти игры можно проводить со всей группой детей, с подгруппой и индивидуально.

^ Игры на развитие творчества: «Наши любимые диски», «Музыкальный магазин», «Я - композитор» и др.

Большую сложность вызывают у детей игры, связанные с сочинительством, с творчеством. Поэтому, чтобы дети не боялись нужно больше петь с ними, придумывать и исполнять свой вариант задания.

Давайте поиграем в игру «Я - композитор» (см. приложение).

Для развития самостоятельной музыкальной деятельности детей, у нас в каждой группе есть «музыкальные уголки», где есть необходимое оборудование, наглядный материал, музыкально-дидактические игры, музыкальные игрушки, соответствующие требованиям программы.

Большое спасибо за это нашим воспитателям, которые привлекают к их изготовлению детей и родителей! Дети испытывают большую радость, удовольствие от совместного творчества, приобретают уверенность в себе, желание играть.

Благодаря взаимодействию муз. руководителя и воспитателей групп, к концу учебного года, мы можем увидеть, что уровень развития муз. способностей по разделам: слушание музыки, пение, муз.-ритм. движения, игра на муз. инструм., детское творч-во детей стал значительно выше. Показать диаграмму.

Результаты совместной работы вы можете увидеть на графиках, где мы отметили результаты диагностики развития музыкальных навыков в начале учебного года и, так как уже начался апрель, можно предположить результаты на конец учебного года.

Также, хотелось бы отметить, что дети нашего учреждения – активные участники всех городских мероприятий.
Очень хотелось бы, уважаемые коллеги, воспитатели, чтобы вы в группах больше пели с детьми, чаще слушали музыку, играли с детьми на музыкальных инструментах, т.е. чтобы ваши «музыкальные уголки» постоянно действовали!
Хотелось бы увидеть в наших «музыкальных уголках», это как обращение к нашим руководителям: такие музыкальные инструменты как: пианино, синтезатор, металлофоны, дудочки, органчики, компакт-диски, аудиозаписи с детской музыкой!

Только благодаря тесному взаимодействию педагогов, специалистов с привлечением родительского коллектива мы сможем воспитать личность, которая ценит красоту музыкального искусства, окружающего мира. Ведь при подготовке ребёнка к школе, немаловажная задача – развитие его творческих способностей.

Позвольте предложить вам проиграть несколько ситуаций, для того, чтобы осуществить обратную связь. (предлагаются ситуации).

В честь нашей встречи хочу подарить вам, уважаемые коллеги, примерное планирование музыкально-дидактических игр на музыкальных занятиях для детей младшего дошкольного возраста.

Похожие:

Сценарий мастер-класса «Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя в развитии музыкально-творческих способностей детей через музыкально-дидактическую игру» iconСказка, в гости приходи!
Развитие эмоционального восприятия, музыкально-творческих способностей детей; формирование умения импровизировать; самостоятельность...
Сценарий мастер-класса «Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя в развитии музыкально-творческих способностей детей через музыкально-дидактическую игру» iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет...
Цель: развитие творческих способностей ребенка-дошкольника через приобщение к истокам народного творчества с помощью активной музыкально...
Сценарий мастер-класса «Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя в развитии музыкально-творческих способностей детей через музыкально-дидактическую игру» iconКурс «Компьютерная звукорежиссура и аранжировка» (68 часов)
Музыкально-ориентированные компьютеры сегодня привлекают внимание как профессионалов, так и любителей музыки, которые находят в музыкально-компьютерных...
Сценарий мастер-класса «Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя в развитии музыкально-творческих способностей детей через музыкально-дидактическую игру» iconЗадачи: развитие музыкально-творческих способностей детей дошкольного...
Цель: вызвать стойкий интерес детей к русской народной культуре, обычаям и традициям
Сценарий мастер-класса «Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя в развитии музыкально-творческих способностей детей через музыкально-дидактическую игру» iconМузыкально-тематический досуг по развитию у детей музыкально – ритмических движений
М. Р: Ребята, а вы хотели бы побывать в морском царстве? Тогда начинаем волшебство
Сценарий мастер-класса «Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя в развитии музыкально-творческих способностей детей через музыкально-дидактическую игру» iconРазвитие музыкально-творческих способностей в группах эстетического развития
Квинт Т. В., Сертакова Е. В., преподаватели мбоудод «Детская школа искусств №6» города Томск
Сценарий мастер-класса «Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя в развитии музыкально-творческих способностей детей через музыкально-дидактическую игру» iconПрезентация Путешествие по океану математики
...
Сценарий мастер-класса «Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя в развитии музыкально-творческих способностей детей через музыкально-дидактическую игру» iconОбразовательная программа кружка «Сам себе мастер»
Развитие профессионально-творческих способностей обучающихся через кружковую работу
Сценарий мастер-класса «Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя в развитии музыкально-творческих способностей детей через музыкально-дидактическую игру» iconВсероссийский интернет-конкурс педагогического мастерства (2013/2014 учебный год)
Название работы: Мастер-класс для учителей классов интегрированного обучения по теме: Возможности использования бросового материала...
Сценарий мастер-класса «Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя в развитии музыкально-творческих способностей детей через музыкально-дидактическую игру» iconСтатья Омская область, р п. Любинский преподаватель теоретических...
Бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Любинского муниципального района Омской области
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница