Тема Социология как наука и как учебная




Скачать 285.12 Kb.
НазваниеТема Социология как наука и как учебная
страница1/3
Дата публикации21.09.2013
Размер285.12 Kb.
ТипДокументы
shkolnie.ru > История > Документы
  1   2   3
1. Теоретическая часть.

Тема 1. Социология как наука и как учебная дисциплина.
1. Философия, история, социология и ряд других гуманитарных дисциплин изучают общество и процессы, в нем происходящие.. Все они изучают общество с позиции его устройства, развития и функционирования, но каждая схватывает лишь свой ракурс.
Определите, о какой науке идет речь в следующих высказываниях:

Эта наука изучает верования, обычаи и традиции отсталых племен методом наблюдения


Эта общественная наука изучает производство, распределение и потребление ресурсов

________________________________________________________________________________
Эта наука изучает индивидуальное поведение и внутренний мир человека

________________________________________________________________________________
Эта гуманитарная наука изучает проявление социальных законов и закономерностей в деятельности людей______________________________________________________________
2. Принято считать, что объектом социологического познания является вся совокупность свойств, связей и отношений, которые носят название социальных. Социальное явление или процесс возникают тогда, когда поведение даже одного индивида оказывается под воздействием другого индивида или группы – независимо от того, присутствует ли данный индивид.

Правильны ли эти суждения? Обоснуйте свое утверждение.

Объектом социологического познания является общество, а предметом социологической науки выступают социальные законы _______________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________
Ключевым в социологии выступает понятие “социальное” _____________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________
3. Принято считать, что частная жизнь человека неприкосновенна и это охраняется законами государства; однако социальная жизнь человека регламентируется и контролируется этими же законами. Почему? ____________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Что является предметом изучения социологии?

  • Закономерности природного характера

  • Закономерности человеческого поведения

  • Закономерности общественного развития

  • Закономерности экономического развития




  1. Постройте схему взаимодействия исторической и социологической наук. Определите их общую предметную область и выделите различия.



  1. В каком соотношении между собой находятся теоретический и эмпирический уровни социологического знания?

  • Теоретический уровень определяет эмпирический

  • Эмпирический уровень определяет теоретический

  • Теоретический и эмпирический уровни находятся во взаимовлиянии

  • Они являются самостоятельными отраслями знания




  1. Микросоциология изучает повседневное поведение людей в их непосредственном межличностном общении.

Макросоциология изучает крупномасштабные социальные системы и исторически длительные процессы.

Каким образом взаимодействуют эти два уровня социологического знания? _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Социальные законы отличаются от природных тем, что

  • Независимы от сознания и желания людей

  • Являются не постоянной величиной, а тенденцией

  • Включают в себя повторяемость процессов и явлений

  • Разделяются на общие и специфические




  1. Какие функции социологии отражены в следующих утверждениях?


Социология является средством познания законов и закономерностей общественной жизни, их проявлений в жизни людей. - ____________________________________________________
Социология способна на основе анализа современной социальной жизни предлагать варианты будущего развития событий. - _____________________________________________
Социология, используя теоретические знания и изучение жизни людей, дает рекомендации по корреляции определенных социальных процессов. - ________________________________
Социология отражает определенные социальные запросы и выполняет определенный социальный заказ. - _______________________________________________________________



  1. Категория социальное обозначает

  • Независимость от природных факторов

  • Взаимодействие человека и природы

  • Природу взаимодействия людей в обществе

  • Сочетание интересов людей


Тема № 2. Становление и развитие социологии.


  1. Социологический реализм – направление в социологии, принимающее

  • Приоритет личности над обществом

  • Приоритет общества над личностью

  • Взаимозависимость личности и общества

  • Структурное изучение общества




  1. КТО ЭТО?

Этот немецкий социолог использовал метод исторического исследования, чтобы пролить свет на характер связей между религией и капитализмом - ______________________________
Этот социолог в основу общественного развития положил идеи эволюционизма, взяв примером аналогию между живым организмом и обществом. - ________________________________________________________________________________

3. Огюст Конт полагал, что позитивный подход к изучению общества выведет социологию на уровень общей науки. Какой фактор он не учитывал? - ________________________________________________________________________________

4. В чем смысл “новой методологии” Г.Зиммеля? - __________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Назовите представителей психологического направления в социологии. - ______________

________________________________________________________________________________

Как объясняла идею социального прогресса одна из теорий этого направления – теория подражания? Кто ее автор? - _______________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Автором концепции социального действия является

  • Макс Вебер

  • Огюст Конт

  • Валентино Парето

  • Чарльз Кули




  1. В чем смысл материалистического понимания истории в социологической концепции К. Маркса?- ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



  1. КТО ЭТО?

Этот американский социолог русского происхождения считал главной задачей социологии – нахождение единого принципа, который связывает воедино все смыслы человеческой истории. - _______________________________________________________________________
Этот американский социолог, будучи одним из основателей структурно – функционального анализа в социологии, предлагал рассматривать общество в виде целостной системы, элементы которой находятся в функциональных связях и отношениях. - __________________

________________________________________________________________________________


  1. Истоки идеи общественной солидарности лежат в

  • Совместном договоре людей

  • Общественном разделении труда

  • Политической нестабильности общества

  • Свойствах общественного сознания


10. Как интерпретирует идею социальной эволюции Ю. Хабермас через категорию “жизненного мира”? Что, по его мнению, является основой социального прогресса? - ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема 3. Социологическое понимание общества как открытой системы.


  1. Специфика социальной системы в отличие от природных заключается в _______________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Определите верный с точки зрения системного подхода вариант утверждения:

  • Общество – это все, что связано с жизнью людей

  • Общество и государство – это понятия тождественные в современном мире

  • Общество – это целостная организация, в рамках которой осуществляется совместное проживание людей



  1. Заполните таблицу элементов основных подсистем общества.







Основные элементы

Основные элементы

Основные элементы

Экономическая

подсистема










Политическая

подсистема










Социальная

подсистема












4. Приведите примеры социальных связей в обществе. Укажите их объективность и необходимость, исходя из определения (Социальная связь – это набор фактов, обуславливающих совместную деятельность людей в конкретном обществе в конкретное время для достижения определенных целей.) .- _______________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. В каком взаимоотношении находятся социальные взаимодействия и социальные взаимоотношения?

  • Социальное взаимодействие – самостоятельный акт

  • Социальные взаимодействия не связаны с социальными отношениями

  • Социальные отношения определяют социальные взаимодействия

  • Социальные отношения включают в себя социальные взаимодействия


6. Проанализируйте любое известное вам социальное взаимодействие с позиций действия его механизма ___________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Субординация в ряду системных качеств означает

  • Определенную согласованность элементов

  • Подчиненность и соподчиненность элементов

  • Относительную самостоятельность элементов

  • Независимое расположение элементов




  1. Какой принцип положен К. Марксом в основу формационной типологии обществ? Назовите основные формации. __________________________________________________
    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




  1. Отнесите данные общественные системы к закрытому или открытому типу общества: США середины 80-х годов, Афинская республика, Спарта, средневековая Япония, Новгородская республика, современная Франция, фашистская Германия, сталинский Советский Союз. - ___________________________________________________________


________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



  1. Составьте таблицу основных признаков технологических стадий развития общества по Д. Беллу, Р.Арону, У. Ростоу






Доиндустриальная

стадия

Индустриальная стадия

Постиндустриальная

стадия

Форма собственности










Основные институты










Основная сфера

производства










Принципы образования соц. структуры










Характер культуры










:

Тема 4. Социальная структура общества.


  1. Исходя из определения социальной общности
  1   2   3

Похожие:

Тема Социология как наука и как учебная iconТерентьева И. Н. Курс лекций по социологии Глава I. Социология как наука
Автор термина "Социология" Огюст Конт. Социология должна была быть позитивной, должна опираться на опыт, наблюдение. Идея Конта уподобить...
Тема Социология как наука и как учебная iconРабочая программа Тема 1 Политология как наука и учебная
Возникновение и этапы политической науки. Понятие современной политической науки. Общественная потребность в политологии. История...
Тема Социология как наука и как учебная icon1. Социальная этнография и демография как наука и как учебная дисциплина...
Место социальной этнографии и демографии в системе гуманитарной мысли и наук о человеке
Тема Социология как наука и как учебная iconТема Социология и ее изучение в высшей школе 5
Предпосылки возникновения и развития социологии как науки и учебной дисциплины. 5
Тема Социология как наука и как учебная iconВопросы для подготовки к государственному экзамену по Гражданскому праву
Гражданское право как отрасль права, наука, учебная дисциплина. Система и источники гражданского права
Тема Социология как наука и как учебная iconЧто можно сделать из железа?
Как же получить стали с особыми свойствами? Понятное дело, без специальных технологий и учёных не обойтись. Нужна отраслевая наука....
Тема Социология как наука и как учебная iconУчебная программа по Педагогике для 3 класса заочного сектора Почаевской Духовной Семинарии
Педагогика (общие понятия). Педагогика как наука. История педагогики. Объект изучения и предмет науки
Тема Социология как наука и как учебная iconПроцессы неологизации в ракурсе динамики этносознания
Е. С. Кубрякова, «вся неология должна быть освещена как наука о средствах и способах языковой фиксации и репрезентации нового опыта...
Тема Социология как наука и как учебная icon№ Социология как наука. Предмет и функции социологии
«logos» учение, означая в буквальном переводе «учение об обществе». Человеческое общество это уникальное явление. Оно является объектом...
Тема Социология как наука и как учебная iconТезисы доклада
Сша, Британии, Франции? Где кубинская социология, северокорейская? До недавнего времени почти не было китайской социологии. Где сталинистская...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница