Учебно-методический комплекс по дисциплине « дв1»




НазваниеУчебно-методический комплекс по дисциплине « дв1»
страница1/5
Дата публикации23.12.2013
Размер0.56 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
shkolnie.ru > Информатика > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Армавирская государственная педагогическая академия»

институт прикладной информатики, математики и физики

кафедра информатики и информационных технологий обучения

Учебно-методический комплекс

по дисциплине «Б2.ДВ1» «История информатики»

(шифр по РУП) (наименование дисциплины по РУП)

Направление подготовки 050100 Педагогическое образование

(указывается код и наименование направления подготовки)

^ Профиль подготовки ( или магистерская программа)

Информатика и информационные технологии в образовании

(указывается наименование профиля подготовки или наименование магистерской программы)

Составитель: Нелин В.М.

Ф.И.О.

Армавир, 2013
Обоснование УМК

Учебно-методический комплекс по дисциплине «История информатики» разработан в соответствии с требованиями ФГОС ВПО (федеральный или региональный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного выпускника и предназначен для студентов, обучающихся по направлению 050100 «Педагогическое образование» (профилю), (программе) «Информатика и информационные технологии в образовании».
Учебно-методический комплекс дисциплины рекомендован к утверждению учебно-методической комиссией на заседании кафедры информатики и информационных технологий обучения от «_____» ___________ 2013 г., протокол № __.

Автор (составитель): Нелин В.М.

Учебно-методический комплекс дисциплины утвержден на заседании кафедры информатики и информационных технологий обучения

(наименование учебного подразделения)
«____»_________________ 2013 г. протокол № ____

Заведующий кафедрой ______________/ Бельченко В.Е.

(подпись) Ф.И.О.

СОДЕРЖАНИЕ

Организационно-программный раздел 4

^ Пояснительная записка 4

Цели и задачи освоения учебной дисциплины 4

Место учебной дисциплины в структуре ООП ВПО 4

Дидактический минимум содержания дисциплины 5

^ Требования к результатам освоения содержания дисциплины 8

Рабочая программа дисциплины 17

Место дисциплины в структуре рабочего учебного плана ООП 19

Структура учебной дисциплины 19

^ Содержание дисциплины 19

Тематический план изучения дисциплины 19

Виды занятий и их содержание 20

Планы и содержание лекционных занятий 20

Примерная тематика лабораторных занятий 23

Методическое обеспечение самостоятельной работы студентов 25

^ Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины 25

Технологическая карта дисциплины 29

^ Список рекомендуемой литературы 10

Содержание и порядок проведения мероприятий промежуточного контроля 12

Формы и содержание оценочных средств промежуточной аттестации по дисциплине 12

Учебно-методический раздел 14

^ Методические рекомендации по реализации дисциплины в учебном процессе 14

Методические рекомендации для преподавателя 14

Методические указания для студентов 14

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов 15


^ Организационно-программный раздел

Пояснительная записка

Программа курса «История информатики» предназначена для подготовки бакалавров в соответствии с требованиями, отраженными в государственном образовательном стандарте направления 050100 «Педагогическое образование». Курс «История информатики» предполагает формирование широкого кругозора, информационной культуры студенческого контингента, приступившего к осваиванию означенного выше курса, что позволяет не только расширить кругозор обучаемых, оснастив их методологией решения прикладных задач технического плана, но также содействовать росту их культурного потенциала.

Современное состояние развития средств обработки информации с неизбежностью затрагивает социальную, культурную, научную и производственную сферы деятельности общества. Скорость изменений высока: уже сейчас знания специалиста практически любой области считаются не полными, если его компетенции в области информационных технологий не соответствуют сформировавшимся или формируемым в обществе запросам и стандартам.

По завершении изучения курса «История информатики» обучаемый должен:

    • понять закономерности эволюции информатики и информационных технологий;

    • квалифицированно судить о наиболее значимых событиях истории информатики;

    • знать хронологию смены доминирующих подходов и технологий;

    • иметь представление о вкладе классиков в развитие computer science.


Цели и задачи освоения учебной дисциплины

Целями освоения дисциплины «История информатики», являются обретение приводимых ниже компетенций:

  1. Способен использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования (ОК-4).

  2. Способен логически верно устную и письменную речь (ОК-6).

  3. Готов использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готов работать с компьютером как средством управления информацией (ОК-8).

  4. Способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-9).

  5. Способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-15).

Достижение обозначенных выше целей предполагает решение ряда частных задач, как-то:

    • формирование общих представлений о корнях современного информационного общества, о тенденциях и перспективах его развития;

    • подготовка мировоззренческого фундамента для решения профессиональных задач;

    • формирование базовых навыков для последующего самообразования.


^ Место учебной дисциплины в структуре ООП ВПО

Дисциплина «История информатики» относится к блоку дисциплин по выбору ФГОС ВПО.

Для освоения содержания дисциплины «История информатики» студенты должны:

    • иметь представление о вкладе классиков в развитие computer science;

    • знать закономерности эволюции информатики и информационных технологий;

    • знать хронологию смены доминирующих подходов и технологий;

    • квалифицированно судить о наиболее значимых событиях истории информатики.

При освоении содержания дисциплины «История информатики» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в процессе изучения дисциплины «Информационные технологии» (Б2.Б.1 во 2-ом семестре) и «Теория систем и системный анализ» (Б3.В.1 в 3-ем семестре).

Освоение дисциплины «История информатики» предваряет изучение специальных курсов, в которых используется инструментарий данной дисциплины, а также прохождение учебной и производственной практики. К числу специальных учебных курсов следует отнести: «Информационные технологии в обучении информатике» (Б3.Б3.3 в 6-ом семестре) и «Языки и методы программирования» (Б3.В.9 в 7-ом семестре).
Дидактический минимум содержания дисциплины

К основным дидактическим единицам, освоение которых необходимо для достижений целей и задач изучения дисциплины, рабочая программа дисциплины относит:

    • вычислительная машина Тьюринга (1937 г.);

    • ENIAC − первая ЭВМ на электронных лампах (1945 г.);

    • EDVAC фон Неймана − идея хранимой в памяти компьютера программы (1945 г.);

    • Клод Шеннон "Математическая теория связи" − современное понимание коммуникационных процессов (1948 г.);

    • МЭСМ − первая ЭВМ под руководством С.А. Лебедева построена в СССР (1951 г.);

    • IBM 701 − начало коммерческого распространения ЭВМ (1952 г.);

    • A-0 − первый компилятор, разработанный Г.М. Хоппер (1952 г.);

    • БЭСМ − первая ЭВМ серии БЭСМ (С.А. Лебедев) построена в СССР (1953 г.);

    • Fortran − первый компилятор для высокоуровневого языка разработан в IBM Дж. Бекуса и его сотрудниками (1957 г.);

    • комитет Codasyl −основан с целью создания языка Cobol (1959 г.);

    • LISP − язык искусственного интеллекта разработан Дж. Маккарти (1959 г.);

    • Algol 60 − разработан стандарт высокоуровнего языка (1960 г.);

    • PDP-1 − первый коммерческий компьютер с монитором и клавиатурным вводом компании DEC (1960 г.);

    • System/360 − IBM объявляет о начале производства универсальных масштабируемых ЭВМ "третьего поколения" (1964 г.);

    • BASIC − язык разработали Дж. Кемени и Т. Куртц в Дартмутском колледже (1964 г.);

    • CDC 6600 − С. Крей разрабатывает в Control Data первый суперкомпьютер (1964 г.);

    • PDP-8 − первый миникомпьютер на базе транзисторных схем выпущен DEC (1965 г.);

    • БЭСМ-6 − ЭВМ 2-го поколения (С.А. Лебедев), вершина компьютеростроения СССР (1967 г.);

    • Simula − О.-Й. Дал, К. Нигаард разработали первый объектно-ориентированный язык программирования (1967 г.);

    • структурное программирование − Э. Дейкстра обосновывает вредоносность оператора "goto", начало эры безопасного программирования (1968 г.);

    • Intel − Р. Нойс, Э. Гроув, Г. Мур основали корпорацию Intel (1968 г.);

    • ARPANET − создана компьютерная сеть с 4-мя первыми узлами в университетах UCLA, Санта-Барбара, Юта и SRI (1969 г.);

    • RS-232-C − введение в действие стандарта, обеспечивающего обмен данными между компьютером и периферийными устройствами (1969 г.);

    • Unix − Д. Ричи и К. Томсон в Bell Labs создают, используя PDP 7, создают многозадачную операционную систему (1970 г.);

    • PARC − Palo Alto Research Center основывает фирма Xerox в Стэнфордском университете (1970 г.);

    • описание реляционной модели баз данных представил Е.Ф. Кодд (1970 г.);

    • floppy − появляются первые гибкие магнитные диски (1970 г.);

    • PDP 11/20 − фирма DEC начала производство последней модели PDP (1970 г.);

    • Pascal − Н. Вирт разрабатывает язык, реализующий идеи структурного программирования (1971 г.);

    • Intel 4004 − первый "компьютер на чипе" разрабатывают Т. Хофф, С. Мэзор, Ф. Фэджин (1971 г.);

    • Intel 8008 − первый 8-разрядный микропроцессор фирмы Intel (1972 г.);

    • Smalltalk − второй вариант объектно-ориентированного языка программирования разрабатывает А. Кей в Xerox PARC (1972 г.);

    • Cи − язык создаёт Д. Ритчи в Bell Labs, используя PDP 7 (1972 г.);

    • Prolog − Э. Колмерю в Университете Марселя разрабатывает первый популярный язык логического программирования (1972 г.);

    • TCP − под руководством В. Серфа начата работа над протоколом Transmission Control Protocol в Стэнфордском Университете (1973 г.);

    • Alto − Xerox PARC разрабатывает экспериментальный ПК с использованием мыши, Ethernet и графического интерфейса пользователя (1973 г.);

    • WYSIWYG − What You See Is What You Get. Ч. Симони в центре Xerox PARC создаёт первое приложение с использованием этого принципа (1974 г.);

    • Intel 8080 − получивший самое широкое распространение 8-разрядный микропроцессор фирмы Intel (1974 г.);

    • Altair 8800 − объявление о первом ПК, доступном для потребителя в виде комплекта компонентов, появляется на обложке январского выпуска журнала Popular Electronic (1975 г.);

    • BASIC − для Altair 8800 адаптируют Билл Гейтс и Пол Ален (1975 г.);

    • Cray-1 − фирма Cray Research выпускает первый суперкомпьютер с векторной архитектурой (1976 г.);

    • CP/M − Г. Килдэлл разрабатывает операционную систему CP/M для 8-разрядных ПК (1976 г.);

    • Apple Computer − учреждают С. Джобс и С. Возняк, объявив о начале выпуска ПК Apple II (1977 г.);

    • Microsoft − учреждают Билл Гейтс и Пол Ален (1977 г.);

    • VAX 11/780 − выпуск 32-разрядного компьютера, ставшего популярным в научных и технических приложениях, начинает фирма DEC (1978 г.);

    • Intel 8086 − первый 16-разрядный микропроцессор фирмы Intel (1978 г.);

    • Motorola 68000 − 16-разрядный микропроцессор фирмы Motorola, позднее поддержавший компьютеры Macintosh (1979 г.);

    • цифровые видеодиски появляются в результате разработок Sony и Philips (1979 г.);

    • dBase II − первую СУБД для ПК разработал У. Рэтлифф (1980 г.);

    • IBM PC − начало массового производства 16-разрядных ПК с открытой архитектурой (1981 г.);

    • Sun Microsystems − основана (1982 г.);

    • "компьютерные системы пятого поколения" − японские разработчики анонсировали проект, который ориентируется на принципы искусственного интеллекта (1982 г.);

    • Интернет − переход к TCP/IP ознаменовал начало эпохи создания глобальной компьютерной сети (1983 г.);

    • C++ − объектное расширение языка Cи в Bell Labs разрабатывает Б. Страуструп (1983 г.);

    • Intel 80286 − 16-разрядный микропроцессор фирмы Intel с поддержкой виртуальной адресации, многозадачного режима работы (1983 г.);

    • IBM PC/XT − начало массового производства ПК с 5 Mb жестким диском (1983 г.);

    • IBM PC/AT − начало массового производства ПК с процессором Intel 80286 (1984 г.);

    • DNS − система доменных имён (Domain Name System) начинает использоваться в WWW (1984 г.);

    • Intel 80386 − 32-разрядный микропроцессор фирмы Intel с поддержкой встроенного управления памятью (1985 г.);

    • Compaq − вывод на рынок ПК с процессором Intel 80386 (1986 г.);

    • Perl − язык сценарного программирования. Создатель языка −Л. Уолл (1987 г);

    • AS/400 − анонс выпуска мини-компьютеров этого семейства фирмой IBM (1988 г.);

    • Intel 80486 − 32-разрядный микропроцессор фирмы Intel с числом транзисторов 1,2 млн. и поддержкой кэш-памяти на кристалле процессора (1989 г.);

    • World Wide Web − проект WWW Т. Бернерс-Ли предлагает CERN (Европейскому совету ядерных исследований) (1989 г.);

    • SPARCstation − производство рабочих станций на базе RISC-архитектуры анонсирует фирма Sun Microsystems (1989 г.);

    • RISC Station 6000 − производство семейства рабочих станций на базе RISC-архитектуры анонсирует фирма IBM (1990 г.);

    • Windows 3.0 − производство этой ОС анонсируется фирмой Microsoft (1990 г.);

    • URL, HTML, HTTP − инновации для World Wide Web предлагает Т. Бернерс-Ли (1990 г.);

    • компьютеры 6-го поколения на основе нейронных сетей предлагает разрабатывать Японское Министерство труда и промышленности, отказавшись от разработки программы по компьютерам 5-го поколения (1991 г.);

    • Visual Basic − объектно-ориентированный язык с поддержкой визуального программирования разработан фирмой Microsoft (1991 г.);

    • Windows 3.1 − производство этой ОС анонсируется фирмой Microsoft (1992 г.);

    • Alpha − производство микропроцессоров RISC-архитектуры анонсирует фирма DEC (1992 г.);

    • процессор Pentium − представила фирма Intel (1993 г.);

    • NCSA Mosaic − графический интерфейс пользователя для навигации в WWW создали студенты и инженеры в Национальном Центре суперкомпьютерных приложений Иллинойского университета (1993 г.);

    • Netscape Communications основали Дж. Кларк и М. Андриссен. К концу 1884-го года стал доступным первый браузер Netscape, число пользователей WWW начало стремительно расти (1994 г.);

    • W3C − созданный World Wide Web Consortium возглавил Т. Бернерс-Ли. Консорциум возглавил работу по управлению подготовкой стандартов, используемых в Интернет (1994 г.);

    • PHP − язык программирования на стороне сервера, создан датским программистом Р. Лердорфом (1994 г.);

    • Delphi − объектно-ориентированный язык. Разработан в Borland под руководством Андерса Хейлсберга (1994 г.);

    • Java − язык, призванный обеспечить создание платформенно-независимых приложений, разработан Дж. Гослингом в Sun Microsystems (1995 г.);

    • HTML 2.0 − первый стандарт HTML (1995 г.);

    • JavaScript − язык сценарного программирования, разработанный командой Netscape Corp (1995 г.);

    • Dynamic HTML − язык динамической интерпретации браузером содержимого HTML-файла на стороне клиента (включает каскадные таблицы стилей CSS, объектную модель документа DOM, языки сценарного программирования) (1996 г.);

    • ASP − Active Server Pages, технология динамически создаваемых на стороне сервера HTML-страниц. Поддерживается фирмой Microsoft (1996 г.);

    • компания DEC поглощена корпорацией Compaq (1998 г.);

    • C# − язык, поддерживающий платформу .NET. Разрабатывается под руководством Андерса Хейлсберга в фирме Microsoft с 1998-го года. Работа завершена в 2001 году (1998 г.);

    • Visual Basic .NET (VB.NET) − объектно-ориентированный язык программирования, разработанный фирмой Microsoft (2001 г.);

    • платформы .NET − презентация платформы фирмой Microsoft датируется началом 2002-го года (2002 г.);

    • фирма Borland объявляет о продаже подразделения CodeGear, занимавшегося разработкой Borland Developer Studio, компании Embarcadero Technologies (2008 г.);

    • фирма Borland Software Corporation поглощена британской софтверной компанией Micro Focus (2009 г.);

    • компания Sun Microsystems поглощена корпорацией Oracle (2009 г.).


Требования к результатам освоения содержания дисциплины

Результатом освоения содержания дисциплины «История информатики» являются обретение компетенций:

  1. Способен использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования (ОК-4).

  2. Способен логически верно устную и письменную речь (ОК-6).

  3. Готов использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готов работать с компьютером как средством управления информацией (ОК-8).

  4. Способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-9).

  5. Способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-15).

В результате освоения дисциплины «История информатики» обучающийся должен:

Знать:

    • знать хронологию смены доминирующих подходов и технологий;

    • закономерности эволюции информатики и информационных технологий.

Уметь:

    • квалифицированно судить о наиболее значимых событиях истории информатики.

Владеть:

    • информацией о вкладе классиков в развитие computer science.

  1   2   3   4   5

Похожие:

Учебно-методический комплекс по дисциплине « дв1» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине дв1
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс по дисциплине « дв1» iconУчебно-методический комплекс курс по выбору по дисциплине « дв4»
Учебно-методический комплекс по дисциплине " Технические и аудиовизуальные средства обучения"
Учебно-методический комплекс по дисциплине « дв1» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине « Б2»
Учебно-методический комплекс (далее умк) по дисциплине «Информатика» разработан в соответствии с требованиями фгос впо к обязательному...
Учебно-методический комплекс по дисциплине « дв1» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Информатика»
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Использование современных информационных и коммуникационных технологий» разработан в...
Учебно-методический комплекс по дисциплине « дв1» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Информатика»
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Использование современных информационных и коммуникационных технологий» разработан в...
Учебно-методический комплекс по дисциплине « дв1» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине « дв6»
Учебно-методический комплекс по дисциплине " Технические и аудиовизуальные средства обучения"
Учебно-методический комплекс по дисциплине « дв1» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине « дв32»
Учебно-методический комплекс по дисциплине " Технические и аудиовизуальные средства обучения"
Учебно-методический комплекс по дисциплине « дв1» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине « дв12»
Учебно-методический комплекс по дисциплине " Технические и аудиовизуальные средства обучения"
Учебно-методический комплекс по дисциплине « дв1» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине « дв12»
Учебно-методический комплекс по дисциплине " Технические и аудиовизуальные средства обучения"
Учебно-методический комплекс по дисциплине « дв1» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине « дв6»
Учебно-методический комплекс по дисциплине " Технические и аудиовизуальные средства обучения"
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница