Программа развития муниципального общеобразовательного учреждения классической гимназии №1 им. В. Г. Белинского г. Пензы на период 2008-2011 годы




Скачать 477.59 Kb.
НазваниеПрограмма развития муниципального общеобразовательного учреждения классической гимназии №1 им. В. Г. Белинского г. Пензы на период 2008-2011 годы
страница1/4
Дата публикации23.03.2013
Размер477.59 Kb.
ТипПрограмма
shkolnie.ru > Информатика > Программа
  1   2   3   4


УТВЕРЖДЕНА

НА ЗАСЕДАНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА

ПРОТОКОЛ №1 ОТ «13 ЯНВАРЯ» 2007 ГОДА

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ _________________О.В.ИВЛИЕВА



ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

муниципального общеобразовательного учреждения классической гимназии №1 им. В.Г. Белинского г. Пензы

на период 2008-2011 годы

Пенза, 2008

Введение

    1. Особенности современного образования, которые учитываются в программе развития гимназии№1 им. В.Г.Белинского

Модернизация образования означает его изменение в соответствии с требованиями современности. Такими требованиями сегодня являются: усиление внимания к личности ученика, к развитию его способностей, ориентация обучения на максимальный учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого школьника, необходимость интеграции Системы Российского образования в мировое образовательное и информационное пространство при сохранении традиций ментальности нашей системы образования, т. е. речь идет о философском, духовном и нравственном потенциале. Преобразования, которые происходят в современной школе, должны осуществляться в органическом единстве: нового содержания образования, новых форм организации образовательного процесса, новых образовательных технологий, новых форм оценки качества образования, отношений и воспитательных целей.

Гимназия №1 является сложной образовательной системой, на развитие которой оказывают влияние как внешние, так внутренние факторы. С одной стороны, гимназия является частью Российской и Пензенской региональной образовательной системы, функционирует в социально-культурной среде города и района; взаимодействует с социально-культурными, научными и образовательными учреждениями. С другой стороны, школа имеет свой внутренний потенциал развития, определяемый уровнем подготовленности и профессиональной мобильности педагогического коллектива, степенью внедрения инновационных форм и технологий в учебный процесс, материальным оснащением, готовностью коллектива к переменам в соответствии с социальным заказом общества т.д. В основу программы развития положен средовый подход, обеспечивающий взаимовлияние и взаимодополнение внешней социокультурной среды и образовательной среды гимназии. Программа направлена на развитие школы как открытой инновационной образовательной системы, ориентированной на адаптивную подготовку школьника в соответствии с потребностями общества и рынка труда, его духовное и нравственное развитие. Это определяет структуру и содержание Программы развития.


    1. Перечень документов, на которые опирается Программа развития гимназии на 2009- 2011 гг.

-- Закон об образовании Российской Федерации,

  • Концепцией модернизации Российского образования,

  • Постановление Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2005 г. № 803 «Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 гг.»,

  • Постановление Правительства Российской Федерации от 04.10.2000 N 751 "О национальной доктрине образования в Российской Федерации",

  • Постановление Правительства Российской Федерации от 09.06.2003 N 334 " О проведении

эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования",

  • Приказ Министерства образования Российской Федерации от 18.07.2002 N 2783 "Об утверждении Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования",

- Муниципальная образовательная программа «Пензенская профильная школа» (2005 – 2008 годы), программа "Модернизация системы воспитательной работы в образовательных учреждениях г. Пензы в 2005–2008 гг."

  • Устав гимназии

Программа направлена на достижение современного качества образования, которое отвечает потребностям личности, государства и способствует адаптивному вхождению новых поколений в открытое информационное общество.

Программа реализуется совместными усилиями администрации, педагогического коллектива гимназии, учащихся и их родителей, а также научных, образовательных учреждений и учреждений культуры, общественных организаций и объединений г. Пензы.

    1. Миссия школы.

В течение многих лет деятельность гимназии связана с созданием культурно-образовательного пространства, как в самой гимназии, так и за ее пределами.

Эта деятельность была обусловлена не прямым государственным заказом, а теми скрытыми общественно образовательными потребностями, актуализация которых коллективом гимназии порождала культурно-образовательные инициативы по решению многих проблем современного образования.

Так, беззаветное служение просветительскому делу позволили коллективу гимназии достойно пройти ступени роста от Народного училища (1786г.) до губернской гимназии (1804 г.), а затем – до классической (1865г.).

Коллектив гимназии ставил себе в обязанность заботу о создании условий культурно-познавательного и творческого развития молодого поколения и общества в целом как в рамках самой гимназии, так и за ее пределами. К 1917 г. в гимназии существовало 2 библиотеки: фундаментальная и ученическая, с 40-х годов велись метеонаблюдения. Воспитанники и учителя гимназии стали инициаторами открытия учительской семинарии, обсерватории, ГУАК (ученая архивная комиссия), ПОЛЕ (общество любителей естествознания), библиотек (им. М.Ю.Лермонтова), естественно-краеведческого музея, ботанического сада, больниц, научных обществ.

В наше время гимназия продолжает преумножение культурно-просветительских инициатив. Очевиден тот факт, что современные образовательные и управленческие инициативы гимназии представляют собой широкий практический опыт, который становится востребованным школами города для решения новых задач государственной образовательной политики в области содержания образования, технологий обучения, управления.. Коллектив гимназии, таким образом, становится создателем и обладателем культурного опыта, его транслятором и посредником в его передаче другим, что в свою очередь свидетельствует о приобретении гимназией статуса «Школа школ».

Успех в деятельности гимназии в последние годы связывается со способностью коллектива гимназии к инновационной образовательной и управленческой деятельности. Эту инициативу мы рассматриваем как ключевое понятие успешности гимназии. Под инициативой инновационной образовательной деятельностью мы понимаем «принятие на себя задач и ответственности» (Б.Д.Эльконин) по осмыслению новых образовательных проблем. по выработке новой образовательной и управленческой деятельности по решению поставленных проблем, а также способность к рефлексивной самооценке результативности инициатив.

Миссия гимназии в современных условиях, отражая основные ценности нового, характерного для начала ХХI века смысла общего образования и учитывая лучшие традиции классического образования, ориентирует педагогический коллектив и учащихся на построение образовательного пространства как пространства непрерывного развития, саморазвития и самоопределения каждого субъекта образовательного процесса, в котором согласуются цели, ценности и интересы учеников, учителей и родителей, приоритетом выступает творческая, исследовательская и научная деятельность субъектов образования и поддерживается фундаментальное образование и духовность как залог личностного развития и богатства нации.

Миссия определяет новый этап развития гимназии, нацеленный:

  • на подготовку учащихся, отличающихся такими качествами как: целеустремленность; способность анализировать сложную современную социокультурную среду и динамично адаптироваться к ней; образованность; умение критически мыслить и креативно действовать; коммуникабельность (выражается в способности к различным видам сотрудничества с другими людьми); уважение своих прав и прав других людей; толерантность; социальная активность;

  • на всемерную поддержку развития муниципальной и региональной систем образования путём мобильного и активного внедрения инновационного педагогического опыта в работу различных образовательных учреждений через функционирование гимназии как методического ресурсного центра;

  • на повышение конкурентоспособности гимназии посредством создания новых преимуществ посредством многовариантности образовательных услуг, развития внутренних возможностей, результативности и качества деятельности.

1.4. Цель и задачи программы

Цель Программы - обеспечить позитивную динамику развития гимназии как открытой инновационной образовательной системы, обладающей высокой конкурентоспособностью, способствующей развитию образовательной среды г. Пензы и ориентированной на подготовку гимназиста, адаптированного к требованиям современного общества.

Задачи программы:

  1. Обеспечение качества образования, соответствующего современным образовательным стандартам второго поколения путем модернизации гимназического содержания и образовательных технологий, создание адаптивной модели старшей школы на основе интеграции основных принципов классического подхода к образованию и концептуальных идей профильной школы.

2. Поддержка корпоративной культуры гимназии как основы для динамичного и мобильного развития гимназии в региональной системе образования и условие для саморазвития, самосовершенствования всех участников образовательного процесса гимназии в открытой инновационной образовательной системе.

3. Создание информационной образовательной среды гимназии с целью обеспечения благоприятных условий организации инновационного образовательного процесса, ориентированного на интенсивную, адаптивную, развивающую подготовку учащихся с использованием традиционных и дистанционных форм обучения и сетеобразовательной деятельностью по всем направлениям работы гимназии.

4. Проектирование воспитательной среды, которая будет способствовать воспитанию у учащихся гражданственности, уважения к историческому прошлому, традициям страны и города, социальной зрелости и способности адаптироваться в современном мире.

4. Формирование гимназии как субъекта экспериментального и инновационного пространства, организации профессионально-творческих коалиций, обеспечивающих развитие муниципальной и региональной образовательной среды.

5. Развитие системы защиты здоровья учащихся школы;

6. Внедрение в практику научно проработанных учебных программ, учебных и методических пособий, методов и средств обучения и воспитания;

7. Улучшение ресурсообеспечения и управления гимназии.

1.5 Методологическая основа Программы развития.

В связи с объективно изменившимися условиями социально – политическими и экономическими условиями определяющими развитие общества целеполагание деятельности каждого образовательного учреждения заключается в подготовке человека к осмысленному и реальному восприятию мира. Социумом востребованы успешные, конкурентоспособные выпускники, освоившие разные виды деятельности и демонстрирующие свои способности в любых жизненных ситуациях. Готовит ли сегодня школа выпускника, успешно адаптированного в обществе? Ответ мягко сказать настораживает. Закономерен вопрос: может ли безуспешный и неконкурентоспособный педагог воспитать успешного и конкурентоспособного ученика? Однозначно – нет! Таким образом, школе предстоит решение главного вопроса – воспитание конкурентоспособной личности учащегося, педагога и становление самой школы как конкурентоспособной.

Так как личность развивается и формируется в системе общественных отношений в зависимости от условий (духовных и материальных) ее жизни, деятельности, общения, каждая из этих сфер предъявляет особые требования к личностным качествам. Социально значимые качества личности лежат в основе социальной, гражданской, профессиональной позиции личности – это система интеллектуальных, волевых, эмоционально-оценочных отношений к миру, социально-экономической, политической и профессиональной деятельности. Это и система взглядов, убеждений и ценностных ориентаций (В.А. Сластенин, 1997).

Многочисленные исследования (Л.М.Митина и др.) позволили выделить три интегральные характеристики конкурентоспособной личности: направленность, компетентность и гибкость.

Иерархически структура направленности личности представлена следующим образом:

- направленность на других людей, связанная с интересом к ним, доверием, уважением, стремлением к сотрудничеству;

- направленность на себя, связанная с потребностью в самосовершенствовании и самореализации в трудовой деятельности;

- направленность на предметную сторону профессии (содержание деятельности).

Второй интегральной характеристикой конкурентоспособной личности выступает компетентность, включающая в себя:

- компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанная на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации, в том числе внешкольных;

- компетентность в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение ролей гражданина, избирателя, потребителя);

- компетентность в сфере социально-трудовой деятельности (в том числе умения анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные возможности, ориентироваться в нормах и этике взаимоотношений, навыки самоорганизации);

- компетентность в бытовой сфере (включая аспекты собственного здоровья, семейного бытия и пр.);

- компетентность в сфере культурно-досуговой деятельности (включая выбор путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность).

Таким образом, компетентность конкурентоспособной личности включает в себя не только когнитивную и операционально-технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую.

Третьей интегральной характеристикой конкурентоспособной личности является гибкость.

В психолого-педагогической литературе различают эмоциональную, поведенческую и интеллектуальную гибкость.

Так как конкурентоспособная личность – это, прежде всего, личность, адекватно реагирующая на различные обстоятельства жизни, поэтому эмоциональная гибкость является одной из наиболее важных составляющих.

Для того чтобы конкурентоспособная личность обладала поведенческой гибкостью, на наш взгляд, она должна владеть методами и приемами саморегуляции, способствующим психическому и физическому здоровью.

Так как в условиях рынка труда ситуация очень часто меняется, предъявляя все новые требования к товару, то личность должна гибко адаптироваться и уметь предлагать себя и просить за это достойную цену. Поэтому очень важным интегральным качеством конкурентоспособной личности является интеллектуальная гибкость.

В отечественной психолого-педагогической науке разработана деятельностная парадигма образования, постулирующая в качестве цели образования развитие личности учащегося на основе освоения способов деятельности.

Реализация деятельностного подхода была положена в основу главной цели общего образования при разработке стандартов второго поколения , которые представляются в виде системы ключевых задач, которые должны уметь решать учащиеся в результате обучения. Ключевые задачи отражают направления формирования качеств личности (такое построение целей позволяет обосновать не только способы действий, которые должны быть сформированы в учебном процессе, но и содержание обучения). При таком подходе учебный предмет строится как система сущностных знаний, существенных свойств и отношений, характерных для определенной предметной области.

Актуализация деятельностного подхода при разработке Концепции стандартов общего образования второго поколения обусловлена тем, что последовательная реализация повышает эффективность образования по следующим показателям:

  • Придание результатам обучения более операционального характера,

  • более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области,

  • возможность дифференцированного обучения с сохранением единой структуры теоретических знаний,

  • существенное повышение мотивации и интереса к учению у обучаемых,

  • повышение общекультурного и личностного развития.

Деятельностный подход в образовательных стандартах позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания, выраженные в терминах ключевых задач и способов действий, которые должны уметь выполнять учащиеся. Эти задачи должны быть положены в основу выбора и структурирования содержания образования.

Содержание ключевых задач отражают направления формирования качеств личности и в совокупности определяет результат общего образования:

Личностное развитие (личностная компетенция) — развитие индивидуальных нравственных, эмоциональных, эстетических и физических установок и качеств.

Социальное развитие (социальная компетенция) - воспитание гражданских, демократических и патриотических убеждений, освоение основных социальных практик.

Общекультурное развитие (общекультурная компетенция) - освоение основ отечественной и мировой культуры.

Интеллектуальное развитие (интеллектуальная компетенция) развитие интеллектуальных качеств личности, освоение основ наук.

Коммуникативное развитие (коммуникативная компетенция) -формирование способности и готовности свободно осуществлять коммуникацию и общение на русском, родном и иностранных языках, овладение современными средствами коммуникации.

Соответственно в рамках деятельностной парадигмы результаты общего образования должны быть прямо связаны с направлениями личностного развития и представлены в деятельностной форме. Это, в частности, означает, что результаты общего образования не обязательно должны быть выражены в предметном формате и могут иметь характер универсальных (метапредметных) умений. В этом проявляется тенденция усиления общекультурной направленности общего образования, универсализации и интеграции знаний.

Тенденция усиления общекультурной направленности общего образования наиболее заметным образом проявляется в процессах фундаментализации содержания общего образования, являющихся непосредственным ответом на вызовы времени, связанные с возрастающей профессиональной мобильностью выпускников школы и необходимость непрерывной образовательной подготовки. Остается недооцененной роль общего культурного развития граждан страны в обеспечении единства народа, социального мира и стабильности, развитых внепрофессиональных интересов граждан.

Цели образования неразрывно связаны с условиями осуществления образования. Поэтому недостаточно устанавливать эти цели без характеристики соответствующих условий.

В формализованных математических задачах двойственные схемы «достижения заданного результата при минимуме ресурсов» и «достижение максимального результата при заданных ресурсах» имеют совпадающие решения. На практике, однако, эффективно «работает» лишь вторая схема, приводящая к нахождению устойчивых решений (что не исключает использования первой из них в процессе оптимизации). Этими соображениями предопределяется роль условий осуществления как ресурсных ограничений образования, имеющих приоритетный характер. Иными словами, не ставить цели, а затем изыскивать ресурсы для из реализации, а наоборот – исходя из имеющихся ресурсов, ставить достижимые цели. Отсюда вытекает необходимость одновременного задания в государственных образовательных стандартах результатов образования и условий его осуществления (Концепция государственных стандартов общего образования, 2005г.).

Происходящая переориентация оценки результатов образования с понятий “образованность”, “воспитанность”, “общая культура” на понятия “компетентность” и “компетенция” делает необходимым переориентацию образовательного процесса на компетентностный подход.

Понятие «компетентность» определяется

  • как способность, правомочность, предназначенность для выполнения конкретных функций или решения задач либо как способность человека к действиям,

  • как обладание личностью в необходимом объеме специальными знаниями, умение ими пользоваться в типичных и нестандартных ситуациях,

  • как особенность видов и способов деятельности, которая обеспечивает успешность решения поставленных задач.

В основу построения компетентностной модели гимназического образования положен научный подход Е. Я. Когана, В. В. Лаптева, О. Е. Лебедева, Е. А. Ленской, А. А. Пинской, И. Д. Фрумина, Б. Д. Эльконин, которые определяют его следующим образом, «компетентностный подход не приравнивается к знаниево-ориентированному компоненту, а предполагает целостный опыт решения жизненных проблем, выполнения профессиональных и ключевых функций, социальных ролей, компетенций».

На основании анализа факторов, вызвавших появление данной проблемы, нами были выделены ключевые компетенции обучающихся и педагогов:

  • компетенция в сфере самостоятельной познавательной деятельности;

  • компетенция в сфере поиска и анализа информации;

  • компетенция в сфере гражданско – общественной деятельности;

  • компетенция в сфере социально – культурной и профессиональной деятельности;

  • компетенция в сфере здоровья и здорового образа жизни.
  1   2   3   4

Похожие:

Программа развития муниципального общеобразовательного учреждения классической гимназии №1 им. В. Г. Белинского г. Пензы на период 2008-2011 годы iconПрограмма рассмотрена на педагогическом совете протокол №2 от 31. 10. 2008
...
Программа развития муниципального общеобразовательного учреждения классической гимназии №1 им. В. Г. Белинского г. Пензы на период 2008-2011 годы iconПаспорт программы развития
...
Программа развития муниципального общеобразовательного учреждения классической гимназии №1 им. В. Г. Белинского г. Пензы на период 2008-2011 годы iconПрограмма развития муниципального общеобразовательного учреждения...
Паспорт программы развития муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №14» села Заветное Кочубеевского...
Программа развития муниципального общеобразовательного учреждения классической гимназии №1 им. В. Г. Белинского г. Пензы на период 2008-2011 годы iconПриказ № от «10» февраля 2011 г. Программа развития муниципального...
Концепция Программы развития школы на период 01. 01. 2011 – 31. 12. 2015 (31. 08. 2016)
Программа развития муниципального общеобразовательного учреждения классической гимназии №1 им. В. Г. Белинского г. Пензы на период 2008-2011 годы iconВведение Информационная справка о гимназии Концепция развития гимназии
Паспорт Программы развития муниципального общеобразовательного учреждения Гимназии №1
Программа развития муниципального общеобразовательного учреждения классической гимназии №1 им. В. Г. Белинского г. Пензы на период 2008-2011 годы iconОбразовательная программа по реализации гос первого поколения Муниципального...
Образовательная программа по реализации гос первого поколения Муниципального общеобразовательного учреждения гимназии №1
Программа развития муниципального общеобразовательного учреждения классической гимназии №1 им. В. Г. Белинского г. Пензы на период 2008-2011 годы iconПаспорт программы
Программа развития муниципального общеобразовательного учреждения гимназии №5 города Волгодонска на период 2010-2014 г. «Обновление...
Программа развития муниципального общеобразовательного учреждения классической гимназии №1 им. В. Г. Белинского г. Пензы на период 2008-2011 годы icon«Школа успеха» (на 2011-2015 годы)
Программа развития Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Средняя общеобразовательная школа «Лесновский центр...
Программа развития муниципального общеобразовательного учреждения классической гимназии №1 им. В. Г. Белинского г. Пензы на период 2008-2011 годы icon«Школа успеха» (на 2011-2015 годы)
Программа развития Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Средняя общеобразовательная школа «Лесновский центр...
Программа развития муниципального общеобразовательного учреждения классической гимназии №1 им. В. Г. Белинского г. Пензы на период 2008-2011 годы iconПрограмма развития школы на 2011 2015 годы 2011 год содержание. Паспорт...
Целевая комплексная программа развития муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №3 г. Никольское»...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница