Скачать 50.34 Kb.
|
«Компетентностный подход в обучении младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО» Выступление Анисимовой Е.В., учителя начальных классов МОУ «СОШ №153 с углублённым изучением иностранных языков» г. Перми на семинаре-практикуме по указанной теме. Жизнь в современном обществе такова, что уже младшему школьнику она предъявляет ряд конкретных требований: эффективно действовать в проблемных и незнакомых ситуациях, самостоятельно создавать новые продукты деятельности, ориентироваться в потоках информации, быть коммуникативным, эмоционально устойчивым и т.д., что и заявлено во всех официальных документах Правительства РФ, как ориентиры на компетентностый подход в образовании. При разработке ФГОС НОО второго поколения одним из методологических оснований является компетентностный и системно-деятельностный подходы и приоритетом становится формирование общеучебных умений и навыков, а так же способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. Перед школой и учеником стоит задача не просто изучение основ математики, литературы, окружающего мира, а в первую очередь, расширения, усложнения индивидуальных познавательных ресурсов в процессе овладения той или иной учебной дисциплины. Известно, что эффективен не тот, кто просто знает, а тот, у кого сформированы механизмы приобретения, организации и применения знаний. Особо злободневным становится формирование и развитие УУД в условиях лавинообразного возрастания объёмов информации, её быстрого старения.В связи с этим УУД являются важнейшим компонентом стандартов второго поколения и обеспечивают формирование ключевых компетенций учащихся Важно акцентировать внимание на результат образования. Компетентностный подход не отрицает значимости формирования прочных предметных ЗУН, которые необходимы, но недостаточны для успешного развития личности ребёнка. Именно поэтому в настоящее время всё более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приёмов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования. Обладая интегративной природой, ключевые компетентности обеспечивают универсальность образования, позволяя ученику не просто воспроизводить полученные ЗУН в искусственно созданных условиях учебного процесса, а использовать их творчески, в незнакомой ситуации, в реальной действительности. Огромный потенциал для реализациикомпетентностного подхода в обучении младших школьников содержат межпредметные и интегрированные курсы. Это развитие происходит путём формирования системности знаний, динамического мышления через создание проблемных ситуаций, решение межпредметных задач. Так формируются обобщенные знания, которые позволяют решать многие частные задачи путём переноса способа действий на целый класс аналогичных задач. Обобщение знаний предполагает установление внутри- и межпредметных связей, выделение стержневых идей, интеграцию знаний в единое целое. Всё это формирует систему личности младшего школьника, готовит его к изменяющимся жизненным условиям, а, следовательно, является важной составляющей компетентностного содержания образования. Т.о. компетентностный подход предполагает создание особого пространства учебной деятельности, в котором ученик активно включается в процесс формирования образовательных компетентностей. Компетентность – это обобщённая способность к решению жизненных профессиональных задач в той или иной области. А компетенция – набор определённых знаний, умений и навыков, личностных качеств в определённой сфере деятельности. Опираясь на проведённые исследования учёных (Тришина С.В., Хуторской А.В., Краевский В.В.) можно выделить следующие группы ключевых компетенций: Ценностно-смысловые компетенции: - уметь принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия; - осуществлять индивидуальную образовательную траекторию с учётом общих требований и норм. Учебно-познавательные компетенции: - уметь выбирать собственную траекторию образования; - ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель; - задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений; - обозначать своё понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме; - выступать устно о результатах своего исследования. Социокультурные компетенции: - определять своё место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе; - владеть эффективными способами организации свободного времени; - владеть элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, зрителя, юного художника и т.д.; Коммуникативные компетенции: - уметь представить себя устно, написать анкету, письмо, поздравление; - уметь представлять свой класс, школу, выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос; - владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо). Информационные компетенции: - владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, энциклопедиями, словарями, электронными носителями; - самостоятельно искать и отбирать необходимую для решения конкретных задач информацию; - владеть навыками использования информационных устройств: компьютера, телевизора, магнитофона, телефона… Природоведческие и здоровьесберегающие компетенции: - иметь опыт ориентации и экологической деятельности в природной среде (в лесу, в поле, на водоёмах и т.д.) - знать и применять правила поведения в экстремальных ситуациях: под дождём, градом, при сильном ветре, во время грозы, пожара, при встрече с опасными животными, насекомыми; - знать и применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном здоровье, личной безопасности. Одним из средств оценивания учета развития ключевых компетентностей учащихся является формирование «портфеля» (основа – модель «Портфеля» автор Сметанникова Н.Н.). Каждому ребёнку предлагается вести индивидуальную папку, в которой ребёнок помещает все необходимые материалы. Папку можно назвать накопительной и в конце года, ребёнок презентует в удобной для него форме (компьютерная презентация, устный отчёт, письменный отчёт) свой «портфель». В «портфеле» можно обозначить пять разделов: 1 раздел: «Знакомьтесь, это я…», т.е. представление себя. Возможно задать единую форму или в свободной форме. 2 раздел: «Копилка помощников», в неё дети в течение учебного года собирают материал для различных уроков: таблицы по русскому языку, алгоритмы, карты слов-исключений, слоговые таблицы для чтения, карточки-схемы задач, примеры на сложение и вычитание однозначных чисел в пределах 20 для работы в парах, геометрический материал и другое. Эта «Копилка помощников» используется учащимся по мере необходимости на уроках. 3раздел: «Мой результаты», в этот раздел помещаются выполненные диагностические, самостоятельные, контрольные, творческие работы, сообщения, выполненные в различных формах. 4 раздел: «Я – читатель», это своеобразный читательский дневник. Ребёнок ведёт список прочитанных произведений за разный промежуток времени. Периодически проводятся поэтические вечера, вечера обмена впечатлениями о прочитанном, как своеобразный итог. 5 раздел: «Мои успехи», в этот раздел помещает ученик заработанные грамоты, похвальные письма, сертификаты и дипломы. |
![]() | Советского района Создание условий организации внеурочной деятельности младших школьников в условиях перехода на фгос ноо | ![]() | Организация внеурочной деятельности младших школьников в рамках реализации фгос ноо Спитание осуществлять в свободное от обучения время. Таким образом, внеурочная деятельность младших школьников должна быть направлена... |
![]() | Формирование интереса к учебе у младших школьников в условиях реализации... | ![]() | Рабочая программа учебной дисциплины послевузовского профессионального... Цель учебной дисциплины: формирование готовности к реализации компетентностного подхода в обучении физике в школе |
![]() | План внутришкольного контроля по реализации фгос ноо в 2012/2013 учебном году Определение основных направлений деятельности рабочей группы по введению фгос ноо | ![]() | Информация для родителей по фгос ноо: Уважаемые родители! С 1 сентября... Аний, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования (ооп ноо) образовательными учреждениями,... |
![]() | №45/2-од «О создании и полномочиях рабочей группы по введению фгос ноо» В целях обеспечения эффективности управления процессом введения фгос ноо и во исполнение п. 5 приказа №41/2-од от 01. 03. 2011г.... | ![]() | Анализ исполнения плана по реализации фгос ноо в 2011-2012 учебном год В 2011-2012 учебном году наша школа, как и все Российские школы, стала осуществлять свою деятельность в условиях реализации фгос... |
![]() | Исполнение плана по реализации фгос ноо в 2011-2012 учебном году В 2011-2012 учебном году наша школа, как и все Российские школы, стала осуществлять свою деятельность в условиях реализации фгос... | ![]() | Анализ методической работы мбоу сош №3 за 2011-2012 учебный год Целью методической работы стало создание условий для успешной реализации намеченных направлений деятельности школы по теме «Становление... |