® Семинар «Начальная грамотность» Для детей в возрасте от четырёх до пяти лет




Скачать 357.27 Kb.
Название® Семинар «Начальная грамотность» Для детей в возрасте от четырёх до пяти лет
страница1/3
Дата публикации14.03.2013
Размер357.27 Kb.
ТипДокументы
shkolnie.ru > Информатика > Документы
  1   2   3
Каждый ребёнок может читать – у вас в библиотеке®

Семинар «Начальная грамотность»

Для детей в возрасте от четырёх до пяти лет
Вступление для ведущих
Современные исследования показывают, что родители и лица, осуществляющие уход за детьми, играют ключевую роль в развитии начальных навыков языка и грамотности у детей, начиная с их рождения.
Материалы исследований вопросов раннего детского возраста и начальной грамотности часто бывают трудодоступны как для родителей, так и для диц по уходу – а иногда и для работников библиотек. Ассоциация общественных библиотек и Ассоциация библиотечных служб для детей, совместно с Национальным институтом здоровья ребёнка и развития человека (национальные институты здоровья), объединили свои усилия для того, чтобы предоставить важную инфорацию о начальной грамотности системам библиотек по всей стране. Библиотеки будут играть ключевую роль в распространении информации о значении начальной грамотности среди родителей, детских дошкольных учреждений, программ дошкольного образования, защитников интересов детей и политических лидеров.
Информируя родителей и население вашего района в целом о том, что вы являетесь источником информации о начальной грамотности и методиках её развития, вы тем самым превращаете вашу библиотеку в партнёра по достижению общей социальной задачи – помочь детям достичь успехов в чтении и учении.
Воспользовавшись ресурсами данного вебсайта, вы сможете узнать о той решающей роли, которую библиотеки играют в подготовке детей к чтению, и проинформировать об этом население вашего района.

^ Как пользоваться данным сценарием для проведения семинара

«Начальная грамотность для детей в возрасте четырёх и пяти лет»:

■ Используйте данный сценарий как руководство для проведения презентаций для родителей и лиц, осуществляющих уход за детьми

■ Вы можете заменить книжки и стихи на материалы, с которыми вы или ваша аудитория наиболее знакомы.

■ На этом вебсайте вы также найдёте сценарии, содержащие дополнительную информацию, которую вы можете включить в свою презентацию. Используйте эти сценарии в том случае, если вы считаете, что они больше подходят для вашей аудитории. Дополнительные материалы обозначены в сценарии знаком .

■ Инструкции для ведущего приводятся в скобках: [ ]

■ Упражнения, которые проводятся с участием аудитории, обозначены знаком:

■ Брошюры и плакаты «Каждый ребёнок может читать» можно заказать в Ассоциации общественных библиотек (PLA). Брошюры можно также загрузить с вебсайта.

■ Дополнительную информацию и помощь можно получить, купив и просмотрев обучающий DVD-диск. Счётчик времени на диске обозначен следующим образом:


0:01:01


Предпосылки создания программы

Умение читаь и писать необходимо для успеваемости в школе. Дети, хорошо умеющие читать, обычно учатся лучше других.
Исследования указывают на взаимосвязь между совместным чтением, развитием языка и успехами в чтении. Дети, которым читают книги с раннего возраста, к четырём годам имеют более высоко развитые языковые навыки. У них также проявляется повышенный интерес к книгам и занятиям, связанным с чтением. Интерес ребёнка к чтению является важным индикатором дальнейших успехов в области чтения.
Цели в области начальной грамотности для четырёх- и пятилетних детей

■ Дайте определение начальной грамотности и объясните её значение.

■ Укажите шесть навыков, необходимых для чтения, которые помогают ребёнку научиться читать.

■ Предложите идеи о том, как сделать совместное чтение книг приятным занятием, для того чтобы родители и дети чаще читали вместе.

■ Порекомендуйте подходящие для данного возраста книги, стихи и другие материалы.

■ Научите аудиторию игре «Скажи медленно, скажи быстро» и другим играм, помогающим четырёх- и пятилетним детям научиться лучше слышать звуки, из которых складываются слова (фонологическая осведомлённость).
Организация семинаров

Ассоциация общественных библиотек и Ассоциация библиотечных служб для детей (PLA и ALSC) дают следующие рекомендации по проведению семинара:

■ На каждый семинар вы можете записать до 35 человек. Занятия предназначены для родителей и лиц, осуществляющих уход за детьми, но дети могут на них присутствовать. Приготовьте книжки и игрушки на тот случай, если на семинаре будут дети.

■ По возможности, семинар должен проводиться в отдельной комнате.

■ Проводите семинар и в дневное время, и по вечерам или в выходные, для того чтобы на него могли прийти и родители, сидящие дома с детьми, и те, кто работает.
Вам потребуется:

Плакат «Каждый ребёнок может читать» (в наборе, дополнительные плакаты можно заказать на вебсайте Ассоциации общественных библиотек)

Карточки для игры «Скажи медленно/скажи быстро» (в наборе, дополнительные карточки можно заказать на вебсайте Ассоциации общественных библиотек)
^ Материалы для раздачи:

Брошюры для детей-будущих читателей «Каждый ребёнок может читать» (в наборе, их можно также заказать на вебсайте Ассоциации общественных библиотек)

Инструкции и детали для игры«Скажи медленно/скажи быстро» (в наборе, их можно также загрузить с вебсайта Ассоциации общественных библиотек)

«Язык грамотности» (в наборе, можно загрузить с вебсайта)

Инструкции к игре «День буквы» (в наборе, можно загрузить с вебсайта)

«Тили-тили, тили-бом» или другое стихотворение (в наборе, можно загрузить с вебсайта)

Материалы [При желании вы можете заменить их своими]

Жужжащие пчёлы и другие скороговорки (Шварц)

Чика-чика бум-бум (Мартин младший)

Прыгай, лягушка, прыгай (Калан)

Я люблю поезда (Стёрджес)

Дом уснул (Вуд)

Обед (Шелби)

Что-то из ничего (Гилман)

«Черепаха плюх! Считаем у пруда» (Фолвелл)

Игра в имена в альбоме Тряхнув перьями хвоста (Таж Махал)
Видео или DVD-диск:

Игры и занятия, развивающие фонологическую осведомлённость у четырёх- и пятилетних детей (в наборе, можно загрузить с вебсайта)
Оборудование:

Телевизор и видеомагнитофон или DVD-плэйер

Плакатные листы, скреплённые вверху рейкой, или классная доска
При желании:

Лэптоп с проектором ИЛИ диапроектор (если вы пользуетесь программой powerpoint или слайдами)

Материалы для игры «День буквы» (в наборе, можно загрузить с вебсайта)

Буквы из пенопласта

3 предмета: два одинаковых и один отличный

Обитая фетром доска для игры «Мама, мама, я хочу ещё»

Мама, мама, я хочу ещё (Полушкин)

Алфибатика (МакДональд)

Участок в конце квартала (Льюис)

Волк (Харпер)

Библиография о начальной грамотности (в наборе, можно загрузить с вебсайта)
Каждый ребёнок может читать – у вас в библиотеке®

^ Семинар «Начальная грамотность»

Для детей в возрасте от четырёх до пяти лет

План и сценарий программы


0:48:16

Приветствие и вступление
[^ ПОПРИВЕТСТВУЙТЕ РОДИТЕЛЕЙ И ЛИЦ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ УХОД ЗА ДЕТЬМИ. Вы рады, что они пришли. Сделайте краткое вступление о библиотечных службах и ресурсах.]
Данный семинар посвящён начальной грамотности и способам ознакомления и приучения четырёх- и пятилетних детей к книгам и языку. Особое внимание будет уделено играм, в которые вы можете играть с детьми для развития их фонологической осведомлённости.
Давайте начнём со стихотворения, которое нравится вашим детям. Если занятия книжками и языком будут интересными, детям захочется заниматься ими чаще.


0:48:38

1:15:03 Подсказка: что делать, если я не пою?

☼ [^ ПРОДЕМОНСТРИРУЙТЕ это стихотворение или ваш любимый стих

или песню]

Чем чаще мы вместе
Родители могут помочь детям помочь детям достичь успехов в чтении и учении, если будут заниматься с ними с рождения. Вы дадите своему ребёнку преимущество на всю жизнь, если вы сейчас начнёте прививать ему любовь к книгам и чтению.
[ДАЙТЕ родителям и лицам по уходу информацию о предпосылках создания программы.]

Для того, чтобы иметь хорошую успеваемость в школе, необходимо научиться читать и писать.

Дети, хорошо умеющие читать, учатся в школе лучше других.
^ Дети готовы начать подготовку к обучению чтению задолго до того, как они пойдут в школу.

Вы уже сейчас можете научить своих четырёх- и пятилетних детей важным навыкам подготовки к чтению. Тогда вашему ребёнку легче будет научиться читать, когда он или она пойдёт в школу.
Исследования показывают, что развитие начальных навыков грамотности посредством мероприятий с книгами в раннем возрасте играет ключевую роль в успешном обучении ребёнка чтению. Дети, которым читают книги с раннего возраста, к началу школы имеют более обширный словарный запас и более развитые языковые навыки.

[Источник: Катрин Сноу. «Контакты грамотности: чему дети учатся при чтении книг» в книге У.Х.Тил «Азы грамотности: письмо и чтение», Норвуд]
У детей также появляется повышенный интерес к книгам. Дети, которые любят, чтобы им читали книги, скорее всего и сами захотят научиться их читать. Интерес ребёнка к чтению является важным индикатором успехов в чтении в будущем.

[Источник: Адам Пэйн, Гровер Уайтхерст и Андреа Анджелл. «Роль грамотного домашнего окружения в развитии языковых навыков у детей дошкольного возраста из малоимущих семей». Ежеквартальное издание «Исследование детей в раннем возрасте», том 9, выпуски 3-4 (1994), стр.422-440.]

[ОБЪЯСНИТЕ, чему научатся родители.]

  • Мы поговорим о том, чем вы можете заниматься с ребёнком дошкольного возраста, для того чтобы помочь ему или ей получать удовольствие от языка, книг и чтения.

  • Мы расскажем вам о шести очень важных навыках, которым вы можете начать учить ребёнка сейчас, чтобы помочь ребёнку быть готовым научиться читать, когда он или она пойдёт в школу.

  • Мы порекомендуем вам замечательные книжки, песни и словесные игры, которые помогут развить у вашего ребёнка эти предварительные навыки.


0:49:33

Роль родителя/лица, осуществляющего уход за ребёнком:

Родители и лица, осуществляющие уход за ребёнком, играют решающую роль в подготовке детей к чтению, потому что:

  • Вы лучше всего знаете своего ребёнка и можете учить его теми способами, которые ему легче всего усваивать.

  • Маленькие дети лучше всего учатся новому посредством участия в действии и любят делать это с ВАМИ.

  • У маленьких детей объём внимания, как правило, очень небольшой, и они любят повторять любимые занятия. Вы можете читать ребёнку и проводить игры по развитию грамотности в небольшие промежутки времени в течение дня.

  • Родители являются потрясающими образцами для подражания – если дети видят, что вы цените и любите чтение, они последуют вашему примеру.

  • Дети лучше всего учатся новому посредством участия в действии и любят делать это с ВАМИ. Поэтому вы должны читать им книги каждый день.


Дети в возрасте четырёх и пяти лет и без того познают язык и готовятся к обучению чтению. Чем ваши дети обычно занимаются в течение дня?


0:49:33


1:17:11 Подсказка: как ускорить ответы?
Чем занимаются четырёх- и пятилетние дети

Представьте себе четырёх- и пятилетних детей.

Чем они обычно занимаются?

[^ НАПИШИТЕ ОТВЕТЫ на одном из скреплённых вверху рейкой плакатных листов

или на доске] Ответы могут быть такие:



Играют, например, в парке

Много говорят

Любопытничают и задают вопросы

Готовят или делают то, что делаете вы

Делают вид, что читают книжки

Рисуют

Знают песенку про алфавит

Любят строить

Любят играть, подражая взрослым

Хотят знать, как устроены те или иные предметы


Вы увидите, что многие из этих занятий связаны с начальной грамотностью!


0:51:39

[ДАЙТЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ начальной грамотности. Покажите определение на плакате, доске или слайде программы powerpoint (можно загрузить с вебсайта)]

Возможно, вы уже знакомы с этим термином. Мы будем пользоваться следующим определением:

Начальная грамотность – это то, что дети знают о чтении и письме ещё до того, как они могут читать или писать. [ПОВТОРИТЕ определение.]

ВВЕДИТЕ шесть навыков подготовки к чтению

[^ ПОКАЖИТЕ ПЛАКАТ «Шесть предварительных навыков для подготовки к чтению, которым ребёнок может учиться с рождения» или слайд powerpoint]

[РАЗДАЙТЕ брошюру «Руководство по начальной грамотности для родителей: будущие читатели, дети в возрасте четырёх и пяти лет»

РАЗДАЙТЕ список библиографии о начальной грамотности (по вашему усмотрению - можно загрузить с вебсайта в разделе «исследования»)
Исследования показали, что до обучения чтению дети должны усвоить шесть навыков. Родители могут с самого раннего возраста учить своих детей следующим навыкам:

Мотивация в отношении печатного шрифта

Словарный запас

Повествовательные способности

Узнавание шрифта

Узнавание букв

Фонологическая осведомлённость
^ [РАССКАЖИТЕ О КАЖДОМ ИЗ НАВЫКОВ]


0:51:58

МОТИВАЦИЯ В ОТНОШЕНИИ ПЕЧАТНОГО ШРИФТА - это интерес и любовь ребёнка к книгам.



Почему интерес и любовь детей к книгам имеют большое значение?

Детям, которым нравятся книги и чтение, любопытно узнать о том, как научиться читать. Они будут больше читать.
Исследования показали, что если взаимодействие, связанное с книгой, отрицательное (сиди смирно и слушай, грубая лексика), маленькому ребёнку меньше нравится чтение и сами книги. Он связывает отрицательное взаимодействие с книгой и чтением. Если совместное чтение книги приятно и для родителя, и для ребёнка, ребёнок будет более внимателен и будет лучше реагировать. Чем приятнее совместное чтение книги, тем регулярнее и чаще оно будет происходить.

[Источник: Адриана Бас, Джей Бельски, Маринус Х. Ван Жзендум, Кис Крник. «Привязанность к чтению и его закономерности: исследование матерей, отцов и их малышей», ежеквартальное издание «Исследование детей в раннем возрасте», 12,81-98 (1997)]
"Развитие грамотности не предполагает воссоздание школьной атмосферы в домашних условиях; оно достигается использованием всех обычных, возникающих ежедневно ситуаций».

[Источник: «Откровенный разговор о чтении: как родители могут помочь ребёнку в первые годы жизни» под редакцией Сюзан Холл и Луизы Моутс. Современные книги, 1999]

1:25:26 Подсказка: как продемонстрировать на книге?

[ПРОЧИТАЙТЕ отрывок из любимой книги, ДЕМОНСТРИРУЯ, как читать

весёлым голосом. Например: «Что-то из ничего» (Фёб Гилман)
^ Что родители могут сделать для того, чтобы их четырёх- и пятилетним детям нравились книжки и они хотели больше читать?

  • Читайте чаще и сделайте это занятие приятным.

  • Убедитесь в том, что и вы, и ваш ребёнок в хорошем настроении, для того чтобы опыт был положительным.

  • Прекратите чтение, если рабёнок устал или потерял интерес.

  1   2   3

Похожие:

® Семинар «Начальная грамотность» Для детей в возрасте от четырёх до пяти лет icon® Семинар «Начальная грамотность» Для детей в возрасте до двух лет
Современные исследования показывают, что родители и лица, осуществляющие уход за детьми, играют ключевую роль в развитии начальных...
® Семинар «Начальная грамотность» Для детей в возрасте от четырёх до пяти лет icon® Семинар «Начальная грамотность» Для детей в возрасте от двух до трёх лет
Современные исследования показывают, что родители и лица, осуществляющие уход за детьми, играют ключевую роль в развитии начальных...
® Семинар «Начальная грамотность» Для детей в возрасте от четырёх до пяти лет iconО порядке учета детей в возрасте от 6 до 18 лет, подлежащих обязательному...
«О мерах по учету детей в возрасте 6-15 лет, не обучающихся в образовательных учреждениях», Письма Министерства образования Российской...
® Семинар «Начальная грамотность» Для детей в возрасте от четырёх до пяти лет iconПрограмма воспитания рассчитана на группу детей в возрасте от 3 до 7 лет
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
® Семинар «Начальная грамотность» Для детей в возрасте от четырёх до пяти лет iconВ конкурсе приняли участие более 40 детей в возрасте от 4 до 18 лет...
С 01 по 26 июня 2014 года на базе мбоу дод «Бокситогорский центр дополнительного образования детей» проходил муниципальный этап конкурса...
® Семинар «Начальная грамотность» Для детей в возрасте от четырёх до пяти лет iconД ошкольное учреждение ведет свою историю с 1976 года, тогда оно...
«Колокольчик». Чуть меньше сотни детей посещало три группы: ясельную (от года до трёх лет), среднюю (от трёх до пяти лет) и старшую...
® Семинар «Начальная грамотность» Для детей в возрасте от четырёх до пяти лет iconМуниципальное бюджетное образовательное учреждение Начальная школа детский сад №2
Дидактические игры для формирования словаря и развития речи детей в старшем дошкольном возрасте
® Семинар «Начальная грамотность» Для детей в возрасте от четырёх до пяти лет iconДетство, отрочество, юность
Антуан де Сент-Экзюпери родился во французском городе Лионе, происходил из старинного провинциального дворянского рода, и был третьим...
® Семинар «Начальная грамотность» Для детей в возрасте от четырёх до пяти лет iconИз колоды, содержащей 52 карты, вынули 10 карт. Во скольких случаях...
В группе 10 дружинников, среди них 3 человека в возрасте от18 до 20 лет; 5 – от 20 до 22 и 2 – от 22 до 24 лет. Найти вероятность...
® Семинар «Начальная грамотность» Для детей в возрасте от четырёх до пяти лет iconШкола объявляет прием детей для обучения по образовательным программам...
В первый класс проводится прием детей в возрасте от шести лет шести месяцев до девяти лет или от десяти до двенадцати лет (в зависимости...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница