Комитет по образованию Администрации муниципального образования




НазваниеКомитет по образованию Администрации муниципального образования
страница1/8
Дата публикации26.02.2013
Размер1.02 Mb.
ТипДокументы
shkolnie.ru > Информатика > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8

Библиотечка для родителей

Комитет по образованию

Администрации муниципального образования

«Город Майкоп»

МОУ «Эколого-биологический лицей № 35»

Первый раз

в первый класс

Родителям будущих первоклассников



Комитет по образованию

Администрации муниципального образования

«Город Майкоп»

МОУ «Эколого-биологический лицей № 35»

^ Первый раз в первый класс

Родителям будущих первоклассников

«Первый раз в первый класс» - сборник справочно – информационных материалов и ответов на наиболее часто задаваемые вопросы родителей будущих первоклассников о нормативной базе реализации конституционного права на образование.

Рекомендации специалистов родителям по подготовке детей к школе и коррекции их развития.

Содержание

I. От авторов………………………………………………………………………….

^ II. Предшкольное образование

Что такое предшкольное образование?.......................................................................

Где осуществляется предшкольное образование?..........................................................

Что способствует сохранению и укреплению здоровья дошкольников?..................

Где можно получить консультацию по предшкольному

образованию детей?.......................................................................................................

^ III. Готовность ребёнка к школе

Обязательно ли присутствие ребёнка при записи его в 1-ый класс?............................

Для чего проводится собеседование с родителями

при записи ребенка в школу?..........................................................................................

Каковы критерии готовности ребёнка к обучению в школе?....................................

Как может родитель сам определить готовность ребёнка к школе?........................

Какие знания должны быть сформированы у

будущего первоклассника?.........................................................................................

С шести или с семи лет нужно отдавать ребёнка в 1 класс?................................

Как организовать занятия с ребёнком в домашних

условиях и какова их продолжительность?...........................................................

Какие занятия полезны для ребёнка в период

подготовки его к школе?.......................................................................................

Советы психолога родителям первоклассников………………………………..

О чём же необходимо помнить родителям?...........................................................

Особенности адаптации детей к школе………………………………………….

Режим дня первоклассника………………………………………………………

Где можно получить логопедическую помощь?.................................................

Что такое классы коррекционно-развивающего обучения?.............................

^ IV. Порядок приема в первый класс

Как можно выбрать образовательное учреждение?....................................................

Каков порядок приёма в 1-й класс общеобразовательной школы?..........................

Какие документы нужно представить для записи ребёнка в школу?..........................

Если ребёнок находится под опекой,

каковы особенности его обучения в школе?..........................................................

Могут ли родители выбрать школу не по микрорайону?...................................

Какие формы получения образования с 1 класса существуют сегодня?.................

Если по состоянию здоровья ребёнок в первый класс

школы пойти не может?.............................................................................................

Временное обучение на дому по медицинским показаниям.

Как организуется учебный процесс?.........................................................................

^ VI. Вариативность содержания начального образования в школах

Учебно-методический комплект для начальной школы

по системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова…………….

Учебно-методический комплект для начальной школы

по системе развивающего обучения В. В. Занкова…………………………………..

Учебно-методический комплект для начальной школы

Образовательной системы «Школа 2100»………………………………………………

Учебно-методический комплект для начальной школы

«Школа России»………………………………………………………………………….

Учебно-методический комплект для начальной школы

«Школа 2000…»………………………………………………………………………

Учебно-методический комплект для начальной школы

«Гармония»………………………………………………………………………….

Учебно-методический комплект для начальной школы

«Начальная школа XXI века»……………………………………………………..

Учебно-методический комплект для начальной школы

«Перспективная начальная школа»……………………………………………….

Учебно-методический комплект для начальной школы

«Планета знаний»…………………………………………………………………….

Учебно-методический комплект для начальной школы

«Классическая начальная школа»……………………………………………………

VII. Организация образовательного процесса в первом классе начальной школы

Что такое начальная школа и начальное общее образование?.......................................

Что такое адаптация первоклассника к школе?............................................................

Что такое «ступенчатый» метод наращивания учебной нагрузки?.............................
Каковы особенности расписания уроков первоклассников?........................................

Какой же должна быть учебная нагрузка первоклассника? ………………………….

Что поможет первокласснику справиться с учебной нагрузкой? ……………………

Как организовано в школе питание учащихся начальных классов?............................

Как осуществляется контроль и оценка результатов обучения

в первом классе?...............................................................................................................

Если ребёнок не успевает по итогам года в первом классе?.......................................

Какова организация групп продленного дня?................................................................

Какие произведения рекомендуются для чтения в первом классе?..............................

^ VIII. Первоклассник и компьютер

В каком возрасте стоит покупать ребенку персональный,

свой собственный, компьютер?.....................................................................................

Сколько времени можно позволять ребенку сидеть за компьютером?....................

Как выбрать компьютер для ребенка?.......................................................................

Как правильно обустроить компьютерное место?........................................................

Как правильно сидеть за компьютером?...........................................................................

Как же обезопасить драгоценные глаза ребенка?........................................................

Как сохранить зрение детей? Что для этого делает школа?...........................................

^ IX. Приложения

Приложение 1

Индивидуальное обучение на дому…………………………………………………………

Приложение 2

Примерный набор канцелярских и других принадлежностей для первоклассника…………………………………………………………

^ Уважаемые родители!

Завершается дошкольный период в жизни Вашего ребенка. Вы с волнением ждете нового этапа в жизни, строите свои планы на будущее, думаете о том, как их можно реализовать наиболее полно и оптимально.

Как бы хотелось, чтобы школа стала вторым домом, учитель – мудрым добрым наставником, одноклассники – друзьями.

Начальная школа – самоценный, принципиально новый этап в жизни ребенка: начинается систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении.

С поступлением в школу ребенок впервые реализует общественно значимую и социально оцениваемую учебную деятельность, направленную на усвоение системы научных понятий. Все отношения учащегося с внешним миром, в семье и вне школы определяются его новой социальной позицией – позицией школьника. Учитель выступает как носитель социальных норм, правил, критериев оценки и контроля, обязательность которых диктуется их общественным характером. Отношения со сверстниками строятся как отношения учебного сотрудничества.

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Таким образом, наряду со знаниевым компонентом (функциональной грамотностью младшего школьника – умением читать, писать, считать) в программном содержании обучения представлен деятельностный компонент, что позволит соблюсти баланс теоретической и практической составляющих содержания обучения.

Общеизвестно, что каждые десять лет объем информации, окружающей человека, увеличивается в два раза. Накопленная на сегодняшний день информация не может быть усвоена учеником в полном объеме.

Как показывают исследования, школа как источник информации занимает лишь четвертое место, уступая компьютеру, телевизору и среде общения.

В современном информационном обществе целью образования является не передача опыта, накопленного предыдущими поколениями, а подготовка человека, способного к непрерывному обучению, «образованию, длиною в жизнь», принятие себя как субъекта собственной жизнедеятельности (из доктрины ЮНЕСКО). Это подразумевает решение следующих задач:

- формирование активной жизненной позиции по отношению к себе и окружающим;

- формирование способности и готовности принимать самостоятельные ответственные решения;

- умение выдвигать и отстаивать свою точку зрения;

- умение отстаивать реальные цели;

- умение планировать свои действия, прогнозировать их последствия;

- умение ставить конкретные цели;

- умение реально оценивать степень риска;

- принятие того, что мир изменчив;

- укрепление психофункциональной устойчивости, включая стрессоустойчивость;

- владение навыками саморегуляции, снятие эмоционального напряжения, тревожности;

- толерантность к новизне и неопределенности;

- знание и принятие своих индивидуальных особенностей;

- учет индивидуальных особенностей при распределении своих сил, планировании дел;

- владение навыками поддержки психологического здоровья.

Задачи самопринятия, включая:

- принятие себя (в том числе своих чувств, внешнего облика, тела);

- позитивный образ «Я»;

- уверенность в себе, в своих силах;

- адекватную, устойчивую самооценку;

- самоуважение.

Социально-психологическая компетентность (способность эффективно взаимодействовать с окружающими в системе межличностных отношений):

- умение ориентироваться в социальных ситуациях;

- умение адекватно определять личностные особенности и эмоциональное состояние других людей;

- умение выбирать адекватные способы общения с окружающими людьми и реализовывать их в процессе взаимодействия;

- умение конструктивного разрешения конфликтных ситуаций.

Принятие законов общества, моральных норм и необходимость их соблюдения:

- социальная толерантность;

- наличие представлений о различных правилах в разных микросоциумах (владение социальными ролями);

- осмысленное отношение к морально-нравственным основам социума;

- наличие в системе мировоззрения представлений, служащих основой морально-нравственного поведения.

Формирование каждого из перечисленных качеств личности начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни.

Большую роль в этом играет выработка единых требований к процессу формирования личности ученика со стороны всех участников образовательного процесса.

Важным фактором успешности в достижении поставленных целей также является целенаправленная работа по созданию детских коллективов как среды общения».

Как же достичь этого? Что нужно знать о своем ребенке, возможностях системы образования для его обучения и развития, чтобы своевременно и полно воспользоваться ими?

В предлагаемом сборнике Вы найдете ответы на наиболее часто задаваемые нам вопросы.

Ответы на многие вопросы сопровождаются извлечениями из Закона Российской Федерации «Об образовании» и других нормативных документов, регламентирующих права и обязанности учащихся, родителей и учреждений образования в отношении друг друга, определяющих механизмы реализации конституционного права на образование каждого гражданина Российской Федерации и дающие Вам возможность самостоятельно искать ответы на многие вопросы.

Если Ваш ребенок имеет особенности в развитии или состоянии здоровья и традиционное обучение в общеобразовательной школе ему не подходит, если Вы хотите найти оптимальный вариант получения образования в этой ситуации, начните с изучения данного справочника для родителей. Здесь Вы можете познакомиться с нормативной базой различных форм получения образования, в том числе и образования в семье.

Большое внимание уделено подготовке ребенка к обучению; дан перечень необходимых принадлежностей для первоклассника, а также список литературы для внеклассного чтения.

^ Предшкольное образование

Что такое предшкольное образование?

Предшкольное образование – это образование ребенка до школы, обеспечивающее, с одной стороны, развитие его способностей, а с другой – его успешную социализацию, т.е. вхождение в общество.

Предшкольное образование решает две основные задачи:

  • подготовка детей к обучению, как новому для них виду деятельности (мотивационная готовность, познавательно- речевое развитие и др.);

  • подготовка детей к обучению именно в школе (т.е. к работе в коллективе, общению со взрослыми, сверстниками и пр.)

Где осуществляется предшкольное образование?

Предшкольное образование может осуществляться в организациях, которые имеют в качестве основной цели – образование (например, ДОУ, Центры развития ребенка, учреждения дополнительного образования, школы и др.). Кроме этого, предшкольное образование может осуществляться в семье (домашнее образование).

Результатом предшкольного образования должна стать готовность ребенка к дальнейшему развитию – социальному, личностному, познавательному, появление у него осмысленного и систематизированного первичного знания о мире.

Что способствует сохранению и укреплению здоровья дошкольников?

Для сохранения и укрепления здоровья дошкольника, гармоничного его развития необходимо соблюдать комплекс мер, который должен включать различные направления.

  • Нормализация учебной нагрузки:

- отказ от «школьного» обучения детей дошкольного возраста;

- разработка комплексной психолого-физиологической диагностики развития ребенка и готовности к школьному обучению;

- использование педагогических технологий в соответствии с возрастными особенностями и функциональными возможностями ребенка.

  • Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни:

- использование педагогами вариативных программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни;

- превращение физического воспитания в действенную меру охраны здоровья и гармонизации личности;

- привлечение семьи к работе по формированию культуры здоровья.

  • Создание адаптивной образовательной среды для детей, имеющих ограниченные возможности здоровья и проблемы в развитии. Ранняя диагностика, коррекция и последовательная их социализация.

Где можно получить консультацию по предшкольному образованию детей?

Родители, самостоятельно обеспечивающие предшкольное образование ребенка, могут активно сотрудничать с педагогами ДОУ и других образовательных учреждений, которые занимаются предшкольным образованием. Специалисты проведут консультацию по вопросам выбора программ, использованию методических рекомендаций для родителей с подробным описанием занятий, подбору пособий, цифровых образовательных ресурсов, наглядного и дидактического материала для ребенка.

^ Готовность ребёнка к школе

Для чего проводится собеседование с родителями при записи ребенка в школу?

На собеседовании с родителями будущих первоклассников им даются рекомендации:

- по выбору системы обучения;

- по подготовке ребёнка к началу обучения;

- по получению консультаций (в случае необходимости) с узкими специалистами: логопедом, психологом, неврологом;

- по выбору альтернативной формы обучения.

Каковы критерии готовности ребёнка к обучению в школе?

Личностная готовность - ребенок готов к школьному обучению, если школа привлекает его не внешней стороной (атрибуты: портфель, тетради), а возможностью получить новые знания.

^ Интеллектуальная готовность – наличие кругозора, запаса конкретных знаний, интерес к знаниям. Способность понять связи между явлениями, воспроизвести образец.

- Развитие логического мышления (способность находить сходство и различия разных предметов при сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам).

- Развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20-минут).

- Развитие произвольной памяти (способность к опосредованному запоминанию: связывать запоминаемый материал с конкретным символом / слово-картинка либо слово-ситуация /).

^ Социально-психологическая готовность:

- Учебная мотивация (хочет идти в школу; понимает важность и необходимость учения; проявляет выраженный интерес к получению новых знаний).

- Умение общаться со сверстниками и взрослыми (ребёнок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признаёт авторитет взрослых).

- Умение принять учебную задачу (внимательно выслушать, по необходимости уточнить задание).

^ Физиологическая готовность – уровень физиологического развития, уровень биологического развития, состояние здоровья, а также развитие школьно-значимых психологических функций:

- Развитие мелких мышц руки (рука развита хорошо, ребёнок уверенно владеет карандашом, ножницами).

- Пространственная организация, координация движений (умение правильно определять выше – ниже, вперёд – назад, слева – справа).

- Координация в системе глаз-рука (ребёнок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ – узор, фигуру – зрительно воспринимаемый на расстоянии (например, из книг).

Как может родитель сам определить готовность ребёнка к школе?

В книгах Тихомировой Л.Ф., Басова А.В. «Развитие логического мышления детей». Ярославль, 1996, Венгер Л.А., Венгер А.Л. «Готов ли Ваш ребёнок к школе». М., 1994, представлены диагностические задания для определения психологической готовности ребёнка к школе.

При выборе типа образовательного учреждения (гимназия, школа с углублённым изучением иностранного языка и др.) руководствуйтесь, прежде всего, интересами Вашего ребёнка, учитывайте психофизиологические, интеллектуальные способности и состояние его здоровья.

Для определения готовности детей к обучению в школе учеными разработана педагогическая диагностика.

Вот некоторые задания и методические рекомендации из педагогической диагностики (разработали сотрудники Центра начального обучения РАО Журова Л.Е., Кочурова Е.Э., Евдокимова А.О. и Кузнецова М.И.).

Задание 1

Цель: выявить умение ориентироваться на плоскости (вле­во, вправо, вверх, вниз). Проверяется также умение пересчиты­вать клеточки.

^ Условия выполнения задания: Задание выполняется на клетчатом листе. Предварительно в центре листа необходимо одну клетку закрасить черным цветом. Для работы детям нужны красный, синий, зеленый и желтый карандаши.

^ Текст задания: Ребята, найдите на клетчатом поле чёрную клеточку.

1. Возьмите красный карандаш, отсчитайте от черной кле­точки вправо четыре клеточки и пятую закрасьте красным карандашом.

2. Возьмите синий карандаш. От красной клетки отступите вниз на две клеточки и третью закрасьте синим карандашом.

3. Возьмите зелёный карандаш и клеточку, расположенную слева от синей, и через одну клеточку от нее, закрасьте зеленым карандашом.

4. Возьмите желтый карандаш. Отсчитайте от зеленой клетки вверх пять клеток и шестую закрасьте желтым карандашом».

^ Оценка выполнения задания:

0 баллов — не приступил к выполнению задания; несколько клеток закрашены, но их расположение не соответствует ин­струкции.

1 балл — выполнен верно только один пункт задания, допу­щены ошибки в направлении, пересчете клеток, начале отсчета.

2 балла — выполнены верно два или три пункта задания.

3 балла — все пункты задания выполнены верно.

Если клетки плохо раскрашены, в дополнение к баллу ставится знак «минус».

Задание 2

Цель: выявить умение выбрать и выполнить операцию сло­жения и вычитания; при умении правильно понять текст задачи и перейти от заданного числа к соответствующему конечному множеству предметов (кружков, квадратов).

^ Условия выполнения задания: Задание выполняется на клетчатом листе.

Текст задания: Здесь вы будете выполнять следующее задание. Посмотрите на свои листы. Послушайте задание.

1. В классе (группе) сегодня дежурят 3 девочки и 2 мальчика. Сколько детей дежурят сегодня в классе? Нарисуйте столь­ко кружков, сколько детей дежурят сегодня в классе. (Текст задачи можно повторить.)

2. В легковой машине ехало 6 человек. Двое вышли из машины. Нарисуйте столько квадратов, сколько человек осталось в машине. (Текст задачи можно повторить.)

^ Оценка выполнения задания:

0 баллов — есть попытка решить одну задачу, но число кружков или квадратов неверное.

1 балл — выполнена верно только одна задача, попыток вы­полнить вторую задачу нет.

2 балла — одна задача выполнена верно, есть попытка ре­шать вторую задачу, но число кружков или квадратов неверное.

3 балла — обе задачи выполнены верно.

Какие знания должны быть сформированы у будущего первоклассника?

В области развития речи и готовности к овладению грамотой будущему первокласснику необходимо:

- уметь чётко произносить все звуки речи

- уметь интонационно выделять звук в словах

- уметь выделять заданный звук в потоке речи

- уметь определять место звука в слове (в начале, в середине, в конце)

- уметь произносить слова по слогам

- уметь составлять предложения из 3-4-5 слов

- уметь называть в предложении только 2-е слово, только 3-е слово, только 4-е слово

и т.д.

- уметь использовать обобщающие понятия (медведь, лиса, волк – это животные)

- уметь составлять рассказ по картинке (например, «В зоопарке», «На детской площадке», «Отдых на море», «За грибами» и т.д.)

- уметь составлять несколько предложений о предмете

- различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение, басня)

- уметь наизусть читать любимые стихотворения

- знать автора прочитанного стихотворения

- уметь последовательно передавать содержание сказки.

К началу обучения в школе у ребёнка должны быть развиты элементарные математические представления:

- знать цифры 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

- уметь считать до 10 и обратно, от 6 до 10, от 7 до 2 и т.д.

- уметь называть предыдущее и последующее число относительно любого числа в пределах первого десятка

- знать знаки +, -, =,<, >.

- уметь сравнивать числа первого десятка (например, 7 < 8, 5 > 4, 6=6)

- уметь соотносить цифру и число предметов

- уметь сравнивать 2 группы предметов

- уметь составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание

- знать названия фигур: треугольник, квадрат, круг

- уметь сравнивать предметы по цвету, размеру, форме

- уметь оперировать понятиями: «налево», «направо», «вверх», «вниз», «раньше», «позже», «перед», «за», «между»

- уметь группировать по определённому признаку предложенные предметы.

В области представлений об окружающем мире будущему первокласснику необходимо:

- уметь различать по внешнему виду растения, распространённые в нашей местности (например, ель, берёза, дуб, подсолнух, ромашки) и называть их отличительные признаки

- уметь различать диких и домашних животных (белка, заяц, коза, корова …)

- уметь различать по внешнему виду птиц (например, дятел, ворона, воробей…)

- иметь представления о сезонных признаках природы (например, осень – жёлтые и красные листья на деревьях, увядающая трава, сбор урожая …)

- знать 1-2-3 комнатных растения

- знать названия 12 месяцев года

- знать названия всех дней недели

Кроме того, ребёнок, поступающий в первый класс должен знать:

- в какой стране он живёт, в каком городе, на какой улице, в каком доме

- полные имена членов своей семьи, иметь общие понятия о различных видах их деятельности

- знать правила поведения в общественных местах и на улице.

С шести или с семи лет нужно отдавать ребёнка в 1 класс?

Однозначно ответить на этот вопрос нельзя, так как необходимо учитывать ряд факторов, определяющих подготовленность ребёнка к обучению. Именно от того, насколько ребёнок развит физически, психически, умственно и личностно, а также какова состояние здоровья ребёнка, и будет зависеть с какого возраста ему необходимо начинать обучение в школе. Имеет значение весь комплекс факторов, определяющих уровень развития ребёнка, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными и не приведут к нарушению его здоровья.

Напомним, что у детей, не подготовленных к систематическому обучению, труднее и дальше проходит период адаптации (приспособления) к школе, у них гораздо чаще проявляются различные трудности обучения, среди них значительно больше неуспевающих, и не только в первом классе.

Согласно санитарно-эпидемиологическим правилам СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» в первые классы школ принимаются дети седьмого или восьмого года жизни по усмотрению родителей на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии (консультации) о готовности ребенка к обучению.

Обязательным условием для приёма в школу детей седьмого года жизни является достижение ими к 1 сентября возраста не менее шести с половиной лет. Обучение детей, не достигших шести с половиной лет к началу учебного гола, проводится в условиях детского сада.

Как организовать занятия с ребёнком в домашних условиях и какова их продолжительность?

Уважаемые родители! Помните, что для ребёнка 6-7 лет игра является основным способом познания окружающего мира. Поэтому в занятия необходимо включать игровые элементы.

В любой деятельности участвуют различные органы чувств: слух, зрение, осязание, иногда даже обоняние и вкус. Поэтому, чем больше Вы будете их все задействовать, тем лучше и быстрее (да и веселее) будет происходить процесс запоминания.

Продолжительность ежедневных домашних занятий по развитию познавательных способностей будущих первоклассников (по индивидуальной рекомендации учителя) не должна превышать 30 минут.

Какие занятия полезны для ребёнка в период подготовки его к школе?

1) Подготовка к обучению  письму начинается задолго до прихода ребенка в школу. Развитию полезных для обучения письму навыков поможет рисование, лепка из пластилина, глины, теста, массаж кончиков пальцев. Полезны будут все упражнения на развитие мелкой моторики рук – пальчиковая гимнастика, нанизывание бусин, застегивание пуговиц, конструирование из бумаги, работа с конструкторами разного типа, работа с ножницами, пластилином, катание мелких камешков или шариков пальцами, завязывание узелков на веревках, раскрашивание и рисование в альбомах (карандашами, красками) и т.д.

Необходимо уделить внимание тому, как ребенок держит в руке карандаш или кисть во время рисования. Впоследствии очень сложно будет переучить привыкшего неправильно держать пишущий предмет ребенка. Чтобы развить этот навык, необходимо сначала просто понаблюдать, как ваш малыш держит карандаш. Правильный захват выглядит так:

- пишущий предмет лежит на верхней фаланге среднего пальца,

- фиксируется большим и указательным, большой палец расположен несколько выше указательного;

- опора на мизинец;

- средний и безымянный расположены почти перпендикулярно краю стола.

Расстояние от нижнего кончика пишущего предмета до указательного пальца 1,5-2 см. Конец пишущего предмета ориентирован на плечо. Для обучения правильному захвату можно использовать прием, при котором ребенок как бы руководит действиями взрослого, следя и направляя его. «Обучая» взрослого, ребенок и сам запоминает правильное положение пальцев при письме и рисовании. 

Во время рисования рука не должна быть слишком напряжена. Чтобы избавиться от излишнего напряжения, можно попросить ребенка обводить крупные фигуры с плавным контуром размером примерно с треть альбомного листа. 

Простой и эффективный способ подготовки дошкольника к обучению письму – раскрашивание. При раскрашивании картинок ребенок учится не только правильно держать в руке карандаш, но и использовать силу нажима. Раскрашивание развивает координацию движений и мелкую моторику. Для раскрашивания рекомендуется использовать цветные карандаши, а не фломастеры. 

Необходимо следить, чтобы ребенок держал карандаш не слишком близко и не слишком далеко от его нижнего кончика. Верхний кончик карандаша должен быть направлен в сторону или от себя. Нажим при рисовании не должен быть слишком сильным или слишком слабым.

Но не только штрихование хорошо подготовит руку к письму. Не следует забывать и о том, что при обучении письму важен зрительно-пространственный анализ, зрительно-моторная координация. Для развития этих навыков будет полезно не только раскрашивание и заполнение картинок штриховкой, а копирование ребенком сложных фигур.

Подготовка руки ребенка к письму - процесс длительный.

2) Развитие познавательных способностей (развитие памяти, внимания, восприятия, мышления).

  • Память — это основа нашего сознания. Это волшебная шкатулка, которая сохраняет наше прошлое для нашего будущего.

Существует определенный запас слов, сведений, понятий, образов, которые хранятся в памяти всю жизнь.

Память важнейший компонент интеллектуального развития ребёнка - дошкольника, от развития которого строятся другие познавательные функции и качества личности.

В старшем дошкольном возрасте формируются предпосылки для осуществления самоконтроля в процессе запоминания, под которым понимается умение соотносить получаемые результаты деятельности с заданным образцом.

Менее успешно дети запоминают материал, данный им в готовом виде.

На развитие памяти существенное влияние оказывают все виды деятельности ребенка, но игра среди них занимает ведущее место. То, что нами ощущается и воспринимается, не исчезает бесследно, все запоминается в той или иной степени.

Поэтому лучше запоминается то, что связано с самостоятельными поисками решения, преодолением затруднений - например, в проблемном обучении.

  • Внимание - психический процесс, который обязательно присутствует при познании ребенком мира.

Из огромного потока информации, благодаря работе внимании, ребенок выбирает ту, которая наиболее интересна, значима и важна для него. Выделяют внешнее внимание, обращенное на предметы и явления окружающего мира, на действия других людей.

У дошкольника можно наблюдать и проявление внутреннего внимания, которое направлено на его собственные мысли и переживания. Самым ярким примером этого является ситуация, когда ребенок, забросив все дела, замирает с отрешенным взглядом. Не стоит принимать подобную отрешенность за рассеянность. Наоборот, это кульминация внутреннего внимания. Что стало его объектом, об этом знает только сам ребенок, ушедший в мир своих мыслей, фантазий, переживаний. Сосредоточенность и направленность психики может возникнуть в ответ на какой-либо сильный, необычный, резкий, внезапный раздражитель без каких-либо усилий со стороны взрослого. Такое внимание называют непроизвольным. Оно появляется вместе с вопросом: "Что это такое?", который возникает, когда мы сталкиваемся с чем-то новым, необычным. Для ребенка пяти - семи лет такой вопрос очень актуален. "Обыкновенные чудеса" поджидают дошкольника в самых разных ситуациях и в самое разное время.

Непроизвольное внимание отличается стихийностью возникновения, отсутствием усилий для его появления и сохранения. Случайно возникнув, оно может тут же угаснуть. Чтобы вернуть ребенка к занятию, взрослый должен ввести в его ход какой-то новый, необычный элемент. Например, в гости к ребенку в тот момент, когда он отвлекся на постороннее событие, может прийти какой-то сказочный персонаж. Непроизвольное внимание ребенка вновь «сработает», и его объектом станет занятие. На шестом году жизни ребенок сам начинает управлять собственным вниманием, заставляя себя сосредоточиться на чем-либо важном и нужном, жертвуя занимательным и интересным. Вид внимания, при котором человек ставит перед собой сознательную цель сконцентрироваться на чем-либо, называется произвольным. В этом случае постановка и достижение цели требуют затрат физической энергии, которую дают эмоции и воля. Ребенок, проявляя произвольное внимание, расходует не только свое время, но и часть своей энергии. Вот почему важно благодарить ребенка за проявление произвольного внимания.

Как развивается произвольное внимание? Средства, с помощью которых ребенок начинает управлять своим вниманием, он получает в процессе взаимодействия со взрослыми. Родители должны включать ребенка в такие новые виды деятельности, как игры по правилам, конструирование и т. п. Вводя ребенка в эти виды деятельности, взрослые организуют его внимание при помощи словесных указаний. Ребенка направляют на необходимость выполнять заданные действия, учитывая те или иные обстоятельства.

Например, взрослый сопровождает ребенка при постройке города из деталей конструктора, приговаривая: "Когда начинаешь строить домик, для фундамента выбирай самые большие детали. Так, правильно. А где теперь самая большая? Поищи!" Позднее ребенок начинает сам обозначать словами те предметы и явления, на которые необходимо обращать внимание, чтобы добиться нужного результата. Так он овладевает одним из главных средств управления вниманием - умением словесно сформулировать то, на что он будет ориентироваться. На протяжении дошкольного возраста использование ребенком речи для организации собственного внимания резко возрастает. Выполняя задание по инструкции взрослого, дети старшего дошкольного возраста проговаривают инструкцию в 10-12 раз чаще, чем младшие дошкольники. Таким образом, произвольное внимание формируется в дошкольном возрасте в связи с общим возрастанием роли речи в регуляции поведения ребенка. Часто бывает так, что занятия, которые вначале требовали волевых усилий для сосредоточения внимания, становятся затем интересными и увлекают ребенка. Произвольное внимание при этом переходит в послепроизвольное, в котором смешиваются характерные признаки как произвольного, так и непроизвольного внимания. С произвольным послепроизвольное внимание сходно активностью, целенаправленностью, а с непроизвольным - отсутствием усилий для его сохранения.Таким образом, хотя в дошкольном возрасте преобладающим остается непроизвольное внимание, к пяти-шести годам можно наблюдать развитие произвольного и послепроизвольного внимания. В старшем дошкольном возрасте развиваются и свойства внимания.

Объем внимания - это свойство зависит от количества объектов, которые одновременно ребенок может воспринять, "схватить" с одинаковой ясностью. Чтобы определить объем внимания ребенка, можно провести такую игру. Разложите на столе 10-15 небольших предметов и накройте их платком или салфеткой. Затем откройте предметы на 3 секунды и вновь закройте их. Сколько предметов ребенок сможет назвать?

  • Восприятие — это основной познавательный процесс чувственного отражения действительности, ее предметов и явлений.

Особенности восприятия детей дошкольного возраста.

Восприятие ребенка дошкольного возраста носит не­произвольный характер. Дети не умеют управлять своим восприятием, не могут самостоятельно анали­зировать тот или иной предмет. В предметах до­школьники замечают не главные признаки, не самое важное и существенное, а то, что ярко выделяет их на фоне других предметов: окраску, величину, форму.

От 3 до 7 лет у ребенка формируется способность мысленно расчленять видимые предметы на части, а затем объединять их в единое целое. Ребенок дошкольного возраста учится, помимо контура, выделять струк­туру предметов, их пространственные особенности и соотношения частей.

Лучшие результаты развития восприятия у ребенка дошкольного возраста получаются только тогда, когда ребенку для сравнения предлагаются эталоны, воз­действующие на его органы чувств. Такими эта­лонами при восприятии формы являются геометри­ческие фигуры, при восприятии цвета — спектральная гамма цветов и др. Работа с эталонами — первый этап восприятия.

В дошкольном возрасте дети знакомятся с про­странственными свойствами предметов с помощью глаза и движений рук. Практические действия с воспринимаемыми предметами ведут к перестройке процесса восприятия и представляют собой второй этап развития этой познавательной способности.

^ На третьем этап внешнее восприятие предмета превращается в умственное. Развитие восприятия дает возможность детям дошкольного возраста узна­вать свойства объектов, отличать одни предметы от других, выяснять существующие между ними связи и отношения.

Предлагаемые нами задания, упражнения, игры позволят развивать восприятие ребенка, сделают его более точным, предметным, структурным, целостным. А это просто необходимо для развития интеллекту­альных и художественно-творческих способностей каждого ребенка.

Задание 1

- Как можно быстрее ответь на вопросы:

Сколько

  • дней в неделе?

  • пальцев на ноге?

  • задних и передних лап у утки?

  • времен года?

  • зимних месяцев?

  • гномов у Белоснежки?

  • глаз и бровей у человека?

  • углов у стола, а если один отпилили, то сколько осталось?

- Найдите лишний предмет и объясните, почему он лишний:

  • стол, шкаф, дверь, стул;

  • ель, дуб, сосна, пень;

  • сом, окунь, щука, лягушка.

Задание 2

- Присмотрись внимательно и нарисуй в пустых квадратах недостающие фигурки.



Задание 3

- Найди отличия в картинках.



Задание 4

Сейчас мы выясним, кто может летать, а кто не может.

  • Орел летает?

  • Воробей летает?

  • Корова летает?

  • Змея летает?

  • Воздушный змей летает?

  • Вертолет летает?

Задание 5

Задачка на логику.

Под елкой цветок не растет.

Под березой не растет грибок,

Что растет под елкой,

а что под березой.

Мышление – это процесс познания человеком действительности с помощью мыслительных процессов – анализа, синтеза, суждений и т.п. Выделяют три вида мышления:

- наглядно-действенное (познание с помощью манипулирования предметами (игрушками);

- наглядно-образное (познание с помощью представлений предметов явлений);

- словесно-логическое (познание с помощью понятий, слов, рассуждений).

Наглядно-действенное мышление особенно интенсивно развивается у ребенка с 3 – 4 лет. Он постигает свойства предметов, учится оперировать предметами, устанавливать отношения между ними и решать самые разные практические задачи.

На основании наглядно-действенного мышления формируется и более сложная форма мышления - наглядно-образное. Оно характеризуется тем, что ребенок уже может решать задачи на основе представлений, без применения практических действий. Это позволяет ребенку, например, использовать схематические изображения в ходе того или иного спортивного занятия, когда осуществляется противоборство двух команд или отдельных их представителей.

^ К шести-семи годам начинается более интенсивное формирование словесно-логического мышления, которое связано с использованием и преобразованием понятий.

Достижение высшей стадии логического мышления – длительный и сложный процесс. Предлагаем литературу, которая поможет развивать познавательные способности будущего первоклассника:
  1   2   3   4   5   6   7   8

Похожие:

Комитет по образованию Администрации муниципального образования iconПравила приема детей в муниципальные образовательные учреждения муниципального...
Учреждения) и обязательны к исполнению всеми Учреждениями, независимо от их статуса (типа, вида, категории), находящиеся в ведении...
Комитет по образованию Администрации муниципального образования iconКомитет по образованию администрации муниципального образования
...
Комитет по образованию Администрации муниципального образования iconКомитет по образованию
Администрации муниципального образования «Ханты-Мансийский район» Муниципальное общеобразовательное учреждение: средняя общеобразовательная...
Комитет по образованию Администрации муниципального образования iconКомитет по образованию
Администрации муниципального образования «Ханты-Мансийский район» Муниципальное общеобразовательное учреждение: средняя общеобразовательная...
Комитет по образованию Администрации муниципального образования iconКомитет по образованию администрации муниципального образования
В целях обеспечения эффективного ведения обучения в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами нового...
Комитет по образованию Администрации муниципального образования iconКомитет по образованию Администрации муниципального образования
Ооп ооо, в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №19644 от 17 декабря 2010 года Об утверждении...
Комитет по образованию Администрации муниципального образования iconМежду отделом по образованию администрации Кантемировского муниципального...
Руководитель отдела по образованию администрации Кантемировского муниципального района
Комитет по образованию Администрации муниципального образования iconКомитет по образованию администрации города Мурманска информирует об имеющихся
Комитет по образованию администрации города Мурманска информирует об имеющихся путевках для детей школьного возраста от 7 до 18 лет...
Комитет по образованию Администрации муниципального образования iconКомитет по образованию администрации города Мурманска информирует об имеющихся
Комитет по образованию администрации города Мурманска информирует об имеющихся путевках для детей школьного возраста от 7 до 18 лет...
Комитет по образованию Администрации муниципального образования iconКомитет по образованию и делам молодёжи Администрации города Подольска...
Учредитель – Комитет по образованию и делам молодёжи Администрации города Подольска
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница