Методы профилактики конфликтов




Скачать 117.35 Kb.
НазваниеМетоды профилактики конфликтов
Дата публикации28.02.2014
Размер117.35 Kb.
ТипДокументы
shkolnie.ru > Информатика > Документы

Методы профилактики конфликтов



Отклоняющееся поведение, трудный ребенок, девиация – эти слова становятся, к сожалению, все более и более употребительными в последнее время. Сегодня нам предстоит разобраться в том, что из себя представляет отклоняющее поведение. Девиантное поведение – это особые подростки со сложным характером, неадекватным поведением, те, которых мы называем трудными, с отклоняющимся поведением.

Упражнение (в парах) :«Испуганный еж». Один участник изображает испуганного ежа, свернувшегося в клубок. Задача другого: развернуть его, найти подход, создать условия, при которых еж сам захочет развернуться. Запрещается: сила, щекотка, уговаривание.
^ Информационный блок: Трудный подросток напоминает раненого ежа. Активно пытаясь помочь ему, вы натыкаетесь на колючки. В ответ на любовь, предложение помощи, содействие вы можете встретить закрытость, сопротивление, отторжение, злобу. Чтобы пройти этот путь, следует запастись терпением и верой в успех. Осуждения и запреты в такой ситуации только ожесточают подростка. Нужно помнить главное: дети нуждаются в помощи и поддержке, им остро не хватает понимания, тепла, заботы, их мучает собственная неопределенность, одиночество.

^ Теоретический блок «Ошибки»:

-Ложное убеждение «я должна найти подход к каждому».Возникает манипуляция со стороны подростка.

-Не путать жалость или ложную поддержку (взваливание на себя ответственности, «Лучше научить ловить рыбу»).

- Разъяснить вид помощи: я могу помочь научить владеть собой, находить выход из трудных ситуаций, сопереживать тебе, быть с тобою рядом.

-Бросаемся помогать, вмешиваемся. Невозможно достичь результата, если активна только одна сторона. Необходимо прилагать усилия по изменению вместе. И все таки наши усилия не всегда бывают успешными
^ Методы профилактики конфликтов и конфликтных ситуаций

На первоначальном этапе обучения основной задачей педагога является определение сформировавшихся жизненных ценностей того или иного подростка. Зная их, педагог может подобрать наиболее эффективные способы и методы для корректировки таких целей в целях предупреждения конфликтных ситуаций и организации учебного процесса.

Не секрет, что на «арене жизни» в настоящее время «первые роли» играют жестокие, изворотливые, молодые люди. Современное телевидение, организация массового досуга (клубы, шоу и т.п.) во многом способствуют тому, что у подростков формируется большая степень терпимости ко многим явлениям ненормативного поведения: решение конфликтных вопросов кулаками («кто сильнее, то и прав»); престижно употреблять алкоголь и курить, нецензурно ругаться; можно издеваться над слабыми, ведь тогда ты – «крутой» и т.п.

Такие качества, как порядочность, честность, интеллигентность, трудолюбие, культурность, остались где-то далеко позади. Более того, прилежная учеба и добросовестный труд стали презираться некоторой частью подростков.

Между тем, жизненный опыт свидетельствует о тяге подростков к общению со значимыми для них взрослыми. А если таким значимым взрослым может стать педагог, то появляется возможность корректировки жизненных установок несовершеннолетнего, нацеливание подростка на то, чтобы «стать человеком» - профессионалом экстра-класса, нужного в любое время.

В связи с этим важное значение приобретает личность педагога и необходимость установления психологического контакта с воспитанниками. Об установлении такого контакта можно говорить только в том случае, если подросток проникается интересом к учителю и на основе этого интереса начинает испытывать к нему доверие.

Возникновению доверия, как правило, предшествует оценивание педагога сразу после знакомства с ним. Можно выделить следующие факторы, влияющие на оценку педагога:

  • внешний вид. Неприятие учащихся вызывают неопрятный внешний вид, а также вызывающая одежда с большим количеством украшений;

  • умение общаться. Так, малый словарный запас, суетливость в общении и др. являются негативными факторами. Напротив, говорить простым языком, избегая вычурных выражений, предметно и по делу – факторы, располагающие к себе подростка;

  • пренебрежение со стороны педагога к личности воспитанника (доминирование в разговоре путем произнесения длинных монологов, менторский тон, перебивание собеседника) отрицательно влияет на установление доверия. Следовательно, нужно дать понять подростку, что его позиция и доводы имеют право на существование. Позже их можно будет обстоятельно обсудить, подвергнуть критическому анализу с точки зрения дальнейших жизненных перспектив воспитанника и совместно откорректировать его жизненные цели.

Еще одним важным условием профилактики поведенческих конфликтных ситуаций является разъяснение учителем особенностей организации учебного процесса в данном учебном заведении, а также требований, предъявляемых к учащимся. Результатом таких бесед должно быть четкое представление каждым учеником порядка обучения; правил поведения, предъявляемых в учреждении; о том, к кому конкретно (учителю, завучу, и т.д.) следует обращаться для решения тех или иных конфликтных вопросов. Необходимо сформировать представление о том, что ни один конфликт не останется без детального разбора, без выяснения причин и принятия мер.
^ Методы разрешения конфликтных ситуаций в системе «ученик – ученик»

Становление мировоззренческих ценностей учащихся, выработка своих образцов поведения, утверждение своего «места» среди одноклассников часто приводят к возникновению конфликтов, сопровождаемых оскорблениями друг друга, сплетнями, завистью в связи с борьбой за лидерство или из-за отсутствия взаимопонимания, противопоставления своего «я» коллективу, разрывом между «хочу» и «могу». Иногда создается впечатление, что в такие моменты подростки «теряют тормоза», что ими управляет неведомая сила. Чаще всего в моменты непосредственного конфликта они не контролируют в должной мере свое поведение, не осознают конечных результатов тех или иных своих поступков и действий.

Педагог должен отслеживать такие ситуации, не давать конфликту перейти в неуправляемое русло. Со всеми участниками конфликта следует проводить индивидуальные и групповые беседы, в которых необходимо придерживаться следующих правил:

  • разъяснение причин возникновения конфликтов и конфликтных ситуаций, оказание первой помощи осмысления ситуации;

  • предложение путей разрешения конфликта через осознание его причин и сопоставление жизненных целей участников конфликта, обращаясь к разуму и личности учащихся;

  • обращение к совести учащихся, к его ответственности за поступки перед самим собой и людьми;

  • обращение к чувству справедливости, как непосредственных участников конфликта, так и в группах их поддержки;

  • обращение к чувству самолюбия учащегося, к положительным сторонам его личности, к его способностям, личной чести и достоинству;

  • обращение к состраданию и милосердию, которое направлено на пробуждении в учащихся жалости, нравственного сострадания при виде боли, горя, мучений не другого.

Кроме того, по возможности, следует лишать непосредственных участников конфликта «групп поддержки» (меры по разобщению участников конфликтной группы, иногда – изоляция лидера). Опыт свидетельствует, что достаточно часто конфликт среди подростков «сходит на нет» в отсутствие сторонних наблюдателей, «болеющих» и поддерживающих позицию того или иного участника.

^ Разрешение конфликтных ситуаций в системе «ученик – учитель»

Конфликтные ситуации типа «ученик – учитель» обусловлены, чаще всего, причинами делового характера:

  • либо это недостаточный уровень учителя как предметника и воспитателя (проявляется в неумении организовать познавательный процесс и вызвать интерес учащихся к своему предмету; в манипулировании отметками; в «навешивании ярлыков» неуспевающим ученикам);

  • либо это нарушение дисциплинарных и деловых требований самими учащимися (неподготовленные домашние задания; умышленные нарушения дисциплины на уроке; пропуски занятий без уважительных причин).

Конечно, можно утверждать, что дети «сейчас пошли такие бестолковые». Однако, из тех мест, где учащимся (да и любому взрослому) действительно интересно, они не уходят, а напротив, стремятся туда. Следовательно, в первую очередь, необходимо постоянное повышение своего профессионального уровня учителя, внедрение успешного педагогического опыта в своей собственной деятельности. Будет интерес у детей к познанию того или иного предмета – будут и дисциплина, и выполненные домашние задания, и посещение уроков.

Между тем, следует помнить и о возрастных особенностях несовершеннолетних, когда они могут нарушать требования в силу ложно понятой возможности самоутверждения в подростковой среде.

^ Общие рекомендации по проведению бесед с подростками по поводу их неуспеваемости и пропусков занятий следующие:

  • каждому учителю – предметнику как можно больше рассказать об ученике, отметить те «плюсы» и «минусы» в его характере, которые заметила сама, а в дальнейшем прислушиваться и к их мнению об учащемся;

  • никогда не отвечать «вызовом на вызов», переходя на личные оскорбления учащихся словами или делами;

  • следить за манерой разговора с подростками. Важно построить беседу с позиций «взрослый – взрослый», а не из наших ролей «ученик» и «учитель»;

  • если противостояние случается на уроке и принимает явный эмоциональный накал, предлагается оформить свои претензии в письменном виде и огласить их к обсуждению в иное точно назначенное время;

  • необходимо использовать метод разъяснения правильности тех или иных правил и объективности принимаемых решений. Часто подросткам просто необходимо объяснять, почему нужно то или иное правило и что получится, если его не исполнять;

  • суметь вовремя замолчать, если видишь, что подросток понимает нелепость своих претензий, но не может остановиться в силу боязни показаться «хлюпиком» и «слабаком» перед одноклассниками;

  • не напрашиваться на откровенные разговоры, особенно о взаимоотношениях в семье. Если учащийся доверяет педагогу, он, в случае необходимости, рассказывает об этом сам;

  • подчеркивать успешные дела учащихся, как в личных беседах, так и в классе, (начиная от любых положительных сдвигов в поведении и в учебе, до результатов участия в конкурсах и соревнованиях).

^ Рекомендации по урегулированию конфликтных ситуаций типа «учитель – родитель»

Первые рекомендации по взаимодействию педагога с родителями учащихся касаются того обстоятельства, что каждый родитель – это состоявшийся или несостоявшийся взрослый человек, который имеет свой характер, темперамент, взгляды на жизнь. Не беря в расчет особые ситуации (родители – алкоголики или наркоманы, отсутствие родителей), следует подчеркнуть, что каждому родителю дорог свой собственный ребенок, на его жизнь и судьбу они имеют определенные взгляды и связывают определенные надежды. Поэтому, как правило, на конфликты родители смотрят, в первую очередь, глазами своего ребенка.

Так, зачастую «первые» мысли родителей в конфликтных ситуациях следующие:

  • мой ребенок плохо учится, поэтому учителя считают, что он хулиган;

  • у всех учителей есть любимчики;

  • тебе всегда занижают оценки. Учителя не объективны;

  • учителя часто унижают детей, оскорбляют их;

  • учителя часто плохо говорят о родителях при детях.

Зная данное обстоятельство, выслушав первые возражения родителей, педагог должен удерживаться от совершения следующих ошибок:

  • считать, что родители слишком высокого мнения о своем ребенке;

  • считать позицией родителей, что только учителя должны и обязаны учить и воспитывать их детей;

  • считать, что родители ни во что глубоко не вникают, поверхностно судят об учителях, «однобоко» смотрят на конфликтную ситуацию (только глазами детей);

  • считать, что родители совершенно не контролируют ребенка, не уделяют ему внимания, а приходят с претензиями к учителю;

  • вмешиваются в учебный процесс, считая свой подход единственно верным, полагают, что их ребенка учат не те и не тому.

Учитель при беседе с родителями должен, в первую очередь, выяснить те обстоятельства о конфликте, которые уже известны родителям; рассказать о том, как ситуация выглядит в глазах противоположной стороны конфликта; выявить общие цели родителей и педагогического состава учреждения в отношении ребенка, наметить согласованные пути достижения этих целей. Представляется, что именно общие учебно-воспитательные цели и согласованные пути их достижения в отношении несовершеннолетнего сглаживают противоречия конфликтной ситуации. Кроме того, такой подход позволяет удовлетворить стремление педагога утвердить свой профессионализм, а родителям – защитить своего ребенка (сделать для него добро, благо).

Необходимо подчеркнуть, что учащийся может быть просто участником конфликта. Но он же может и иметь поддержку в той или иной конфликтной ситуации от родителей. Имея такую «группу поддержки» учащийся может сознательно затягивать мирное урегулирование возникших противоречий, обострять течение конфликтной ситуации, устраивать инциденты, что негативно влияет на течение образовательного процесса в учреждении. Таким образом, важным для урегулирования конфликта становится привлечение родителей в «группу поддержки» педагога.

^ Общие рекомендации проведения бесед с родителями, привлечения их как соратников в борьбе за будущее их детей, следующие:

  • строгий запрет на повышенные тона разговора учителя с родителями учащегося в присутствии детей;

  • выслушивая первое мнение родителей о конфликте, не отвечать агрессией на агрессию, дать возможность «выпустить пар», поскольку договориться с взвинченным человеком невозможно;

  • сгладить эмоциональное состояние родителей помогает и такой прием «приведения в чувство» - спросить совет в области их профессиональной деятельности или задать вопрос на тему, отличную от конфликтной. В любом случае не стоит делать глобальных выводов о родителях учащегося по результатам одной встречи, поскольку педагог может не знать всех обстоятельств и причин их сегодняшнего состояния;

  • если родители переходят на оскорбления деятельности учителя, то следует «взять паузу». Обычно, не слыша возражений, родители умолкают и тогда им можно рассказать суть конфликта, конфликтной ситуации;

  • спокойно сделать выводы о предъявляемых родителями претензиях («Я правильно поняла, что Вы считаете, что это так-то и так-то?»). Рассмотреть предъявленные претензии с позиции фактов и объективных обстоятельств, а не мнений и догадок («Это так, потому что есть вот такие факты… (посмотрим сделанную контрольную работу с ошибками, отсутствие в тетрадях домашних заданий, отмеченные в журнале пропуски учебных занятий и т.д.)»;

  • подтвердить в разговоре о тех мерах, которые принимают родители в отношении своих детей, предложить еще способы («Да, Вы делаете для ребенка то-то, то-то и то-то; и можно попробовать еще вот это, чтобы добиться такого-то результата»).

К сожалению, в педагогической практике встречаются и «трудные» родители, достижение согласованных действий с которыми практически невозможно. Это те родители, которые живут своей собственной неустроенной жизнью, снимая с себя ответственность за воспитание ребенка, поскольку он уже «взрослый». Они совершенно не интересуются жизнью своего ребенка, не знают где и с кем он проводит свое время, чем занимается, т.е. контроль жизнедеятельности ребенка, в лучшем случае, очень и очень слабый. В таких ситуациях необходимо искать иных значимых взрослых в жизни несовершеннолетнего.

Заключение
Конфликты и конфликтные ситуации в системе образования с участием несовершеннолетних довольно многочисленны. В тоже время, многие из них поддаются урегулированию без ущерба учебно-образовательному процессу, хотя и в течение длительного периода.

Педагогам следует помнить, что учащиеся в большинстве своем хотят видеть в них не просто человека, обладающего властью, распоряжающегося наказаниями и поощрениями, обладающего авторитетными знаниями в определенной области, но и человека, которому можно подражать. Стиль взаимодействия педагога с учащимися часто служит примером для воспроизводства подобного отношения со сверстниками. Именно поэтому учитель, который ориентирован на искренний интерес к личности учащегося, его чувствам и переживаниям быстрее и легче вступит в контакт с ним и поможет найти выход из конфликта, конфликтной ситуации, устраивающий все заинтересованные стороны.

Для предупреждения и скорейшего разрешения конфликтных ситуаций с участием несовершеннолетних можно и нужно прибегать к помощи родителей учащихся. Такую помощь они охотно оказывают, если педагогам удается создать условия, при которых учащийся в большинстве случаев доносит до родителей позитивную информацию об организации учебного процесса, о своих успехах и успехах группы.

Этому способствует и информированность родителей от учителя об индивидуальных особенностях их ребенка, о способах общения детей, их жизнедеятельности в школе, при формировании у родителей адекватной оценки успеваемости учащегося. Педагогу всегда следует помнить, что быстрые позитивные сдвиги в конфликтном поведении учащегося могут быть только там, где средства собственно педагогического воздействия подкрепляются действенным одобрением таких мер в семье подростка со стороны его родителей или других значимых в его жизни взрослых.

Важно относиться к учащимся, как к взрослеющим людям, вести диалоги с ними с позиций «взрослый – взрослый», (учитывая возрастные особенности), особенно при конфликтных ситуациях. При таком подходе в большинстве случаев не только находятся компромиссные решения в конфликтах, но и воспитывается личность учащегося.

Подводя итог, следует подчеркнуть,что педагог должен уметь заботиться о себе, оказывать поддержку и себе: если мне хорошо, то и другим будет хорошо. Позитивный настрой, вера в результат, собственная уверенность помогает «крепко стоять в жизни на ногах и не дает упасть другому» («прыгнув в яму, вы не сможете помочь человеку выбраться оттуда»). После работы с подростком снимать негативную энергию, не оставлять в себе.



Похожие:

Методы профилактики конфликтов iconСихологические особенности профилактики конфликтов в педагогическом процессе
Психологические особенности профилактики конфликтов в педагогическом процессе профессионально-технических учебных заведениях
Методы профилактики конфликтов iconТема: Формы и методы конструктивного решения конфликта в ученическом коллективе
Цель: раскрыть понятия «конфликт», «виды конфликтов». Рассмотреть причины возникновения конфликтов в ученическом коллективе. Познакомить...
Методы профилактики конфликтов icon«Психологические методы профилактики стресса»
...
Методы профилактики конфликтов iconДиссеминация педагогического опыта
«Роль классных руководителей и педагогов по формированию классного коллектива как воспитательной среды, способствующей развитию личности,...
Методы профилактики конфликтов iconОписание выполненных юррц проектов в области профилактики конфликтов
«Пути достижения межнационального согласия и мира на Юге России». Обобщенные результаты «круглых столов» и конференции мы представляем...
Методы профилактики конфликтов iconОб утверждении программы комплексных мероприятий профилактики правонарушений...
В целях совершенствования государственной системы профилактики правонарушений и принятия комплексных мер по вопросам профилактики...
Методы профилактики конфликтов iconГ. А. Макарова к пс н., директор Института консультирования ппл
Он рассматривается как результат неудачно разрешенного стресса на рабочем месте. В статье обсуждаются диагностические критерии, методы...
Методы профилактики конфликтов iconИтоги деятельности субъектов профилактики правонарушений Лопатинского...
Межмуниципальным отделом мвд россии «Лопатинский» совместно со всеми субъектами профилактики района приняты ряд организационных и...
Методы профилактики конфликтов icon«Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников» Составитель: педагог-психолог
Семинар-практикум для педагогов на тему: «Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников»
Методы профилактики конфликтов iconКонцепция открытого урока «Мир без конфликтов»
Открытый урок «Мир без конфликтов» разработан целевой группой проекта «Школа- территория мира и межнационального согласия» реализуемого...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница