I теоретические основы исследования




НазваниеI теоретические основы исследования
страница1/6
Дата публикации13.04.2013
Размер1.12 Mb.
ТипРеферат
shkolnie.ru > Химия > Реферат
  1   2   3   4   5   6


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ...............................................................................................................3-6

Глава I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ……….………….7-24


1.1 Психолого-педагогические аспекты познавательного интереса в теории и практике эколого-химического обучения.................................................7-14

1.2 Состояние и тенденции проблемы развития познавательных интересов учащихся к изучению эколого-химического материала……...................14-20

1.3 Теоретико-методологические основы исследования...........................20-24

Глава II МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ИЗУЧЕНИЮ ЭКОЛОГО-ХИМИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА В КУРСЕ ХИМИИ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ ……………………………………………………………25-68

2.1 Моделирование методической системы развития познавательного интереса к изучению эколого-химического материала в курсе химии средней школы...................................................................................................................25-32

2.2 Система эколого-химических понятий в курсе химии средней школы, роль познавательного интереса в процессе ее формирования……........................32-43

2.3 Методика развития познавательного интереса к эколого-химическим проблемам на уроках и внеклассной работе по химии....................................43-51

2.4 Экспериментальные исследования влияния познавательного интереса на эффективность эколого­­–химического образования...……………………..51-68

ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................................................69-72

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………....................................................................73-77

ПРИЛОЖЕНИЕ.........................................................................................................78


ПРИЛОЖЕНИЕ (1-9)………………………………………………………….79-108


ВВЕДЕНИЕ.

Острота современной экологической ситуации приводит к необходимости переосмысления проблемы взаимодействия природы и общества.

Надвигающаяся опасность глобального экологического кризиса породила необходимость поиска коллективных действий и общепланетарной стратегии развития. Это привело к рождению концепции устойчивого развития, которая была одобрена главами правительств на Международном экологическом конгрессе в Рио-де-Жанейро в 1992 году. С середины 1990-х годов содержание экологического образования развивается в русле основных идей этой концепции. Ее сторонники считают, что только научив человека умению предвидеть и прогнозировать, обществу можно рассчитывать на успешную реализацию комплекса упреждающих действий, направленных на выживание цивилизации и ее устойчивое развитие. Цель образования для устойчивого развития - способствовать развитию у учащихся знаний, умений и качеств личности, которые необходимы для воплощения в жизнь идеи устойчивого развития.

Суть тех ценностей, которые сегодня стремится формировать экологическое образование, в следующем: какие новые правила для совместной жизни должны выработать и соблюдать миллиарды людей, чтобы не разрушить окружающую среду и свое здоровье, используя технику и технологии, обеспечивая современный уровень комфорта.

“Социальный заказ” современного российского общества на выпускника средней школы должен обеспечить естественную и эффективную интеграцию ребенка в общество: ученик должен быть не только готов к производительному труду в современных условиях. У выпускника школы должно быть сформировано естественно-научное и общегуманитарное мировоззрение, а также сформированы определенные личностные свойства, обеспечивающие его успешную социально-психологическую адаптацию в обществе, социально-личностное развитие, творческую деятельность.

На современном этапе развития общества экологическое образование приобретает мировоззренческую значимость и становится интегративным фактором обучения, воспитания и развития личности. Гуманистическая ценность экологии как науки и учебного предмета является условием для формирования экологической культуры школьников. Экологическое образование - это развивающее образование, а также глобальное образование, это образование в защиту мира на земле, в защиту прав человека.

Так как школьное образование является наиболее приоритетным в развитии системы экологического образования и воспитания, то ведущая роль в реализации его, безусловно, принадлежит школьному учителю – естественнику и учебному предмету химии. Познание закономерностей природных процессов, современных экологических проблем и управление уровнем воздействия на них со стороны человека служит одной из приоритетных задач химии.

В связи с этим, развитие познавательного интереса к изучению эколого-химического материала – это одно из направлений совершенствования процесса обучения химии в рамках программы общества по гармонизации отношений между природой, обществом и человеком. Это предполагает обновление содержания изучаемых в школе основ научных знаний, умений, ценностных ориентаций на межпредметной основе; создание системы практической деятельности учащихся в области сохранения и улучшения окружающей среды; воспитание экологически грамотных людей, способных принимать оперативные и ответственные решения, направленные на улучшение качества окружающей среды.

Основная идея нашего исследования заключается в том, чтобы в пределах существующей системы обучения химии сформировать познавательный интерес учащихся к химической стороне экологических проблем и тем самым внести вклад в формирование экологически грамотной личности, способной принять на себя ответственность за состояние окружающей среды.

^ Цель исследования состоит в повышении эффективности обучения химии в средней школе через развитие познавательных интересов учащихся к изучению эколого-химического материала.

^ Объект исследования: учебно-воспитательный процесс развития познавательных интересов учащихся при изучении эколого-химического материала в средней школе.

^ Предметом исследования является методическая система развития познавательных интересов учащихся к изучению эколого-химического материала в условиях урочных и внеурочных форм организации обучения химии в средней школе.

^ Гипотеза исследования предполагает, что если изучение эколого-химического материала в средней школе ориентировано на познавательные интересы учащихся, то в результате будет обеспечено повышение качества знаний учащихся, уровня экологической культуры, ценностно-ориентированного мировоззрения, активной жизненной позиции учащихся, которые сумеют:

  • оценить экологическую ситуацию в местном масштабе;

  • познакомиться с элементарными технологиями и химическими средствами, позволяющими проводить конкретные химико-экологические исследования;

  • подготовиться к возможности и необходимости принятия решений, связанных с эколого-химическими проблемами, опираясь на концепцию устойчивого развития.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были сформулированы следующие задачи исследования:

1. Проанализировать философскую, социальную, психологическую, педагогическую, методическую литературу по теме исследования.

  1. Определить сущность, предмет, логику и методологическую базу исследования, наметить пути, средства и методы ее решения

  2. Определить в системе совокупность уроков и внеурочных мероприятий, методы и приемы, стимулирующие познавательный интерес к эколого-химическому материалу в средней школе.

  3. Смоделировать методическую систему развития познавательного интереса к изучению эколого-химических проблем в курсе химии средней школы и условия ее реализации.

Исходными методологическими основами исследования явились: идеи гуманизации и глобализации образования (И.Ю. Алексашина, В.П. Зинченко. О.Е. Лебедев, И.М. Титова и др.), непрерывного образования (А.П. Беляева, А.В. Даринский и др.), а также теория познания и принципы социоприродного единства и взаимосвязи (В.И. Вернадский, Н.Ф. Реймерс, Н.Н. Моисеев и др).

Для решения поставленных задач использовалась следующая совокупность методов исследования:

1.Теоретические: а) анализ и синтез философской, психолого-педагогической, методической литературы и нормативных документов по проблеме исследования; б) теоретико-методический анализ состояния проблемы исследования; в) разработка методических основ, моделирование и проектирование методической системы развития познавательных интересов учащихся к изучению эколого-химического материала в средней школе.

2. Экспериментальные: наблюдение, анкетирование, собеседование, педагогический эксперимент.

3. Методы качественного и количественного анализа экспериментальных данных: а) компонентный анализ, б) статистическая обработка полученных данных, в) методическая интерпретация результатов.

^ Глава I. Теоретические основы исследования.

    1. Психолого-педагогические аспекты познавательного интереса в теории и практике эколого-химического обучения.

Широкий круг современных психолого-педагогических и методических исследований познавательных интересов школьников позволяет сделать вывод о том, что это важнейшее личностное образование в школьные годы может служить индикатором общего развития учащихся.

Анализ психолого-педагогической литературы и, в частности, работ Л.И. Божович, А.М. Гальперина, В.С. Ильина, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Г.И. Щукиной и др. показывает, что решение современных задач обучения в значительной мере обусловлено созданием внутренней среды обучаемого (мотивы, потребности, интересы школьников).

Современная дидактика, опираясь на новейшие достижения педагогики и психологии, видит в познавательном интересе большие возможности для обучения, развития и формирования личности в целом. В условиях обучения познавательный интерес выражен расположенностью школьника к учению, к активной познавательной деятельности в области одного или ряда учебных предметов. В то же время, познавательный интерес - глубоко личностное образование. Его психологическую основу составляет целостная система важных для личности процессов (интеллектуальных, эмоциональных, волевых).

Таким образом, познавательный интерес как феномен, имеющий единство объективной и субъективной основы, является фактором, способным усиливать действенность каждой функции обучения. Выбирая психолого-педагогическую основу нашего исследования, мы опирались на достигнутые результаты изучения природы познавательного интереса. Это позволило более полноценно использовать личностно-деятельностный подход для развития познавательных интересов учащихся к изучению эколого-химического материала в средней школе. Согласно этому подходу, преподавание необходимо ориентировать не только на формирование определенных знаний, умений и навыков, но и на развитие адекватного отношения к учению, его мотивации, а также готовности к творческой экологической деятельности. В этом случае по мнению В.Ф. Башарина, И.Я. Ланиной, И.А. Менчинской, Г.И. Щукиной познавательный интерес можно рассматривать не только как внутренний источник энергии, направляющий деятельность школьника, но и как показатель общего развития его личности.

Поскольку познавательный интерес является основным объектом нашего исследования, остановимся более подробно на его сущности, структуре и процессе его формирования. В нашем исследовании мы будем опираться на определение познавательного интереса, предложенное Г.И. Щукиной, так как в нем наиболее четко раскрыта его сущность.

«Познавательный интерес - это особая избирательная направленность личности на процесс познания; ее избирательный характер выражен в той или иной предметной области знаний». В эту область человек стремиться проникнуть, чтобы изучить, овладеть ее ценностями.

Сущность познавательного интереса школьника составляет стремление его к самому процессу познавательной деятельности, желание углубиться в познание, чтобы видеть не поверхностные явления, а изучить предмет интереса глубоко, всеобъемлюще и основательно.

Теория познавательного интереса представляет собой систему психолого-педагогических знаний и включает взаимосвязанные компоненты:

  • сущность и природа познавательного интереса как черты личности;

  • характерные особенности познавательных интересов школьников;

  • формирование познавательного интереса в процессе обучения и воспитания;

  • методы изучения познавательных интересов учащихся.

.Познавательный интерес - сильный и ярко выраженный мотив учения школьников. Он может иметь различную предметную направленность. Интерес как мотив учения может иметь устойчивый или ситуативный характер, быть глубоким или поверхностным.

Познавательный интерес как черта личности школьника характеризуется разными его видами. Интересы различаются по широте, глубине, устойчивости и предметной направленности. Наиболее значимым является широкий интерес старшеклассника со стержневой предметной направленностью на познавательную деятельность, науку, творчество, исследование, эксперимент .

Согласно теории деятельности, обучение эффективно только при такой его организации, когда учащийся усваивает учебное содержание в деятельности, то есть учащийся должен учиться сам, а учитель - осуществлять мотивированное управление его учением, то есть мотивировать, организовывать, координировать, консультировать, контролировать его деятельность.

Познавательный интерес - один из самых значимых мотивов учения, в общей структуре мотивации познавательной деятельности он осознается учеником раньше всего. На более высоком уровне своего развития познавательный интерес, будучи устойчивым, занимающим доминирующее положение в кругу мотивов, становится уже свойством личности.

Формирование и развитие познавательного интереса, как и любого свойства личности, происходит во время деятельности. Являясь личностным образованием, формирующимся в деятельности, познавательный интерес активизирует саму деятельность. Мотивационная сфера является ядром личности, вокруг которой формируются все остальные образования. Мотивация оказывает решающее влияние на все аспекты деятельности и поведения человека: направление и интенсивность деятельности, личностную оценку событий и явлений, содержание и силу переживаний, продуктивность мышления, прочность запоминания, устойчивость внимания, эффективность реализации опыта и способностей.

Влияние мотивационной сферы на познавательный интерес бесспорно, так как сам интерес выступает как непосредственный внутренний побудитель познавательной деятельности. Вместе с тем, имеются различные подходы в раскрытии семантики данного понятия. Часть исследователей разделяют эти взаимосвязанные понятия, но некоторые, в том числе и Г.И. Щукина, рассматривают познавательный интерес как ведущий мотив в развитии личности. Мы также придерживаемся данной точки зрения.

Познавательный интерес выражается в своем развитии различными состояниями. Различают последовательные стадии его развития: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес. В свою очередь они помогают определить состояние избирательного отношения ученика к предмету и степень влияния его на личность.

Исследователи в области мотивации и познавательного интереса указывают, что характер его даже в сходных условиях формируется неодинаково. Г.И. Щукина впервые изучила, систематизировала уровни и проявления познавательных интересов школьников и систему характеризующих их показателей, которые представлены в таблице 1.1
Таблица 1.1

Показатели уровней развития познавательных интересов

Высокий

Средний

Низкий

1

2

3

1. Высокая самопроизвольная познавательная активность.

1. Познавательная активность, требующая систематических побуждений учителя.

1.Познавательная инертность.

2.Интерес к сущности явлений и процессов, к их взаимосвязям закономерностям. Стремление разобраться в трудных вопросах.

2. Интерес к накоплению информации, в основе которой лежат факты, описания. Постижение сущности познания только при помощи учителя.

2.Эпизодический интерес к эффектным сторонам явлений при отсутствии ин-тереса к их сущности.



1

2

3

3. Интенсивно, с интересом протекающий процесс самостоятельной деятельности.

3.Зависимость процесса самостоятельной деяте-льности от ситуации, наличие побуждения.

3.Мнимая само-стоятельность действий (списывания, частые отвлечения).

4. Стремление к преодолению трудностей.

4.Преодоление труд-ностей с помощью других, ожидание помощи.

4.Отсутствие склонности. Полная бездеятельность при затруднениях.

5. Корреляция интереса и склонности (свободное время посвящается пред-мету интереса).

5.Эпизодические занятия предметом интереса.

5. Отсутствие склонности к какому-либо виду деятельности.


Исследования, проведенные учеными-педагогами и методистами по этой проблеме, показывают, что познавательный интерес - один из важнейших мотивов учения школьников и одновременно сильное средство эффективного обучения, в котором своеобразно взаимодействуют эмоциональные и волевые, когнитивные и креативные психологические процессы развития личности .

Психологи и педагоги выделяют два основных канала, по которым происходит развитие и формирование познавательных интересов учащихся: содержание учебного предмета и организация познавательной деятельности учащихся. Результаты методических исследований показывают, что вызывает и подкрепляет познавательный интерес содержание учебного предмета: новое, неизвестное, которое поражает воображение и заставляет удивляться; история научных химических открытий; новейшие достижения химической науки и технологии, практически значимые их достижения; занимательный эксперимент.

Вызывает и поддерживает познавательный интерес и эффективная организация познавательной деятельности учащихся: проблемное обучение; усложнение познавательных задач; задания на применение прикладных знаний и умений; творческие и исследовательские работы с использованием эколого-химического материала; ученическое проектирование, коллективная деятельность, участие в акциях по решению местных экологических проблем; практическая деятельность, вызывающая у ученика чувство успеха.

Активный самостоятельный творческий поиск в познании в школьные годы связан с решением важнейшей задачи - формирования познавательного интереса в условиях личностно-ориентированного обучения каждого ученика.

Развитию мотивации в личностно-ориентированном и личностно-адаптированном обучении химии посвящены работы И.М. Титовой, которые также акцентируют внимание на формировании индивидуального характера познавательного интереса.

Большое значение имеют современные работы, связывающие познавательный интерес с эмоционально-ценностным отношением учащихся к природе, а также проблемами мотивации.

Учитель в обновляющейся школе должен уметь не только обеспечить условия для развития личности, но и обучить самих учащихся, сделать их мыслящими субъектами, не теряющимися в любой жизненной ситуации, поэтому подводя итог рассмотрению психологических особенностей старшего школьного возраста, мы можем отметить, что в этот период происходят решительные сдвиги как в содержании мотивационных тенденций учащихся, так и в общем строении их мотивационной сферы и в механизмах побудительного действия мотивов. По содержанию на первое место выдвигаются мотивы, связанные с жизненным планом ученика, его намерениями в будущем, его мировоззрением и самоопределением.

В современных психолого-педагогических, педагогических и методических исследованиях установлена зависимость между сформированностью познавательных интересов и эмоционально-ценностных отношений, являющихся ведущими компонентами экологического образования, поэтому мы рассматриваем интерес как педагогическую проблему именно через призму ценностей.

Личные ценности человека, отбираемые при помощи потребностей и интереса, умножаются в процессе всей его жизни (благодаря творческому отношению к ним в деятельности), что способствует обогащению общественных ценностей (науки, искусства, техники, культуры). Но особенно значимым формирование эмоционально-ценностного отношения к природе происходит в подростково-юношеском возрасте, на основе интересов и поведения, соотношения социального и личностного, глобального и локального.

К глобальным интересам мы относим познавательные интересы, направленные на формирование экологической культуры, к локальным – познавательные интересы учащихся к определенным фактам, событиям, явлениям, решению экологических проблем местного характера.

Проблема развития познавательного интереса к изучению эколого-химического материала в средней школе является достаточно сложной, так как именно с изучения в школе предмета экологии, а также с охватившей население и школы хемофобией начался процесс падения интереса учащихся к учебному предмету химии.

Химики-методисты проделали огромную работу в развенчивании мифа о химии как главном загрязнителе, в раскрытии ее уникальных возможностей в решении экологических проблем, однако публикации в химических и методических изданиях не всегда доступны населению, учащимся, их родителям и даже многим учителям.

В нашем исследовании мы показываем, что познавательный интерес к вопросам эколого-химического характера социально полезен и представляет большую ценность для личности подрастающего человека, что особенно важно для решения современных экологических проблем.

В нашей работе отражена также связь между развитием познавательных интересов учащихся к изучению эколого-химического материала и формированию эколого-химических умений.

В дидактике нет единого определения умения. В нашем исследовании нашло свое отражение определение, предложенное Н.Е. Кузнецовой:

«Умения - это усвоенные и ставшие личным достоянием ученика способы выполнения действий. Это важнейший результат деятельности».

В настоящее время широко внедряется дифференцированное обучение, которое ведется по вариативным программам и учебникам, что при наличии всех их достоинств осложняет анализ практики преподавания химии в школе. Вместе с тем, перестройка программ и учебников требует существенного повышения теоретического и практического уровня, отражения системности знаний, деятельности учащихся, гуманизации, экологизаци обучения химии.

Однако имеется ряд существенных противоречий между содержанием программ и результатами обучения. В частности, по интересующей нас проблеме в методическом аппарате весьма ограничено число заданий, позволяющим развивать познавательные интересы учащихся к изучению эколого-химического материала, выделены лишь теоретические знания и их структура.

    1. ^ Состояние и тенденции проблемы развития познавательных интересов учащихся к изучению эколого-химического материала.

Совершенствование учебно-воспитательного процесса предполагает всестороннее развитие личности, основанное на сочетании самых разнообразных видов деятельности учащихся. Учебно-воспитательная работа должна быть направлена на формирование экологической культуры учащихся.

Современные взгляды на особенности взаимоотношений природы и общества выражаются в форме представлений о неизбежности поиска путей их совместного развития как необходимого условия сохранения жизни на Земле. В основе формирования экологической культуры должно лежать экологическое воспитание и образование. Под экологическим воспитанием мы понимаем целенаправленное формирование экологического стиля мышления, необходимых нравственных и эстетических взглядов на природу и места в ней человека как части природы, научного понимания экологических проблем, активной жизненной позиции в реализации природоохранных задач и рационального использования природных ресурсов. В своей деятельности учителю необходимо достичь осознания учащимися всей сложности экологических проблем и понимания необходимости соблюдения правил поведения в разнообразных формах взаимодействия с природой.

Экологическое воспитание учащихся на уроках химии и во внеклассной работе может быть организовано с использованием разнообразных форм. Химия даёт возможность для проведения внеклассных мероприятий, уроков с использованием игровых, эмоционально-насыщенных форм работы, а также организации исследовательской работы.

В течение ряда лет, используя нестандартные формы такой работы, мы наблюдаем их эффективность в развитии познавательной активности учащихся, в формировании экологической культуры. Одной из таких форм экологического воспитания является коллективное творческое дело, организация исследовательской самостоятельной работы как в ходе лабораторных и практических занятий, так и в процессе внеклассных занятий.

Экологическое содержание химического образования должно содержать 3 направления: социально-экологическое, химико-экологическое, учебно-исследовательское. Цели социально-экологического направления можно выразить через понятия: социальные, природоохранные и экологические понятия, которые показывают оптимизацию взаимодействия человека и природы, а значит, раскрывают значимость вопроса охраны природы.

Одной из главных задач экологического образования школьников является приобщение их к исследовательской работе, развитие творческих способностей. При этом важна заинтересованность ребят процессом научного познания. Научить их формулировать вопросы и находить на них ответы, объяснять результаты поиска, делать выводы, а полученные экологические знания и умения закреплять на практике – вот цель учителя. Данные, полученные школьниками в ходе исследований, используются на уроках химии при изучении отдельных тем, а также для пропаганды экологических знаний среди населения на родительских собраниях. В свою очередь, учащиеся, кроме накопления научного опыта, усваивают дополнительный теоретический материал, приобретают навыки публичных выступлений, работы с научной литературой.

Среди ведущих идей экологического образования можно выделить следующие:

  • миропонимание на основе современной экологической картины мира;

  • осмысление единства всего живого, а также живого и неживого в природе;

  • понимание себя и отношение к окружающему миру как к части самого себя;

  • понимание многообразия ценностей природы (материальной, эмоциональной, эстетической и др.) и невосполнимости жизни;

  • использование системного подхода к изучению живых систем разного уровня организации;

  • понимание экологических взаимодействий, обеспечивающих целостность живых систем, как процессов обмена веществом, энергией, информацией;

  • переход от антропоцентрического подхода к изучению природных процессов и явлений к биоцентристскому и полицентристскому;

  • понимание причин противоречий (возникновения экологически проблем) в системе “природа - общество” как несоответствие природных и социальных законов;

  • воспитание экологической ответственности за состояние окружающей среды, своего здоровья и здоровья других людей;

Важнейшим инструментом внедрения этих идей является школьное образование. Оно призвано подготовить человека к тому, чтобы он не только был способен жить в меняющемся мире, но и строил будущее сам, своими руками.

Курс на радикальное содержание образования диктуется прежде всего необходимостью привести его в соответствие с новыми образовательными потребностями России, а также международной образовательной практикой.

Однако успешное внедрение идей устойчивого развития в социальную практику в период становления рыночных отношений невозможен без всеобъемлющего экологического образования, развития ценностей экологической культуры населения. Формирование экологической культуры личности обеспечивается соединением непрерывного экологического образования, практической деятельности и общения в процессе такой деятельности.

В действующем базисном учебном плане непрерывность экологического образования реализуется вариативно.

В федеральном компоненте:

  • путем экологизации содержания действующих учебных предметов;

  • путем введения интегрированных курсов “Основы экологии”.

В региональном компоненте:

  • путем выделения учебного времени на проведение экологического практикума для учащихся разных классов:

а) по изучению и оценке экологического состояния окружающей среды своей местности;

б) проектированию и уходу за ландшафтом;

в) пропаганде экологических идей и здорового образа жизни.

В школьном компоненте:

  • путем вовлечения учащихся в выполнение учебных проектов на основе изучения местных экологических ситуаций в целях:

а) развития оценочных суждений;

б) выработки привычки следовать экологическим нормативам в личных поступках и поведении;

в) формировании потребности здорового образа жизни и экологически целесообразного поведения.

В нашем исследовании рассматриваются различные виды стимулирования познавательного интереса, но мы развиваем его в процессе изучения эколого-химического материала, в содержании которого раскрываются следующие вопросы:

  • химические факторы окружающей среды (химический состав вещества, интенсивность химических реакций и др.) и их роль в протекании различных процессов в биосфере;

  • химизация народного хозяйства;

  • химическая технология;

  • химическое загрязнение окружающей среды и средства защиты;

  • рациональное использование топлива;

  • борьба за запрет химического оружия.

Наша задача - показать возможность развития познавательных интересов в результате взаимосвязи познания, предметно-практической, игровой деятельности и общения в процессе обучения.

Именно в таком понимании изучение эколого-химического материала можно рассматривать как один из путей решения проблемы экологического воспитания личности.

В этой же связи необходимым условием развития познавательных интересов учащихся в учебном процессе является познавательная направленность имеющихся у них интересов в различной предметной деятельности, поскольку не просто слагаемое, не совокупность интересов школьников к труду, игре влияет на развитие познавательных интересов, а их включение в процесс познания, обогащающее мотивацию, содержание, способы познавательной деятельности школьников.

Вызывает и поддерживает познавательный интерес и эффективная организация познавательной деятельности учащихся: проблемное обучение; усложнение познавательных задач; задания на применение прикладных знаний и умений; творческие и исследовательские работы с использованием эколого-химического материала; ученическое проектирование, коллективная деятельность, участие в акциях по решению местных экологических проблем; практическая деятельность, вызывающая у ученика чувство успеха.

Обновленное экологическое содержание химического образования предусматривает систематичность, непрерывность, преемственность в работе, а также учет возрастных особенностей учащихся.

Большая роль в экологическом образовании школьников отводится химии, так как в основе любых процессов, протекающих в организме и экосистеме, лежат химические реакции. Тем более важна роль химии при оценке влияния человека на конкретные экосистемы и биосферу в целом. На уроках химии наиболее целесообразно изучать вопросы, связанные с химическим загрязнением окружающей среды, знакомиться с методами мониторинга загрязнения и способами снижения его пагубного влияния на живые организмы, включая человека.

Учитель химии может профессионально обсуждать с учащимися новые малоотходные технологии и методы очистки жидких стоков и газовых выбросов, а также проблему утилизации твердых отходов. На уроках химии надо рассматривать биосферные круговороты веществ и последствия влияния на них человека (усиление парникового эффекта, разрушение озонового экрана, трансграничный перенос загрязняющих веществ и кислотные дожди), химизацию сельского хозяйства, проблемы энергетики с использованием углеродистых энергоносителей и водорода.

Некоторые из перечисленных вопросов изучаются и в курсах других предметов, входящих в образовательное экологическое пространство,- биологии, географии, физики. Однако эти неизбежные элементы дублирования материала даже полезны, так как позволяют учащимся взглянуть на одну и ту же проблему с разных сторон.

Содержание экологической составляющей в предмете «Химия» изложено в

Приложение №1.

^ 1.3 Теоретико-методологические основы исследования

В XX веке происходит осознание общечеловеческих интересов и прежде всего в процессе решения глобальных проблем современности и выживания человека как планетарного явления.

Экологический подход успешно используется при изучении психологических закономерностей познавательных интересов в различных условиях окружающей среды.

Теоретическими основами нашего исследования являются науки: химическая экология, экологическая химия, методика обучения химии; концепции школьного химического и экологического образования; концепция непрерывного экологического образования.

В этой связи мы опирались на следующие теоретические положения:

  • теории личностно–деятельностного подхода к анализу и раскрытию методических проблем (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, М.С. Каган, Г.И. Щукина);

  • теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина, А.И. Раев);

  • методические теории обучения химии (В.Я. Вивюрский, В.П. Гаркунов, Н.Е. Кузнецова, М.С. Пак );

Общим знаменателем для всех этих подходов выступает ориентация на развитие индивидуальных психологических ресурсов ученика, индивидуальное своеобразие переработки информации, присущих ребенку, его личный, субъективный опыт.

Изучение состояния окружающей среды - это такая область знаний, которая находится в стадии своего становления и развития. В ней еще не установился терминологический аппарат. Тем не менее большинство ученых склонно выделять два таких взаимосвязанных научных направления, образовавшихся на стыке экологии и химии, как химическая экология и экологическая химия.

Химическая экология изучает химические механизмы взаимодействия различных компонентов биосферы, определение степени влияния отдельных видов антропогенных воздействий на живую природу с целью установления допустимых уровней нагрузки по этим видам, предсказание возможных экологических последствий химических загрязнений. Химическая экология - это «наука о химических взаимодействиях между живыми организмами или между живой и неживой природой.

Экологическая химия изучает химические механизмы трасформации антропогенных загрязнений в биосфере. В ее задачи входит максимальное уменьшение уровня нагрузки антропогенных воздействий за счет разработки новых, или модификации уже существующих технологических процессов; разработка способов эффективной очистки отходов производства; разработка способов прогнозирования и регуляции уровня химического загрязнения в объектах окружающей среды; выработка рекомендаций по разработке новых препаратов, употребляемых в сельском хозяйстве и бытовой химии; по профилактике других процессов, приводящих к загрязнению окружающей среды; решение вопросов, связанных с порчей пищевых продуктов и деструкцией конструкционных материалов и т.д.

Так как, основой содержательного компонента предмета химии по экологическому образованию учащихся являются науки химическая экология и экологическая химия, тогда эколого-химическое образование - это подготовка учащихся, осуществляемая в рамках общего экологического образования с помощью специфических для химии средств и методов (наблюдение химических явлений, проведение химического эксперимента, использование химического языка и символики).

В задачи эколого-химического образования входит изучение химических механизмов экологически значимых природных и промышленных процессов, способов выявления антропогенных химических загрязнений в объектах окружающей среды (воздухе, воде, почве, растительных и животных тканях); воспитание у учащихся экологической культуры; формирование навыков безопасного обращения с бытовыми химическими препаратами и отходами; ориентация на общечеловеческие ценности и идею ноосферы как идеала будущей цивилизации; привлечению к экологически значимой практической деятельности эколого-химического содержания.

Подготовка к эколого-химическому образованию школьников является сложным многоуровневым процессом, ее анализ и моделирование возможны на основе системного подхода. Процесс формирования эколого-химических знаний и умений также необходимо проводить на основе системного подхода.

Системный подход вытекает из принципов диалектики. Он является наиболее общим научным методом в решении как теоретических, так и практических проблем. Системный подход направлен на анализ и конструирование сложных по организации объектов. Он отражает всеобщую связь предметов, явлений, процессов в природе, обществе, мышлении, материальное единство мира.

Применение системного подхода в методике обучения химии обосновано Н.Е.Кузнецовой, Н.В.Кузьминой, Е.Е. Минченковым и др. В нашем исследовании он применяется:

  • для анализа содержания и конструирования теоретической модели и методической системы развития познавательного интереса к изучению эколого-химического материала в средней школе;

  • для отражения целостного процесса экспериментального обучения и управления им (то есть для обеспечения единства содержательного, процессуально-деятельностного и результативно-оценочного аспектов обучения);

  • для интерпретации результатов обучения с целью нахождения новых путей усовершенствования этого процесса.

Эффективность системного подхода в организации формирования эколого-химических знаний и умений значительно возрастает при включении в него метода моделирования, активно используемого в нашем исследовании при разработке химического эксперимента и средств наглядности. Метод моделирования тесно связан с системным подходом. Системный характер теории моделирования выражается в том, что модели фиксируют моменты целостности объектов и дают в условном и абстрактном виде не только статическую, но и его функциональную картину. В разработку теории моделирования внесли большой вклад отечественные ученые К.Б. Баторов, Н.П. Бусленко, К.Е. Морозов, И.Б. Новик, А.И. Уемов, В.А. Штофф и др. В обучении химии реализуются разные функции моделей и элементов химического моделирования: статистические модели состава и строения веществ, динамические модели химических реакций и технологических процессов.

В нашем исследовании моделирование использовалось преимущественно в плане развития познавательного интереса при изучении эколого-химического материала. Поэтому наряду с общими, мы использовали следующие дополнительные функции:

  • Модель как прогностическая ориентировочная основа методической системы обучения и организации процесса формирования эколого-химических знаний, умений, познавательных интересов, ценностей и управления деятельностью обучаемых.

  • Модель как результат выделения инвариантного эколого-химического содержания обучения.

  • Модель как средство создания и разрешения проблемных ситуаций.

В формировании познавательных интересов при изучении эколого-химического материала большую роль играет обращение к каждой отдельной личности, учет ее индивидуальных и возрастных особенностей.

Обучение - один из видов познания, а формирование в нем знаний и умений - одна из форм познавательной деятельности, которая обеспечивает переработку эмпирических данных, овладение знаниями и умениями, формирование понятийно-теоретического и практического экологического мышления, экспериментально-практических навыков у обучаемых, которые являются важнейшим компонентом экологической культуры личности.

Тенденция современной науки соединить системный и деятельностный подход продуктивна и для совершенствования методики развития познавательного интереса к изучению эколого-химического материала в средней школе, формированию эколого-химических знаний и умений. Важное место в решении данных проблем играет теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина.

Глава II. Методика развития познавательного интереса к изучению эколого–химического материала в курсе химии средней школы.

^ 2.1 Моделирование методической системы развития познавательного интереса к изучению эколого-химического материала в курсе химии средней школы.

Методическая система развития познавательного интереса к изучению эколого-химического материала в курсе химии средней школы представлена ее теоретической моделью, отражающей целостность и взаимосвязь основных ее компонентов, графическое изображение которой соответствует данному учебному процессу (рис.2.1).

Предложенная методическая система отражает закономерности процесса обучения:

  • социальную обусловленность;

  • взаимосвязь воспитания, образования и развития;

  • определяющую роль деятельности и общения в воспитании и образовании;

  • учет возрастных и индивидуальных особенностей обучаемых.

Она построена на основе трех групп принципов:

1) общедидактические принципы обучения:

научности, доступности, гуманизации, наглядности, сознательности, активности и другие;

  1. общие принципы экологического образования:

непрерывности, интеграции, системности, взаимосвязи локальных и региональных проблем;

  1. специфические принципы:

развития познавательного интереса к изучению материала эколого-химической направленности, личностно-ориентированного целеполагания, этапности, вариативности, прогностичности, мобильности (гибкости), технологичности, предполагающий научно обоснованное, валеологически осмысленные и акмеологически ориентированные технологии.

Ведущими идеями методической системы развития познавательного интереса к изучению эколого-химического материала являются:

  • идея системности - использование системного подхода в осмыслении различных проблем в экологии как в интегративной науке и образовательной области (В.П. Беспалько, Н.Е. Кузнецова, Э.Т. Юдин и др.);

  • идея гуманитарно–аксиологической ориентации, которая предполагает экологическое образование учащихся в гуманитарной образовательной парадигме, осмысление путей и технологий гуманизации и гуманитаризации образовательного пространства;

  • идеи В.И.Вернадского о законах развития биосферы;

  • идея устойчивого развития, которая трактуется как процесс коэволюции общества и природы (по Н.Н. Моисееву).

В основу предлагаемой модели положен личностно–деятельностный подход, который и связывает все элементы системы в единое целое.

Методическая система развития познавательного интереса к изучению эколого-химического материала выполняет следующие функции:

  • методологическую - формирует у учащихся системный подход к рассмотрению взаимосвязей между природой и обществом, осознанию целостности природы и ее развития, показывает связь экологии с философией, моралью, практической природоохранной деятельностью (А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, Н.Е. Кузнецова, И.Т. Суравегина, Г.М. Чернобельская и др.);

  • межпредметная – выражается в том, что межпредметные связи способствуют изучению основ современной экологии с позиций системного подхода в познании природы, а также показывают линии интеграции экологических идей и понятий с другими науками и предметным содержанием химии (И.Д. Зверев, Н.М.. Максимов, Н.М. Мамедов и др.);

  • познавательно-информационная функция характеризуется расширением, углублением, актуализацией экологических знаний путем включения преобразовательных эффектов: информационного, синтезирующего, генерирующего, проблемно–стимулирующего и др. (М.А. Шаталов и др.);

  • мотивационно-преобразующая функция заключается в формировании мотивов понимания ценности природы, единства с нею, совершенствовании компетентности в области экологии, рационального природопользования (С.Н. Глазачев, Э.Г. Злотников, И.М. Титова и др.);

  • прогностическая функция отражает понимание учащимися глобальных, региональных и местных экологических проблем и возможные пути их решения, способствует формированию у учащихся здорового образа жизни (А.В. Ефимов, И.Н. Пономарева, И.Т. Суравегина и др.

Методическая система развития познавательного интереса к изучению эколого-химического материала в средней школе представлена ее теоретической моделью (см. рис. 2.1)

Целью создания данной методической системы являются не только высокие требования к уровню образованности учащихся по химии (социальный заказ общества, законы, нормативные акты, Государственные стандарты образования, учебные программы), но и к формированию ценностей экологической культуры: экологических потребностей, познавательных интересов к экологически значимой деятельности по улучшению качества окружающей среды.



Рис. 2.1 Модель методической системы развития познавательного интереса к изучению эколого-химического материала в средней школе.
  1   2   3   4   5   6

Похожие:

I теоретические основы исследования iconТеоретические основы беспроводной связи
Дисциплина «Теоретические основы беспроводной связи» включает в себя разделы, которые могут быть отнесены к вариативной части цикла...
I теоретические основы исследования icon« В. 13» «Теоретические основы информатики»
Теоретические основы информатики разработан в соответствии с требованиями фгос впо (федеральный компонент) к обязательному минимуму...
I теоретические основы исследования iconРабочая программа курса «Теоретические основы электротехники»
Целью изучения дисциплины является овладение базовой электротехнической подготовкой, необходимой для исследования электрических и...
I теоретические основы исследования iconТематика курсовых работ и вкр теоретические основы частных методик...
Изменения в системе русского языка конца XX века начала XXI века и их отражение в школьной грамматике
I теоретические основы исследования iconТесты текущего контроля знаний по дисциплине Дисциплина бз. В. 1...
Дисциплина бз. В. 1 «Теоретические основы измерительных и информационных технологий»
I теоретические основы исследования iconПрограмма-минимум кандидатского экзамена по специальности 02. 00. 01
Настоящая программа охватывает основополагающие разделы неорганической химии, ее теоретические основы (строение вещества, термодинамика...
I теоретические основы исследования iconДополнительной образовательной программы повышения квалификации «Современные...
Модуль Теоретические основы современных психолого-педагогических интерактивных технологий
I теоретические основы исследования iconПрограмма по дисциплине дс. Ф 14
Предмет, задачи, методы, теоретические основы общей и специальной дошкольной педагогики. Нормативно-правовые основы воспитания дошкольников...
I теоретические основы исследования iconЗарево великих пожаров Взгляд из космоса помогает решить многие проблемы на Земле
«Аэрокосмос» – уникального исследовательского учреждения, где не только рождаются физические основы дистанционного зондирования Земли,...
I теоретические основы исследования icon05. 02. 07 Технология и оборудование механической и физико-технической обработки
Теоретические основы, моделирование и методы экспериментального исследования процессов механической и физико-технической обработки,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница