Региональный обучающий курс по Снижению вреда, связанного с потреблением наркотиков




Скачать 157.9 Kb.
НазваниеРегиональный обучающий курс по Снижению вреда, связанного с потреблением наркотиков
Дата публикации28.04.2013
Размер157.9 Kb.
ТипДокументы
shkolnie.ru > География > Документы



Проект по контролю СПИД в Центральной Азии

Региональный обучающий курс по Снижению вреда,

связанного с потреблением наркотиков


МОТИВАЦИОННОЕ ИНТЕРВЬЮИРОВАНИЕ

Образовательный модуль

по обучению тренеров



Бишкек-2007

Авторский коллектив:
Редактор

Т.Асанов, консультант по поддержке Регионального обучающего курса по Снижению вреда, связанного с инъекционным потреблением наркотиков, психиатр, канд.мед.наук
Члены Региональной рабочей группы по разработке образовательных модулей:



Л. Новиченок




независимый эксперт, психолог



М. Хидиров




директор ОО «РАН», психиатр-нарколог, канд.мед.наук



М. Бурханов




директор ОФ «Родители против наркотиков», психиатр-нарколог



Т. Бейшеналиев




зам.начальника управления реформирования МЮ КР, юрист



Выражение признательности

РРГ по разработке образовательных модулей выражает признательность за предоставленные материалы:


  1. AFEW

  2. CEEHRN

  3. UNAIDS

  4. UNODC

  5. WHO



Аббревиатура


АР




Аутрич-работа

ИПН




Инъекционные потребители наркотиков

МИ




Мотивационное интервьюирование

МПОШ




Мобильный пункт обмена шприцев

МЮ КР




Министерство юстиции Кыргызской Республики

ННО




Неправительственная некоммерческая организация

СПОШ




Стационарный пункт обмена шприцев

ОО




Общественное объединение

ОФ




Общественный Фонд

ППОШ




Полевой пункт обмена шприцев

AFEW







CEEHRN







UNAIDS







UNODC







WHO











Оглавление


Введение в модуль







Программа тренинга







Учебный план







Список литературы








^ Введение в модуль
Настоящий модуль разработан в рамках Проекта по Контролю СПИД в Центральной Азии (Central Asian AIDS Project или CAAP), финансируемого Всемирным Банком и Департаментом международного развития Великобритании.

Модуль является результатом деятельности Региональной Группы экспертов в области Снижения Вреда и предназначен для использования тренерами Регионального Образовательного Курса по Снижению Вреда, созданного в г.Бишкек.

При разработке модуля были использованы материалы партнерских организаций, источники, доступные из Интернета, а также других источников.
^ Актуальность разработки модуля
Первые программы Снижения вреда (СВ) в странах Центральной Азии были внедрены в конце 90-х годов прошлого столетия и в настоящее время являются важной частью работы среди инъекционных потребителей наркотиков в отношении профилактики ВИЧ/СПИДа.

Однако, к сожалению, в регионе отсутствует налаженная система подготовки квалифицированных специалистов для работы в профилактических программах по ВИЧ/СПИДу среди потребителей наркотиков. Существующая практика подготовки и повышения квалификации кадров для программ СВ ограничивается «внутренним» обучением в рамках реализуемых проектов по СВ или обучением в рамках международных проектов по СВ. В обоих случаях образовательные программы по СВ не интегрированы в существующие национальные системы постдипломной и непрерывной подготовки специалистов и не прошли согласования или утверждения в Министерствах образования и здравоохранения Центральноазиатских стран, что ограничивает их возможности и доступность для широкого круга работников, занятых в этой сфере.
^ Цель модуля
Целью настоящего модуля является содействие повышению квалификации тренеров, работающих в сфере подготовки специалистов для программ Снижения вреда, связанного с потреблением наркотиков.
^ Задачи модуля
В задачи модуля входят:

  1. предоставление всесторонней информации тренерам и слушателям РОКСВ по теории и практике снижения вреда;

  2. информирование тренеров и слушателей РОКСВ о современных подходах к решению проблем распространения ВИЧ/СПИДа среди ИПН;

  3. систематизация знаний и навыков тренеров и слушателей РОКСВ по теории и практике Снижения вреда;

  4. выработка у тренеров и слушателей РОКСВ необходимых навыков для обучения специалистов программ Снижения вреда в своих странах.


^ Структура модуля
Модуль содержит базовую информацию по теории и практике Снижения Вреда, которая в дальнейшем может быть расширена и дополнена в соответствии с потребностями РОКСВ.

Модуль содержит в виде приложений следующие, необходимые для проведения тренингов по СВ, материалы:

  1. программу тренинга по настоящему модулю;

  2. учебный план тренинга с использованием модуля;

  3. лекционный материал по тематике модуля;

  4. задания к сессиям по тематике модуля;

  5. ppt-слайды по тематике модуля и тренинга;

  6. список использованной и рекомендованной для использования литературы;

  7. вопросники по до- и посттренинговому тестированию.


Все материалы модуля содержатся в CD диске, который предназначен для раздачи участникам РОКСВ в качестве раздаточного материала.
^ Рекомендации по использованию модуля

Каждый модуль рассчитан на один или половину учебного дня в качестве материала для самостоятельной тренинговой сессии или тренингов ой сессии в составе многодневного тренинга с использованием всего комплекта модулей или их части.
Формы занятий и материалы модуля

  • Лекции

  • Презентации

  • Мозговой штурм

  • Дискуссии

  • Работа в малых группах

  • Общая групповая работа

  • Работа в парах

  • Работа в тройках

  • Общая работа в круге обсуждения

  • Ролевые игры

  • Упражнения

  • Игры-разминки


Оборудование и материалы

  • Компьютер с Power Point слайдами

  • Оверхед, мультимедийный проектор

  • Флип-чарт, плакатные листы и маркеры

  • Экран для демонстрации слайдов

  • Видеомагнитофон и телевизор

  • Переносные электрические кабели

  • CD диски

  • Принтер

  • Столы и стулья (в случае необходимости сдвигающиеся)

  • Набор канцелярских товаров (белая бумага, ручки, маркеры, ножницы, клей, скотч)

  • Фотоаппарат

  • Раздаточный материал для участников тренинга:

      • материалы сессий

      • учебные задания

      • оценочные формы

      • CD диски с материалами тренинга

      • упражнения

      • учебные примеры



Программа модуля: Мотивационное интервьюирование


Время

Тема

Форма

занятия

Продолжительность

Утренняя сессия

Модуль 12. Мотивационное интервьюирование

9.00-9.10

Разминка «Дождик»

Игра-разминка

10 мин.

9.10-9.50

Занятие 1. Тема: Цели, задачи сущность и стиль мотивационного интервьюирования. Возможности и ограничения мотивационного интервьюирования

Лекция

40 мин.

9.50-10.45

Занятие 2. Тема: «Советы»

Работа в парах, обсуждение

55 мин.

10.45-11.00

Занятие 3. Тема: «Аналогия»

Ролевая игра

15 мин.

11.00-11.15

Кофе – брейк

15 мин.

11.15-11.25

Разминка «Лавата»

Игра-разминка

10 мин.

11.25-11.35

Занятие 4. Тема: Стадии изменения поведения и особенности каждой стадии

Лекция

15 мин.

11.35-11.45

Занятие 5. Тема: «Айкидо»

Ролевая игра

10 мин.

11.45-12.00

Занятие 6. Тема: Сопротивление

Лекция

15 мин.

12.00-12.10

Занятие 7. Тема: Причины сопротивления

Мозговой штурм

10 мин.

12.10-12.30

Занятие 8. Тема: Три источника сопротивления

Лекция

20 мин.

12.30-13.30

Обед

60 мин.

Дневная сессия

Модуль 12. Мотивационное интервьюирование (продолжение)

13.30-13.45

Занятие 9. Тема: Техника «Отражение»

Лекция

15 мин.

13.45-14.10

Занятие 10. Практикум. Обсуждение.

Работа в парах, обсуждение

25 мин.

14.10-14.20

Разминка «Регулировщик»

Игра-разминка

10 мин.

14.20-14.35

Занятие 11. Тема: Техника «Постановка цели»

Лекция

15 мин.

14.35-15.00

Занятие 12. Практикум. Обсуждение.

Работа в парах

25 мин.

15.00-15.15

Кофе – брейк

15 мин.

15.15-15.20

Разминка «Ревущий мотор»

Игра-разминка

5 мин.

15.20-15.30

Занятие 13. Тема: Описание техник преимущества и потерь, связанных с изменением поведения

Лекция

10 мин.

15.30-16.00

Занятие 14. Тема: Практикум. Обсуждение

Работа в парах

30 мин.

16.00-16.15

Занятие 15. Гендерные аспекты мотивационного интервьюирования

Групповая дискуссия

15 мин.

16.15-16.35

Занятие 16. Тема: Организация и менеджмент мотивационного интервьюирования

Лекция

20 мин.

16.35-16.50

Занятие 17. Тема: Мониторинг и оценка эффективности мотивационного интервьюирования

Групповая дискуссия

15 мин.

16.50-17.00

Подведение итогов дня.

10 мин.


Учебный план

Разминка «Дождик»
Метод- игра-разминка

Время- 10 мин.
Материалы

  1. упражнение 12-01


^ Занятие 1. Тема: Цели, задачи сущность и стиль мотивационного интервьюирования. Возможности и ограничения мотивационного интервьюирования
Метод- лекция

Время- 40 мин.
Цель занятия. Повышение уровня информированности об истоках, целях и сущности мотивационного интервьюирования.
Основные положения темы

  1. Истоки возникновения мотивационного интервьюирования

  2. Цели мотивационного интервьюирования

  3. Сущность и стили мотивационного интервьюирования

  4. Возможности мотивационного интервьюирования

  5. Другие требования к мотивационному интервьюированию


Техническое оснащение

  1. компьютер

  2. видеопроектор

  3. экран


Материалы

  1. ppt-презентация, слайды 12-1

  2. текстовой материал лекции 12-1

  3. рекомендуемая литература


Занятие 2. Тема: «Советы»
Метод- работа в парах, обсуждение

Время- 55 мин.
Цель занятия. Закрепление на практике теоретической информации о возможностях и ограничениях мотивационного интервьюирования
Материалы

  1. Задание 12-2


Занятие 3. Тема: «Аналогия»
Метод- ролевая игра

Время- 15 мин.
Цель занятия. Позволить участникам через собственный игровой опыт понять процесс изменения поведения
Техническое оснащение

  1. доска

  2. маркеры

  3. флип-чарт


Материалы

  1. задание 12-3

  2. одноразовые стаканчики

  3. 3 бутылки по 1,5 л (Фанта, Кола. Минеральная вода)

  4. бумажный скотч

  5. карточки с названиями «Пресозерцание», «Созерцание», «Планировка и подготовка», «Действие», «Поддержание», «Рецидив»


Разминка «Лавата»
Метод- игра-разминка

Время- 10 мин.
Материалы

  1. упражнение 12-02


^ Занятие 4. Тема: Стадии изменения поведения и особенности каждой стадии

Метод- лекция

Время- 10 мин.
Цель занятия. Повысить уровень осведомленности участников о процессе изменения поведения и особенностях каждой стадии, а также достижение понимания того, что успех работы с наркозависимыми во многом зависит от установок специалиста.
Основные положения темы

  1. Стадии изменения поведении и особенности каждой стадии


Техническое оснащение

  1. компьютер

  2. видеопроектор

  3. экран


Материалы

  1. ppt-презентация, слайды 12-4

  2. текстовой материал лекции 12-4

  3. рекомендуемая литература


Занятие 5. Тема: «Айкидо»
Метод- ролевая игра

Время- 10 мин.
Цель занятия. Предоставление участникам возможности через собственный игровой опыт понять, что такое сопротивление
Материалы

  1. Задание 12-5


^ Занятие 6. Тема: Сопротивление
Метод- лекция

Время- 15 мин.
Цель занятия. Предоставление участникам информации о причинах и проявлениях сопротивления, а также возможности понять, что сопротивление часто провоцируется самими консультантами.
Основные положения темы

  1. Сопротивление


Техническое оснащение

  1. компьютер

  2. видеопроектор

  3. экран


Материалы

  1. ppt-презентация, слайды 12-6

  2. текстовой материал лекции 12-6

  3. рекомендуемая литература


Занятие 7. Тема: Причины сопротивления
Метод- мозговой штурм

Время- 10 мин.
Цель занятия- предоставление участникам возможности подумать над тем, по каким причинам нам может сопротивляться человек.
Техническое оснащение

  1. доска

  2. маркеры

  3. флип-чарт


Материалы

  1. Задание 12-7


Занятие 8. Тема: Три источника сопротивления
Метод- лекция

Время- 20 мин.
Цель занятия- ознакомление участников с факторами, вызывающими сопротивление при проведении мотивационного интервьюирования
Основные положения темы

  1. Три источника сопротивления:

    1. Факторы, связанные с консультантом.

    2. Социальная среда и другие внешние факторы.

    3. Факторы, связанные с клиентом.


Техническое оснащение

  1. компьютер

  2. видеопроектор

  3. экран


Материалы

  1. ppt-презентация, слайды 12-8

  2. текстовой материал лекции 12-8

  3. рекомендуемая литература


Занятие 9. Тема: Техника «Отражение»
Метод- лекция

Время- 15 мин.
Цель занятия. Ознакомление с понятием и функциями техники «Отражения» в мотивационном интервьюировании
Основные положения темы

  1. Определение техники «Отражения»

  2. Простое отражение

  3. Избирательное отражение

  4. Двустороннее отражение


Техническое оснащение

  1. компьютер

  2. видеопроектор

  3. экран


Материалы

  1. ppt-презентация, слайды 12-9

  2. текстовой материал лекции 12-9

  3. рекомендуемая литература


Занятие 10. Тема: Практикум по технике «Отражение»
Метод- работа в парах, обсуждение

Время- 25 мин.
Цель занятия. Закрепление на практике теоретической информации об отражении.
Материалы

  1. Задание 12-10


Разминка «Регулировщик»
Метод- игра-разминка

Время- 10 мин.
Материалы

  1. упражнение 12-03


Занятие 11. Тема: Техника «Постановка цели»
Метод- лекция

Время- 15 мин.
Цель занятия- ознакомление участников с техникой «Постановка цели» в мотивационном интервьюировании и достижение понимания важности правильной постановки конкретной и измеримой цели в работе с клиентом.

Основные пункты для изучения

  1. Цели и задачи техники «Постановка цели»

  2. Требования к технике «Постановка цели»


Техническое оснащение

  1. компьютер

  2. видеопроектор

  3. экран


Материалы

  1. ppt-презентация, слайды 12-11

  2. текстовой материал лекции 12-11

  3. рекомендуемая литература


Занятие 12. Тема: Практикум по технике «Постановка целей»
Метод- работа в парах

Время- 25 мин.
Цель занятия. Практическое закрепление теоретической информации о технике постановки целей.
Материалы

  1. Задание 12-12.



Разминка «Ревущий мотор»
Метод- игра-разминка

Время- 5 мин.
Материалы

  1. упражнение 12-04


Занятие 13. Тема: Описание техники «Преимущества и потери», связанные с изменением поведения
Метод- лекция

Время- 10 мин.
Цель занятия. Обучение применению техники «преимущества и потерь» в мотивационном интервьюировании
Основные пункты для изучения

  1. Техника «Преимущества и потери»


Техническое оснащение

  1. компьютер

  2. видеопроектор

  3. экран


Материалы

  1. ppt-презентация, слайды 12-13

  2. текстовой материал лекции 12-13

  3. рекомендуемая литература



Занятие 14. Тема: Практикум по технике «Преимущества и потери»
Метод- работа в парах

Время- 30 мин.
Цель занятия. Развитие навыков обсуждения с клиентом преимуществ и потерь
Материалы

  1. Задание 12-14


^ Занятие 15. Тема: Организация и менеджмент мотивационного интервьюирования
Метод- лекция

Время- 20 мин.
Цель занятия- предоставление участникам информации о процессе и элементах организации процесса мотивационного интервьюирования
Основные положения темы

  1. Организация процесса МИ

  2. Требования к специалистам

  3. Требования к оснащению рабочего места

  4. Требования к обеспечению доступности услуг по МИ


Техническое оснащение

  1. компьютер

  2. мультимедийный проектор

  3. экран


Материалы

  1. ppt-презентация, слайды 12-15

  2. текстовой материал для лекции 12-15

  3. рекомендуемая литература


Занятие 16. Тема: Мониторинг и оценка эффективности мотивационного интервьюирования
Метод- групповая дискуссия

Время- 20 мин.
Цель занятия- совместная выработка критериев оценки услуг по МИ
Техническое оснащение

  1. доска

  2. маркеры

  3. флип-чарт


Материалы

  1. Задание 12-16


Обратная связь. Подведение итогов дня. (20 мин.)
Использованная и рекомендуемая литература


  1. Амбулаторная реабилитация больных с зависимостью от наркотиков// Методическое руководство под ред. Граутманна Ф., Валентика Ю.В., Мельниковой В.Ф. Павлодар, 2004.

  2. Аусти Л. Мотивационное интервьюирование: Руководство по мотивационному консультированию. – Совет Европы, Группа Помпиду, 2000.

  3. Батищев В.В., Негериш Н.В. Методологическая организация программы реабилитации больных зависимостью от психоактивных веществ, имеющих низкий уровень мотивации на лечение. М., 2001.

  4. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. М., Прогресс, 1988.

  5. Мотивационное интервьюирование лиц, употребляющих инъекционные наркотики. Международный Альянс по ВИЧ/СПИД «СПИД Фонд Восток – Запад» южно-украинский тренинговый центр. Киев 2004.

  6. Психотерапия зависимых: лучшие практики диагностики лечения и реабилитации зависимых от психоактивных веществ. Павлодар, 2004.

  7. Реабилитация зависимых: лучшие практики диагностики, лечения и реабилитации зависимых от психоактивных веществ. Павлодар, 2004.


Похожие:

Региональный обучающий курс по Снижению вреда, связанного с потреблением наркотиков iconРегиональный обучающий курс по Снижению вреда, связанного с потреблением наркотиков
Т. Асанов, консультант по поддержке Регионального обучающего курса по Снижению вреда, связанного с инъекционным потреблением наркотиков,...
Региональный обучающий курс по Снижению вреда, связанного с потреблением наркотиков iconРегиональный обучающий курс по Снижению вреда, связанного с потреблением наркотиков
Т. Асанов, консультант по поддержке Регионального обучающего курса по Снижению вреда, связанного с инъекционным потреблением наркотиков,...
Региональный обучающий курс по Снижению вреда, связанного с потреблением наркотиков iconРегиональный обучающий курс по Снижению вреда, связанного с потреблением наркотиков
Т. Асанов, консультант по поддержке Регионального обучающего курса по Снижению вреда, связанного с инъекционным потреблением наркотиков,...
Региональный обучающий курс по Снижению вреда, связанного с потреблением наркотиков iconРегиональный обучающий курс по Снижению вреда, связанного с потреблением наркотиков
Т. Асанов, консультант по поддержке Регионального обучающего курса по Снижению вреда, связанного с инъекционным потреблением наркотиков,...
Региональный обучающий курс по Снижению вреда, связанного с потреблением наркотиков iconРегиональный обучающий курс по Снижению вреда, связанного с потреблением наркотиков
Т. Асанов, консультант по поддержке Регионального обучающего курса по Снижению вреда, связанного с инъекционным потреблением наркотиков,...
Региональный обучающий курс по Снижению вреда, связанного с потреблением наркотиков iconРегиональный обучающий курс по Снижению вреда, связанного с потреблением наркотиков
Т. Асанов, консультант по поддержке Регионального обучающего курса по Снижению вреда, связанного с инъекционным потреблением наркотиков,...
Региональный обучающий курс по Снижению вреда, связанного с потреблением наркотиков iconРегиональный обучающий курс по Снижению вреда, связанного с потреблением наркотиков
Т. Асанов, консультант по поддержке Регионального обучающего курса по Снижению вреда, связанного с инъекционным потреблением наркотиков,...
Региональный обучающий курс по Снижению вреда, связанного с потреблением наркотиков iconРегиональный обучающий курс по Снижению вреда, связанного с потреблением наркотиков
Т. Асанов, консультант по поддержке Регионального обучающего курса по Снижению вреда, связанного с инъекционным потреблением наркотиков,...
Региональный обучающий курс по Снижению вреда, связанного с потреблением наркотиков iconРегиональный обучающий курс по Снижению вреда, связанного с потреблением наркотиков
Т. Асанов, консультант по поддержке Регионального обучающего курса по Снижению вреда, связанного с инъекционным потреблением наркотиков,...
Региональный обучающий курс по Снижению вреда, связанного с потреблением наркотиков iconРегиональный обучающий курс по Снижению вреда, связанного с потреблением наркотиков
Т. Асанов, консультант по поддержке Регионального обучающего курса по Снижению вреда, связанного с инъекционным потреблением наркотиков,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница