Рабочая программа учебной дисциплины послевузовского профессионального образования по научной специальности 13. 00. 02 Теория и методика обучения и воспитания (физика) дисциплина по выбору «Технология обобщения знаний по физике»




Скачать 143.24 Kb.
НазваниеРабочая программа учебной дисциплины послевузовского профессионального образования по научной специальности 13. 00. 02 Теория и методика обучения и воспитания (физика) дисциплина по выбору «Технология обобщения знаний по физике»
Дата публикации09.10.2014
Размер143.24 Kb.
ТипРабочая программа
shkolnie.ru > Физика > Рабочая программа


Министерство образования и науки Российской Федерации
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования
«АРМАВИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»

Кафедра физики и методики ее преподавания


УТВЕРЖДЕНА

Ученым советом ФГБОУ ВПО «АГПА»

протокол № ___ от «___» ___________ 2012 года

Ученый секретарь академии __________________М.П.Евдокимова




^ РАССМОТРЕНА И ОДОБРЕНА

на заседании кафедры физики и МП

« » ___________ 20___ _года

(протокол № ____)

Зав.кафедрой д.пед.наук, проф.

_____________Е.А.Дьякова




^ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

по научной специальности 13.00.02 – Теория и методика обучения и воспитания (физика)

^

дисциплина по выбору




«Технология обобщения знаний по физике»



Форма обучения: очная/заочная

Составители:

д.п.н., проф. Е.А.Дьякова
Армавир

2012 г.

СТРУКТУРА

рабочей программы учебной дисциплины





Стр.

  1. Аннотация РПУД




3

  1. Цель и задачи освоения учебной дисциплины




5

  1. Место дисциплины в структуре ООП




5

  1. Требования к результатам освоения учебной дисциплины




5

  1. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы




6

  1. Структура и содержание учебной дисциплины




6

  1. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины

7

  1. Материально-техническое обеспечение учебной дисциплины




8



Аннотация

рабочей программы учебной дисциплины по выбору
^

«Технология обобщения знаний по физике»



Цель учебной дисциплины: сформировать готовность к постановке лабораторного физического эксперимента в основной и старшей школе с использованием современного оборудования.

Место учебной дисциплины в структуре ООП:

дисциплина относится к курсам по выбору цикла дисциплин образовательной составляющей подготовки аспирантов. Для освоения дисциплины «Технология обобщения знаний по физике» используются знания, умения, виды деятельности и установки, сформированные при изучении курсов физики и методики обучения физике в вузе, основ физического эксперимента.

Требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате изучения учебной дисциплины аспирант должен:

Знать:

  • сущность процессов обобщения и систематизации знаний;

  • основные понятия процесса обобщения знаний;

  • структуру физической теории и обобщенные планы описания физических знаний;

  • уровни обобщения знаний по физике;

  • технологию обобщения знаний по физике.

Уметь:

  • анализировать материал по физике с целью его структурирования;

  • формировать у учащихся умение обобщать знания по физике;

  • разрабатывать средства осуществления процесса обобщения знаний.

Владеть:

  • навыками использования научного языка, научной терминологии;

  • навыками определения места единицы физического знания в системе знаний;

  • способностью к проектированию методики и технологии обучения.

Общая трудоёмкость учебной дисциплины составляет 3 зачётные единицы (108 часа).

Основные разделы учебной дисциплины:

  1. Теоретические основы процесса обобщения знаний по физике.

  2. Технология обобщения знаний по физике.

  3. Уровни обобщения знаний по физике. Урок обобщения знаний по физике

  4. Реализация частных технологий обобщения знаний по физике.

  5. Особенности обобщения знаний по физике в профильной школе.



^ Составители: д.п.н., проф. Е.А.Дьякова

СТРУКТУРА

рабочей программы учебной дисциплины
Цель и задачи освоения учебной дисциплины:

Цель: сформировать готовность к обобщению и систематизации знаний по физике в основной и старшей школе.

Задачи:

  • сформировать представления о теоретических основах обобщения и систематизации знаний по физике, методологических основах физических знаний;

  • сформировать знания о технологии обобщения знаний по физике;

  • сформировать умение реализовывать компоненты технологии обобщения знаний по физике.


Место дисциплины в структуре ООП:

  • дисциплина относится к дисциплинам по выбору цикла дисциплин образовательной составляющей подготовки,

  • дисциплина опирается на знания по ТиМОФ,

  • дисциплина предполагает владение:

  • способностью формировать ресурсно-информационные базы для решения профессиональных задач;

  • способностью формировать образовательную среду для реализации процесса обобщения знаний по физике;

  • готовностью проектировать новое учебное содержание, технологии и конкретные методики обучения.


Требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате изучения учебной дисциплины аспиранты должны:

Знать:

  • сущность процессов обобщения и систематизации знаний;

  • основные понятия процесса обобщения знаний;

  • структуру физической теории и обобщенные планы описания физических знаний;

  • уровни обобщения знаний по физике;

  • технологию обобщения знаний по физике.

Уметь:

  • анализировать материал по физике с целью его структурирования;

  • формировать у учащихся умение обобщать знания по физике;

  • разрабатывать средства осуществления процесса обобщения знаний.

Владеть:

  • навыками использования научного языка, научной терминологии;

  • навыками определения места единицы физического знания в системе знаний;

  • способностью к проектированию методики и технологии обучения.


Объём учебной дисциплины и виды учебной работы:

Общая трудоёмкость учебной дисциплины составляет 3 зачётные единицы (108 часов):

^ Форма обучения

Курс

Семестр

Трудоёмкость дисциплины в часах

Форма итогового контроля

всего часов

ауд.

часов

лекции

семинар.

(практич.)

занятия

лаборат. занятия

самост. работа

Очная

1

1

108

18

10




8

90

Зачет

Заочная

2

3

108

18

4







104

зачет


Структура и содержание учебной дисциплины (очная/заочная формы обучения):

п/п

Наименование разделов дисциплины

Всего

часов

Аудиторные занятия

Самост. работа

^ Форма итогового контроля

лекции

семинар.

(практич.)

занятия

лаборат. занятия

1.

Теоретические основы процесса обобщения знаний по физике.

24/23

2/1




2/0

20/22

Подготовка кратких сообщений, дискуссия

2.

Технология обобщения знаний по физике.


18/20

2/0







16/20

Систематизация

с помощью вопросов по основному материалу

3.

Уровни обобщения знаний по физике. Урок обобщения знаний по физике

20/19

2/1




2/0

16/18

Анализ содержания основных программ и учебников по физике с позиций обобщения

4.

Реализация частных технологий обобщения знаний по физике.

22/23

2/1




2/0

18/22

Подготовка кратких сообщений,

дискуссия

5.

Особенности обобщения знаний по физике в профильной школе

24/24

2/1




2/0

20/24

Подготовка кратких сообщений,

дискуссия




ИТОГО:

108/108

10/4




8/0

90/104





^ Содержание учебной дисциплины (очная/заочная формы обучения)

(Тематической планирование)

п/п

Тема

Виды учебной работы

Форма текущего контроля

лекции

семинар.

(практич.)

занятия

лаборат. занятия

Самост. работа

1.

Теоретические основы процесса обобщения знаний по физике:

  • психолого-дидактические основы обобщения и систематизации,

  • структура физических знаний

2/1




2/0

20/22

Подготовка кратких сообщений, дискуссия

2.

Технология обобщения знаний по физике:

  • структура технологии,

  • компоненты технологии обобщения и особенности ее реализации,

  • особенности реализации процессов систематизации и обобщения в основной и старшей школе

2/0







16/20

Систематизация

с помощью вопросов по основному материалу, разработка фрагментов технологии, дискуссия

3.

Уровни обобщения знаний по физике:

  • иерархия уровней обобщения,

  • особенности обобщения знаний на разных уровнях.

Урок обобщения знаний по физике:

  • структура и содержание урока обобщения знаний,

  • уроки обобщения в профильной школе.

2/1




2/0

16/18

Методологический анализ материла курса физики, подготовка фрагментов уроков для разных профилей,

дискуссия

4.

Реализация частных технологий обобщения знаний по физике:

  • технология конструирования «Дерева целей,

  • технология моделирования содержания материала,

  • приемы обобщения знаний по физике и технология их отбора,

  • организация деятельности по обобщению знаний по физике,

  • технология диагностики результатов обобщения знаний.

2/1




2/0

18/22

Проектирование компонентов технологии, подготовка кратких сообщений,

разработка диагностирующих материалов,

дискуссия




ИТОГО:

10/4




8/0

90/104






Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины:

  1. Основная литература:

  1. Дьякова Е.А. Теоретические основы обобщения знаний учащихся по физике (в старших классах) / Под ред. Н.С.Пурышевой. М.: Прометей, 2001.

  2. Дьякова Е.А.технология обобщения знаний учащихся по физике в старших классах. Учебно-методическое пособие. М.: Прометей, 2002.

  3. Дьякова Е.А. Обобщение знаний учащихся по физике в средней общеобразовательной школе / Монография. Армавир: РИЦ АГПУ, 2006.

  4. Кочергина Н.В. Система методологических знаний в курсе физики средней школы. Учебное пособие. М.: Прометей, 2002.

  5. Кочергина Н.В. Теоретико-методологические основы формирования системы методологических знаний в обучении физике в средней школе. Монография. Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2002.

  6. Теория и методика обучения физике в школе. Общие вопросы :Учебное пособие для студентов педвузов / Под ред.С.Е.Каменецкого, Н.С.Пурышевой. М., 2000.




  1. Дополнительная литература:

  1. Важеевская Н. Е. Изучение гносеологических основ науки в школьном курсе физики. М.: Прометей, 2001.

  2. Ефименко В.Ф. Методологические вопросы школьного курса физики. М.:Просв., 1976.

  3. Зорина Л.Я. Системность - качество знаний. М.: Знание, 1976.

  4. Методика преподавания физики в 8-10 классах средней школы. ч. 1. / Под ред. В.П.Орехова и А.В. Усовой. М., 1980.

  5. Методика преподавания физики в средней школе: Молекулярная физика. Электродинамика: пособ. для учит./ С.Я. Шамаш, Э.Е.Эвенчик, В.А.Орлов и др. М.: Просвещение, 1987.

  6. Мощанский В.Н. Формирование мировоззрения учащихся при изучении физики. М.: Просв., 1969.

  7. Мултановский В.В. Физические взаимодействия и картина мира в школьном курсе. М.: Просв., 1977.

  8. Мякишев Г.Я., Синяков А.З. Физика. Механика. 10 класс. Учебник для угл. изуч. физики. М.: Дрофа, 2001.

  9. Мякишев Г.Я., Синяков А.З. Физика. Молекулярная физика. Термодинамика. 10 класс. Учебник для угл. изуч. физики. М.: Дрофа, 2001.

  10. Мякишев Г.Я., Синяков А.З. Физика. Электродинамика. 10 класс. Учебник для угл. изуч. физики. М.: Дрофа, 2002.

  11. Мякишев Г.Я., Сотский Н.Н. физика. Учеб. для 10 кл. общеобразов. учреждений. М.: Просвещение, 2010.

  12. Научные основы школьного курса физики. / Под ред. С.Я.Шамаша и Э.Е.Эвенчик. М., 1985.

  13. Теория и методика обучения физике в школе. Частные вопросы :Учебное пособие для студентов педвузов / Под ред. С.Е.Каменецкого. М., 2000.

  14. Усова А.В. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения. АМ.: Педагогика, 1986.

  15. . Журналы «Физика в школе», «Школа будущего».

  16. http://www.edu.ru – Российское образование – Федеральный портал

  17. http://www.openclass.ru –открытый класс – сетевые образовательные сообщества


Материально-техническое обеспечение учебной дисциплины:

    • Лаборатория демонстрационного эксперимента АГПА.

    • Оборудованная лекционная аудитория с проектором. Отдельный ПК для преподавателя и подключенный к компьютеру проектор для демонстрации презентаций.

- http://dibase.ru/ - авторефераты,

- edu - "Российское образование" Федеральный портал. Каталог образовательных интернет-ресурсов. Каталог сайтов (можно выбрать: предмет, аудитория, уровень образования, тип ресурса) и электронных библиотек. Учебно-методическая библиотека;

- edu.ru - ресурсы портала для общего образования;

-http://www.openclass.ru –открытый класс – сетевые образовательные сообщества;

- school.edu - "Российский общеобразовательный портал". Каталог интернет-ресурсов: дошкольное образование; начальное и общее образование; дистанционное обучение; педагогика; повышение квалификации; справочно-информационные источники;

- allbest -   "Союз образовательных сайтов"  Подборки ресурсов: Библиотеки, Тесты, Рефераты; "Электронные библиотеки" - коллекции сайтов по различным темам;

- ed.gov - "Федеральное агентство по образованию РФ". - Управление образованием. Обеспечение учебного процесса; -

- mon.gov - Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации;

- rost.ru/projects - Национальный проект "Образование";

- edunews - Основные разделы портала: Школьникам и дошкольникам; Абитуриентам и студентам; Экзамены и тесты; Дополнительное образование. Тематические ссылки на образовательные ресурсы и сами учебные материалы на сайте;

- window.edu.ru - Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Тематический каталог образовательных ресурсов;

- newseducation.ru - "Большая перемена";

- rgsu.net  - Российский Государственный Социальный Университет;

- http://studyspace.ru/studyspace.ru-tov.html;

- http://sfiz.ru/ - новости физики;

- info@schoolpress.ru. – «Физика в школе»,

- nauka-i-shkola.ru – «Наука и школа»,

- http://www.schoolfut.ru/ - «Школа будущего»,

- hetoday.org – «Высшее образование сегодня».



Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины послевузовского профессионального образования по научной специальности 13. 00. 02 Теория и методика обучения и воспитания (физика) дисциплина по выбору «Технология обобщения знаний по физике» iconРабочая программа учебной дисциплины послевузовского профессионального...
Цель учебной дисциплины: формирование готовности к реализации компетентностного подхода в обучении физике в школе
Рабочая программа учебной дисциплины послевузовского профессионального образования по научной специальности 13. 00. 02 Теория и методика обучения и воспитания (физика) дисциплина по выбору «Технология обобщения знаний по физике» iconРабочая программа учебной дисциплины послевузовского профессионального...
Цель учебной дисциплины: формирование готовности к реализации компетентностного подхода в обучении физике в школе
Рабочая программа учебной дисциплины послевузовского профессионального образования по научной специальности 13. 00. 02 Теория и методика обучения и воспитания (физика) дисциплина по выбору «Технология обобщения знаний по физике» iconРабочая программа учебной дисциплины послевузовского профессионального...
Цель учебной дисциплины: сформировать готовность к постановке лабораторного физического эксперимента в основной и старшей школе с...
Рабочая программа учебной дисциплины послевузовского профессионального образования по научной специальности 13. 00. 02 Теория и методика обучения и воспитания (физика) дисциплина по выбору «Технология обобщения знаний по физике» iconРабочая программа учебной дисциплины послевузовского профессионального...
Цель учебной дисциплины: сформировать готовность к реализации процесса обучения физике в школе на базовом и профильном уровне, а...
Рабочая программа учебной дисциплины послевузовского профессионального образования по научной специальности 13. 00. 02 Теория и методика обучения и воспитания (физика) дисциплина по выбору «Технология обобщения знаний по физике» iconРабочая программа учебной дисциплины послевузовского профессионального образования
По научной специальности 13. 00. 02 – теория и методика обучения и воспитания (дошкольное образование, общее и профессиональное)
Рабочая программа учебной дисциплины послевузовского профессионального образования по научной специальности 13. 00. 02 Теория и методика обучения и воспитания (физика) дисциплина по выбору «Технология обобщения знаний по физике» iconРабочая программа учебной дисциплины послевузовского профессионального...
По научной специальности 13. 00. 02 – теория и методика обучения и воспитания (дошкольное образование, общее и профессиональное)
Рабочая программа учебной дисциплины послевузовского профессионального образования по научной специальности 13. 00. 02 Теория и методика обучения и воспитания (физика) дисциплина по выбору «Технология обобщения знаний по физике» iconРабочая программа учебной дисциплины послевузовского профессионального...
Цель учебной дисциплины: сформировать готовность к реализации методики обучения основам молекулярной физики в основной и старшей...
Рабочая программа учебной дисциплины послевузовского профессионального образования по научной специальности 13. 00. 02 Теория и методика обучения и воспитания (физика) дисциплина по выбору «Технология обобщения знаний по физике» iconРабочая программа учебной дисциплины послевузовского профессионального...
Цель учебной дисциплины: подготовка аспирантов к самостоятельному решению современных проблем теории и теории методике обучения математике...
Рабочая программа учебной дисциплины послевузовского профессионального образования по научной специальности 13. 00. 02 Теория и методика обучения и воспитания (физика) дисциплина по выбору «Технология обобщения знаний по физике» iconРабочая программа учебной дисциплины послевузовского профессионального образования
Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
Рабочая программа учебной дисциплины послевузовского профессионального образования по научной специальности 13. 00. 02 Теория и методика обучения и воспитания (физика) дисциплина по выбору «Технология обобщения знаний по физике» iconРабочая программа учебной дисциплины послевузовского профессионального образования
Дисциплина относится к факультативным дисциплинам образовательной составляющей учебного плана подготовки аспирантов и расширяющая...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница