Еврейский вольнодумец (еретик) Спиноза Цикл «Интересные факты из еврейской истории»




Скачать 52.08 Kb.
НазваниеЕврейский вольнодумец (еретик) Спиноза Цикл «Интересные факты из еврейской истории»
Дата публикации25.03.2013
Размер52.08 Kb.
ТипДокументы
shkolnie.ru > Философия > Документы
Еврейский вольнодумец (еретик) Спиноза

Цикл «Интересные факты из еврейской истории»

Как-то мне довелось увидеть одно живописное полотно. Не помню автора, но подозреваю, что это был великий голландский живописец и офортист первой половины ХVII века Рембрандт. На заднем фоне картины стоит группа евреев, которая с неистовством шлёт проклятия проходящему мимо длинноносому еврейскому юноше в шляпе и с книгой подмышкой. Нет никакого сомнения, кто был тогда этот молодой человек. Во времена Рембрандта жил в Амстердаме скромный и вежливый юноша, изучавший талмудистский закон и Священное Писание. В возрасте же двадцати четырёх лет он бросил такой вызов своим соплеменникам, что они подвергли его жестокому наказанию, отлучили от веры, изгнали из общины.

***

Барух де Спиноза (1632-1677) был сыном преуспевающих иммигрантов из Португалии, бежавших от религиозного и политического преследования инквизиции в надёжную и свободную Голландию. Эти португальские евреи скрывали на родине свою религию, приняли католичество, но втайне исповедовали иудаизм. Спиноза стал очевидцем конфликта между недавно прибывшими «обращёнными» и иудеями-талмудистами, столетиями жившими в Амстердаме. Но, помимо всего, это свободное общество давало возможность получить светское образование. Юный Барух изучал не только классическую литературу и философию, но также латынь и – самое ужасное – Новый Завет, который преподавал ему бывший священник-иезуит: традиция приписывает возникновение критических взглядов Спинозы на религию именно этому влиянию вольнодумца, бывшего иезуита Ван дэн Эндэна, под руководством которого Спиноза изучал латинский язык. Однако исследователи ХIХ–ХХ веков склонны считать, что главным источником взглядов Спинозы были неортодоксальные воззрения, существовавшие в среде просвещённых членов еврейской общины Амстердама, например – воззрения Уриэля Акосты.

***

Ещё молодым студентом Барух стал членом кружка радикальных философов и
одновременно изучал шлифовку оптических линз. Он отличался слегка
меланхолическим, но удивительно ровным характером – никогда не спешил отвечать в
приступе гнева.

В начале 1656-го года еретические взгляды Спинозы, которые разделяли врач Хуан дэ Прадо и учитель Даниэль дэ Рибейра, привлекли внимание общинного руководства. Спиноза подвергал, среди прочего, сомнению, что Моисей был автором Пятикнижия, что Адам был первым человеком и что закон Моисея обладает превосходством над «естественным правом». Возможно, эти еретические взгляды отражали влияние французского вольнодумца маррана Исаака Ла Пэйрэра, чьё сочинение «Преадамиты» («Люди до Адама») было напечатано в Амстердаме в 1655-м году Хуана дэ Прадо вынудили отречься от своих взглядов. Спиноза отказался последовать его примеру, и 27-го июля 1656-го года на него был наложен «хэрэм» (проклятие за инакомыслие). Членам еврейской общины было запрещено какое-либо общение со Спинозой.

***

Не совсем ясно, из-за чего конкретно у Спинозы возник спор с еврейской общиной. Как бы то ни было, его обвинили в том, что он отрицал существование ангелов, Б-жью направленность Библии и бессмертие души. До наших дней дошёл текст официального документа об отлучении. Его злобный характер свидетельствует со всей очевидностью, что Спинозу обрекали на вечные муки. Его изгнали из общины, и ему даже пригрозили
смертью. По иронии судьбы португальские и испанские беженцы, устроившие своё
вполне надёжное буржуазное существование в Амстердаме, обзавелись собственной
инквизицией.
Барух (что значит «благословенный» на древнееврейском языке) сменил своё имя на латинский эквивалент – Бенедикт – и после непродолжительного путешествия осел в Гааге. Помимо небольшой государственной пенсии и предоставленного его другом ежегодного пособия Спиноза жил за счёт своего ремесла – шлифовки линз. Он неизменно отвергал все остальные предложения помощи, в том числе – должность профессора в престижном университете Гейдельберга. Он предпочёл суровую и аскетическую жизнь и прямо-таки монашескую рясу бедного работяги. Спиноза умер в одиночестве в возрасте сорока четырёх лет от болезни лёгких, вызванной постоянным вдыханием токсической пыли от шлифовки стекла.

***

Несмотря на жизнь в неизвестности, Спиноза признан одной из ключевых фигур в
истории философии. Несмотря на его отлучение, многие философы справедливо
называли его «одурманенным Богом». Несмотря не отрицание им изначально
Божественного происхождения Библии, Спиноза широко признан как первый критик
Библии Нового времени. И, несмотря на его почитание разума, труд де Спинозы выявил
пагубную неразумность многих из последовавших за ним крупных философов и
писателей.
Философия Спинозы нашла своё отражение в теологическом и политическом
исследовании под названием «Богословско-политический трактат» – единственной книге, изданной при его жизни, и в «Этике» – главном его труде, изданном посмертно Он определённо находился под влиянием рационалистического учения Маймонида, но его труд был отмечен также антирационализмом еврейских мистиков или оккультистов. Такое сочетание разумности и «неразумности» вывело его философские исследования далеко за рамки еврейской традиции.

Спиноза верил в разрешение споров с помощью разума, но не имел веры – подобно
Маймониду – в пришествие Мессии благодаря строгому соблюдению закона Б-жьего.
Спиноза скорее призывал отбросить религиозные писания как бесполезные и
искусственные. Только с помощью чистого разума можно обуздать человеческие
страсти. И Спиноза искал рецепт для излечения того, что он воспринимал как
болезнь чувств. Грех – порождение не зла, а невежества. Страдание – не
изолированный факт, а часть бесконечно большего и безразличного целого. Если
только человек признаёт себя частью неизменной природы и Б-га (Спиноза
отождествлял природу и Б-га), то исчезнут ненависть и жалость, беспокойство и
огорчение, гнев и лживость, Б-г – не только всё (пантеизм) – Бог присутствует в каждом модусе жизни. Ничто не оставлено на волю случая. Нет абсолютной свободы человеческой воли. Если только мы поймём это, то будем освобождены. Следуя Спинозе, Альберт Эйнштейн якобы сказал, что «Б-г не играет в кости».

В «Этике» Спиноза использовал Евклидову геометрию как основное доказательство
неизбежности своей философии. Не только Б-г предопределил всё, но и
использование Спинозой геометрических прогрессий представило его философию как
непреложную и абсолютную.

Подход Спинозы к анализу Библии революционизировал точку зрения людей на
религиозную традицию. Его рациональное рассмотрение библейских эпизодов в их
историческом контексте поставило под удар подчас суеверные и сложные
комментарии талмудических догматов. Безжалостные замечания Спинозы во
времена французского Просвещения в XVIII веке позволили Вольтеру со товарищи
высмеять христианство и то, что они считали карикатурой на него, – иудаизм.
Показав, что Библия не является точным отражением истории, Спиноза своим методом
подорвал навсегда основы организованной религии и вызвал долгосрочные и
смертельные последствия для еврейской общины.

***

Современная философия отвергает многое из учения Спинозы, хоть и продолжает
испытывать трепет перед ним. Каждое новое поколение находит в его наследии
что-то от самого себя. Немецкие романтики начала XIX века приписывали собственное видение мира Спинозе. Великий немецкий поэт Гёте считал наследие Спинозы существенно важным для понимания космоса. В XX веке выдающийся английский философ Бертран Рассел нашёл слабое место в идеях Спинозы, предпочитая ту, свойственную его времени научную точку зрения, что факты полностью раскрываются с помощью наблюдения, а не рассуждения. И всё же Рассел любил Спинозу с нехарактерным для него пылом и призывал изучать его философию, чтобы бежать от безумия современной жизни с тем, чтобы никогда нас снова не парализовала горечь отчаяния.

Если кого-то из читателей заинтересовала судьба и учение Баруха (Бенедикта) де Спинозы, они могут ознакомиться с обстотельной статьёй о нём в 8-м томе «Краткой еврейской энциклопедии» (кол. 529-538).

Давид ХАХАМ

Похожие:

Еврейский вольнодумец (еретик) Спиноза Цикл «Интересные факты из еврейской истории» iconКоэн Цикл «Интересные факты из еврейской истории»
Эли решил твёрдо вернуться и выдать себя с головой. В действительности же всё происходило «с точностью до наоборот», а фильм этот...
Еврейский вольнодумец (еретик) Спиноза Цикл «Интересные факты из еврейской истории» iconЛовелас и либреттист Лоренцо да Понте ц икл «Интересные факты из еврейской истории»
Начиная с ХIХ века, некоторые выдающиеся композиторы, обладавшие литературно-драматическим дарованием, сами создавали либретто своих...
Еврейский вольнодумец (еретик) Спиноза Цикл «Интересные факты из еврейской истории» iconИнтересные факты о городе Вашингтон
Город Вашингтон (Washington, D. C) место, где сосредоточено богатство американской истории, её культура и наследие. Прочтите эту...
Еврейский вольнодумец (еретик) Спиноза Цикл «Интересные факты из еврейской истории» iconИнтересные факты об Англии
Англия – страна с богатым наследием и увлекательным стилем жизни. Здесь находится крупнейший в мире финансовый центр и множество...
Еврейский вольнодумец (еретик) Спиноза Цикл «Интересные факты из еврейской истории» iconПрофессиональный конкурс работников образования Всероссийский интернет-...
Родины. Приведены многочисленные интересные факты из истории, связанные с символикой. К пособию прилагается слайдовая презентация....
Еврейский вольнодумец (еретик) Спиноза Цикл «Интересные факты из еврейской истории» iconВремя в современной истории
Циклы в динамике социально-экономических систем бывают разными: краткосрочные (3-4 года, «цикл Китчина»), среднесрочные (8-12 лет,...
Еврейский вольнодумец (еретик) Спиноза Цикл «Интересные факты из еврейской истории» iconПол Стретерн Спиноза за 90 минут Спиноза за 90 минут
Вселенная, которая одновременно является Богом. Это классический образец пантеизма. Такие взгляды перекликаются с современной теорией,...
Еврейский вольнодумец (еретик) Спиноза Цикл «Интересные факты из еврейской истории» iconНаучно исследовательский проект «Зачем улитке раковина?»
Приложение. Интересные и необычные факты из жизни улиток
Еврейский вольнодумец (еретик) Спиноза Цикл «Интересные факты из еврейской истории» iconБемидбар, Хукат, Тора, еврейский народ, пустыня, скитания, Всевышний,...

Еврейский вольнодумец (еретик) Спиноза Цикл «Интересные факты из еврейской истории» iconПрактическое применение Product Placement как инструмента маркетингового pr
Также в приложениях к работе приведены некоторые интересные факты из практики использования данного явления
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница