Вопросы к экзамену канд минимума 2003 г




Скачать 131.77 Kb.
НазваниеВопросы к экзамену канд минимума 2003 г
Дата публикации08.04.2013
Размер131.77 Kb.
ТипВопросы к экзамену
shkolnie.ru > Философия > Вопросы к экзамену
Вопросы к экзамену канд.минимума 2003 г.

(** обозначены более важные вопросы, которые будут встречаться в билетах чаще;

как правило все тексты есть на www.philosophy.ru или www.philosophy.ru/library/katr)

  1. ** Что такое философия, ее специфика? Соотношение философии, науки, искусства (по работе Ж. Делеза, Ф. Гваттари «Что такое философия?»). Структура философского знания.

== Онтология ==

  1. Онтология как философская дисциплина. Основные типы онтологии в истории философии.

  2. Бытие как первая философская категория. Основные вехи ее осмысления (милетцы, Парменид; различение бытия и единого у Платона (диалог «Парменид»); различение бытия и сущего у Хайдеггера («Вещь», «Искусство и пространство») // присутствия и со-присутствия у Х. Ортеги-и-Гассета «Что такое философия?», гл.5). Бытие как «вещь», «свойство», «отношение». «Онтологический поворот» в философии XX века.

  3. Онтология «Логико-философского трактата» Л. Витгенштейна. Как вы понимаете его положение о том, что «мир состоит не из вещей, а из фактов» (см. его «Логико-философский трактат», аф. 1 — 2). В чем преимущество подхода Витгенштейна по сравнению с аристотелевской онтологией («Мир состоит из вещей»)?

  4. Тезис об онтологической относительности У. Куайна (см. его статьи «Онтологическая относительность», «Вещи и их место в теориях»).

  5. Что такое вещь? Парадокс корабля Тезея и подходы к его разрешению (подход М. Розова (см. учебник Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. «Философия науки и техники»), А. Уемова (см его работу «Вещи, свойства и отношения»), У. Куайна «Вещи и их место в теориях»). Концепция «куматоидов» М. Розова как способ разрешения парадокса Тезея.

== Гносеология, эпистемология ==

  1. Категориальные сетки Аристотеля и Канта: сравнительный анализ, преимущества и недостатки каждой (по работам Аристотеля «Категории», И. Канта «Критика чистого разума», Г. Райла «Категории»). Их использование в современной физической картине мира.

  2. Гносеология (эпистемология) как философская дисциплина. Основные концепции познания в истории философии.

  3. ** Современные концепции познания (подготовьте для ответа одну из концепций на Ваш выбор; первые две альтернативы являются основными, остальные имеют факультативный характер): == 9.1. Основные идеи концепции эволюционной эпистемологии (см. кн. Г. Фоллмера «Эволюционная теория познания») // == 9.2. Концепция сознания Р.Дж. Коллингвуда (по его работе «Теория воображения») // == 9.3. Основные идеи одной из следующих книг: Р. Рорти Философия и зеркало природы // К. Хюбнер Критика научного разума // Н. Гудмен Способы создания миров // Я. Хакинг Представление и вмешательство // М. Мамардашвили Классический и неклассический идеал рациональности.

  4. Что такое знание? Его типы и уровни (знание и мнение (Платон); «идолы» разума (Бэкон); истины факта и разума (Лейбниц); априорное и апостеорное знание (Кант); синтетическое и аналитическое знание (Кант)). Знание и информация (см. сборник «Что значит знать?»).

  5. Общая характеристика познания как перехода от не-знания к знанию (С. Франк «Предмет знания»). Модельная теория познания. Основные этапы познавательного процесса (см. кн. Д. Дубровского «Обман» //Приложение «Взаимосвязь знания и незнания»).

  6. Рассудочное познание. Структура познавательной (рассудочной) деятельности по И. Канту. (Соотношение чувственности, рассудка, воображения, способности суждения, разума; анализ и синтез; схематизм рассудка (по работам И. Канта «Критика чистого разума», «Пролегомены…»; + см. Ю. Бородай «Воображение и теория познания»).

  7. Общая схема феноменологической (гуссерлевской) концепции познания. Понятия интенциональности, ноэмы, ноэзиса, ретенции, протенции, трансцендентального субъекта. Феноменологическая редукция. Эйдетическая и категориальные интуиции. Тезис Э. Гуссерля «Назад к самим вещам» (см. Ж.-П. Сартр Интенциональность: основная идея феноменологии; Э. Гуссерль Феноменология (статья для Британской энциклопедии; + см. также работы В.И. Молчанова «Время и сознание»; К.А. Свасьяна «Феноменологическое познание»).

== Язык. Человек. Социум. ==

  1. Знание и язык. Гипотеза языковой относительности Сепира-Уорфа (см. сб. «Зарубежная лингвистика». Т.1; статьи Э. Сэпира (Сепира) и Б. Уорфа). Концепция «языковых каркасов» Р. Карнапа (по работе «Эмпиризм, семантика и онтология»).

  2. Человек как предмет философского осмысления. Неокантианская концепция человека как «символического животного» (по работе С. Лангер «Философия в новом ключе»)

  3. Специфика способа бытия человека. Цель и смысл жизни человека (по текстам сам. работ № 1—2).

  4. ** Социум как предмет философского осмысления. Что представляет собой современная цивилизация? Подготовьте для ответа одну из концепций на Ваш выбор: == 17.1 Основные положения концепции дисциплинарного общества М.Фуко (по работам М.Фуко «Надзирать и наказывать» (статья З.А. Сокулер «Структура субъективности, рисунки на песке и волны времени»).); Ж. Делеза «Общество контроля»; сам. работа №4) // == 17.2 Современное общество потребления: концепция «симулякров» Ж. Бодрийяра (по работе «Система вещей»).

== Философия науки (вопросы №№18—21, 24 готовить по текстам!) ==

  1. Наука как «символическое описание» (по одноименной статье П. Флоренского). Концепция репрезентаторов М. Вартофского (обсуждение рисунка «тарелка на столе»; см. статью «Рисунок, репрезентация и понимание» //М. Вартофский «Модели»).

  2. Наука как новоевропейский феномен. Концепция науки и техники М. Хайдеггера (по его статьям «Время картины мира», «Наука и осмысление», «Вопрос о технике» (кн. «Время и бытие» // www.philosophy.ru/library/katr)).

  3. Онтологические предпосылки научного знания. Соотношение науки и метафизики (по статьям И.Д. Неважжая «Как можно мыслить бытие в науке?», «Абсолютные существования…; на сайте: http://lib.userline.ru/; === http://lib.userline.ru/4340).

  4. Интерналисткая и экстерналисткая перспективы в научной картине мира (по статье Х. Патнема «Две философские перспективы»)

  5. Структура (строение) научного знания (концепция В.С. Степина). Понятие «парадигмы» Т. Куна «научно-исследовательской программы» И. Лакатоса.

  6. Основные концепции развития науки. Соотношение концепций К. Поппера, Т. Куна, И. Лакатоса, П. Фейерабенда. Соотношение преемственности и новаций в науке.

  7. **Коллекторские и исследовательские научные программы. Типы новаций в науке. Концепция науки М.А.Розова.

  8. Наука и математика. Теоретико-множественная парадигма современной математики и ее возможные альтернативы.

  9. Апории Зенона и основные научно-исследовательские программы Античности: физический атомизм Демокрита, математическая программа Пифагора – Платона, континуалисткая программа Аристотеля (по книге П.П. Гайденко «Эволюция понятия науки» ч.1 // «Древнегреческая философия в ее связи с наукой»). Дайте сравнительный анализ платоно-пифагорейского, демокритовского и аристотелевского подхода к разрешению апорий Зенона.

  10. Сравнительный анализ основных научно-исследовательских программ Нового времени: физика Ньютона vs. физика Декарта. Декартовская физика и геометрическая интерпретации теории относительности (по книге П.П. Гайденко «Эволюция понятия науки» ч.2 // «Древнегреческая философия в ее связи с наукой»).

== Вопросы по первоисточникам ==

  1. **Платоновское понимание души. Какие аргументы в пользу бессмертия души приведены в диалоге Платона «Федон»? Согласны ли Вы с ними?

  2. Геометрическая теория вещества в диалоге Платона «Тимей».

  3. Диалог Платона «Парменид: диалектика единого и многого, основные гипотезы.

  4. **Концепция анамнезиса Платона (диалоги «Федон», «Менон» (эпизод обучения мальчика-раба). Гносеологическая «линейка» Платона (см. «Государство», кн. VI, VII (миф о пещере)).

  5. **Основные идеи работы Аристотеля «О душе». Концепция познания Аристотеля, его учение о познавательных способностях. Проблема познания общих качеств.

  6. Основные идеи работы Аристотеля «Категории». Категориальная сетка Аристотеля и ее модификации в истории философии (Аристотель Категории + «Введение» Порфирия к «Категориям» Аристотеля: его учение о родах и видах; типы признаков по Порфирию.

  7. Онтологическое доказательство бытия Бога у Ансельма Кентербирийского («Прослогион») и Декарта («Размышления о первой философии», разм.3).

  8. Концепт «cogito» Р. Декарта в работе «Размышления о первой философии». Его учение о «врожденных идеях». Воображение и интеллект.

  9. Основные идеи работы Г. Лейбница «Монадология». Что такое монада? Принцип предустановленной гармонии. Истины факта и истины разума.

  10. **Интерпретация лейбницевской монады в работе И. Канта «Физическая монадология». Соотношение (мета)физического и геометрического подходов по Канту.

  11. ****Основные идеи работы И. Канта «Критика чистого разума» (гл. «Трансцендентальная эстетика» и «Категории»). Основные виды суждений по Канту. «Коперниканский переворот» Канта? Учение Канта о пространстве и времени. «Категориальная сетка» Канта (в качестве альтернативы можно рекомендовать работу И. Канта «Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей возникнуть в качестве науки»).

  12. (Выберете для анализа один набора вопросов (текст) из трех нижеперечисленных) == 38.1 Понятия «абсурда», «бунта», «абсурдного героя» в работе А. Камю «Эссе об абсурде. Миф о Сизифе» // == 38.2 Основные идеи работы С. Кьеркегора «Страх и трепет»: человек удовольствия, человек долга и рыцарь веры // == 38.3 Понятие «судьбы» в работе Вл. С. Соловьева «Судьба Пушкина». Какие три жизненных исхода выделяет Вл. Соловьев?

  13. Основные идеи платоновский диалогов «Федр» и «Эвтифрон».

=== Помимо вышеперечисленных в билете будет еще один вопрос по выбору аспиранта ===

xx. Концепция современного мыслителя (основные идеи + конспект текста). Например, можно подготовить вопрос: ^ Основные идеи работы Н. Гудмена «Способы создания миров»

== примерный список мыслителей и вопросов на выбор см. ниже) ==

Западная философия XX в.

Ч. Пирс (1839 — 1914)

Г. Фреге

А. Бергсон (1859 — 1941)

Э. Гуссерль (1859 — 1938)

З. Фрейд (1856 — 1939)

М. Вебер (1864 — 1945)

Б. Рассел (1872 — 1970)

А. Уайтхед

П. Наторп (1854 —1924)

Г. Рикерт (1863 — 1936)

Э. Кассирер (1874 — 1945)

Л. Витгенштейн (1889 — 1951)

М. Хайдеггер (1889 — 1976)

Ж.П. Сартр (1905 — 1980)

А. Пуанкаре

Г. Плеснер (1892 — 1985)

А. Мейнонг (1853 — 1920)

Э. Мах (1838 — 1916)

П. Дюгем

М. Шлик

Н. Гартман

Р. Карнап

Х. Ортега-и-Гассет (1883 — 1955)

Г. Гадамер

К. Поппер (1902 — 1994)

У. Куайн

Т. де Шарден (1881 — 1955)
РУССКАЯ философия xixxx вв.

Вл. Соловьев (1853 — 1900)

И.А. Ильин

С. Трубецкой

Н. Лосский (1870 —1965)

П. Флоренский (1882 — 1943)

Н. Бердяев

А. Лосев

Г. Шпет

С.Л. Франк (1877 — 1950)
РУССКАЯ (советская) философия xx вв.

Г. Батищев

Э. Ильенков

М. Мамардашвили

М. Розов

Возможные тексты для самостоятельной проработки:

  1. Р. Карнап Преодоление метафизика посредством логическим анализом языка // Р. Карнап Кантовские синтетические априорные суждения.

  2. У. Куайн Две догмы эмпиризма // О том, что есть // Натурализованная эпистемология

  3. Н.А. Бердяев Творчество и объективация // О рабстве и свободе человека // Я и мир объектов.

  4. Бибихин В.В. МИР

  5. Хакинг Ян Представление и вмешательство

  6. Матурана У. Биология познания

  7. Невважай И.Д. Свобода и знание (см. http://lib.userline.ru/)

  8. Петров М.К. Язык. Знак. Культура

  9. Пуанкаре А. Наука и метод

  10. К. Поппер Логика и рост научного знания

  11. Т. Кун Структура научных революций

  12. К. Поппер «Эпистемология без познающего субъекта»

+ см. его книгу «Объективное знание».

  1. К. Поппер Открытое общество и его враги

  2. И. Лакатос Методология научно-исследовательских программ

  3. И. Лакатос Доказательства и опровержения

  4. В.Ф. Турчин Феномен науки.

  5. А. Анисов Типы существования

  6. Н. Гартман Старая и новая онтология

  7. А.Н. Чанышев Трактат о небытии.

  8. А. Уемов «Вещи, свойства и отношения»

  9. Р.Дж. Коллингвуд Теория воображения (Принципы искусства).

  10. М. Элиаде Священное и мирское или как альтернатива:

  11. Л. Леви-Брюль Первобытное мышление

  12. К. Леви-Строс Неприрученная мысль //Его же. Первобытное мышление.

  13. Р. Ингарден Введение в феноменологию Э. Гуссерля

  14. М. Хайдеггер «Пролегомены к истории понятия времени» (начало).

  15. М. Хайдеггер Кант и проблема метафизики.

  16. Фр. Ницше Так говорил Заратустра

  17. З. Фрейд О психоанализе

  18. З. Фрейд «<Я> и <оно>»

  19. Лосев А.Ф. Диалектика мифа

  20. В.С. Соловьев Философские начала цельного знания

  21. В.С. Соловьев Критика отвлеченных начал.

  22. Г.Фреге Основоположения арифметики

  23. И.А. Ильин О противлении злу силою


Примерный список вопросов по современной философии:

  1. Философия позитивизма: основные этапы, проблематика, представители. ==== Позитивизм. Этапы в развитии позитивизма. Классический позитивизм О. Конта (смыслы термина «позитивный»; закон трех стадий и три способа мышления; доказательства закона; классификация наук; социология; выгоды позитивной науки, организованной в соответствии с законом классификации). Махизм (эмпириокритицизм). Критика прошлой философии. Принцип наименьшей траты сил. Естественное понятие о мире. Биомеханический закон жизненного ряда. Неопозитивизм (предмет философии – логический анализ языка науки; классификация высказываний; смысл высказывания; верификация и ее проблемы). Критика К. Поппера и крах неопозитивизма.

  2. Позитивизм О. Конта: теория трех стадий. Индуктивная логика Дж. С. Милля.

  3. Эмпириокритицизм Р. Авенариуса и Э. Маха. == Принципиальная координация. "Элементы мира" (Э.Мах). Принцип наименьшей траты сил.

  4. Современный позитивизм: основные этапы и представители. (неопозитивизм, постпозитивизм, критический рационализм).

  5. Логический позитивизм (неопозитивизм). Верификационизм Венского кружка. Логический позитивизм и проблема демаркации науки. == Основные типы научных терминов. Проблема элиминации метафизических терминов. == Программа логицизма Б.Рассела. == Р. Карнап «Преодоление метафизика посредством логическим анализом языка // Р. Карнап Кантовские синтетические априорные суждения. == Мур, Витгенштейн

  6. Философские взгляды (критический рационализм) К.Поппера. == Принцип фальсификации. == Строение 3-го мира согласно К.Попперу.

  7. Философия постпозитивизма: общая характеристика направления. == Постпозитивизм: основные представители и идеи.

  8. Методологический анархизм П. Фейерабенда.

  9. Иррационалистическая философская традиция XIX - XX вв.; Философия жизни (А. Шопенгауэр, С.Кьеркегор, Ф.Ницше, А.Бергсон).

  10. Интуитивизм А. Бергсона.

  11. "Философия жизни" и опыт переоценки всех ценностей рационалистической культуры Фридрихом Ницше. Его концепция человека и сверхчеловека.

  12. Категория общественно-экономической формации, “идеальные типы” М. Вебера.

  13. Сравнительный анализ концепций локальных культур О. Шпенглера и А.Тойнби.

  14. Неокантианство (Баденская и Марбургская школа). Человек как "символическое существо" (Э.Кассирер). Науки и духе и науки о природе (В.Дильтей).

  15. Основные идеи философии истории К. Ясперса. Понятие “осевого времени”.

  16. Философские взгляды Л. Витгенштейна. (Л. Витгенштейн «Философские исследования»)

  17. Основные идеи и представители аналитической философии.

  18. Философская герменевтика: эволюция и основные принципы герменевтического метода. Понимание как универсальная проблема (Г.-Г. Гадамер, Э. Бетти). == Гадамер “Истина и метод”. == Г. Гадамер О круге понимания // Язык и понимание // Неспособность к разговору

  19. Современный структурализм: идеи, принципы и методы.

  20. Постструктурализм и постмодернизм (Р.Барт, М.Фуко, Ж.Деррида, Ж.Делез).

  21. Прагматизм как философское направление: проблемы и представители. Философские взгляды Чарлза Пирса, Уильяма Джемса и Дж. Дьюи.

  22. Неопрагматизм Р. Рорти

  23. Психоанализ как философское направление: проблематика, представители. Фрейдизм и неофрейдизм (Адлер, Юнг, Фромм, Лакан) о роли бессознательного в жизни человека.

  24. Учение о бессознательном, концепция вытеснения З.Фрейда.

  25. Учение о коллективном бессознательном К.-Г. Юнга.

  26. Концепция Э. Фромма. Модус бытия и модус обладания.

  27. Западная религиозная философия XX в. (М.Шелер, П.Тейяр де Шарден, П.Тиллих, М. Бубер, Ж.Маритен, Э.Жильсон).

  28. Философское учение Тейяра де Шардена. “Феномен человека”.

  29. Концепция биосферы и ноосферы у Ле Руа, Тейяра де Шардена и В.И. Вернадского.

  30. Философия Ю. Хабермаса. Классификация деятельности по типам интересов. Коммуникация.

  31. Философcкие взгляды Франкфуртской школы. Критика Просвещения.

  32. Концепция эволюционной эпистемологии. == Лоренц К. Кантовская концепция a priori в свете современной биологии /// К. Поппер Эволюционная эпистемология /// Ж. Пиаже=Генетическая эпистемология /// == Работа Г. Фоллмера «Эволюционная теория познания». Проективная теория познания. Концепция эволюционной эпистемологии.

  33. Философские взгляды У.Куайна.

  34. Реализм с человеческим лицом Х.Патнэма. == Х. Патнэм Мозги в бочке (др. статьи о сознании)

  35. Концепция сознания Дж. Серля.

  36. Взгляды П.Рикера. == П. Рикер Объективность и субъективность в истории // История и истолкование прошлого (тема истории)

  37. Философская антропология (Шелер, Бубер, Плеснер)

  38. Концепции современного общества: дисцилпинарное общество (М.Фуко, Ж.Бодриийяр, Ж.Делез) === Тоффлер, Масуда, Л.Гумилев, Мак-Клюэн, П.Сорокин

Русская философия:

  1. «Практический идеализм» и «метафизика всеединства» Вл. Соловьева.

  2. Гносеологические взгляды Вл. Соловьева. Критика им декартовского «cogito». Необходимые предпосылки познавательного процесса (по его работе «Теоретическая философия»).

  3. Русский духовно-религиозный ренессанс конца XIX   XX века. Расскажите более подробно о философской концепции одного из мыслителей: Н. Лосский, С. Франк, С. Булгаков, П. Флоренский, И. Ильин, Н. Бердяев. === Движение «нового религиозного сознания» в России в нач. 20 в.: основные идеи, представители.

  4. Философско-историческая концепция Д. Мережковского.

  5. Критика рационализма и науки в русской философии 20 века (Л. Шестов, Н. Бердяев).

  6. Иррационализм Л. Шестова и его особенности.

  7. Философия интуитивизма в России (Н. Лосский, С. Франк).

  8. Русский космизм (Н. Федоров, В. Вернадский, К. Циолковский, Н. Чижевский).

  9. Философия А. Лосева.




Похожие:

Вопросы к экзамену канд минимума 2003 г iconДубна (унц) аспиранты 2002/2003 преп. Катречко С. Л. Вопросы задания рефераты билеты
Дубна (унц) аспиранты 2002/2003 – преп. Катречко С. Л. Вопросы задания рефераты билеты требования и примерный список вопросов к экзамену...
Вопросы к экзамену канд минимума 2003 г iconРефераты к экзамену кандидатского минимума по философии для аспирантов...
Рефераты к экзамену кандидатского минимума по философии для аспирантов мехмата мгу — унц оияи (2002/2003 гг.)
Вопросы к экзамену канд минимума 2003 г iconТворческая работа «Мир “глызами” другого разумного существа» Категориальные...
Дубна (унц) аспиранты 2003/2004 – преп. Катречко С. Л. Требования и примерный список вопросов к экзамену кандидатского минимума
Вопросы к экзамену канд минимума 2003 г iconГост 2292-88
В. В. Кислый, канд техн наук; Н. И. Кожухов, д-р экон наук; Л. М. Кореневич; В. С. Леонов; Е. Д. Маев, канд техн наук; Н. Я. Матвеев;...
Вопросы к экзамену канд минимума 2003 г iconВопросы к экзамену по дисциплине
Вопросы к экзамену по дисциплине «Педагогика Теории и технологии воспитания. Основы управления образовательными системами»
Вопросы к экзамену канд минимума 2003 г iconВопросы к экзамену по дисциплине 7 «Концепции современного естествознания» 7
Вопросы к экзамену по дисциплине «Профессионально-этические основы социальной работы» 16
Вопросы к экзамену канд минимума 2003 г iconПримерные вопросы к экзамену или зачету по предмету енкм вопросы для подготовки к экзамену
Общая характеристика науки и ее основные черты. Основные принципы научного познания: причинность, критерий истины, относительность...
Вопросы к экзамену канд минимума 2003 г iconВопросы к экзамену по дисциплине «Земельное право» 14 Вопросы к зачёту по дисциплине 18
Вопросы к контрольной работе и экзамену по дисциплине «Международное частное право» 8
Вопросы к экзамену канд минимума 2003 г iconВопросы для подготовки к курсовому экзамену по технологии лекарственных форм
Для подготовки студентов фармацевтического факультета к экзамену кафедра составила вопросы и ситуационные задачи, которые, приводятся...
Вопросы к экзамену канд минимума 2003 г iconПримерные вопросы к экзамену или зачету по предмету «Современная...
Общая характеристика науки и ее основные черты. Основные принципы научного познания: причинность, критерий истины, относительность...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница