Скачать 90.39 Kb.
|
Тема урока: Функционально-смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение. Педагогические задачи: углубить общее понятие о типах речи, обучить приёмам разграничения описания, рассуждения и повествования; отрабатывать навыки различения текстов разных типов речи; познакомить со структурой повествовательного текста. Планируемые результаты образования: Предметные: научатся определять функционально-смысловые типы речи; получат возможность научиться правильно строить свою речь и высказывание в зависимости от речевой ситуации. ^ Познавательные: общеучебные – представление о различных типах речи; Регулятивные: Проводить работу по предложенному плану. Используя необходимые средства; оценивать правильность выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке; осуществлять самоанализ успешности участия в учебном диалоге. Коммуникативные: создавать небольшие тексты в соответствии с нормами построения различных функционально-смысловых типов речи, задавать уточняющие вопросы, формулировать простые выводы; использовать интонационную выразительность речи. Личностные: используют усвоенные приемы работы для решения учебных задач; осуществляют самоконтроль при выполнении письменных заданий; осознают необходимость самосовершенствования; выражают желание осваивать новые действиия, достигать положительных результатов труда. ^ Учебник, рабочая тетрадь, компьютер, продукт ТСО- презентация по теме урока . Ход урока
- Ребята, вспомните высказывания о русском языке, которые мы учили с вами на первых наших уроках? - Как вы думаете, а зачем нам надо изучать русский язык, ведь мы и так умеем на нем говорить, читать? (Нужно развивать свою речь, делать ее грамотной, правильно высказываться в зависимости от речевой ситуации). -Могуч и прекрасен русский язык
- Итак, мы продолжаем работать с текстами. - Посмотрите, возможно ли из данных предложений составить текст? Если да, то представьте окончательный вариант, назовите его тему и озаглавьте. Оно чуть помедлило, словно запутавшись в ветвях деревьев, и вдруг выкатилось на простор золотым колесом с огненными спицами. Над соседним лесом показался краешек солнца. Луг весь засверкал, заискрился, слепя глаза тысячами разноцветных, переливающихся огоньков. - Запишите полученный текст в тетради. У ДОСКИ:
1. Живая метель Был жаркий день. Я позвал лесника купаться. Он велел мне идти вперёд и обещал вскоре догнать. Я потихоньку вышел к реке. На берегу я в изумлении замер: под ярким солнцем над водой бушевала метелица! Лёгкие хлопья носились в воздухе, опускались, опять взмывали вверх, падали в воду, но почему-то не таяли, а плыли по поверхности. Я ничего не понимал. Но вот одна из снежинок опустилась рядом со мной. Я осторожно взял её и ахнул: да ведь это крохотная бабочка! Что же за беда приключилась? Почему гибнут бабочки? За моей спиной послышались шаги. Это был лесник. Взглянув в реку, он сказал6 «Подёнка!» И объяснил, что эти водяные бабочки живут всего один день. Я понял, что никакой беды не случилось. Но купаться почему-то расхотелось, и я долго сидел на берегу, наблюдая за живой метелью. 2. Подёнка Этих бабочек можно увидеть летом на речке. Как лёгкие снежинки, кружатся они над водой. То одна замирает в полёте, плавно опускается на воду и плывёт по течению. Если возьмёшь бабочку в руки и внимательно рассмотришь, то увидишь две пары тонких крылышек и три хвостовые ниточки. А вот рта у подёнки нет совсем. Подёнка живёт всего один день. Она появляется из личинки, взмывает вверх, а потом, опустившись на воду, откладывает яички и погибает. За свою короткую жизнь бабочка не успевает проголодаться. ^ Однажды в жаркий день я увидел над рекой множество крохотных бабочек. «Подёнка», – сказал знакомый лесник. «Что за странное название?» – подумал я и спросил у своего спутника, не знает ли он, почему так назвали этих легкокрылых бабочек. Оказывается, это имя им дали не случайно. Подёнка живёт всего один день. Появится из личинки, покружится над водой, отложит яички – и погибает. У неё даже рта нет. За свою короткую жизнь она не успевает проголодаться. «Да, точное имя у этой беззаботной крохи», – подумал я. 1. Одинаковы ли предложенные тексты по содержанию сообщений? 2. В каком тексте автор повествует об истории своего знакомства с подёнкой? (Живая метель) 3. В каком тексте содержится описание подёнки? (Подёнка) 4. В каком тексе излагается рассуждение о названии бабочки? (Странное имя)
Сопоставительный анализ текстов 1. Работа над текстом «Живая метель», в котором повествуется об истории знакомства с подёнкой:
Особенности повествования (выводы на доске и в тетрадях учащихся):
Вывод об особенностях каждого текста будут формулировать учащиеся после обсуждения (все предложения выносятся на интерактивную доску, затем идет обсуждение правильности ответа и оценивание). 2. Работа с текстом «Подёнка», в котором содержится описание подёнки:
Особенности описания (выводы):
3. Работа с текстом «Странное имя», в котором содержится рассуждение о названии бабочки:
Особенности рассуждения (выводы):
Карточка №1 Прочитайте текст. Слова какой части речи несут основную смысловую нагрузку? Подчеркните их. Вставьте пропущенные буквы. Миша наклонился и прижал пружинку пальчиком. В одно мгновение пружинка с силою развилась, валик зав..ртелся, м..лоточки застучали, к..локольчики заиграли дребедень, и вдруг пружинка лопнула. Все умолкло, валик ост..новился, м..лоточки попадали, к..локольчики св..ерулись в сторону, солнышко повисло, домики сл..мались… Тогда Миша вспомнил, что папенька приказывал ему не трогать пружинки, испугался и…проснулся. (В. Одоевский) Тип речи _______________________________________________________ Стиль речи______________________________________________________ Карточка №2 Прочитайте текст. Слова какой части речи несут основную смысловую нагрузку? Подчеркните их. Вставьте пропущенные буквы. ^ Белый, как снег, с бл..стящими, прозрачными небольшими глазами, с ч..рным носом и ч..рными лапами, длинною, гибкою и кр..сивою шеею, он невыразимо прекрасен, когда спокойно плывет между з..леных камышей по темно-синей гладкой поверхности воды (По С. Аксакову) Тип речи _____________________________________________________ Стиль речи ___________________________________________________ Карточка №3 Прочитайте текст. Подчеркните предложение, в котором выражена основная мысль. Вставьте пропущенные буквы. Слово сад – имя сущ..ствительное. Докажем это. Во-первых, оно обозн..чает предмет и отв..чает на вопрос что? Во-вторых, слово сад изм..няется по падежам: Сад, сада, саду, садом и т.д. В-третьих, в предложении слово сад может быть подл..жащим , дополнением, обстоятельством. Следовательно, слово сад – имя сущ..ствительное, так как оно имеет все признаки этой части речи. Тип речи _______________________________________________________ Стиль речи _____________________________________________________
2 группа (средние) придумать тексты по данному началу: Сегодня мы с мамой пошли в игрушечный магазин и там купили собачку.
Я пришел домой и начал играть… (повествование)
3 группа (слабые) списать карточки, выделить орфограммы
Как вы думаете: В чем состоит богатство русского языка? (Русский язык не только располагает большим запасом слов. В зависимости от того, что надо выразить, о чем идет речь, или в зависимости от целей общения русский язык меняется. Благодаря стилям и типам речи язык приобретает такие качества, как гибкость, разнообразие, богатство.) - Можно ли считать язык «самой лучшей вещью в мире»? Продолжите предложения:
. |
![]() | Тема: Типы речевого высказывания: повествование, описание, рассуждение. Цели Оборудование: учебник, учебные тексты, раздаточный материал, мультимедийная презентация | ![]() | Урока: Закрепление и углубление знаний по теме «Типы речи. Рассуждение» Закрепление и углубление знаний по теме «Типы речи. Рассуждение»; формирование навыков культуры речи |
![]() | Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной... Использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях... | ![]() | Конспект урока развития связной речи в 4 классе тема: изложение-... Формировать умение анализировать текст (определять тип речи, тему, идею, деление на части) |
![]() | "рафт" " Весь мир театр. В нем женщины, мужчины все актеры." В. Шекспир В. Шекспира. Основной задачей для выполняющих это социо-игровое задание будет являться описание, повествование или рассуждение от... | ![]() | Конспект урока развития речи в 5 классе Тема: «Анализ сочинения «Описание животного» Памятки «Как писать сочинение-описание» и «Анализ сочинения-описания». (У каждого учащегося) |
![]() | Типы.(КодТипа, Категория, Описание, Изображение), Товары.( Борей.(Поставщики, Типы, Товары, Заказано, Сотрудники, Заказы, Клиенты, Доставка) | ![]() | Разработка урока русского языка в 6 классе. Тема урока: Роль имени существительного в речи Цель урока: расширить представления учащихся о номинативной, коммуникативной и эмоционально-выразительной роли имен существительных... |
![]() | Программа по дисциплине ф. 5 Стили современного русского языка. Лексика, грамматика, синтаксис, функционально-стилистический состав книжной речи | ![]() | Программа по дисциплине гсэ ф. 7 Стили современного русского языка. Лексика, грамматика, синтаксис, функционально-стилистический состав книжной речи |