Урок литературного чтения. 2класс Тема: Секрет счастья (Джанни Родари «Солнце и туча»)




Скачать 107.68 Kb.
НазваниеУрок литературного чтения. 2класс Тема: Секрет счастья (Джанни Родари «Солнце и туча»)
Дата публикации14.02.2014
Размер107.68 Kb.
ТипУрок
shkolnie.ru > Астрономия > Урок
Урок литературного чтения. 2класс

Тема: Секрет счастья (Джанни Родари «Солнце и туча»).

Цели: 1) познакомить с новым произведением Джанни Родари ;

2) формировать умение характеризовать особенности художественного произведения, описывать героев; определять тему и главную мысль произведения.
Оборудование: презентация  Microsoft Office PowerPoint 2007; выставка книг, карточки с заданием для групповой работы:

транжира

делится с другими, не жалеет ничего для других

щедрое

плохое настроение

грозовое настроение

большой колёсный экипаж

огненная колесница

тот, кто тратит деньги без разбора

Миллион - 1000000, Миллиард - 1000000000

большие числа




- Выберите из данных слов выражения, относящиеся к туче и солнцу: (весело, горделиво, злилась, ворчала, хмурилась, не унималась, раздаривало, удивилась, рассыпалась, бултыхнулось)

^ СОЛНЦЕ ТУЧА

_____________________ _______________________

_____________________ _______________________

_____________________ _______________________

_____________________ _______________________

_____________________ _______________________

_____________________ _______________________

_______________________

Подумайте, с какой интонацией вы будете читать эти строки?

(плавно, напевно, сердито, зло, резко, быстро, спокойно, неторопливо, удивлённо, радостно)



Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Примечание

^ I. Мотивация к учебной деятельности.

II. Актуализация знаний

III. Развитие умений.


- Как называется раздел, который мы изучаем на уроке литературного чтения?

- Что такое «чудо»?
- Разве может быть чудо обыкновенным?

- В каких произведениях вы уже встретились с обыкновенным чудом?

- Кто может увидеть это чудо?
- Хотите встретиться с еще одним обыкновенным чудом?,

- А если хотите увидеть чудо, то какими вы должны быть на уроке и в жизни?

- С чего всегда мы начинаем урок?

- Вставьте в пропущенные клетки глухие согласные и вы узнаете, в каком жанре чаще всего можно встретить чудо.


 

 

А

З

 

И





- А вот Борис Заходер считает, что бывают  другие сказки

«… В них как будто ничего особенного не происходит. Нет там ни колдунов, ни чародеев, ни волшебных предметов. Но хорошо знакомые нам, привычные вещи – листик на дереве, солнечный луч, облако, камешек у моря – в этих сказках озаряются каким-то волшебным светом и становятся близкими и понятными, как будто они живые и родные нам».

- Может, к таким сказкам относится и та, которую мы будем читать сегодня.

- Угадайте, что это за предметы:

        • Один костёр весь мир согревает.

        • Ног нет, а идёт, глаз нет, а плачет.

 – Кто знает, какую сказку мы будем читать на уроке?

- Назовите автора этой сказки. Где мы это узнаем?

- Какие произведения этого автора вы уже читали?

- Некоторые из названных книг находятся на нашей выставке.

- Кто будут героями этого произведения.

- Рассмотрите их. Опишите, какое солнце.

- А как выглядит туча?
- Что может произойти между солнцем и тучей.
^ 1. Первичное восприятие текста

- Послушайте сказку и ответьте: Подтвердились ли наши предположения?

- Какова цель нашего урока?

Познакомиться …

Понять, почему это сказка  …


- А кто был счастлив, солнце или туча?

- А почему солнце было счастливее тучи, мы попробуем разобраться на уроке. - Кто поможет уточнить тему урока?

^ 2. Составление плана.

- Составим план: 1.Прочитать сказку. 2. Охарактеризовать героев. 3.Сделать вывод.

3. Работа с текстом во время чтения.

1) Чтение в лицах, ведение диалога с автором через текст. Помощь учителя в ведении диалога с автором.

Автор

Солнце

^ Диалог с автором” Солнце путешествовало по небу на своей огненной колеснице весело и горделиво. (Чем могло гордиться солнце?) Оно щедро разбрасывало лучи – во все стороны. И всем было весело. Только туча злилась и ворчала на солнце. (Чем туча была недовольна?) И неудивительно – у неё было грозовое настроение. (Вот почему она злилась!) - Транжира ты! (“Транжира” – это…..) – хмурилась туча. – Дырявые руки! (Интересно, как у солнца могут быть дырявые руки) Швыряйся, швыряйся своими лучами! Посмотрим, с чем ты останешься! А в виноградниках каждая ягодка ловила лучик солнца и радовалась ему. И не было такой травинки, паучка или цветка, не было даже такой капельки воды, которые бы не старались заполучить свою частичку солнца. - Ну, транжирь ежё, - не унималась туча, - транжирь своё богатство! Увидишь, как они отблагодарят тебя, когда у тебя уже нечего будет взять! (Не доверяет окружающим – это плохо) Солнце весело продолжало катиться по небу и миллионами, миллиардами раздаривало свои лучи. (Сколько же получили её тепло?!) Когда же к заходу солнце сосчитало их, оказалось, что они все на месте, - смотри-ка, все до одного! (Как же они вернулись обратно?) Узнав про это, туча так удивилась, что тут же рассыпалась градом. (Вот сколько злости в неё накопилось, что рассыпалась градом, а не дождём) А солнце бултыхнулось в море.

Физминутка для глаз.
^ 2) Работа в группах

- Как вы думаете, важно ли знать значение слов, понимать, что имел в виду автор сказки? 1группа поможет нам в этом разобраться.

Ответственный _ _____________________

^ 2 группа - Соедините слово с его определением.


транжира

делится с другими, не жалеет ничего для других

щедрое

плохое настроение

грозовое настроение

большой колёсный экипаж

огненная колесница

тот, кто тратит деньги без разбора

Миллион - 1000000, Миллиард - 1000000000

большие числа


^ 1 группа поможет выбрать слова, характеризующие наших героев. Ответственный ______________________

- Выберите из данных слов выражения, относящиеся к туче и солнцу: (весело, горделиво, злилась, ворчала, хмурилась, не унималась, раздаривало, удивилась, рассыпалась, бултыхнулось)

^ СОЛНЦЕ ТУЧА

_____________________ _______________________

_____________________ _______________________

_____________________ _______________________

_____________________ _______________________

_____________________ _______________________

_____________________ _______________________

_______________________

Подумайте, с какой интонацией вы будете читать эти строки?

(плавно, напевно, сердито, зло, резко, быстро, спокойно, неторопливо, удивлённо, радостно)



4. Работа с текстом после чтения.

- Кто путешествовал на огненной колеснице?

- Кого называют транжирой?...Вы с этим согласны?...

- В какой связи упоминаются большие числа?
- Попробуем разобраться, почему солнце счастливо, а туча нет.

- Кого напоминает солнце и туча своими действиями, речью?

- Каких людей мы можем сравнить с солнышком?
- А про каких людей мы можем сказать «ходят чернее тучи»?

- В данной сказке Дж. Родари использовал приём аллегории. С этим приемом вы встретитесь в баснях.

Аллегория – иносказание, изображение какой-то отвлечённой идеи в конкретном, отчётливо представляемом образе.


- «Самое обыкновенное чудо».

Чудо – это нечто небывалое, удивляющее своей необычностью.

- Может, с таким чудом мы встретились на уроке литератур- ного чтения.

- Экзюпери «Маленький принц», Г.Горбовский «Розовый слон».
- Только самые наблюдательные, внимательные люди и писатели.

- Хотим…

- Внимательными и наблюдательными.
- С повторения.
- Именно в сказках много волшебства, фантазии, есть добрые и злые силы.


-Солнце

-Туча
- «Солнце и туча»

-В учебнике, с. 122, Джанни Родари.

^ Дети называют книги.

Рассматривание выставки книг.

- Солнце и туча.

- Солнце веселое, улыбчивое, всех обогревает.

- Туча хмурая, неприветливая…
^ Предположения детей

Слушают сказку в записи.

Ответы учащихся.

- Познакомится с новым произведением Д. Родари.

- Понять, почему эта сказка включена в раздел «Самое обыкновенное чудо»

- Солнце.
- В чем секрет счастья


Составляют план при помощи наводящих вопросов учителя.

^ Ведение диалога с автором: ответы на вопросы автора, вопросы автору, высказывание предположений, проверка их по авторскому тексту.

Защита своей работы с использованием текста сказки.

^ Самопроверка с доски.

Проверка по слайду 8, защита

Проверка по слайду 10, защита


- Солнце.

….

- Показывают размеры щедрости солнца.

^ Предположения детей.

- Людей.

- Добрых, отзывчивых, щедрых, заботливых.

- Мрачных, нелюдимых, злых

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 2

Слайд 3


Слайд 4
Выставка книг

Слайд 5

Слайд 6

Аудиозапись


Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

колесница

Слайд 10

Слайд 11

^ IV. Итог урока.

Рефлексия.


- Вернёмся к началу разговора. Почему эта сказка размещена в данном разделе?
- Каким должен быть человек, чтобы уметь видеть в обыкновенном необыкновенное?

- Кто же был счастливым в этой сказке?

- В чем же секрет счастья по мнению Дж.Родари?

- Какой совет даёт автор читателям?

- Сказка- ложь, да в ней – намек, добрым молодцам- урок. Какой урок извлекли вы из этой сказки? Выберите пословицу:

1). У скупого середь зимы снега не выпросишь. 2). Собака на сене лежит – сама не ест и другим не дает. 3). ^ Чем больше отдаешь, тем больше остается.

Оценка и самооценка. Согласование оценки с учителем и одноклассниками.

- Оцените свою работу на уроке.

- Как вы думаете, кто активно помогал нам на уроке открывать новое и заслуживает отметку «5»?

- Согласны ли вы с этой оценкой?

- Кто работал на «4», на «3»? Почему?

- Согласны ли вы с этой оценкой?


- Автор увидел в обыкновенных природных явлениях характер и поступки людей.

- Наблюдательным, внимательным, мечтательным, выдумщиком и фантазёром.

- У солнца было хорошее настроение. Она дарила всем свет и тепло. От этого получала удовольствие. А, значит, была счастлива. А туча только злилась. Она была одинока, значит несчастна.

- ^ Быть не только добрыми, но и щедрыми по отношению к окружающим. Сам человек от этого не беднеет, а, наоборот, становится духовно богаче. В этом секрет счастья.

Поднимают руки, аргументируют свое мнение.


Слайд 12

V. Домашнее задание

1. Пересказ с опорой на ключевые слова.

2. Сочинить сказку на тему «Розы и шипы», «Вода и огонь».

Спасибо за урок! Помните, “счастлив тот, кто умеет дарить радость другим”.




Слайд 13

Похожие:

Урок литературного чтения. 2класс Тема: Секрет счастья (Джанни Родари «Солнце и туча») iconУрок литературного чтения Секрет счастья. Джанни Родари «Солнце и туча»
Формировать правильное и осознанное чтение вслух с соблюдением необходимой интонации,пауз, логического ударения для передачи точного...
Урок литературного чтения. 2класс Тема: Секрет счастья (Джанни Родари «Солнце и туча») iconСекрет счастья. (Джанни Родари «Солнце и туча»)
Развивать умение аргументировать свою точку зрения, своё отношение к прочитанному
Урок литературного чтения. 2класс Тема: Секрет счастья (Джанни Родари «Солнце и туча») iconУрок литературного чтения. Умк «Перспектива» 2 класс Тема: «Джанни...
Джанни Родари «Приезжает дядюшка Белый Медведь», с автором этой сказки и другими произведениями
Урок литературного чтения. 2класс Тема: Секрет счастья (Джанни Родари «Солнце и туча») iconУрок литературного чтения Тема «Секрет коротких стихотворений»
Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение Средняя Общеобразовательная Школа №8
Урок литературного чтения. 2класс Тема: Секрет счастья (Джанни Родари «Солнце и туча») iconУчитель: околелова ольга ивановна категория
Адресация: уроки литературного чтения; интегрированные уроки литературного чтения и русского языка;уроки литературного чтения и изобразительного...
Урок литературного чтения. 2класс Тема: Секрет счастья (Джанни Родари «Солнце и туча») iconПоложение о всероссийском конкурсе детского творчества «Чиполлино»...
Конкурс «Чиполлино» конкурс прикладного (поделок) и изобразительного (рисунков) искусства посвящается 90-летию со дня рождении Джанни...
Урок литературного чтения. 2класс Тема: Секрет счастья (Джанни Родари «Солнце и туча») iconУрок литературного чтения в 3 классе Тема урока: К. Паустовский «Стальное колечко» (2 урок)
Оборудование урока: толковый словарь С. И. Ожегова, портрет писателя, мультимедийный проектор, учебник
Урок литературного чтения. 2класс Тема: Секрет счастья (Джанни Родари «Солнце и туча») iconТема учебного занятия
Урок литературного чтения в 3 классе по программе Н. А. Чураковой в системе развивающего обучения Л. В. Занкова
Урок литературного чтения. 2класс Тема: Секрет счастья (Джанни Родари «Солнце и туча») iconУрок литературного чтения умк «Школа России» Тема: «И. А. Крылов. Басни»
Используемые методы и приёмы: объяснительно-иллюстративный, частично–поисковый, эвристический
Урок литературного чтения. 2класс Тема: Секрет счастья (Джанни Родари «Солнце и туча») iconУрок литературного чтения в 3 классе по умк «Школа 2100…» Тема: Обобщающий...
Развитие умений использовать выборочное чтение для подтверждения какой-либо мысли, выборочное чтение по конкретному заданию
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница