Знаки препинания между частями сложносочинённого предложения (2 ч.)




Скачать 156.3 Kb.
НазваниеЗнаки препинания между частями сложносочинённого предложения (2 ч.)
Дата публикации29.05.2013
Размер156.3 Kb.
ТипДокументы
shkolnie.ru > Культура > Документы
Тема: Знаки препинания между частями сложносочинённого предложения (2 ч.)
Цели:

Планируемые результаты (УУД)


  1. Предметные результаты:

  • овладение устойчивыми пунктуационными навыками постановки запятой в сложносочинённом предложении;

  • отработка навыков распознавания простого предложения с союзом И и сложносочинённого;

  • формирование умения определять исключение из пунктуационного правила в сложносочинённом предложении.

  1. Метапредметные результаты:

познавательные универсальные действия:

  • формирование умения самостоятельно определять познавательную цель;

  • формирование мыслительной деятельности;

  • формирование компетентности в сфере алгоритмического мышления, умения сопоставлять способ действия и его результат с алгоритмом с целью обнаружения отклонений от него;

регулятивные универсальные действия:

  • постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;

  • формирование умения оценивать уровень и качество освоения материала

коммуникативные универсальные действия:

  • овладение разными видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи,

  • воспитание культуры общения.

Личностные результаты:

  • обогащение духовного мира личности;

  • воспитание интереса к родному языку и родной культуре;

  • ценностное отношение к совместной познавательной деятельности;

  • формирование мотивации к обучению и познанию.

Тип урока: проблемно-диалогический.
Оборудование: учебная доска; учебник русского языка для 9 класса под ред. М.М.Разумовской; практикум по русскому языку (автор С.И.Львова; «Практикум по русскому языку. 9 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / С.И.Львова. –М.: Просвещение, 2010 (Лингвистический тренажёр)), распечатки материалов для наблюдения.

^ Ход урока.


  1. Организационный момент. Ребята, откройте рабочие тетради и запишите число. Оставьте строчку для записи темы урока.

  2. Мотивация к действию. Цель: организация стимулирования к работе через ситуацию наблюдения и анализа.

Формируемые УУД:

1.Планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

2.Мобилизация внимания, сил и энергии.

3.Формирование мыслительной деятельности в ситуации затруднения.

4.Овладение основами культуры устной речи, выразительного чтения.
Учитель: Ребята, на доске записаны предложения (это может быть раздаточный материал, лежащий на каждом столе). Выразительно прочитайте предложения. Объясните постановку знаков препинания во всех примерах (знаки расставлены). (Работу можно выполнять самостоятельно и в парах.)


Всё спало кругом, и в безмолвии ночи гулко и одиноко раздавались шаги мои по кремневой дороге.

Потянуло дымком, и где-то вдалеке защёлкал кнут пастуха.


У Евсеича сорвалась какая-то большая рыба и вдобавок щука оторвала удочку.
В сенях пахло свежими яблоками и висели волчьи и лисьи шкуры.


Он был причёсан и одет безукоризненно и ослеплял свежестью лица и перчаток.


Когда он вернулся в залу, сердце его билось и руки дрожали так заметно…

Берегов не видать: их скрыла ночь и оттолкнули куда-то широкие волны разлива.



С трудом различаю цвет и очертания людей и предметов.

По сообщениям синоптиков, завтра похолодает и выпадет снег.

По словам охотников, зверь в этих лесах вывелся и птица исчезла.

После выполнения наблюдения учитель предлагает обучающимся заполнить две колонки,

^ Выполняя задание,


знал

задумался








а затем представить результаты наблюдений. (Если возникнет необходимость, стоит спросить, были ли затруднения при выполнении задания. Что известно? С чем связаны трудности?)

- Какова же тема нашего урока? (Записать в пропущенной строке). А цели нашего урока? Какими навыками мы должны овладеть в результате работы на данном уроке? (Обучающиеся вместе с учителем формулируют цели урока.)

^ Где эти знания и навыки могут пригодиться? (На ГИА, в обычной жизни: быть грамотным человеком)).


  1. Повторим изученное на предыдущем уроке.

Из упражнения 71 (учебник) на стр. 55 прочитайте

предложения №2, 4, 8, 13. Определите, какие значения передают сочинительные союзы в данных предложениях. Ответ запишите в виде аргумента (С2.1) (обучающиеся с корректировкой учителя записывают полученные предложения).

Формируемые УУД:

предметные: отработка умения распознавать основные группы сложносочинённых предложений по значению союзов.

коммуникативные: формирование умения свободно и правильно излагать свои мысли (аргументировать) в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения мысли (логичность, последовательность);

устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.
^ Примером сложносочинённого предложения (ССП) с соединительным союзом может служить предложение №4. Союз И указывает на одновременные действия.

Иллюстрацией сложносочинённого предложения с противительным союзом являются предложения №2, 8. Благодаря союзам НО, А предикативные части противопоставлены друг другу.

В сложносочинённом предложении№13 употреблён союз ИЛИ. Он передаёт значение взаимоисключения.


  1. Учебно-познавательная деятельность.

Формируемые УУД:

1. Формирование компетентности в сфере алгоритмического мышления.

2. Умение составлять алгоритм действий, следовать ему.



  1. Запишите предложение, пройдите по алгоритму рассуждения (подготовка к ГИА):

Вечерело и сумеречное небо подёрнулось устрашающим багровым отблеском пожара.

А) Ученик записывает предложение на доске, анализирует по алгоритму.

  • Определить предикативную(ые) основы, подчеркнуть

  • Выписать предикативную(ые) основу(ы), пронумеровать, в скобках указать количество основ

  • По количеству основ сделать вывод о предложении – простое или сложное

  • По союзу (или его отсутствию) определить вид сложного предложения (ССП, СПП, БСП)

  • Объяснить постановку знаков препинания, составить схему предложения

1. Вечерело. 2. Небо подёрнулось. (2).

ССП, запятая перед союзом И необходима

- Определите тип предложения в первой части. (Односоставное, глагольное, безличное).

Б) ^ Второй ученик выполняет задания на повторение фонетики (подготовка к ГИА).

– Выпишите слово, в котором букв больше, чем звуков. (Подёрнулось)

- Выпишите слово, в котором звуков больше, чем букв. (Устрашающим)

- Выпишите слово, в котором действует фонетический закон озвончения. (Отблеском)


  1. ^ Лингвистический эксперимент. Проведём наблюдение. (Упражнение взято из пособия С.И.Львовой «Практикум по русскому языку. 9 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / С.И.Львова. –М.: Просвещение, 2010 (Лингвистический тренажёр). Упражнение №11, стр.14-15. На каждом столе лежит распечатка упражнения

Задание 1.

Вдумчиво прочитайте каждое предложение, назовите грамматическую(ые) основу(ы) и, учитывая смысловые отношения между его частями, выберите один из союзов, указанных в скобках. Обоснуйте выбор. (Задание выполняется устно по цепочке в парах).

  1. Я с ними вечно бранюсь, (или, но, то есть) всё-таки я их очень люблю. (Ф.Достоевский) 2) Он чувствовал себя перед нею ребёнком, (однако, также, да и) она считала его за ребёнка. (Ф. Достоевский) 3) Я там чуть не умер с голода, (да, либо, а именно) ещё вдобавок меня хотели утопить. (М. Лермонтов) 4) Люди сильно проголодались, лошади (либо, то есть, тоже) нуждались в отдыхе. (С. Арсеньев) 5) Я гашу лампу, (но, да, и) ночь начинает медленно светлеть. (К. Паустовский) 6) (То, не то, и) это было раннее утро, (то, не то, и) наступал вечер. (А. Фадеев). 7) Холодно, (но, или, и) за весь май черёмуха не успела отцвести. (М. Пришвин) 8) Учение и обед делали дни очень интересными, вечера (же, также, тоже) проходили скучновато. (А. Чехов) 9) Ты скучаешь, не находишь себе места, (да и, а, и притом) скука и праздность заразительны. (А. Чехов) 10) Он шёл с косой, (также, а, то есть) она – с граблями. (М. Пришвин) 11) Постояльцы с ним не заговаривали, (да и, а, или) сам он не любил тратить попусту слова. (К. Паустовский) 12) Решение Лизы сняло с его сердца камень, (либо, также, да и) весь дом сразу ожил. (К. Федин)

Задание 2. Предложения №8, 10, 12 запишите в тетрадь, объясните знаки препинания, пройдите по алгоритму, поставьте ударение в выделенных словах.

  1. Выполните распределительную работу. Из упражнения 69 (учебник) на стр.51-52 запишите в два столбика номера предложений:

ССП Простое с союзом И

1, 2, 5, 6, 7Б, 8, 9 №3А, Б, 4, 7А



  1. Работа над исключением из пунктуационного правила.

Формируемые УУД:

  1. Овладение навыками распознавания предложений с общим второстепенным членом, общим придаточным и общим вводным словом, а также простого предложения с союзом И и сложносочинённого.

  2. Формирование мыслительной деятельности.

  3. Формирование компетентности в сфере алгоритмического мышления.


^ А) Запишите предложение, оно на доске:

На небе горели звёзды и светила луна.

- Разберите по членам предложения. Проанализируйте. (Приходим к выводу об общем члене предложении и об отсутствии запятой перед сочинительным союзом).

- Запишите предложение, подчеркните предикативные основы, объясните отсутствие запятой перед союзом:

Вечером похолодало и пошёл дождь.

Б) Обратимся к примерам из правого столбика таблицы, рассмотренной в начале урока. Какие из них соответствуют только что рассмотренному исключению из правила? Проанализируем оставшиеся примеры, сделаем вывод о том, когда не ставится запятая перед союзом И в сложном предложении, запишем эти предложения.


  1. ^ Упражнение творческого характера. (Подготовка к ГИА – сжатое изложение).

Задание. Послушайте текст дважды, определите количество микротем. Каждую микротему следует оформить в виде сложносочинённого предложения. Сначала запишите текст на черновике. (Текст взят из пособия С.И.Львовой, упр.43, стр.37.)

Формируемые УУД:

Предметные: Определение выразительных возможностей сложносочинённых предложений.

Метапредметные:

- Адекватное понимание информации письменного сообщения (текста), вычленение главного, обобщение.

- Соблюдение в практике речевого общения основных норм современного литературного языка.

- Развитие умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

Личностные: обогащение духовного мира личности, воспитание нравственности.
Давным-давно на земли Владимиро-Суздальского княжества пришли люди, спасаясь от набегов вражеских орд, и среди лесных чащоб были расчищены места для поселения и пашни. Пни от вековых деревьев спалили, и потому со временем стали называть село Палехом.

Издавна палешане славились как искусные иконописцы. Она расписывали чудесными фресками церкви и храмы по всей России, да и в Грановитой палате Московского Кремля работали мастера из Палеха. Со временем искусство Палеха оказалось никому не нужным, однако новую славу Палеху принесла лаковая живопись на шкатулках из папье-маше – измельчённой бумажной массы. Так ожили старинные традиции мастеров.

То ли в сказочное чудо вглядываемся мы, рассматривая шкатулку, то ли реальные события запечатлены в каждой миниатюре. То слышатся звончатые гусли, то раздаётся колокольный звон благовеста. Быль соединяется со сказкой, фантазия – с действительностью. Вот вьётся алый плащ богатыря, победившего змея, а по морю синему плывёт на всех парусах кораблик царевича Гвидона. В высоком тереме красна девица ждёт удалого молодца, а золотое солнце сияет, освещая знакомый пейзаж родной стороны. Текут быстрые реки, бесстрашные витязи охраняют землю Русскую… Так маленькая шкатулочка из папье-маше превращается в драгоценное изделие палехской лаковой живописи.

(По А. Климентову)

  1. Текст прочитывается учителем дважды, с интервалом в 5 минут.

  2. После записи текста на черновиках идёт его обсуждение, результаты записываются в таблицу:

- Сколько микротем выделили? Какие ключевые слова и фразы помогли нам определить микротемы? Запишите их в левой части таблицы.

- Прочитайте первую часть. Попытайтесь кратко сформулировать главное. Какие основные способы компрессии текста знаете? Сформулируйте мысль в виде сложносочинённого предложения и запишите в правой части таблицы.

^ Обучающиеся работают под руководством учителя.

- Прочтите запись в правой части таблицы. Что у нас получилось? Сжатое изложение.

- Посчитайте, сколько слов в каждой микротеме, запишите. Сколько слов в тексте в целом? Сегодня перед нами стояла цель закрепить пунктуационные навыки в сложносочинённом предложении. На экзамене при написании сжатого изложения необходимо помнить и об объёме работы. Как мы должны будем откорректировать нашу запись с учётом требований к объёму экзаменационной работы? Добавить из черновых материалов слова в предложения.

Микротемы

Формулирование микротемы в виде ССП

1.Палех.

В старину во Владимиро-Суздальском княжестве люди расчистили земли, пни спалили, и село со временем стало называться Палехом.

2. Лаковая живопись на шкатулках из папье-маше.

Издавна палешане славились как искусные иконописцы, а позже новую славу принесла лаковая живопись на шкатулках из папье-маше.

3.Народное наследие.

То ли в сказочное чудо вглядываемся мы, то ли реальные события запечатлены в каждой миниатюре, и вот уже маленькая шкатулка превращается в народное наследие.


^ На доске записаны слова: Владимиро-Суздальском, Палехом, палешане, из папье-маше.


  1. Домашнее задание ( на выбор).

1*) Используя сложносочинённые предложения, напишите сочинение-миниатюру по картине А. Пластова «Первый снег» (упражнение 76).

^ 2) Преобразуйте данные предложения: на основе двух простых составьте сложносочинённое, используя нужный союз.

- Дети с нетерпением ожидали прихода зимы. Первый пушистый снег укрыл землю (но, и, либо).

- Мальчик одет тепло. Девочка выскочила из избы в лёгком платье, лишь накинув на голову большой платок (однако, а, и).

- Побелели крыши деревенских изб. Берёза стала красивой (да, тоже, или).

- Кругом бело. Ворона на свежевыпавшем снегу похожа на кляксу (также, однако, только).


  1. Итог урока. Рефлексия.

Формируемые УУД:

1.Формирование умения оценивать результат учебной деятельности.

2. Формирование умения соотносить полученный результат с поставленной целью.
^ Допишите предложения:

- Сложносочинёнными предложениями называются такие сложные предложения, предикативные части которых связаны между собой… (интонацией и сочинительными союзами).

- Грамматические и интонационно-смысловые особенности сложносочинённого предложения передаются на письме с помощью… (знаков препинания).

- Если в сложносочинённом предложении имеется общий второстепенный член, который относится к обеим частям этого предложения, общее вводное слово, общее придаточное предложение, … (запятая не ставится).

- Следует отличать сложносочинённое предложение с союзом И от… (простого с однородными членами, в котором запятая перед одиночным союзом И не ставится).

^ Технологическая карта урока

Тема: Запятая между частями сложносочинённого предложения (2 ч.)
Результаты:

личностные

метапредметные

предметные

  • обогащение духовного мира личности;

  • воспитание интереса к родному языку и родной культуре;

  • ценностное отношение к совместной познавательной деятельности;

  • формирование мотивации к обучению и познанию




познавательные универсальные действия:

  • формирование умения самостоятельно определять познавательную цель;

  • формирование мыслительной деятельности;

  • формирование компетентности в сфере алгоритмического мышления, умения сопоставлять способ действия и его результат с алгоритмом с целью обнаружения отклонений от него;


регулятивные универсальные действия:

  • постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;

  • формирование умения оценивать уровень и качество усвоения материала;


коммуникативные универсальные действия:

  • овладение разными видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи,

  • воспитание культуры общения.




Базовый уровень:

  • овладение устойчивыми пунктуационными навыками постановки запятой в сложносочинённом предложении, а также навыками распознавания простого предложения с союзом И и сложносочинённого и предложений с общим второстепенным членом.





^ Этап урока и его цель

Результат

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Комментарий

1. Организационный момент
Цель: организация обучающихся на получение знаний



1.Планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

2.Мобилизация внимания, сил и энергии.

Приветствует обучающихся, помогает им включиться в учебный ритм урока.

Записывают в тетрадь дату, оставляя строку для записи темы урока.




2. ^ Актуализация знаний и мотивация к действию
Цель: использование имеющихся знаний по теме и организация стимулирования к работе через ситуацию наблюдения и анализа.

1.Формирование мыслительной деятельности.

2.Овладение основами культуры устной речи, выразительного чтения.



Предлагает обучающимся объяснить постановку знаков препинания в предложениях, записанных в два столбика.), проанализировать и самостоятельно определить тему и цели урока.

Выразительно читают предложения, записанные в два столбика, пытаются понять постановку знаков препинания Высказывают свою точку зрения относительно пунктуационного оформления примеров. Определяют тему и цели урока, заполняют таблицу «Выполняя задание, знал, испытал затруднение», также выясняют, где знания и умения, полученные на уроке, могут пригодиться.




3. Повторение изученного


1.Отработка умения распознавать основные группы сложносочинённых предложений по значению союзов.

2.Формирование умения свободно и правильно излагать свои мысли (аргументировать) в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения мысли (логичность, последовательность).

3.Работать в паре, устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.


Помогает обучающимся аргументированно выразить мысль, соблюдая нормы построения мысли.


Повторяя изученный на предыдущем уроке материал (упр. 71, стр.55, примеры №2,4,8,13) учатся аргументированно выражать мысль, выполняя задание в формате ГИА.






^ 4.Учебно-познавательная деятельность. Тренинг.

Цель: организация совместной деятельности по составлению алгоритма и применению его на практике;

организация первичного закрепления через различные виды работы


1.Формирование компетентности в сфере алгоритмического мышления.

2.Умение составлять алгоритм действий и применять его на практике.

3.Формирование умения распознавать основные группы сложносочинённых предложений по значению союзов.

4. Овладение навыками распознавания предложений с общим второстепенным членом, а также простого предложения с союзом И и сложносочинённого.

5.Определение выразительных возможностей сложносочинённых предложений.

6.Формирование адекватного понимания информации письменного сообщения, вычленения главного, обобщения;

умения свободно и правильно излагать свои мысли (аргументировать) в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения мысли (логичность, последовательность).

7.Формирование умения работать в паре, в коллективе, устанавливать рабочие отношения.


Предлагает обучающимся пройти по алгоритму рассуждения Предлагает вдумчиво вчитываться в предложения, чтобы понимать смысл, структуру предложения.

Выразительно читает дважды текст, направляет мыслительную деятельность обучающихся.

Обучающиеся создают алгоритм рассуждения при анализе предложения для его пунктуационного оформления.

Попутно повторяют фонетику.

Выполняя задание, распознают основные группы сложносочинённых предложений по значению союзов, попутно работают по орфоэпии.

Выполняют распределительную работу, разграничивая простые предложения с союзом и и сложносочинённые, отрабатывают пунктуационные навыки.

Анализируя предложения, приходят к выводу об исключениях из правила, когда запятая не ставится перед и Работая с текстом,

выполняют упражнение творческого характер, результаты фиксируют в таблице: определяют количество микротем, каждую микротему (используя разные способы компрессии) записывают в виде сложносочинённого предложения, объясняют знаки препинания.




5. ^ Домашнее задание (дифференцированное)

1. Формирование умения применить полученные знания в условиях абсолютной самостоятельности

Предлагает обучающимся варианты домашнего задания, даёт инструкцию по выполнению.

В условиях самостоятельной работы выполняют один из вариантов: 1-ый – повышенной сложности (сочинение по картине); 2-ой – для тех, кто испытывает затруднения в обучении языку (из двух простых предложений составить сложносочинённое).




6. Рефлексия деятельности на уроке

Цель: организация понимания ценности выполненной деятельности

1.Формирование умения оценивать результат учебной деятельности.

2. Формирование умения соотносить полученный результат с поставленной целью.


Организует рефлексию, предлагая обучающимся дописать предложения..

Дописывая предложения, оценивают результат своей деятельности на данном уроке.




Похожие:

Знаки препинания между частями сложносочинённого предложения (2 ч.) iconУрок-исследование в 5 классе. Тема урока: Сложные предложения
Цели урока: Закрепление сведений о сложном предложении, полученных на предыдущем уроке; тренировка в постановке знаков препинания...
Знаки препинания между частями сложносочинённого предложения (2 ч.) iconТема: Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении
Цель: закрепить умение правильно интонировать и ставить знаки препинания в бессоюзном сложном предложении, мотивировать постановку...
Знаки препинания между частями сложносочинённого предложения (2 ч.) iconУрок русского языка в 5 классе. Знаки препинания при однородных членах...
Цель урока: усвоение и закрепление грамматико-орфографического материала на уроке
Знаки препинания между частями сложносочинённого предложения (2 ч.) iconУрок-практикум. Тема: Однородные члены предложения
Цель: закрепить умение находить однородные члены предложения, правильно интонировать и ставить знаки препинания в предложении с однородными...
Знаки препинания между частями сложносочинённого предложения (2 ч.) iconЗадание Укажите те предложения, в которых союз и
Задание Укажите те предложения, в которых союз и соединяет однородные члены предложения. (Знаки препинания не поставлены.)
Знаки препинания между частями сложносочинённого предложения (2 ч.) iconИтоговая работа по вводным словам, обращениям, предложениям с междометиями...
Задание Запишите предложения, расставляя пропущенные знаки препинания и графически объясняя причину их постановки
Знаки препинания между частями сложносочинённого предложения (2 ч.) iconПрограмма элективного курса по выбору «Коварные знаки препинания» (трудные случаи пунктуации)
Курс по выбору «Коварные знаки препинания» рассчитан на учащихся девятых классов, определивших для себя дальнейшее обучение в классах...
Знаки препинания между частями сложносочинённого предложения (2 ч.) iconУрок русского языка в 11 классе по теме «Однородные члены предложения:...
Задания: Спишите эпиграф, расставьте пропущенные знаки препинания, объясните их правописание
Знаки препинания между частями сложносочинённого предложения (2 ч.) iconУрок по русскому языку в 11 классе по теме: «Знаки препинания в сложноподчиненном...
Тема: «Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными»
Знаки препинания между частями сложносочинённого предложения (2 ч.) iconУроки 1- 2 Тема урока Сложные предложения с разными видами
Тема урока Сложные предложения с разными видами синтаксической связи. Знаки препинания в сложных синтаксических конструкциях
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница