Исследовательская работа «Ведьмины метла»




Скачать 124.36 Kb.
НазваниеИсследовательская работа «Ведьмины метла»
Дата публикации01.02.2014
Размер124.36 Kb.
ТипИсследовательская работа
shkolnie.ru > География > Исследовательская работа

Исследовательская работа « Ведьмины метла»



Жилянина Зинаида Петровна,

учитель химии и биологии высшей квалификационной категории

МОУ Мурмашинская СОШ №1 Кольского р-на Мурманской области.



Организация исследовательской работы со школьниками – довольно трудоемкое занятие. На начальном этапе важно удачно выбрать объект исследования, который должен быть не сложным в изучении и интересным. Исследование такого любопытного явления как «ведьмины метла», часто встречающегося на северных деревьях, может стать очень увлекательным для школьников.

«Ведьмины метла» или «Вихоревы гнезда» (научное название – пролиферация) [6] – тип болезней древесных пород и кустарников, характеризующийся образованием на небольшом участке ветви или ствола множества тесно скученных тонких укороченных побегов в виде кус­тика или метлы. Это заболевание может вызываться грибами, вирусами, насекомыми, клещами, реже бактериями. Возникает в результате стимуляции патогеном аномальных ростовых процес­сов: пробуждение спящих и интенсивное развитие придаточных почек. На образующихся при этом побегах закладываются новые почки, которые также трогаются в рост и т.д. Вследствие такого ненормального многократного ветвления и формируются «ведьмины метла». Они бы­вают различной формы (шаровидные, овальные, конусообразные, плоские в виде веника) и ино­гда достигают очень больших размеров – до 1-3 метров в диаметре или в высоту. На «ведьми­ных метлах» развиваются обычно мелкие (а иногда, наоборот, более крупные) темные, хрупкие, часто деформированные листья или мелкая хвоя. Они преждевременно засыхают и опадают. В от­личие от нормальных побегов, рас­тущих более или менее горизонтально, побеги на «ведьминых метлах», как правило, растут верти­кально, что связано с нарушением тропизмов. Резко изменяется и фенология: так, например, вес­ной почки на «ведьминых метлах» распускаются на 2-6 недель раньше, чем на здоровых ветвях. Цветы и плоды на «ведьминых метлах» не обра­зуются. Бесплодие «ведьминых метел» объясня­ется глубокими нарушениями физиологических процессов. При сильной степени поражения (на одном дереве иногда насчитывается несколько десятков «ведьминых метел») наблюдается об­щее ослабление роста, цветения и плодоношения деревьев, так как на обильное ветвление рас­ходуется большое количество питательных веществ и энергии. У пораженных деревьев проис­ходит неполное вызревание древесины, вследствие чего снижается их морозостойкость. Деревья с «ведьмиными метлами» более подвержены снеголому, чаще ломаются ветром. Из пораженных стволов уменьшается выход деловой древесины. Ухудшаются и декоративные качества больных растений.

У лиственных пород (береза, клен, ольха) возбудителями «ведьминых метел» чаще всего являются грибы рода Taphrina, относящиеся к классу аскомицетов (Ascomycetes) порядка таф­риновых (Taphrinales). Цикл развития этих грибов предоставлен многолетним мицелием и сум­чатой стадией. Конидиальная стадия отсутствует. Мицелий сохраняется в пораженных ветвях, откуда ежегодно проникает в ростовые почки, а затем и в листья, на нижней стороне которых в середине лета образуется белый, сероватый, желтоватый или розовый восковидный налет, со­стоящий из слоя сумок. Рассеиваясь, сумкоспоры попадают на деревья, где зимуют, в трещин­ках коры или между чешуйками почек. Весной они прорастают и заражают ростовые почки, из которых развиваются больные побеги, дающие начало новой «ведьминой метлы».

«Ведьмины метла» часто образуются на сосне и ели, однако причины их развития на этих породах точно не установлены. Есть сведения о том, что возбудителем «ведьминых метел» у ели является ржавчинный гриб Chrysomyxa deformans. Предполагают также, что «ведьмины метла» у хвойных пород могут вызывать вирусы и насекомые. «Ведьмины метла» вирусного происхождения часто встречаются на робинии лжеакации, жимолости, некоторых других декора­тивных и ягодных кустарниках, технических культурах. «Ведьмины метла» у некоторых травя­нистых растений вызывают бактерии, например Corynebacterium fascians.[7]

Организовать исследовательскую с данным объектом работу можно по следующему алгаритму. Подобная работа проводилась в течение трех лет с 2007-2009г с учащимся 9 -11х классов.

1.1. Изучить литературу по проблеме. Провести социологический опрос среди прохожих на улицах Вашего населенного пункта, школьников старших классов, родственников, знако­мых. В каждой опрашиваемой группе должно быть не менее ста человек. В ходе опроса выяс­нить знают, не знают, слышали ли они о “ведьминых метлах”? Как они относятся к данному виду заболевания деревьев: не нравится, нравится, все равно? Данные внесите в таблицу №1.
^


Таблица №1



Социологический опрос населения н.п.__________________ о «ведьминых метлах»


^ Количество опрашиваемых

(чел.)

Ответы ( %)

знают

не знают

слышали

нравится

не

нравится

все

равно

Прохожие на улиц













Школьники 8-11 класс СОШ № __













Родственники, знакомые 12-55 лет













ВСЕГО





















1.2. Проанализировать ответы участников опроса, оформить результаты анализа в виде диаграмм. Сделать вывод об осведомленности населения о проблеме.
1.3. Выбрать объект для наблюдений (в данном исследовании – береза) и территорию (школьный парк, экологическая тропа). В течение двух - трех лет провести учет деревьев, по­раженных «ведьмиными метлами» и количества «ведьминых метел» на них. Данные внести в таблицу № 2,3.

^

Таблица № 2


Учет пораженных берез на территории школьного парка в период _____________________



объекта

Количество « ведьминых метел»

в первый год

наблюдений

во второй год

наблюдений

в третий год

наблюдений

ВСЕГО

Береза № 1













Береза № 2













Береза № …













Береза № n













ВСЕГО N












^

Таблица № 3


Учет пораженных деревьев на экологической тропе в период _________________



объекта

Количество «ведьминых метел»

в первый год

наблюдений

во второй год

наблюдений

в третий год

наблюдений

ВСЕГО

Береза № 1













Береза № 2













Береза № …













Береза № n













ВСЕГО N















1.4. Составить графики и/или диаграммы, отображающие рост количества пораженных деревьев и «ведьминых метел» на них по годам на наблюдаемых территориях (школьный парк, экологическая тропа). Сделать вывод об интенсивности поражения берез на исследуемых тер­риториях за период наблюдений.
1.5. Провести визуальное наблюдение за пораженными березами вдоль автодорог во время поездок по Мурманской области и другим территориям (в данном исследовании это Скандинавия). Отметить количество «ведьминых метел» и формы поражения. Полученные дан­ные внести в таблицу № 4. Оценить степень пораженности берез в Вашем населенном пункте в сравнении с другими территориями.

^

Таблица № 4

Формы и количество «ведьминых метел» на березах на различных территориях

в период ___________________________





^ Формы «ведьминых метел»

Количество «ведьминых метел»

Школьный парк

Экологиче­ская тропа

Автодорога Мурмаши -Кола

Финляндия Лота - Ка­расйок

Норвегия Альта –

Кир­кенес

Шаровидные
















Овальные
















Конусообраз­ные
















^ Плоские, в виде веника
















ВСЕГО

















1.6. Сравнить сроки распускания листьев березы на здоровых ветвях со сроками распус­кания листьев на «ведьминых метлах». Полученные данные занести в таблицу № 5. Сделать вы­вод.


Таблица № 5

Дата распускания листьев на березах, пораженных «ведьмиными метлами» на территории ______________ в период _________________



объекта

первый год

второй год

третий год

здоровые ветви

«ведьмины метла»

здоровые ветви

«ведьмины метла»

здоровые ветви

«ведьмины метла»

Береза № 1



















Береза № 2



















Береза № …



















Береза № n





















1.7. Провести фото сессию на наблюдаемых территориях. Организовать в школе фотовы­ставку.

1.8. Составить карты и/или фрагменты карт очагов распространения «ведьминых метел» на наблюдаемых территориях.

1.9. Составить предложения по использованию «ведьминых метел» Комитету лесного хозяйства Мурманской области, лесхозу, автодорожным службам и управляющим организациям жилищно-коммунального хозяйства Вашего населенного пункта.

1.10. Познакомить с результатами исследований общественность и заинтересованные ор­ганизации (Комитет по лесному хозяйству Мурманской области, лесхоз, жителей района, об­ласти посредством конференций, фестивалей, семинаров, СМИ и проч.).

1.11. Провести субботник силами экологического объединения (если есть в Вашей школе), силами учащихся школы и жителей населенного пункта, с привлечением пожарной службы и работников коммунального хозяйства. В ходе субботника провести обрезку и сжига­ние пораженных ветвей берез, с последующей дезинфекцией срезов медным купоросом и по­крытием их масляной краской. Вырубить деревья с сильной степенью поражения.

Список литературы



  1. Плешаков А.А. Зеленые страницы. – М.: Просвещение, 1995. – 45 с.

  2. Хлатин С.А. Я иду по лесу. – М.: Лесная промышленность, 1973. – 29 с.

  3. Волошенюк М.В. Лес – наше богатство. – М.: Биология в школе, 1987, №5 с.80-83.

  4. Морозов Г.У. Учение о лесе. – М.: Просвещение, 1993. – 3 с.

  5. Василевская Н.В., Шошина Е.В., Петрова И.А. Растительный мир Мурманской области. – Мур­манск: МОИПКРО, 2006. – С. 9-10.

  6. Землевладелец Северо - Запада - "Ведьмины метла" / "Дела садовые" № 8 (24), сентябрь 2008. – СПб .: Медиа издательский дом.»

  7. Лесная энциклопедия Т.1 c/131-132 – М..: Советская энциклопедия, 1985.

  8. Растительная энциклопедия Т.6 с..89-90 – М..: Советская энциклопедия, 1986.

  9. http://www.gardenia.ru/pages/hvoin_002.htm.




Похожие:

Исследовательская работа «Ведьмины метла» iconИсследовательская работа школьников
Исследовательская работа по материалам экспедиции «Истоки»-2003] / Д. Агурьянова; рук.: Л. А. Лекарева, С. А. Павлова, Д. Н. Вохин;...
Исследовательская работа «Ведьмины метла» iconИсследовательская работа: «В мире цветов я желала б остаться…»
Моя исследовательская работа началась с букета цветов, подаренного маме на день рождения
Исследовательская работа «Ведьмины метла» iconПлан-конспект урока питание. Почвенное питание растений
Формы работы учащихся: индивидуальная, работа в парах, фронтальная работа, компьютерное тестирование, работа с компьютерной моделью,...
Исследовательская работа «Ведьмины метла» iconНаучно-исследовательская работа по подготовке документа территориального...
Научно-исследовательская работа по подготовке документа территориального планирования
Исследовательская работа «Ведьмины метла» iconНаучно-исследовательская работа по подготовке документа территориального...
Научно-исследовательская работа по подготовке документа территориального планирования
Исследовательская работа «Ведьмины метла» iconИсследовательская работа ученика 2 класса по теме «Глина. От горной...
Исследовательская работа ученика 2 класса по теме «Глина. От горной породы до дымковской игрушки»
Исследовательская работа «Ведьмины метла» iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс
Реализация программы предусматривает несколько видов деятельности. Творческая работа (рисунки, фотография, проза и поэзия). Практическая...
Исследовательская работа «Ведьмины метла» iconМетодические приемы: технология критического мышления; интеграция;...
Немного фантазии и каждый урок может стать интересным, творческим, нестандартным
Исследовательская работа «Ведьмины метла» iconПлан-конспект урока виды и свойства информации фио (полностью) Вавулин Артем Михайлович
Формы работы учащихся фронтальная беседа, исследовательская работа, изучение нового материала, самостоятельная работа
Исследовательская работа «Ведьмины метла» iconИсследовательская работа по изучению наличия спор микроорганизмов в школе
Групповая работа учеников с информационным материалом по выявлению полезной и вредной роли микроорганизмов в жизни человека
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница