Урок подготовили: Е. А. Быданцева, учитель естествознания (биологии). Тема урока: «Животные тропических лесов. Бабочки»




Скачать 78.41 Kb.
НазваниеУрок подготовили: Е. А. Быданцева, учитель естествознания (биологии). Тема урока: «Животные тропических лесов. Бабочки»
Дата публикации20.04.2013
Размер78.41 Kb.
ТипУрок
shkolnie.ru > Биология > Урок
Интегрированный урок по географии, естествознанию (8-й класс).

Тип урока: комбинированный.
Урок подготовили: Е.А.Быданцева, учитель естествознания (биологии).
Тема урока: «Животные тропических лесов. Бабочки».
Цель: формирование знаний о разнообразии животного мира тропиков Африки, о внешнем строении и образе жизни насекомых на примере бабочки.
Задачи:

  1. Познакомить учащихся с животными тропических лесов.

  2. Показать связь климата с разнообразием животного мира.

  3. Изучить основные особенности строения, жизнедеятельности бабочек.

  4. Развивать навыки мышления и умения делать выводы.

  5. Прививать учащимся чувство ответственности по отношению к окружающему миру.


Оборудование: мультимедийная доска, фотографии с изображением тропиков и животных, коллекция бабочек, карточки для индивидуальной работы, плакат «Строение бабочки», макеты насекомых, рисунки животных, звуковые файлы № 1 и № 2, физическая карта полушарий, карта природных зон мира, контурные карты, цветные карандаши, бланки тестов в двух вариантах, учебники, тетради, журналы «Свирель».

^ Ход урока.


  1. Организационный момент:

1) проверка готовности к уроку;

2) психологический настрой учащихся.


  1. Введение в тему (слайд 1, звуковой файл № 1):

- Когда человек попадает в этот лес, когда он пробирается сквозь его густую чащу, он постоянно видит вокруг себя одну и ту же картину, как на дне зеленого моря. Он отрезан от света и солнца, его окружают громадные деревья и кустарники, он находится в вечных сумерках.

- Сумрак, сырость, туман, крики птиц, голоса обезьян пугают попавшего в этот лес человека. Эти места населяют лишь племена пигмеев.

- О лесах какого материка идет речь? (Африка)


  1. Повторение:

1) опрос (слайд 2):

- В каких полушариях расположена Африка? (восточном, возле экватора)

- Какие океаны омывают материк? (Индийский, Атлантический)

- От чего зависит климат на материке? (близость экватора)

- Какие природные зоны Африки вы знаете? (саванны, пустыни экваториальные леса).

- Найдите зону тропических (экваториальных) лесов на карте и обозначьте ее в контурной карте (слайд 3).
^ 2) работа в контурной карте: учащиеся обозначают цветными карандашами зону тропических лесов в контурных картах.

- Почему в лесах Африки богатая растительность? (тепло и влажно)

- Как расположены деревья и кустарники? (ярусами)

- Что такое многоярусный лес? (лес с верхним и нижним ярусами — слайд 4)

- Как вы думаете, много ли животных будет в этом лесу?

- От чего это зависит? (условия обитания)


  1. ^ Сообщение темы урока (слайд 5), запись темы и даты в тетрадь.

- Сегодня мы познакомимся с богатым животным миром тропического леса Африки, узнаем, как они приспособились к климатическим условиям.


  1. ^ Изучение нового материала:

1) рассказ учителя:

- Животный мир тропиков очень богат. Многие животные тропических лесов обитают на деревьях, питаются плодами и листьями. Это обезьяны, древесные лягушки, хамелеоны и другие животные.

- Мартышки (слайд 6) — живут высоко в кронах деревьев. Самая большая обезьяна — горилла (слайд 7), больше времени проводит на земле. Тело гориллы покрыто черной густой шерстью. Рост достигает 2-х метров. Гориллы живут лишь в Африке в непроходимых для человека местах. В тропических лесах на деревьях живут даже земноводные и пресмыкающиеся. Хамелеон (слайд 8) древесное животное, пресмыкающееся, с цепким хвостом и быстро меняющейся окраской. Древесная лягушка (слайд 9) — земноводная, всю жизнь проводит на коре и листьях ветках деревьев. Змея (слайд 10) — взбирается на высокие деревья. Самые опасные африканские змеи (слайд 11) — мамба, древесная кобра, и габонская гадюка.

- В тропических лесах Африки можно увидеть редких наземных животных (слайд 12) — карликовых бегемотов (рост 80 см), буйволов и антилоп (рост 25-30 см). Крупных животных мало, почему? Правильно, им трудно передвигаться в густых зарослях. Поэтому они обитают у опушек леса и на берегах рек. Питаются листьями деревьев, лианами, травой, за это их называют как? Правильно, травоядными. Это слоны (слайд 13), буйволы, окапи. А кто такие окапи? (словарная работа по карточке). Прочитаем об этом животном в учебнике.
^ 2) работа с текстом учебника: стр.34-35, чтение абзацев цепочкой. Словарная работа — пантера.
3) работа в тетрадях: выписать из учебника названия птиц (аист, цапля, фламинго, пеликан, попугай, птица-носорог).

- Как вы думаете, а что связывает Краснодарский край и далекую Африку? (перелетные птицы)

- Каких перелетных птиц вы видели у нас? (аист, цапля)


  1. ^ Физкультминутка (слайд 14, звуковой файл № 2).


4) рассказ учителя о насекомых:

- Во всех ярусах тропического леса обитают насекомые: муравьи, термиты, жуки, яркие бабочки (слайд 15).

- Каких насекомых вы знаете? Насекомых насчитывается огромное количество видов. Они самые распространённые на Земле беспозвоночные. Бабочек только известно около 140000 видов (коллекция). Сегодня мы поговорим о бабочках. Все вы видели когда-нибудь бабочек. Расскажите, какие они? (рассказ детей о бабочках ….легкие, игривые, красивые).

- Бабочки - одно из самых ярких и красочных созданий природы. С ранней весны до поздней осени оранжевые, белые, синие бабочки радуют взгляд человека, поражая формой и рисунком крыльев, легкостью полета. Бабочки бывают большие размером с птицу, и маленькие – с ноготок. Древние римляне верили, что бабочки произошли от цветов, оторвавшихся от растений.

- Сегодня на примере тропической бабочки Калиго (слайд 16) мы познакомимся со строением, образом жизни бабочек. Размах крыльев у Калиго бывает до 16 см. Окраска крыльев тёмная, часто с синим или фиолетовым отливом. В центре нижнего крыла большой темный круг, напоминающий глаз совы. Такие «глаза» могут отпугивать хищника или отвлекать его внимание. Бабочки обитают в тропических густых лесах и днём скрываются в тени. Они летают не более 20 минут в утренние и вечерние часы. Полёт бабочек быстрый. Питаются соком деревьев, перезревших фруктов, пыльцой.
^ 5) работа со схемой «Строение бабочки» (слайд 17).



  • Давайте рассмотрим строение бабочки: тело состоит из головы, груди и брюшка. Все части тела образованы члениками.

  • На голове расположены глаза, хоботок, усики. С помощью усиков насекомые различают запахи. С помощью хоботка бабочки достают нектар из цветков или высасывают сок, вытекающий из поврежденных деревьев и плодов. По бокам брюшка расположены мелкие отверстия – дыхальца. Через них атмосферный воздух поступает в тело бабочки. Использованный при дыхании воздух через дыхальца удаляется наружу. Для поступления воздуха насекомые делают дыхательные упражнения (поднимают – опускают брюшко).

  • На груди с брюшной стороны располагается три пары ног. На спинной части груди имеются крылья. Взять в руки бабочку, не причинив ей вреда, практически невозможно: пыльца, покрывающая крылья, остается на пальцах. При больших повреждениях нарушается рисунок, и та красота, которой можно было любоваться минутой раньше, исчезает.


^ 6) работа по карточкам:

1-я группа – подпишите части строения бабочки



2-я группа – найди части тела бабочки



3-я группа – подпишите основные части тела бабочки



  1. Закрепление:

1) беседа:

- От чего зависит многообразие животного мира тропиков?

- Почему крупные наземные животные живут в основном на опушках, у рек?

- Как приспособились животные к жизни в тропиках?

- Назовите тропических насекомых.

- Как устроена бабочка?

- Для чего ей нужны усики?

- Что такое дыхальца?

- Для чего у бабочки на крыльях темные круги?

(предназначены для отпугивания врага).
Бабочки играют огромную роль в природе и жизни человека, осуществляют опыление растений, служат пищей для многих птиц и зверей. Важно эстетическое наслаждение от наблюдения за красотой данных насекомых в природе. Трудно удержаться от попытки поймать бабочку.
- Знаете ли вы, что, поймав бабочку, вы можете нарушить закон?
Некоторые бабочки редкие и занесены в Красную книгу.

Редкие виды бабочек Краснодарского края: павлиноглазка рыжая, медведица красноточечная, медведица госпожа, шелкопряд одуванчиковый.

Виды, находящиеся на грани вымирания, должны охраняться в заповедниках в местах их обитания. Обязателен полный или частичный запрет отлова бабочек. Возможно искусственное разведение бабочек с последующим заселением ими природных мест обитания.
- Как нам сохранить красоту бабочки, не убивая ее? (с помощью фотоаппарата, красок, слов …)
^ 2) тестирование: бланки тестов в двух вариантах.

Вариант 1 (1 группа учащихся).
1. Если в африканской пустыне в июле холоднее, чем в январе, то эта пустыня называется:

1) Сахара;

2) Калахари.

^ 2. Главной причиной богатства и разнообразия растительности влажных экваториальных лесов является:

1) благоприятный климат;

2) плодородные почвы.

^ 3. Окапи, леопарды, бегемоты – животные природной зоны:

1) экваториальных лесов;

2) саванн.

4. Чем питаются тропические бабочки:

1) листвой;

2) нектаром.

^ 5. Найди правильный ответ:

1) голова, грудь, брюшко, крылья;

2) голова, грудь, брюшко, крылья, надкрылья.
Вариант 2 (2-3 группа учащихся).
1. Если в африканской пустыне в январе теплее, чем в июле, то эта пустыня называется:

1) Сахара;

2) Калахари.

^ 2. Горилла, шимпанзе, хамелеон живут в природной зоне:

1) экваториальных лесов;

2) пустынь.

3. Какой орган помогает бабочке пить нектар:

1) хобот;

2) хоботок.

4. Что помогает бабочке отпугивать врагов:

1) яркая окраска;

2) дыхальца.

8. Итог урока: животный мир тропических лесов богат. Дневные животные имеют яркую окраску, чтобы лучше видеть друг друга. А бабочки своей окраской отпугивают врагов. Ночные животные имеют громкий голос.

Оценивание работы учащихся на уроке, выставление отметок в дневник. Домашнее задание по группам (1 гр. — подготовить рассказ о животном тропиков из журнала «Свирель»; 2 гр. - заполнить таблицу;

3 гр. - зарисовать в тетрадь животное тропиков).


^ Таблица «Строение бабочки»




Вопросы


1. На какие части разделено тело?




2. Сколько ног у насекомого?




3. Какие органы расположены на голове?




4. Какие органы расположены на груди?




5. Чем питаются взрослые насекомые?




6. Чем полезны?




7. Чем защищаются от врагов?




Похожие:

Урок подготовили: Е. А. Быданцева, учитель естествознания (биологии). Тема урока: «Животные тропических лесов. Бабочки» iconУрока: Образовательная
Урок естествознания (животные) в 8 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида (по программе И. М. Бгажноковой)
Урок подготовили: Е. А. Быданцева, учитель естествознания (биологии). Тема урока: «Животные тропических лесов. Бабочки» iconУрок по курсу «Окружающий мир» 4класс тема урока: «леса россии»
Ознакомить с географическим положением зоны лесов, с частями зоны лесов : тайгой, смешанным и широколиственным лесом
Урок подготовили: Е. А. Быданцева, учитель естествознания (биологии). Тема урока: «Животные тропических лесов. Бабочки» icon«Использование инновационных технологий на уроке биологии» Тема урока: «Строение цветка»
Автор: Брежнева Светлана Анатольевна, учитель биологии высшей квалификационной категории
Урок подготовили: Е. А. Быданцева, учитель естествознания (биологии). Тема урока: «Животные тропических лесов. Бабочки» iconПлан-конспект урока тема урока : «past simple. Stories about animals.»
Характеристика темы урока: урок входит в тему «животные в нашей жизни» (раздел 6 умк м. З. Биболетовой «Английский с удовольствием»...
Урок подготовили: Е. А. Быданцева, учитель естествознания (биологии). Тема урока: «Животные тропических лесов. Бабочки» iconТема урока: «Леса России». Урок путешествие
Познакомить учащихся с местоположением зон тайги, смешанных и широколиственных лесов
Урок подготовили: Е. А. Быданцева, учитель естествознания (биологии). Тема урока: «Животные тропических лесов. Бабочки» iconКонспект урока английского языка. Тема : «Животные»
Учитель: О. Г. Сенина, учитель английского языка мбоу сош №8 г. Архангельска, высшая квалификационная категория
Урок подготовили: Е. А. Быданцева, учитель естествознания (биологии). Тема урока: «Животные тропических лесов. Бабочки» iconУрок-конференция Тема урока: «Систематика животных»
Интегрированный урок биологии в 7-м классе с углублённым изучением иностранных языков
Урок подготовили: Е. А. Быданцева, учитель естествознания (биологии). Тема урока: «Животные тропических лесов. Бабочки» iconУрок по географии и истории ) Провела учитель географии: «Морозова...
Тема урока «Индия-Прошлое,настоящее и будущее»11класс(бинарный урок по географии и истории )
Урок подготовили: Е. А. Быданцева, учитель естествознания (биологии). Тема урока: «Животные тропических лесов. Бабочки» iconУрок биологии в 10 классе (автор Жданова Оксана Александровна, учитель...
Н. И. Вавилова; продолжить формирование умений анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать, прививать коммуникативные...
Урок подготовили: Е. А. Быданцева, учитель естествознания (биологии). Тема урока: «Животные тропических лесов. Бабочки» iconКонспект урока технологии в 1 классе ( умк «Перспектива» ) по теме: «Дикие животные»
Классификация урока: тип урока «Урок открытия нового знания». Данный урок включен в тематическое планирование по технологии
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница