рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Физиология питания
20….г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального образования (далее - СПО)
260870 Технология продукции общественного питания Организация-разработчик: ОГОУ СПО «Агротехнический техникум р.п. Старожилово» Разработчики: Шишкина И.А. - преподаватель спец.дисциплин ________
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность
_________________________________________________
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность
_________________________________________________
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность Рабочая программа рассмотрена на заседании методической комиссии _______________________________________________________________________
Утверждена зам.директора по УПР____________________________________
СОДЕРЖАНИЕ
| стр.
| - ^
| 1-4
| СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 5-9
| - ^
| 10-11
| Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины | 11-12
|
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Физиология питания 1.1. Область применения примерной программы
Примерная программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО
260807 Технология продукции общественного питания
^ входит в цикл общепрофессиональных дисциплин.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины: В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
Проводить органолептическую оценку качества пищевого сырья и продуктов;
Рассчитывать энергетическую ценность блюд;
Составлять рационы питания для различных категорий потребителей;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
Роль пищи для организма человека;
Основные процессы обмена веществ в организме;
Суточный расход энергии;
Состав, физиологическое значение, энергетическую и пищевую ценность различных продуктов питания;
Роль питательных и минеральных веществ, витаминов, микроэлементов и воды в структуре питания;
Физико – химические изменения пищи в процессе пищеварения;
Усвояемость пищи , влияющие на нее факторы;
Понятие рациона питания;
Суточную норму потребности человека в питательных веществах;
Нормы и принципы рационального сбалансированного питания для различных групп населения;
Назначение лечебного и лечебно – профилактического питания;
Методики составления рационов питания;
^
максимальной учебной нагрузки обучающегося 54 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часов;
самостоятельной работы обучающегося 18 часов.
^
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
| Объем часов
| Максимальная учебная нагрузка (всего)
| 54
| ^
| 36
| в том числе:
|
| лабораторные работы
| 0
| практические занятия
| 12
| контрольные работы
| 2
| курсовая работа (проект)
| 0
| ^
| 18
| в том числе:
|
| ^
Реферат по заданной тематике
Указываются другие виды самостоятельной работы при их наличии (реферат, расчетно-графическая работа, и т.п.).
| 13
5
| Итоговая аттестация в форме (указать) дифференцированный зачет
| Во всех ячейках со звездочкой (*) следует указать объем часов.
^ ^
| Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)
| ^
| Уровень освоения
| 1
| 2
| 3
| 4
| Раздел 1. Пищеварение.
|
| 6
|
| Тема 1.1. Роль пищи для организма человека.
|
Роль пищи для организма человека. История и эволюция питания человека.
| 2
| 2,3
| ^
|
Пищеварение: сущность, строение пищеварительной системы. Всасывание пищевых веществ, физико – химические изменения пищи в процессе пищеварения.
| 2
| 2,3
|
Тема 1.3.
Усвояемость пищи
| Усвояемость пищи. Факторы влияющие на усвояемость пищи .
| 2
| 2,3
|
| ^ выполнение домашнего задания по разделу. Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы : особенности переваривания белков, жиров, углеводов, конечные продукты переваривания.
| 3
| 2,3
| Раздел 2.
Роль основных пищевых веществ в жизнедеятельности организма.
|
| 8
|
| Тема 2.1.
Пищевые вещества.
| Состав пищевых продуктов. Роль питательных и минеральных веществ, витаминов , микроэлементов и воды в структуре питания. Белки, аминокислотный состав. Понятие об азотистом балансе, соотношение в рационе питания белков животного и растительного происхождения. Жиры: растительные и животные жиры, их состав, соотношение в суточном рационе питания. Углеводы: виды, их источники, участие в обмене веществ. Витамины: виды, понятия о авитаминозах, гиповитаминозах, гипервитаминозах. Минеральные вещества: виды, источники, суточная потребность. Вода: водно-солевой обмен. Водный баланс. Пищевая ценность различных продуктов питания .
| 2
| 2,3
| Тема 2.2.
Обмен веществ и энергии.
| Общее понятие об обмене веществ. Ассимиляция и диссимиляция. Энергозатраты человека, их зависимость от пола, возраста, физической нагрузки. Понятие о калорийности пищи, энергетическая ценность белков, жиров, углеводов. Энергетический баланс организма.
| 2
| 2,3
|
| ^ расчет энергетической ценности.
| 2
| 2,3
| Раздел 3. Рациональное питание и физиологические основы его организации.
|
| 10
|
| Тема 3.1. Понятие рациона питания.
| Рациональное питание: понятие , основные принципы (учет физиологических особенностей организма, сбалансированность пищевых веществ, разнообразие пищи ). Режим питания и его значение.
| 2
| 2,3
| ^
| Принципы нормирования пищевых веществ и калорийности суточного рациона в зависимости от пола, возраста и интенсивности труда. Адекватное питание. Порядок составления и физиологическая оценка меню для разных групп взрослого населения, детей и подростков.
| 4
| 2,3
|
| ^
Составление меню суточного рациона для разных групп взрослого населения и его физиологическая оценка.
Определение химического состава и калорийности отдельных блюд и меню в целом.
| 4
| 2,3
|
| ^ выполнение домашнего задания по разделу. Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
особенности питания детей и подростков, студентов, пожилых людей.
Разнообразие современных представлений о рациональном питании.
| 7
| 2,3
|
|
| Примерная тематика рефератов:
Модные диеты.
Вегетарианство.
Раздельное питание.
Организация питания в учебных заведениях.
Пищевые добавки.
Питание современного человека.
Функциональное питание.
| 2
| 2,3
| Раздел 4. Лечебное и лечебно – профилактическое питание .
|
| 8
| 2,3
| Тема 4.1. Лечебное и лечебно – профилактическое питание ..
| Лечебное питание: понятие, значение. Основные физиологические принципы построения лечебного питания. Принципы щажения: механическое, термическое, химическое. Постепенность расширения рациона питания, степень строгости диеты. Дробное питание, режим питания. Понятие о полноценности диеты. Назначение и характеристика основных лечебных диет. Понятие о лечебно – профилактическом питании и его рационах.
| 4
| 2,3
|
| Практические занятия.
1. Составление меню суточного рациона в соответствии с указанной диетой , определение его химического состава и калорийности.
| 4
| 2,3
|
| ^ выполнение домашнего задания по разделу. Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
назначение и характеристика основных лечебных диет. Подбор блюд для лечебного питания с учетом видов щажения по различным диетам.
| 4
| 2,3
| Раздел 5. Органолептический метод оценки качества пищевого сырья и продуктов.
|
| 4
|
|
Тема 5.1. Органолептический метод оценки качества пищевого сырья и продуктов.
| Основные понятия органолептического метода оценки качества пищевого сырья и продуктов. Классификация, условия и методика проведения анализа. Критерии оценки.
| 2
| 2,3
|
| ^
1.Проведение органолептической оценки качества пищевого сырья и продуктов.
| 2
| 2,3
|
| ^ выполнение домашнего задания по разделу. Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы: проработка конспектов.
| 2
| 2,3
|
| ^ по пройденному курсу «Физиология питания»
| 2
| 2,3
| Всего:
| 54
|
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач) ^ 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета по экологии;
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя, оборудованное персональным компьютером с лицензионным или свободным программным обеспечением, соответствующим разделам программы и подключенным к сети Internet и средствами вывода звуковой информации;
комплект учебно-наглядных пособий «Физиология питания».
сканер;
принтер.
Технические средства обучения:
мультимедиапроектор или мультимедийная доска;
фото или/и видео камера;
web-камера.
^ Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Теплов В.И. , Боряев В.Е. Физиология питания. – М.; Издательство торговая - корпорация «Дашков и Ко», 2009.
Мартинчик А.Н. , Королев А.А. , Несвижский Ю.В. , Микробиология, физиология питания, санитария М.: Академия, 2010.
Мартинчик А.Н. , Королев А.А., Трофименко Л.С. Физиология питания, санитария и гигиена. -М.: Академия,2004.
Дополнительные источники:
Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий для предприятий общественного питания.
Сборник рецептур блюд диетического питания.
Химический состав российских продуктов питания справочник под редакцией И.М. Скурихина, В.А. Тутильяна . -М., Де Ли Принт, 2007.
Корлев А.А. Гигиена питания - М.: Академия, 2008.
Методические рекомендации МР 2.3.1.2432 – 08 от 18.12. 2008 г. «Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения РФ»
^ Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
^
(освоенные умения, усвоенные знания)
| Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
| Освоенные умения:
|
|
Проводить органолептическую оценку качества пищевого сырья и продуктов;
| Выполнение и защита практической работы
| Рассчитывать энергетическую ценность блюд;
| Выполнение и защита практической работы
| Составлять рационы питания для различных категорий потребителей;
| Выполнение и защита практической работы
| Усвоенные знания:
|
|
Роль пищи для организма человека;
| Тестирование
| Основные процессы обмена веществ в организме;
| Тестирование
|
| Тестирование
| Состав, физиологическое значение, энергетическую и пищевую ценность различных продуктов питания;
| Контрольная работа.
| Роль питательных и минеральных веществ, витаминов, микроэлементов и воды в структуре питания;
| Тестирование.
| Физико – химические изменения пищи в процессе пищеварения;
| Контрольная работа.
| Усвояемость пищи , влияющие на нее факторы;
| Тестирование.
|
| Защита реферата.
| Суточную норму потребности человека в питательных веществах;
| Тестирование.
| Нормы и принципы рационального сбалансированного питания для различных групп населения;
| Тестирование.
| Назначение лечебного и лечебно – профилактического питания;
| Контрольная работа.
| Методики составления рационов питания;
|
Тестирование.
|
Разработчики:
___________________ __________________ _____________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия) ___________________ _________________ _____________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
|