Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение




Скачать 69.81 Kb.
НазваниеМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Дата публикации07.10.2013
Размер69.81 Kb.
ТипДокументы
shkolnie.ru > Военное дело > Документы
Муниципальное казенное учреждение «Управление образования администрации города Канска»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Детский сад комбинированного вида №50 «Журавушка» г. Канска

ДОУ № 50 «Журавушка»

Предмостный микрорайон, 9, Канск, 663604. т.(39161) 3-47-09

ОГРН 1022401359925 ИНН 2450013236


«Коррекционно – развивающая среда как компонент воспитания

и обучения детей дошкольного возраста, имеющих патологию

речевого развития»
( из опыта работы)

Учитель-логопед: Н.Н. Мариненко

Май, 2013 г.

«Коррекционно – развивающая среда как компонент воспитания

и обучения детей дошкольного возраста, имеющих патологию

речевого развития»

Учитель – логопед Н. М. Мариненко

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №50 «Журавушка» г. Канска
Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе – одна из важнейших задач в общей системе работы по обучению ребенка родному языку в ДОУ. Коррекционно – развивающая среда является важным реабилитационным и социально – адаптивным средством воспитания детей, имеющих патологию речи.

Состояние коррекционной среды – это организация такой среды, в которой сохраняются общепедагогические требования с выделением специальных «коррекционных» уголков; это совокупность условий, оказывающих прямое и косвенное влияние на всестороннее развитие ребенка в детском саду, на состояние его психического и физического здоровья, на успешность в его дальнейшем образовании.

Эффективность функционального воздействия среды зависит от оснащения ее специальным оборудованием, дидактическим материалом, содержанием работы с коррекционно – компенсаторной направленностью на конкретные запросы детей. Таким образом, коррекционно – развивающая среда оказывает трансформирующее (преобразующее) влияние на речевые и сопутствующие им отклонения в развитии.

^ Цель моей деятельности:

Создавать коррекционно – развивающую среду, способствующую развитию связной речи детей.

Задачи:

  1. Обогащать коррекционно – развивающую среду дидактическим и игровым материалом;

  2. Вооружить сотрудников педагогического процесса приемами работы с материалами коррекционно – развивающей среды;

  3. Привлекать родителей к сотрудничеству по закреплению речевых навыков у детей.

Для оказания детям различных видов помощи я организовала предметное пространство таким образом, чтобы сама среда позволила обеспечивать каждый вид детской деятельности и осуществлять коррекцию речи.

У большого настенного зеркала провожу с ребенком артикуляционную, мимическую и дыхательную гимнастику. Легкие нити для развития дыхания, прикрепленные к зеркалу, периодически меняются. Осенью дети дуют на нити с листочками, зимой на снежинки, летом на нитях укрепляются бабочки и цветы. Кроме нитей использую часики с подвесками, лодочки с парусами, катушки, султанчики, лыжников, выполненных из бумаги.

Развитию дыхания способствуют такие упражнения: понюхай цветок, сорви фрукт с дерева и положи в корзину, попей коктейль через трубочку, надуй резиновый шарик, игрушку. Пускание мыльных пузырей не только способствует выработке правильного дыхания, но и вызывает психоэмоциональный настрой радости.

Вместе с детьми создали «уголок ароматов», куда поместили душистые бутылочки, в которые поместили душистые пряности. Дети с удовольствием при помощи обоняния угадывают запах «душистых бутылочек».

Для развития фонематического слуха в кабинете есть «Звонкий уголок». В него помещены баночки и коробочки с разными материалами: песком, камушками, монетами, пуговицами, косточками от фруктов, крупами, скрепками, стеклом. Дети определяют на слух, что звучит в коробочке, подбирают пару, чтобы одинаково звучали.

Все мы знаем, что сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов. Поэтому в сенсорном уголке есть пособия для развития тактильных ощущений, тактильной памяти.

Учитывая мелкую моторную недостаточность у детей с нарушением речи, привлекаю все имеющиеся средства для её коррекции.

^ Пуговицы дети нанизывают на проволоку или нитку, выбирают из чудесного мешочка на ощупь все металлические пуговицы, пластмассовые или все пуговицы с «ушками», рассортировывают мелкие и крупные пуговицы, пуговицы, раскладывают крупные и мелкие пуговицы в разные коробочки, и, закрыв глаза, определяют где лежат какие пуговицы. Вместо пуговиц можно использовать гайки и винтики. Дети подбирают гайки к винтику по размеру, раскладывают по коробочкам разные по размеру, нанизывают гайки на проволоку, выкладывают фигуры из гаек.

Бусинки нанизывают на леску, дуют на бусинку, переносят бусинки из одной емкости в другую ложкой, пальцами, пинцетом, сортируя по цвету и размеру.

Скрепки нанизывают одна на другую, чередуя по цвету и величине, собирают из них цепочку, собирают скрепки магнитом, поднимают из воды удочкой с магнитом. Можно использовать игры с прищепками.
^ Скорлупу грецких орехов подбрасывают и ловят, составляют пирамидку из них, переносят сыпучие вещества скорлупками.

Катушки. Дуют на катушки, рассматривают предметы через отверстия в катушке, прокатывают по столу, составляют пирамидку, наматывают на катушку разноцветные нитки.

^ Нитки, шнурки, тесьму наматывают на палец, карандаш, завязывают узелки, распутывают, скручивают в розочки. Дуют на вывешенные нити, делают цепочки, складывают в пучок, скручивают в клубок.

Вату щиплют, скатывают из нее шарики, колбаски, растягивают кусочек ваты в ширину, в длину, нанизывают кусочки ваты на проволоку, наматывают на палочки.

^ Семена. Семена фасоли, бобов, гороха, чечевицы, риса смешивают, разбирают по цвету, выкладывают рисунки.

Бумага. Плетут из бумаги коврики, цепочки, игрушки для нового года, изготавливают поделки из природного материала, делают оригами.

Мозаика. Играют с мелкой и крупной мозаикой, выкладывают, шнуруют, застегивают пуговицы на специально сшитых для этого пособиях.

В сенсорном уголке есть игры Никитина, геометрическое лото (танграмы), палочки Кюизенера, Блоки Дьенеша, которые развивают мышление, внимание, ориентировку в пространстве, конструктивные навыки, обогащают сенсорный опыт.

В своей работе по формированию графических навыков с помощью игровых методов использую игру «шарики», разработанную авторским коллективом лаборатории медико-физиологических проблем образования КИПКРО под руководством В.А.Гурова.

Игры с шариками способствуют развитию зрительно- ручной координации, пространственных представлений, во время игры происходит оптимизация средних движений, совершенствуется внимание механическая память, произвольность деятельности, коммуникативные навыки. Недаром Ушинский утверждал, что интеллект ребенка на кончиках пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем он умнее.

Важнейшей предпосылкой для решения речевых задач является правильная организация обстановки, в которой бы у детей появилось бы желание говорить, называть окружающее, вступать в речевое общение. Для этого в речевом уголке имеются дидактические игры, предметные и сюжетные картинки, схемы моделирования, которые способствуют расширению, обогащению, активизации словаря, формированию лексико – грамматического строя речи.

Отгадывая загадки, дети сами могут убедиться в правильности отгадок, открыв ставенки окошек.

У детей – логопатов одним из наиболее трудным является такое особое проявление речевой патологии, как нарушении слоговой структуры слов. Этот дефект речевого развития в последствии приводит к возникновению у дошкольников дисграфии на почве языкового анализа и синтеза слов, фонематической дислексии. Для устранения данного дефекта в речевом уголке оформлен альбом по отработке слов с различными типами слоговой структуры.

Для автоматизации и дифференциации поставленных звуков также подобран и красочно оформлен как наглядный, так и речевой материал.

^ В театральном уголке размещены разные виды театров, куклы, сшитые руками родителей. Это дает возможность разнообразить инсценирование и развивать общие речевые навыки.

^ Уголок моделирования дает возможность использовать знаково - символическую деятельность:

- использовать ребенку все каналы восприятия (сочетание зрительных, слуховых, кинестетических ощущений);

- усиливать речевые кинестезии;

- создавать условия для более прочного усвоения информации; улучшает обратную связь между восприятием и практическим усвоением всех компонентов языковой системы;

- развивать наглядно – образное и логическое мышление, развивать творческую и познавательную активность дошкольников;

- развивать способность мысленно – практического экспериментирования;

- создавать ситуацию успеха в деятельности;

- расширять поле готовности детей дошкольного возраста к обучению в начальной школе.

Знаково – символическая система, которую я применяю в работе с детьми, выступает как эффективное вспомогательное средство в усвоении языковой системы и усиливает коррекционно – развивающее воздействие.

Таким образом, коррекционно – развивающая среда, созданная мною, представляет собой единый комплекс модальностей, которые сочетаются между собой. Практический материал по развитию артикуляционной моторики и дыханию, развитию фонематического слуха, сенсомоторики и речевому развитию детей предлагаю использовать педагогам на занятиях и в индивидуальной работе. Есть в кабинете и уголок для родителей, где помещены рекомендации, новинки литературы, которые родители могут использовать в работе с детьми дома, папки - передвижки, отражающие успехи детей в обучении и воспитании, карточки с подробным описанием упражнений для работы по автоматизации и закреплению изученного материала на логопедических занятиях.

Организация коррекционно - развивающей среды, взаимодействие с родителями и педагогами, позволяет осуществлять преемственность воспитания ребенка в семье и в детском саду, а это способствует улучшению психического, физического здоровья и успешности в его дальнейшем образовании.


Похожие:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение iconМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Настоящие Правила приема детей регулируют порядок зачисления детей в муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение iconМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №34 г. Костромы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение iconМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №42
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение iconМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида №105»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение iconУправление образования администрации города екатеринбурга муниципальное...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №539
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение iconУправление образования администрации города екатеринбурга муниципальное...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №539
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение iconМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Муниципальное казенное учреждение «Управление образования администрации города Канска»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение iconМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Муниципальное казенное учреждение «Управление образования администрации города Канска»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение iconРегламент услуги Прием заявлений о зачислении в муниципальное бюджетное...
Прием заявлений о зачислении в муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №66 «Детский сад комбинированного вида»,...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение iconПравила приема детей в Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №6 «Центр развития ребенка – детский сад» г. Кингисеппа
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница