Пояснительная записка Основная образовательная программа начального общего образования моу «бсош №3»




НазваниеПояснительная записка Основная образовательная программа начального общего образования моу «бсош №3»
страница1/14
Дата публикации10.07.2013
Размер1.79 Mb.
ТипПояснительная записка
shkolnie.ru > Военное дело > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Принята на педагогическом совете Утверждена


Протокол № 13 от 30.08.2012 года Директор __________Н.П. Кузина

Приказ № 109 от 30.08.2012 года

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Бокситогорская средняя общеобразовательная школа № 3»



Основная образовательная программа

начального общего образования

на 2012 – 2013 учебный год

(1- 2 классы)

ФГОС

СОДЕРЖАНИЕ:


1.

Пояснительная записка

3-6 стр.

2.

Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования

7-14 стр.

3.

Учебный план образовательного учреждения

15-16 стр.

4.

Программа формирования универсальных учебных действий

у обучающихся на ступени начального общего образования

17-25 стр.

5.

Программы отдельных учебных предметов, курсов

26-43 стр.

6.

Программа духовно-нравственного развития, воспитания

обучающихся на ступени начального общего образования

44-56 стр.

7.

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни

57-60 стр.

8.

Программа коррекционной работы

61-70 стр.

9.

Система оценки достижения планируемых результатов

освоения основной образовательной программы начального

общего образования

70-76 стр.

10.

Используемые понятия, обозначения и сокращения

77-79 стр.


1. Пояснительная записка

Основная образовательная программа начального общего образования МОУ «БСОШ №3» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы.

Программа устанавливает требования к результатам освоения Образовательной программы, её структуре и условиям реализации

Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Основная общеобразовательная программа начального общего образования:

  • ОП базового уровня;

  • адресована учащимся от 6,5 до 11 летнего возраста;

  • социальный заказ родителей: развитие обучающихся, овладение чтением, письмом, счётом, основными умениями и навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля учебных действий, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни.


Между участниками образовательного процесса заключён трехсторонний договор, отражающий ответственность субъектов образования за конечные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Основное направление образования в нашей школе – адаптация обучающихся к жизни в современном обществе на основе общего основного и полного образования в рамках государственных стандартов, обеспечивающих, прежде всего, становление личности ребенка в учебной и внеучебной деятельности. Главный акцент в своей деятельности наша школа делает на учете индивидуальных особенностей каждого ребенка. Иными словами, образовательный процесс строится таким образом, чтобы каждый ученик (по своим возможностям) был вовлечен в активную учебную деятельность в зоне его ближайшего развития, чтобы каждый ученик чувствовал себя комфортно. Создаётся образовательное пространство, способствующее саморазвитию и самореализации личности каждого обучающегося с учетом его индивидуальных способностей, что соответствует Концепции модернизации российского образования.
Образовательная программа первой ступени общего образования - фундамент всего последующего обучения. Начальная школа — особый этап в жизни ребёнка, связанный:

• с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка — с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;

• с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;

• с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;

• с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;

•с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;

• с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.

^ Основной целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

Достижение стратегической цели осуществляется поэтапно через основные программные мероприятия, обеспечивающие условия реализации стратегических задач:

1. Переход на обучение по новым стандартам на принципах приоритета деятельностного подхода, личностного развития, ориентации на зону ближайшего развития каждого ученика, на внутреннюю мотивацию обучения и свободу выбора ребёнком сфер приложения сил в организации школьной жизни.

2. Начальная школа – это школа развития, поэтому миссия школы создавать условия для проявления способностей, развития интересов ребёнка, его эмоционального «Я», чувства собственного достоинства.

3. Задачи в сфере обучения:

- обеспечение овладения детьми устойчивой речевой, математической грамотностью

- формирование универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных).

- формирование ИКТ компетентностей обучающихся.

- развитие творческих способностей, социализация личности.

К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:

  • личностные результаты – готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской и гражданской идентичности;

  • метапредметные результаты – освоенные ими универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), составляющие основу умения учиться (функциональной грамотности);

  • предметные результаты – система основополагающих элементов научного знания по каждому предмету как основа современной научной картины мира и опыт деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, специфический для каждой предметной области.

Личностные результаты формируются за счёт реализации как программ отдельных учебных предметов, так и программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.

Метапредметные результаты формируются за счёт реализации программы формирования универсальных учебных действий и программ всех без исключения учебных предметов.

Основная образовательная программа начального общего образования предусматривает:

• достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья;

• выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;

• организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности;

• участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;

• использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;

• возможность эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке учителя;

• включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населённого пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия.

Учтены также характерные для младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет):

• центральные психологические новообразования, формируемые на данной ступени образования: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов;

• развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения.

Учитывается существующий разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике и т. д., связанные с возрастными, психологическими и индивидуальными физиологическими особенностями детей младшего школьного возраста.

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

• воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного состава;

• переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

• ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;

• признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;

• учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении

образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

• обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования;

• разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

  Принципами построения УМК «Школа России», по которым работают педагоги, является приоритет воспитания в образовательном процессе, личностно – ориентированный и деятельностный характер обучения, фундаментальность, надежность, стабильность, открытость новому.

Эти принципы реализуются в учебниках по всем предметам, среди которых нет главных и второстепенных. Все предметы, включая и предметы эстетического цикла, работают на общий результат, формируя у ребенка современную единую картину мира и развивая умение учиться. Все учебники имеют законченные линии с 1 по 4 класс, а также развернутое учебно-методическое сопровождение в виде рабочих тетрадей, дидактического материала, проверочных работ, поурочных разработок, книг для чтения и других пособий.

Основная образовательная программа начального общего образования предусматривает:

• достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья;

• выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;

• организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности;

• участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;

• использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;

• возможность эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке учителя;

• включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населённого пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия.
2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной

образовательной программы начального общего образования
Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования (далее - планируемые результаты)- один из важнейших механизмов реализации требований Стандарта к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу. Они представляют собой систему обобщённых личностно- ориентированных целей образования, допускающих дальнейшее уточнение и конкретизацию, что обеспечивает определение и выявление всех составляющих планируемых результатов, подлежащих формированию и оценке.

Планируемые результаты:

• обеспечивают связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, уточняя и конкретизируя общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов для каждой учебной программы с учётом ведущих целевых установок их освоения, возрастной специфики обучающихся и требований, предъявляемых системой оценки;

• являются содержательной и критериальной основой для разработки программ учебных предметов, курсов, учебно-методической литературы, а также для системы оценки качества освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.

Система планируемых результатов даёт представление о том, какими именно действиями — познавательными, личностными, регулятивными, коммуникативными, преломлёнными через специфику содержания того или иного предмета, — овладеют обучающиеся в ходе образовательного процесса. В системе планируемых результатов особо выделяется учебный материал, имеющий опорный характер, т. е. служащий основой для последующего обучения.

Особое место в первом классе уделяется вопросам преемственности при переходе от дошкольного к начальному образованию, в частности при формировании УУД.

Преемственность в дошкольном и начальном образовании может быть обеспечена лишь при условии признания самоценности дошкольного детства, учета критических возрастов и психологических новообразований каждого возрастного периода. Поэтому обучение строится в «зоне ближайшего развития» ребенка. Объем этой «зоны», ее границы могут широко варьироваться как в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, так и в зависимости от возможностей взрослых, работающих с ним.

Истоки преемственности связаны с необходимостью самоактуализации личности в свободной познавательной деятельности, обеспечивающей саморазвитие, проявление индивидуальных способностей. В младшем школьном возрасте формируется умение учиться как ведущее новообразование. Сформированность данного умения возможна при полноценной учебной мотивации и развитой учебной самодеятельности (самоорганизации, умении планировать свою деятельность, самоконтроле, рефлексии). Процесс их формирования рассматривается как дидактически управляемый и специально организуемый на этапе обучения ребенка в начальной школе. Дошкольное образование призвано обеспечить создание фундамента развития ребенка, формирование базовой культуры его личности. В связи с этими основаниями преемственности между детским садом и школой в формировании умений учиться, можно определить: развитие у дошкольников любознательности и способностей самостоятельно решать творческие задачи; формирование творческого воображения как основы их интеллектуального и личностного развития; развитие коммуникативности. К основным направлениям, по которым обеспечивается преемственность общеобразовательных программ дошкольного и начального общего образования, отнесены:

- развитие любознательности у воспитанника дошкольного возраста как основы развития познавательных способностей обучающегося;

- формирование творческого воображения как направления интеллектуального и личностного развития воспитанника и обучающегося;

- развитие коммуникативности - умения общаться со взрослыми и сверстниками, как одного из необходимых условий успешности учебной деятельности.

Такое объединение позволяет осуществлять преемственность содержания программ на единых теоретических основах с учетом психологических особенностей усвоения в каждом возрастном периоде.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Похожие:

Пояснительная записка Основная образовательная программа начального общего образования моу «бсош №3» iconОсновная образовательная программа начального общего образования...
Пояснительная записка к Основной образовательной программе начального общего образования моу оош №19
Пояснительная записка Основная образовательная программа начального общего образования моу «бсош №3» iconОсновная образовательная программа начального общего образования пояснительная записка
Основная образовательная программа начального общего образования муниципального общеобразовательного учреждения Атагайской средней...
Пояснительная записка Основная образовательная программа начального общего образования моу «бсош №3» iconОсновная образовательная программа начального общего образования...
Основная образовательная программа начального общего образования мбоу «Коммунарская средняя общеобразовательная школа №1» разработана...
Пояснительная записка Основная образовательная программа начального общего образования моу «бсош №3» iconОсновная образовательная программа начального общего образования
Пояснительная записка
Пояснительная записка Основная образовательная программа начального общего образования моу «бсош №3» iconОсновная образовательная программа начального общего образования
Пояснительная записка к образовательной программе начального общего образования
Пояснительная записка Основная образовательная программа начального общего образования моу «бсош №3» iconОсновная образовательная программа начального общего образования...
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования
Пояснительная записка Основная образовательная программа начального общего образования моу «бсош №3» iconОсновная образовательная программа начального общего образования...
Пояснительная записка к Основной образовательной программе начального общего образования гбоу оош №19
Пояснительная записка Основная образовательная программа начального общего образования моу «бсош №3» iconОбразовательная программа пояснительная записка основная образовательная...
Основная образовательная программа начального общего образования Муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная...
Пояснительная записка Основная образовательная программа начального общего образования моу «бсош №3» iconОсновная образовательная программа начального общего образования моу сош №3 г. Воронежа
Программа духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования
Пояснительная записка Основная образовательная программа начального общего образования моу «бсош №3» iconОбразовательная программа начального общего образования моу «Столбинская...
Основная образовательная программа сформирована с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница