Российской Федерации Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования




Скачать 97.03 Kb.
НазваниеРоссийской Федерации Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования
Дата публикации08.07.2013
Размер97.03 Kb.
ТипДокументы
shkolnie.ru > Военное дело > Документы
Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«СОЛИКАМСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Профессиональный конкурс работников образования

ВСЕРОССИЙСКИЙ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРС

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА

(2012/2013 учебный год)

Номинация конкурса: Педагогические идеи и технологии:

профессиональное образование

Сороковые, роковые…

Методическая разработка классного часа


Разработал: преподаватель ГБОУ СПО «СТК»

^ Новикова Наталья Васильевна

(Музыка – Рахманинов)
Ведущий 1 Сороковые, роковые,

Военные и фронтовые,

Где извещенья похоронные

И перестуки эшелонные.
Ведущий 2 Как это было! Как совпало –

Война, беда, мечта и юность!

И это все в меня запало

И лишь потом во мне очнулось!..
Ведущий 3 Сороковые, роковые,

Свинцовые, пороховые…

Война гуляет по России,

А мы такие молодые!
Ведущий 4

66 лет минуло с начала Великой Отечественной войны, но в памяти народной и поныне живы страдания военных лет и бессмертное мужество народа. Вот только солдат Победы с каждым годом остается все меньше и меньше. Да и детям войны уже за 70.
Ведущий 1

Дети войны… Есть поговорка «На войне детей не бывает». Те, кто жили в войну, должны были расстаться с детством в обычном, мирном смысле этого слова.
Ведущий 2

Дети военной поры умирали от голода и страха. Как тосковали, что 1 сентября 1941 года нельзя было пойти в школу. Как в 10-12 лет, встав на ящики, дотягивались они до станков и работали по 10-12 часов в сутки. Как писал поэт Юрий Воронов:
Мы так и не узнали,

Меж юностью и детством
Где черта?..

Нам в сорок первом выдали медали

И только в сорок пятом – паспорта.
Ведущий 3

По данным газеты «Соликамский рабочий» за 2 августа 1945 года 1090 комсомольцев нашего города ушло на фронт. Оставшиеся в тылу комсомольцы явились инициаторами движения двухсотников и создания молодежных бригад. На предприятиях города было создано свыше 160 комсомольско-молодежных бригад, в которых работали свыше 1000 юношей и девушек. Большинство из них постоянно перевыполняло нормы выработки и завоевало почетное звание фронтовых. В апреле 1945 года ряд молодых стахановцев – Яшин, Лапочкин, Сорокина и другие – награждены орденами и медалями за самоотверженный труд на производстве.
Ведущий 4

Во время второй мировой войны на Земле погибло 13 миллионов детей. Даже если они находились в тылу, все равно это были военные дети. Многие из них набавляли себе года и уходили на фронт. Оставшиеся в живых дети войны даже спустя 60 с лишним лет боятся вспоминать, как получали на погибших отцов похоронки… Как за годы войны они забыли, что такое белый хлеб…

Ведущий 2

Как теряли в ужасе бомбежек родителей. Как усыновляли их чужие люди. Как даже сейчас ранит их вопрос о маме. И до сих пор ищут они своих потерянных на войне родных.
^ Ведущий 3 (Фрагмент из рассказа «Судьба человека»)
Ведущий 4

Первыми встретили войну дети Бреста.
Майор привез мальчишку на лафете.

Погибла мать. Сын не простился с ней.

За десять лет на том и этом свете

Ему зачтутся эти десять дней.
Его везли из крепости, из Бреста.

Был исцарапан пулями лафет.

Отцу казалось, что надежней места

Отныне в мире для ребенка нет.
Отец был ранен, и разбита пушка.

Привязанный к щиту, чтоб не упал,

Прижав к груди заснувшую игрушку,

Седой мальчишка на лафете спал.
Мы шли ему навстречу из России.

Проснувшись, он махал войскам рукой…

Ты говоришь, что есть еще другие,

Что я там был и мне пора домой…
Ты это горе знаешь понаслышке,

А нам оно оборвало сердца.

Кто раз увидел этого мальчишку,

Домой прийти не сможет до конца.
Я должен видеть теми же глазами,

Которыми я плакал там, в пыли,

Как тот мальчишка возвратится с нами

И поцелует горсть своей земли.
За все, чем мы с тобою дорожили,

Призвал нас к бою воинский закон.

Теперь мой дом не там, где прежде жили,

А там, где отнят у мальчишки он.
Ведущий 1

1418 дней продолжалась война. А что вы знаете о событиях и людях тех героических дней? Предлагаем вам ответить на вопросы викторины.
ВИКТОРИНА


  1. В сражении под этим городом впервые во второй мировой войне немецкие войска были вынуждены перейти к обороне. (Смоленск)

  2. По плану Гитлера этот город должен был быть затоплен. (Москва)

  3. Первый салют состоялся в Москве 5 августа 1943 года. Он прозвучал в честь освобождения этих городов. (Орел и Белгород)

  4. Какого числа состоялся Парад Победы? (24 июня 1945 года)

  5. Когда противник прятался в укрытие, применяли карманную артиллерию. О какой артиллерии идет речь? (Гранаты)

  6. Как в народе называли гвардейский миномет «БМ-13»? (Катюша)

  7. Какие города бывшего СССР носят звание Город-герой? (Москва, Ленинград, Волгоград, Киев, Минск, Одесса, Севастополь, Новороссийск, Керчь, Тула, Брест)

  8. Каких полководцев и военачальников Великой отечественной войны вы знаете? (Г. Жуков, К. Рокоссовский, И. Конев, Р. Малиновский и др.)

  9. Перед входом в бывший концлагерь Маутхаузен стоит скульптура советского генерала, погибшего в этом концлагере. Назовите его фамилию. (генерал Карбышев)

  10. В каком городе находится дом Павлова? (Волгоград)

  11. На поле боя он закрыл своим телом амбразуру вражеского дзота. Назовите фамилию героя. (Матросов)

  12. Что означает слово «таран»? (Удар корпусом танка, корабля, самолета)

  13. Назовите фамилию летчика, который, лишившись ног, вернулся в истребительную авиацию. (Маресьев)

  14. Назовите писателей и поэтов, которые были солдатами Великой отечественной войны (К. Симонов, А. Сурков, В. Астафьев, Б. Окуджава, Ю. Друнина)

  15. Литературный герой – русский солдат, попавший в плен, бежавший из концлагеря на немецкой машине, захватив немецкого майора. (Андрей Соколов)

  16. Литературный герой – символ русского солдата. (Василий Теркин)

  17. Какой город спасла «Дорога жизни»? (Ленинград)


Ведущий 2

Блокада Ленинграда – одна из самых трагичных страниц войны.

Таня Савичева – девочка из блокадного Ленинграда. Девять страничек из её дневника, с трудом выведенных обессиленной рукой, стали документом потрясающей силы. На Нюрнбергском процессе над главарями фашистской Германии этот дневник был в ряду обвинительных документов. Перед памятью маленькой Тани преклоняются все: от мала до велика, простые труженики и президенты государств.
Ведущий 3

Таня жила на тихой 2-й линии Васильевского острова, на улице большого проспекта, возле академии художеств. Савичевы жили большой и дружной семьей. В семье Савичевых было 5 детей. Старший брат Леонид (в семье его ласково называли Лека), работал строгальщиком на адмиралтейском заводе. Когда началась война, Таня училась в 3-м классе 35­й школы, Васильевского района, на берегу Невы. На этаже одной из дверей теперь висит табличка: «В этом классе училась Таня Савичева». Здесь и создан музей девочки блокадного Ленинграда.
Ведущий 4

На камне запечатлены строки дневника Тани. Здесь, в музее, они воспроизведены крупно, листок за листком и каждый, кто заходит сюда с волнением читает:

«Женя умерла 28 декабря, в 12 ч. 30 мин. утра 1941 года».

Ведущий 1

«Бабушка умерла 25 января, в 3 ч. дня 1942 года».
Ведущий 2

«Лека умер 17 марта, в 5 ч. утра 1942 года».
Ведущий 3

«Дядя Вася умер 13 апреля, в 2 часа ночи 1942 года».
Ведущий 4

«Дядя Леша умер 10 мая, в 4 ч. дня 1942 года».
Ведущий 1

«Мама – 13 мая, в 7 ч. 30 мин. утра 1942 года».
Ведущий 2

Когда умерла мама, Таня достала заветную тетрадь, сделала в ней последнюю запись: «Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня».
Ведущий 3

Она училась в нашей школе,

Была такая же, как все,

Но имя девочки, как ветер,

Как вздох промчалось по Земле.

Как быстро летят в мае белые ночи…

Но лучше бы та была подлинней.

В ту ночь только Таня с измученной мамой

Остались в остывшей квартире своей.

А утром дрожащею детской рукою

В своем дневнике записала она,

Что мама…

А дальше число. Рядом с мамой

Она «умерла» написать не смогла.

А после, как крик, вся душа нараспашку,

Что умерли все, что осталась одна,

А там за стеной надрывалась сирена,

Шел 42-ой, бесновалась война.
Ведущий 4

611 дней продолжались ожесточенные вражеские обстрелы города на Неве. С 4 сентября 1941 года по 22 января 1944 года в Ленинграде разорвалось 148478 вражеских снарядов. Двадцать семь миллионов человеческих жизней отняла у нас Великая Отечественная война, из них более шестисот тысяч ленинградцев. Дети блокадного Ленинграда вели себя, как герои. Теряя силы, они не жаловались, молча переносили боль и страдания, не плакали и ничего не просили. И это была не слабость, а большая нравственная сила.
Ведущий 1

Последние два года жизни Таня Савичева провела в Шатковском районе Горьковской области. А это было так. В августе 1942 года 140 детей блокадного Ленинграда привезли в Шатковский район и разместили в школе Красный бор. Тепло, радушно, как родных, встретили красноборцы детей, которые едва стояли на ногах. Селяне несли в школу все, что могли – молоко, сметану, творог, теплую одежду. Жители Красного Бора буквально на руках, завернув в одеяла, носили их в баню, мыли, одевали потеплее.
Ведущий 2

Материнская забота, свежий воздух, да и весомая добавка к детдомовскому пайку помогли детям быстро встать на ноги. «Все остались в живых, – рассказывают красноборцы и с горечью добавляют, – кроме Тани Савичевой». Таня ехала сюда совсем больная. Она уже не могла ни ходить в школу, ни гулять. 4 марта 1944 года Таню перевели в Панетовский детский дом инвалидов. Он был в этом же районе, здесь было усиленное по тем временам питание и более квалифицированные врачи. Но и здесь вылечить Таню не удалось. 1 июля 1944 года перестало биться сердце девочки.
(Песня «Ах, война, что ж ты, подлая, сделала…»)
Ведущий 3

Девушки военных лет… Связистки, разведчицы, санитарки, снайперы – как много они сделали для Победы. Многие солдаты были обязаны им жизнью. Но скольким они спасли души? Это подвиг не отмечался ни орденами, ни медалями.
Ведущий 4

Часто даже не примером, а просто присутствием своим они будили в солдатах «чувства добрые», которые запросто было утратить в те злые времена. И впрямь – трусы становились храбрецами, а храбрецы – героями на глазах у смелых девчонок, чье осуждение было нестерпимо, а одобрение – необходимо.
Ведущий 1

В 17 лет ушла на фронт московская девочка из учительской семьи. Понятно, что читать стала рано – от Гомера до Лидии Чарской. Писала стихи, которые однажды даже напечатала «Учительская газета». И невероятно для дней сегодняшних – ее стихам был посвящен целый хвалебный абзац в статье!
Ведущий 2

Спасение челюскинцев, покорение полюса, Испания – вот чем жили в детстве ровесники Юлии Друниной, и огорчались, что родились слишком поздно. Удивительное поколение! Вполне закономерно, что в трагическом сорок первом оно стало поколением добровольцев.
Ведущий 3

Я ушла из детства в грязную теплушку,

В эшелон пехоты, в санитарный взвод.

Дальние разрывы слушал и не слушал

Ко всему привыкший сорок первый год.
Я пришла из школы в блиндажи сырые,

От Прекрасной дамы в «мать» и «перемать»,

Потому что имя ближе, чем Россия

Не могла сыскать.
Ведущий 4 Какие удивительные лица

Военкоматы видели тогда!

Текла красавиц юных череда.

Казалось, выпал жребий им родиться

В пуховиках дворянского гнезда.

Казалось, утонченность им столетья

Вложили в поступь, в жесты, в легкий стан.

Где взяли эту стать рабочих дети

И крепостных праправнучки крестьян?..

Все шли и шли: из средней школы,

Из филфаков, из МЭИ и из МАИ –

Цвет юности, элита комсомола,

Тургеневские девушки мои.
Ведущий 1 Я только раз видала рукопашный,

Раз – наяву. И сотни раз – во сне…

Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне.
(«Песня о пехоте»)
Ведущий 2

В последние годы мы всё чаще обращаемся к прошлому, к истокам патриотизма, самоотверженности и героизма, так как в наше время в обществе остро стоит вопрос о нравственных ориентирах современной молодежи. И именно литература 1941-1945 годов может рассказать о том духовном опыте, о любви к Родине, которые наблюдались в военные годы.
Ведущий 3

Сегодня мы вспомнили о некоторых героях Великой Отечественной войны. Светлая им память! Мы выражаем наше уважение героям страны, защитникам нашей родины от вражеских полчищ во все времена.
(Песня «День Победы»)



Похожие:

Российской Федерации Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования iconРоссийской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное...
Цель дисциплины: сформировать у студентов систему профессиональных знаний, умений и навыков по вопросам профессионального обучения...
Российской Федерации Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования iconПравила приема граждан в государственное бюджетное образовательное...
Правила приема граждан в гбоу спо поксхт ксхт разработаны на основании приказа Министерства образования и науки Российской Федерации...
Российской Федерации Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования iconРоссийской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное...
Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования. Программа...
Российской Федерации Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования iconГосударственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального...
...
Российской Федерации Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования iconМинистерство образования и науки Российской Федерации Федеральное...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Российской Федерации Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования iconМ инистерство образования и науки российской федерации федеральное...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Российской Федерации Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования iconМ инистерство образования и науки российской федерации федеральное...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Российской Федерации Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Российской Федерации Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Российской Федерации Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования iconМ инистерство образования и науки российской федерации федеральное...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница