Работа с не говорящими детьми, имеющими тяжелую форму речевой патологии




Скачать 27.71 Kb.
НазваниеРабота с не говорящими детьми, имеющими тяжелую форму речевой патологии
Дата публикации08.07.2013
Размер27.71 Kb.
ТипДокументы
shkolnie.ru > Военное дело > Документы
Работа с не говорящими детьми, имеющими тяжелую форму речевой патологии.

В данной статье хочу поделиться опытом логопедической работы с детьми дошкольного возраста, страдающими моторной алалией и РДА.

Не смотря на то что, в механизмах и симптомах этих заболеваний есть принципиальные различия, главное что их объединяет- отсутствие или крайняя бедность экспрессивной речи. И задача логопеда- вызвать речь у ребенка любыми возможными способами.

Речь детей данной категории заболеваний характеризуется задержкой на более ранних этапах речевого онтогенеза. Вербальные возможности трех- четырехлетних детей порой адекватны годовалому возрасту ребенка. Словарь может характеризоваться наличием всего лишь некоторых гласных звуков, простых слоговых вокализаций. Работа с аутистом осложняется еще тем, что вся его деятельность носит непроизвольный характер, и сфокусировать внимание ребенка, даже на пару секунд, бывает очень сложно. Поэтому немалая роль на занятии принадлежит родителю. По мере установления контакта и степени включения ребенка в деятельность, роль мамы может сводиться к минимуму.

Используя различные методики коррекции речи, я обобщила рекомендации, которые действительно помогли мне в работе с данной категорией детей, и, добавила разработанные мной упражнения. Общедидактический принцип «От простого к сложному» сохраняется. Почти все упражнения сопряжены с движением, для лучшего их понимания и закрепления.

Упражнения можно разделить на два типа (две формы):

  1. Неречевая форма взаимодействия.

  2. Речевая форма взаимодействия.

Начнем с первого типа:

Неречевая форма взаимодействия.

« Неречевой» форма взаимодействия названа условно, потому что выполнение заданий этого типа не подразумевает активной речевой деятельности ребенка, так как обучение только началось, но педагог должен озвучивать все действия, совершаемые ребенком.

  1. Пальчиковые упражнения.

  • «Солнышко». Чередование кулак- растопыренные пальцы.

  • « Зайчики». Пальцы все согнуты, кроме указательного и среднего. Сжимаем-разжимаем.

  • «Семья».Су-ждок (спиральные кольца ) надеваем на каждый палец по очереди, проговаривая стандартных членов семьи ( деда, баба, папа, мама, я).

  1. Развитие воздушной струи.

  • Выдувание мыльных пузырей, дутье на бумажные листики, в дудочку.

  1. Артикуляционная гимнастика.

  • Лошадка, часики и т.д.

4. Рисование.

  • Дорисовать недостающие элементы простых предметов на предметных картинках ( колеса у машины, нос на лице и т.д.).

  • «Проводить мышку в норку». Провести линию на листе от мышки до норки.


Речевая форма взаимодействия

При выполнении упражнений второго типа от ребенка ожидается более активное участие в речевом контакте. Слуховые образы подкрепляются зрительными, так как многие специалисты утверждают, что детей – « речевиков» нужно учить грамоте еще до школы.

1.Предметная картинка + звук ( шар сдувается- ф- ф-ф, пила- з-з-з, дятел- д-д-д, и т.д.)

2. Наложение объемных букв на их нарисованный образ.

3. « Силачи»- Уухх-аахх! Сжимание (напряжение)- расжимание ( расслабление) поролоновых губок.

4. « В гости». На листе на расстоянии друг от друга написаны буквы ( например, М и А), карандашом ведем дорожку от одной буквы к другой и «читаем» слог.

5. « Учим фразам». Когда ребенок что-то просит жестами, настаивать на «оречевлении» просьбы- «Дай» ( « Дай дуду- на! дуду»).
Данные упражнения можно варьировать в зависимости от возможностей детей. И подходят они преимущественно для начального этапа работы с ребенком. При успешном усвоении данного материала, задания нужно усложнять.

Литература:

1.Исханова С.В. Система диагностико- коррекционной работы с аутичными дошкольниками.- СПб., 2011.

2. Нуриева Л.Г. Развитие речи у аутичных детей.- М., 2003.

3. Пятница Т.В. Речевые нарушения у детей. Скорая логопедическая помощь.- Ростов на /Д., 2011.

4. Пятница Т.В., Башинская Т.В. Система коррекционного воздействия при моторной алалии. Часть 1,2.- М.., 2011.

Похожие:

Работа с не говорящими детьми, имеющими тяжелую форму речевой патологии iconРабота по коррекции речевых нарушений с детьми, имеющими органические поражения цнс

Работа с не говорящими детьми, имеющими тяжелую форму речевой патологии iconВ предупреждении речевых и двигательных нарушений детей 4 7 лет «волшебная...
Данный материал предназначен для работы с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения речи. Основное внимание направлено на создание...
Работа с не говорящими детьми, имеющими тяжелую форму речевой патологии iconТема: «Коррекция речи средствами эстетического воспитания»
Никакая самая тщательная работа детского сада и его специалистов не исключает необходимости домашних занятий с детьми, имеющими различные...
Работа с не говорящими детьми, имеющими тяжелую форму речевой патологии iconПсихолого-педагогическое сопровождение детей с овз и индивидуальная работа с ними
И порождает проблемы социального характера. Особенностью патологии детского возраста является учащение перехода острых форм заболевания...
Работа с не говорящими детьми, имеющими тяжелую форму речевой патологии iconМбоудод «Детская школа искусств №23» Развитие индивидуальности личности...
Развитие индивидуальности личности в процессе обучения игре на фортепиано с детьми, имеющими ограниченные физические возможности...
Работа с не говорящими детьми, имеющими тяжелую форму речевой патологии iconВыступление и рекомендации психолога по теме «Работа педагога с детьми...
Задержка психического развития является одной из наиболее распространенных форм психической патологии детского возраста, и как правило...
Работа с не говорящими детьми, имеющими тяжелую форму речевой патологии iconМетодическая разработка на тему: «Совершенствование лексико-грамматических...
«Совершенствование лексико-грамматических категорий в процессе коррекционно-воспитательной деятельности с детьми, имеющими общее...
Работа с не говорящими детьми, имеющими тяжелую форму речевой патологии iconВыявление и работа с одаренными детьми на уроках и во внеурочной деятельности по биологии
В связи с этим особенно актуальной становится работа с одаренными и способными детьми
Работа с не говорящими детьми, имеющими тяжелую форму речевой патологии iconЛогопедическая работа с детьми раннего возраста
Коррекционно-логопедическая работа с детьми с органическим поражением центральной нервной системы
Работа с не говорящими детьми, имеющими тяжелую форму речевой патологии iconНеполная, проживает с мамой в Калуге, с отцом общается (не реже одного...
Но для учителя, работающего в общеобразовательных школах, не хватает информации о методиках работы с такими детьми. Я работаю с детьми,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница