«Кубань в годы Великой Отечественной Войны»




Скачать 268.59 Kb.
Название«Кубань в годы Великой Отечественной Войны»
страница1/6
Дата публикации14.06.2013
Размер268.59 Kb.
ТипДокументы
shkolnie.ru > Военное дело > Документы
  1   2   3   4   5   6

Приложение к уроку:


«Кубань в годы Великой Отечественной Войны»

В героической истории нашего народа особое место занимает Великая Отечественная война – самая тяжелая и жестокая из всех войн, когда-либо пережитых нашей Родиной.

Великая Отечественная война…

Сколько матерей и жен остались без сыновей, дочерей, мужей! Сколько горя и страданий пережил наш народ, наша страна! И не только страницы учебников должны напоминать нашим потомкам о Великой Отечественной войне. Уходят из жизни люди, которые были свидетелями и участниками этих горестных и героических событий. Но из поколения в поколение мы пронесем память об этой войне.

Казалось бы, уже многое можно забыть. Но память не позволяет это делать. Фронтовики помнят мельчайшие подробности боев, в которых они участвовали, лица и предсмертные слова боевых друзей, которые погибали у них на глазах, и которых они хоронили в братских могилах или прямо на поле боя. Да и как можно забыть войну не только фронтовикам, но и мирным жителям, ковавшим победу в тылу?

Вся история от событий 1941 года до штурма рейхстага представляет собой эпопею невиданного героизма. И сколько бы лет и десятилетий ни прошло, люди Земли снова и снова будут возвращаться к нашей победе, ознаменовавшей торжество жизни над смертью, разума над безумием, гуманности над варварством. К. Симонов писал: «О минувшей войне необходимо знать все. Надо знать и чем она была, с какой безмерной душевной тяжестью были связаны для нас дни отступлений и поражений, и каким безмерным счастьем для нас была Победа. Надо знать и о том, каких жертв нам стоила война, какие разрушения она принесла, оставив раны и в душах людей и на теле земли».

Трагедия войны, единение народа перед общей бедой выявили в людях невиданные духовные силы – братства, взаимопомощи, сострадания, способность к великому самоотречению и самопожертвованию. Подвиг человека, подвиг народа измеряется масштабом содеянного, мерой жертв и страданий, которые он приносит на алтарь победы. С течением времени происходит осмысливание этой величайшей трагедии и великого подвига народного. И мне кажется, что из нашей жизни военная тема исчезнет не скоро. Живая память поколений не даст стереть ее из памяти народной.

С каждым годом все меньше и меньше остается рядом с нами живых участников тех событий. И наша задача как поколения, не знавшего в своей жизни такого страшного периода, как война, должны сохранить и передать нашим потомкам летопись тех доблестных событий.

Именно поэтому я выбрал темой своего реферата изучение этого героического и трагического периода в истории моей Родины. Для раскрытия данной темы я решил ряд задач: изучил материал по данной теме; рассмотрел этот период на уровне края, Щербиновского района и нашего поселка; увязал его с современностью под общей темой «Память хранят живые»

Решая эти задачи, я рассмотрел тему реферата в четырех аспектах:

Оккупация Кубани немецкими захватчиками летом 1942 – осенью 1943 года.

Организация отпора немецким оккупантом со стороны кубанцев: это и партизанское движение, подполье, создание добровольческих военных соединений.

Оценка материального ущерба, который причинили немцы Кубани.

Также я стремился показать, что подвиг и жертвы моих земляков в борьбе с фашистскими оккупантами не прошли бесследно, что память о них хранят живые.
^

1. Оккупация Кубани немецко-фашистскими захватчиками (лето 1942 – осень 1943 гг.)



1.1 Установление гитлеровцами «нового порядка» на территории Краснодарского края




Одним из крупнейших сражений Великой Отечественной войны была битва за Кавказ 1942-1943 гг. В своих планах по захвату Кавказа немцы отводили большую роль оккупации Краснодарского края: Кубань являлась важным стратегическим регионом. Через ее территорию шли дороги к Черному морю, Закавказью, Каспию. Хлеб, нефть, стратегические ресурсы делали край важным политическим, экономическим, стратегическим козырем в большой мировой политике.

Битва за Кавказ началась 25 июля 1942 года. По гитлеровскому плану «Эдельвейс» группа армий «А» должна была окружить и уничтожить советские войска между Доном и Кубанью, а затем захватить территорию края, его порты, лишить Черноморский флот основных районов базирования и уничтожить его.

К июлю 1942 года, когда война пришла на землю Кубани, каждый пятый житель края ушел на фронт. Летом 1942 года фашисты вступили в пределы края. К началу сентября им удалось занять почти всю территорию за исключением узкой полоски земли на Черном море с городами Сочи, Туапсе, Геленджик.

Немцы прошли по краю с ожесточенными боями. Упорные сражения развернулись за Краснодар, в районе станиц Кущевской, Шкуринской, Канеловской. В тяжелых оборонительных боях на Армавиро-Майкопском, Туапсинском и Новороссийском рубежах Красной Армии удалось остановить противника. Немцы так и не прорвались на побережье и в Закавказье, несмотря на огромные усилия.

Но большая часть края была занята фашистами, где они установили свой оккупационный режим.

Устанавливая так называемый новый порядок, оккупанты полагали, что им удастся без особого труда колонизировать богатую природными ресурсами Кубань. Фашистские стратеги рассчитывали на поддержку со стороны казачества, на раздоры и взаимную вражду кавказских народов. Они вынашивали планы создания казачьих частей и национальных легионов в помощь своей армии. Думали, что с помощью привезенных ими с собой бывших казачьих атаманов генералов Краснова и Шкуро им удастся создать добровольческую антибольшевистскую казачью армию.

Сразу же после оккупации немцы объявили кубанскую землю собственностью германского государства. Край разбивался на 10 областей, возглавляемых сельхозкомендантами.

20 декабря 1942 года на проведенном в Краснодаре краевом земельном съезде был объявлен «новый порядок землепользования», упразднявший колхозы и устанавливавший в качестве переходного этапа к единоличному хозяйству «общинное хозяйство» (так называемые десятидворки). «Новый порядок» объявлял совхозы и МТС собственностью немецкого государства и возлагал на «общинников» ответственность за полную уборку урожая и особенно – за своевременную сдачу сельхозпродукции.

Новоявленные сельхозкоменданты и их местные прихвостни в станицах и на хуторах распространяли листовки и воззвания, в которых говорилось, что простым людям немцы ничем не грозят, что если пострадают – так это только евреи и коммунисты, что немецкие войска, наконец, «освободили крестьян от цепей большевизма», сделают их «настоящими собственниками земли», что теперь они будут работать «только на себя и для своих детей». В этих же воззваниях и листовках станичников призывали собрать скорее урожай, провести сев озимых, вспашку зяби, помочь немецким властям найти спрятанные запасные части и детали к тракторам и комбайнам. В то же время сельские жители без особого разрешения не могли выезжать за пределы своей местности, а также продавать свои продукты. Оккупанты изымали у крестьян в нужном для них количестве продовольствие, фураж, скот.

На Кубани гитлеровцы попытались осуществить так называемый «кавказский эксперимент». Были обещаны автономия, свобода вероисповедания, возрождение казацких вольностей и традиций. В агитационной работе с населением использовались данные о преступлениях сталинского режима, антикоммунизм и антисемитизм.

Немцы попытались сформировать казачьи соединения. Часть казаков пошла на сотрудничество с немцами. Точную численность казачьих соединений, сформированных немцами, назвать сложно. Но «эксперимент» длился недолго. Вывоз продукции с Кубани, угон кубанцев в Германию, откровенный террор против населения все расставили по своим местам.

Таким образом, надежды гитлеровцев на «новый режим», на сотрудничество кубанцев закончилось провалом.

  1   2   3   4   5   6

Похожие:

«Кубань в годы Великой Отечественной Войны» iconТема урока: Наш край в годы Великой Отечественной войны
Великой Отечественной войне, формирование знаний об истории Ставропольского района в годы войны
«Кубань в годы Великой Отечественной Войны» iconТворческая летопись Великой Отечественной войны. Воюющие музы
Цель и задачи: Знакомство с отечественной культурой в годы Великой Отечественной войны
«Кубань в годы Великой Отечественной Войны» iconКубань в годы войны Быстрова Светлана Владимировна
Воспитательные: воспитывать чувство патриотизма, уважение к героическому прошлому нашей страны, к соотечественникам – «солдатам Великой...
«Кубань в годы Великой Отечественной Войны» icon«Кубань в годы Великой Отечественной Войны»
Образовательная: показать роль Советского солдата, а также работников тыла на оккупированной территории, заострить внимание на наших...
«Кубань в годы Великой Отечественной Войны» iconОбелиск землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны
Памятник землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны (с. Великовисочное)
«Кубань в годы Великой Отечественной Войны» iconБеседа о праздновании Дня Победы в детском саду
Родину люди в годы Великой Отечественной войны. Объяснить детям такие понятия, как «Вечный огонь», «Могила Неизвестного героя», «Памятник...
«Кубань в годы Великой Отечественной Войны» iconЖилье ветеранам Великой Отечественной войны 1941-1945 годов Обеспечение...
Улучшение жилищных условий инвалидам и ветеранам Великой Отечественной войны  является одним из основных направлений государственной...
«Кубань в годы Великой Отечественной Войны» iconНа оказание услуг по изготовлению сладкого сувенира в упаковке 3500...
Великой Отечественной войны, труженикам тыла, вдовам участников Великой Отечественной войны, узникам фашистских лагерей и жителей...
«Кубань в годы Великой Отечественной Войны» iconРассказ о детях-героях Великой Отечественной войны
Сохранять трепетное отношение к празднику Победы, уважение к заслугам и подвигам воинов Великой Отечественной войны
«Кубань в годы Великой Отечественной Войны» icon«слава защитникам отечества!» Сценарий праздника-встречи с ветеранами...
Цель: воспитывать глубокое уважение и почитание к ветеранам Великой Отечественной войны
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница