Бокситогорской средней школы №1




Скачать 125.37 Kb.
НазваниеБокситогорской средней школы №1
Дата публикации08.06.2013
Размер125.37 Kb.
ТипДокументы
shkolnie.ru > Военное дело > Документы
Начало большого пути
(Довоенный период истории

Бокситогорской средней школы № 1)

Материал экскурсии по музею истории

Бокситогорской гимназии (БСШ № 1)

(В начале двадцатых годов прошлого века территория, где сейчас стоит наша школа и город принадлежала Борскому сельскому совету Тихвинского района и были на ней только отдельные деревеньки Крутик, Губа, Лопастиха, Подсосна да леса и болота).

С 1921 года начинается разведка, а с 1928 года и разработка бокситов, принимается решение о строительстве Тихвинского алюминиевого комбината (ТАК). На стройку потянулись крестьяне из окрестных деревень, рабочие из других областей. Шефство над стройкой взяла Ленинградская комсомольская организация. Для приехавших сюда Ленинградских комсомольцев и других строителей были построены в 1930 году дощатые, а позднее деревянные бараки. Так возник поселок Бокситы.

До революции 1917 года 78 % (78 человек из 100) Тихвинского уезда были неграмотными. Похожая картина была и в других областях царской России.

Стране очень нужны были грамотные люди и в первые годы советской власти, в декабре 1919 года, выходит декрет о ликбезе (ликвидации безграмотности). Все взрослые, которые не умели писать и читать, обязаны были учиться.

Выходит закон и о всеобщем начальном обязательном образовании детей (всеобуч).

Первой школой на территории будущего поселка Бокситы была Крутицкая начальная школа, а в 1932 году открывается ФЗС – Борская фабрично-заводская семилетка.

Начальные классы разместились в доме помещика Крутицкого, средние – в дощатых бараках. Печи отапливались сырыми дровами, привозимыми прямо из леса (с запасом на 2-3 дня). Вода доставлялась лошадьми в деревянных бочках из реки. Разделывали дрова и топили печи сами ученики вместе с учителями. Оборудование было самодельным. Вместо парт стояли дощатые столы на козлах и длинные качающиеся скамейки. Все наглядные пособия учителя делали сами. Ребята бросали школу, так как не было одежды, обуви. Во многих семьях были одни сапоги на несколько человек. Был создан родительский комитет, который доставал обувь, учебники. Создаются фонды всеобуча.

1933 год. В поселке закладывается первое каменное здание – школа, строительство которой объявляется народной стройкой. Механизмов не было. Все работы велись вручную. Комсомольцы поселка, родители после работы шли на стройку, носили кирпичи, убирали мусор (без оплаты).

1934 год. Первый выпуск из ФЗС. Школа преобразована в Борскую неполную среднюю школу. Директором стал Федяев Александр Иванович.

7 ноября ученики получили первый корпус новой, светлой, теплой школы, в которой было 16 классных комнат с партами, физический кабинет с оборудованием, актовый зал, центральное водяное отопление (отапливалось местной кочегаркой), водопровод, библиотека.

1935 год. Бокситам присваивается звание рабочего поселка городского типа Бокситогорск и школа преобразуется в Бокситогорскую среднюю школу № 3. Она стала третьей по счету средней школой Тихвинского района. К этому времени в школе уже 1000 учащихся. Только пятых классов – 9.

Создана школьная комсомольская организация, первым секретарем которой избран Борис Боголюбов.

И с первых же дней комсомольцы стали постоянными инициаторами и организаторами всех школьных дел. Так, несмотря на то, что многие ребята жили за 4 – 5 километров от поселка, в 8 часов утра (за час до занятий) школа уже оживленно гудела – комсомольцы-старшеклассники проводили консультации по предметам, разбирали задания по математике, физике, химии. Комсомольцы пользовались большим уважением и любовью у ребят, и у рабочих-строителей, ведь старшеклассники были чуть ли не самыми образованными людьми поселка. Они-то и взяли на себя работу по организации ликбеза. Каждый комсомолец брал обязательство обучить грамоте 2-3 человек. Комсомольцы проводили беседы со строителями завода.

Комсомолу в нашей школе доверялось многое: он руководил всей пионерской работой (отрядной и звеньевой), секционной и кружковой, руководил организацией досуга школьников в каждодневные и праздничные дни. Наших школьных комсомольцев, и особенно из выпускников 10 класса, все ребята школы знали в лицо, по фамилии и имени. С ними здоровались как с учителями и все их указания и просьбы выполнялись как учительские. И это большое уважение было заслуженным.

Первый выпуск 10 класса нашей школы. Какие были ребята! Рослые, красивые, всегда подтянутые, в костюмах и галстуках (как учителя). Они все были гордостью школы, ярким примером для всех других школьников того, каким можно стать, чему научиться и что практически сделать уже за эти школьные годы для других, для школы, для Родины.

Школьный комсомол взял шефство над фермой деревни Бор. Вместе с пионерами они ухаживали за телятами и лошадьми, помогали колхозам на прополке, весной развозили по колхозам семена, проверяли их на всхожесть, ездили по деревням с концертами художественной самодеятельности.

Все комсомольцы активно включились в строительство нового школьного здания. Им помогали родители и комсомольцы глиноземного завода, бокситовых рудников. После учебы, работы они приходили на стройку, таскали песок, глину, кирпичи, убирали территорию. Так крепла дружба школьников с заводскими комсомольцами. Вся помощь строителям школы оказывалась бесплатно.

За отличную работу строители подарили ребятам велосипед и вечерами на стадионе школьники учились кататься на велосипеде, который в то время был большой редкостью.

Уже в 1932 году в школе была создана пионерская организация. Первой пионервожатой школы стала Федонова Анна Павловна. Она вспоминает: «У каждого пионерского отряда был барабан и знамя, горн. На демонстрации пионеры ходили со знаменами и с барабанным боем, с песнями. (В те времена пели песни «Кузнецы», «Каховка», «Закаляйся, как сталь …», «Картошка», «Юный барабанщик» и другие. В праздники традицией школы было проводить спортивные соревнования.

В классах выпускались газеты, были соревнования на лучший отряд. В 1935 году летом был организован первый пионерский лагерь, который находился в парке. 1 января 1936 года праздновали первую пионерскую елку. До этого на новогодних праздниках елок не было. Собрались лучшие пионеры, активисты. Принесли самовар, чашки, угощение. Игрушек стеклянных тогда еще не было. Были только гутаперчивые куклы и конфеты. Игрушки: свечи, гирлянды – ребята сделали сами.

Елка прошла хорошо. После этого ребята учились по классам проводить елки. Стеклянные елочные игрушки на елке появились в 1937 году.

В это время стали организовываться пионерские лагеря в Тихвине. В нашем поселке в парке тоже был палаточный лагерь.

На месте нынешнего озера ребята провели костер, где встретились с участниками гражданской войны. Место для костра ребята выкопали в виде звезды. Зажигали костер лучшие ребята. Вечер прошел хорошо. Очень довольные возвратились пионеры поздно вечером домой. После этого в классах стали проводиться пионерские «костры». Только это были искусственные костры, сделанные при помощи электрических лампочек и кусков красной бумаги. На этих вечерах разучивали новые песни и танцы, проводили массовые игры. Очень весело проходили вечера аттракционов. Лучших пионеров бесплатно отправляли в пионерские лагеря.

В то время пионеры и комсомольцы отличались большой активностью. Зимой они ходили в походы на лыжах, учились сами и помогали учиться другим, учились кататься на коньках, ходили помогать Борскому хозяйству охранять посевы. В школе работали кружки моделистов, хоровой, драматический, физкультурный. Ребята в работе этих кружков принимали активное участие.

В школе был организован совет вожатых, в который входили комсомольцы ТГЗ. Своих шефов пионеры очень любили. Среди активных вожатых были Федяева Валя, Васильев. Васильева очень любили ребята, часто приходили к нему на работу. Немного спустя в школе стали выбирать вожатых для пионеров среди своих комсомольцев.

В школе работало много кружков, организованных комсомольцами. Например, шахматный кружок вел Борис Боголюбов, со струнным оркестром занимался Вася Малышев. Вася руководил оркестром и в своем колхозе. Очень интересно велась работа драматического кружка, кружка бальных танцев. Коля Громов вел фотокружок.

С 1938 года в школе стал издаваться рукописный журнал «Юное творчество», в котором ребята помещали свои стихи, рассказы, рисунки. Обращали на себя внимание стихи Толи Ястребова, особенно поразили всех его стихотворение о фашизме. Талантливым чтецом была Люся Руссова. Когда она читала, зал замирал. Во время войны Люся входила в состав концертной фронтовой бригады, неоднократно бывала на фронте.

Любили комсомольцы петь. Пели во время субботников, до уроков, на переменах. Многие мальчики мечтали стать летчиками, и самой любимой их песней была «В далекий край товарищ улетает». Школа жила дружной, бурной, интересной жизнью.

^ Конец 30-х годов. Над миром нависла угроза войны.

А чем живет наша школа? Ребята занимаются в стрелковых кружках, учатся пользоваться противогазом, совершать в нем походы, сдают обязательные оборонные нормы: ГТО (готов к труду и обороне), ГСО (готов к санитарной обороне), ПВХО (противоздушная химическая оборона). Физкультура и военное дело стали основными предметами.

В военных кружках занимались и все пионеры, а руководили ими комсомольцы-старшеклассники.

В парке комсомольцы поселка построили парашютную вышку, и школьники тренировались в прыжках, учились преодолевать страх.

На замерших речках и озере ребята расчищают катки, учатся кататься на коньках (коньки веревками привязывают к валенкам) совершают дальние походы на самодельных лыжах. Все это помогло им в годы войны.

Так выпускница школы 1938 года, участница Великой Отечественной войны Джорогова, вспоминает: «Я выстояла войну и блокаду, прежде всего благодаря той огромной физической и духовной закалке, которую я получила в школе. И еще у меня хорошим педагогом был мой отец (хотя у него образование – 2 класса). На каждый день он давал нам какую-нибудь физическую работу и требовал, чтобы она была сделана очень добросовестно».

А выпускник 1940 года летчик Громов сказал: «Война – это, прежде всего большой физический труд. И побеждает самый выносливый и стойкий. Как хорошо, что в школьные годы не было гор, с которых бы я не мог съехать на лыжах, и сколько раз выручали меня лыжи в армии!»

1938год. Школа празднует новоселье в новом здании и провожает в большую жизнь первых своих выпускников.

Лориц Кларисса Михайловна, выпускница БСШ № 1 1938 года, учитель БСШ № 1, вспоминает: «Наш класс был небольшой, но дружный. Работы у каждого из нас в семье было немало, так как большинство из нас жили в индивидуальных неблагоустроенных домах. Приходилось ежедневно носить воду, пилить дрова, помогать родителям по хозяйству, в огороде.

Василий Малышев, например, жил в дальней деревне, но ни разу не опоздал на первые уроки, приходил в школу в любую погоду. Времени на подготовку уроков дома у нас оставалось мало, но никто никогда не приходил в школу не подготовленным, потому что класс был небольшой, почти ежедневно каждого из нас обязательно спрашивали по нескольким предметам, поэтому просто стыдно было перед учителями и одноклассниками отвечать плохо. «Двойка» в нашем классе была «ЧП» (чрезвычайным происшествием).

Жизнь в те годы была трудная, суровая, и каждый из нас ходил в школу охотно: ведь на уроках каждый день мы узнавали что-то новое, интересное, неизвестное».

В выпуске 1938 года было только 10 человек. Но сколько добрых дел
они совершили!

Боря Боголюбов. Любимец и гордость школы. Ее первый комсомольский секретарь. Лучший шахматист, вожатый, редактор стенгазеты, верный товарищ.

С отличием закончив школу, Борис поступает в Ленинградский институт же­лезнодорожного транспорта. С увлечением работает в студенческом обществе. Че­стный, принципиальный, он сразу завоевал авторитет у товарищей по курсу. Его избирают секретарем комсомольского бюро факультатива, в 1939 году присуждают сталинскую стипендию.

В конце июня 1941 года Бориса мучили приступы малярии. Но как только он смог встать с постели, идет в военкомат, добивается, чтобы с него сняли «броню», которой пользовались железнодорожники, и уходит на фронт. Домой он писал: «Дорогие папа и мама! Я иду на фронт добровольцем. Иду защищать свой народ, город Ленина и вас от фашистских головорезов... Мы будем бить врага без всякой пощады. Кровь закипает в жилах, когда видишь, как фашистские стервятники бом­бят наши города, села, расстреливают мирных жителей.

Мы победим, несмотря на то, что нам очень трудно. Вам никогда не придется краснеть за меня. Свой долг я выполню с честью».

Смертью храбрых погиб Б. Боголюбов под Красным селом, защищая Ленин­град.

Василий Малышев. Лучший математик школы, неизменный руководитель оркестра народных инструментов. Когда Вася поступил в институт, преподаватель, принимавший у него экзамен по математике, сказал, что такой глубокий ответ от ученика средней школы за все свои годы работы он слышит впервые.

Он был призван в армию в 1939 году. В первые месяцы войны попал в ок­ружение, вышел с боями к своим, снова ушел на фронт и погиб при освобождении Прибалтики.

Григорий Миронов. В 1938 году репрессировали (арестовали) его отца, простого честного рабочего. В семье 7 человек детей. Он старший, кормилец. Сразу же после оконча­ния школы стал работать учителем начальных классов. Очень любили его ребята. Погиб под Нарвой.

Кларисса Лориц. Главные ее качества - добросовестность, аккуратность, че­стность, необычайное чувство долга и очень доброе отношение к людям. Как и у Г. Миронова, в 1938 году погиб ее отец. Мать осталась одна с 4-мя детьми, Кларис­са - старшая. После окончания 10 класса она стала преподавать немецкий язык. И получилось! Выручила удивительная ее трудоспособность. Учила ребят и сама училась заочно, закончила пединститут и помогла сестрам получить высшее обра­зование. А потом поднимала племянников. Всю жизнь она кому-то помогала. С большим уважением относились к ней ее ученики.

Заработана пенсия, но некогда сидеть на скамеечке К. М. Лориц. Она все время в трудах, в заботах.

Захарова Анна (Джорогова А. А.). Увлекалась общественными науками, очень часто проводила со строителями завода беседы на международные темы, не­пременный участник всех комсомольских дел. Очень энергичная, жизнерадостная.

До войны закончила 3 курса исторического факультета педагогического ин­ститута им. А. И. Герцена, Роковские курсы медсестер. Ее фронтовая биография началась в 41-м, в госпиталях блокадного Ленинграда, а закончилась в 45-м, в Берлине.

Еще в школе научилась она не щадить себя ради общего дела. Вспоминает она такой случай. В августе 1941 года очень жаркие бои шли у стен Кировского за­вода. Раненых было очень много. Приходилось работать по 12-14 часов, была она гипсовальщицей.

И вот однажды после 8 часов непрерывной работы, их хирург вдруг сердито спросил: «В чем дело? Почему гипс грязный?»

Девушки в недоумении посмотрела вокруг. Бинты чистые, гипсовая масса тоже ...

Первым сообразил хирург. Тут он скомандовал: «Руки!»

И когда девушки подняли руки, то увидели, что их ладони превратились в сплошные кровоточащие раны. Работали без перчаток, шершавая масса разъедала руки, окрашивала гипс в грязный цвет. Но о собственной боли думать было неко­гда. Ведь кругом было столько страданий, а на них раненые смотрели с мольбой и надеждой.

Сколько добра заложила в юные души довоенная школа, комсомол! И, как эстафету, передавали они добро людям.

В январе 42-го А. Захарова работала в госпитале у «Дороги жизни». Прихо­дилось пешком ходить с поручениями в Ленинград. За это ей полагался дополни­тельный паек -2 сухаря и кусочек сала.

Однажды она зашла в свой институт и в одной из аудиторий обнаружила опухшего от голода, умирающего, своего преподавателя. Он уже не мог говорить, двигаться. Лежал неподвижный и безучастный. Аня отдала ему весь свой паек, хотя ей предстояло еще пробыть 2 дня в Ленинграде. Потом рассказала о нем сво­им товарищам в госпитале. И хотя все голодали, все-таки в следующий ее поход в Ленинград снарядили маленькую посылочку. Учитель по-прежнему не мог гово­рить, но выглядел чуть-чуть лучше. В здание института попала бомба. Сгорели все архивы, документы. Но после войны ей никакого труда не стоило восстановиться в институте, т.к. одним из первых, кого она встретила здесь, был ее учитель. «А зна­ешь, Анечка, твой сухарь спас мне жизнь, - сказал он. - Я его сосал 2 дня. Навер­ное, это был кризис, момент, когда человек уже больше не может существовать без пищи. И потом рядом оказались 'люди, которые помогли мне подняться. Спасибо Вам!»

Закончив пединститут, А.А. Джорогова - работала директором старейшей в Ле­нинграде школы, 250-летие которой они торжественно отметили. Среди гостей был и профессор Ленинградского железнодорожного института Крюков, который ска­зал, обращаясь к ребятам: «Было у меня перед войной 2 любимых ученика, необы­чайно талантливых и трудоспособных, их ожидало блестящее будущее. Не мог я уговорить их воспользоваться броней и остаться в институте: оба ушли на фронт добровольцами и погибли.

Первым назвал он имя Бори Боголюбова.

Анна Александровна создала в своей школе отличный музей. Она жила в школе. Сколько труда положила на то, чтобы и для ее воспитанников школа стала родным домом!

Болела раненая нога. Но это не помешало ей 3 дня подряд с батальоном своих «Зарничков» штурмовать Воронью гору, ту самую, с которой в течение всей блокады фашисты обстреливали Ленинград. А сколько интересных, дальних походов совершили ее ученики!

Все лучшее, что дала ей школа и комсомол, она старалась передать детям.

Сейчас она на пенсии. Но «покой ей только снится». Анна Александровна была внештатным инспектором Дзержинского РОНО, все лето проводила в трудовых и пионерских лагерях. В этом году она отметила 90-летие.

Разные судьбы. Но главное у первых комсомольцев нашей школы общее. Каждый из них честно прожил жизнь, всегда старался приносить пользу Родине и делать добро людям.

1940 год. Все юноши-выпускники этого года поступили в военные училища.

1941 год. Школу кончает четвертый выпуск. В конце учебного года выпускники писали сочинение на тему: «Моя весна в 1946 году» (через 5 лет после окончания школы). И серьезно, и задушевно, и с юмором писали о том, какими станут через 5 лет, писали с большой верой в будущее.

Но наступила страшное лето 1941 года. Большинство выпускников и старшеклассников добровольцами уходит на фронт.

Остальные комсомольцы направляются на строительство аэродрома в Большом Дворе, несут службу ПВО. Девушки уходят на курсы сандружинниц, работают в госпиталях.

Школьники помогали ухаживать за ранеными, готовили подарки воинам, отправляли на фронт теплые вещи, помогали семьям фронтовиков, колхозам выращивать урожай. Никто не остался в стороне.

Выпускник нашей школы 1941 года Козлов Е.А., встретивший Победу в Берлине, написал своей учительнице Поликарповой Татьяне Ивановне: «Спасибо школе и Вам, милая Татьяна Ивановна, за то, что Вы научили нас любить Родину и что мы победили!»

Любить Родину учила ребят советская школа, пионерская и комсомольская организации.





Похожие:

Бокситогорской средней школы №1 iconАналитическая справка о деятельности музея истории Бокситогорской средней школы №1 (гимназии)
Бокситогорской гимназии является привитие учащимся интереса, любви к родному краю. В деятельности музея два основных направления:...
Бокситогорской средней школы №1 iconВ январе 2012 года подведены итоги муниципального конкурса педагогического...
В финале конкурса участвовали: учитель географии Михайловской средней школы В. С. Григорьева, учитель физкультуры Андреевской средней...
Бокситогорской средней школы №1 iconЗакон о Президенте Старокривецкой средней общеобразовательной школы
Президент Старокривецкой средней общеобразовательной школы является главой школьного ученического самоуправления
Бокситогорской средней школы №1 iconПоложение о поощрениях и взысканиях обучающихся муниципального общеобразовательного...
Уставом муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы д. Веселая Долгоруковского района Липецкой...
Бокситогорской средней школы №1 icon8. 4 Установление ставок заработной платы (должностных окладов) и тарифных ставок
Коллективному договору 04. 01. 2005г между Муниципальным общеобразовательным учреждением средней общеобразовательной школы №5 и работниками...
Бокситогорской средней школы №1 iconМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Обливская средней общеобразовательной школы №2» (далее – Положение) регулирует порядок и условия установления и выплаты премий работников...
Бокситогорской средней школы №1 iconКоллективный договор муниципального бюджетного общеобразовательного...
Краснодар средней общеобразовательной школы №70 (далее – Учреждение) и устанавливающим взаимные обязательства между работниками и...
Бокситогорской средней школы №1 iconСредней общеобразовательной школы №9 имени И. Ф. Учаева
...
Бокситогорской средней школы №1 iconПрограмма для автоматизации печати аттестатов основной и средней школы и приложений
Программа для автоматизации печати аттестатов основной и средней школы и приложений к ним, свидетельств об окончании коррекционного...
Бокситогорской средней школы №1 iconПоложение об Управляющем совете муниципального общеобразовательного...
Управляющий совет (далее «Совет») муниципального общеобразовательного учреждения Копорской средней общеобразовательной школы (далее...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница