Образовательная программа начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №11»




НазваниеОбразовательная программа начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №11»
страница1/7
Дата публикации17.05.2013
Размер1.07 Mb.
ТипОбразовательная программа
shkolnie.ru > Военное дело > Образовательная программа
  1   2   3   4   5   6   7
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №11»
ПРИНЯТА УТВЕРЖДЕНА

педагогическим советом приказом директора

протокол № 04 от 31.01.2012 от 31.01.2012 № 14

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

начального общего образования

муниципального бюджетного

общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа №11»

г. Череповец

2012 год
1. Пояснительная записка основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ №11 г. Череповца
В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) отмечено, пояснительная записка должна раскрывать:

- цели реализации основной образовательной программы начального общего образования, конкретизированные в соответствии с требованиями ФГОС к результатам освоения обучающимися данной программы;

- принципы и подходы к формированию программы и состава участников образовательного процесса конкретного образовательного учреждения;

- общую характеристику основной образовательной программы начального общего образования.

Пояснительная записка программы разработана в соответствии с данными требованиями.


    1. Введение

Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ №11 г. Череповца разработана педагогическим коллективом в составе:

- Ильин Сергей Александрович, директор МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №11»

-Кузнецова Елена Александровна ,зам. директора по УВР

-Доментий Елена Александровна, учитель начальных класов, руководитель методического объединнения учителей начальных классов

- Шеко Ирина Вячеславовна , учитель начальных классов

Федяшова Наталья Леонидовна, учитель начальных классов

Фащевская Ирина Михайловна, учитель начальных классов

- Торопова Светлана Николаевна ,учитель начальных классов

Копнинова Людмила Викторовна, учитель английского языка

Основой для разработки образовательной программы являются следующие нормативные документы:

Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" (с последующими изменениями и дополнениями);

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки Российской Федерации от 06.10.2009 года № 373 (с последующими изменениями);

Региональные рекомендации Вологодской области по разработке основной образовательной программы начального общего образования;

Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 года N 196;

Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 марта 1997 г. № 288 (с последующими изменениями);

Санитарно-эпидемиологические правила "Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2.2821-10", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 29 декабря 2010 года N 189;

Концептуальные положения УМК «Перспективная начальная школа», «Развивающая система Л. В. Занкова», реализующих фундаментальное ядро содержания современного общего начального образования (базовые национальные ценности, программные элементы научного знания, универсальные учебные действия).
^ Согласно ФГОС и Примерной основной образовательной программы, основная образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ №11 г. Череповца определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на:

- формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся;

- создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

    1. ^ Цели реализации основной образовательной программы начального общего образования

Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:

• личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

• метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

• предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
В качестве дополнительной составляющей целевого компонента программы (с учетом особенностей развивающей личностно-ориентированной системы обучения, реализованной в УМК «Перспективная начальная школа», «Развивающая система Л. В. Занкова») необходимо назвать оптимальное общее развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной учебной деятельности.
МБОУ СОШ №11 г Череповца рассматривается как организационная форма, позволяющая реализовывать потенциал адаптивной школы (модель средней общеобразовательной школы для всех категорий детей). Целью деятельности Школы является обеспечить каждому ребенку индивидуальную траекторию развития и готовности ученика после окончании школы к самореализации целеустремленной (хочу, могу, надо) личности.

Целью практической деятельности школы является гибкая организация учебно-воспитательного процесса, позволяющая реализовать идею адаптивной школы, выявление и развитие способностей каждого ученика, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями за курс средней школы.
Основными целями образовательного процесса МБОУ СОШ 11 г .Череповца являются (из Устава):

формирование общей культуры, духовно-нравственного развития личности обучающихся, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ, интеграция личности в национальную и мировую культуру, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни;

формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени образования) картины мира;

формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;

осуществление обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, обеспечение охраны здоровья и создания благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том числе возможности удовлетворения потребности обучающегося в самообразовании и получении дополнительного образования;

обеспечение соответствия требованиям федеральных государственных образовательных стандартов основных общеобразовательных программ начального общего образования, реализуемых Школой.
В соответствии со ФГОС на ступени начального общего образования реализация основной образовательной программой обеспечивает решение следующих задач:

- становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;

- формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;

- духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;

- укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.
Уточняя и дополняя задачи реализации образовательной программы, необходимо отметить, что средствами ^ УМК «Перспективная начальная школа» и «Развивающая система Л. В. Занкова» осуществляется решение следующих задач:

- развитие личности школьника, его творческих способностей;

- воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающим, интереса к учению;

- формирование желания и умения учиться, освоение основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира, и опыта его применения и преобразования в условиях решения учебных и жизненных задач;

- представление учащимся целостной широкой картины мира средствами науки, литературы, искусства и непосредственного познания.
Целевой компонент дополняют «собственно школьные» задачи начальной школы


  • оптимальное сочетание развивающего и репродуктивного обучения;

  • оптимизация плавного перехода от личностной образовательной практики к когнитивной;

  • вариация внутренней дифференциации обучения под конкретный контингент учащихся;

  • построение всего учебного процесса на основе комплексной диагностики учебной деятельности:

  1. учет и анализ максимального числа факторов, влияющих на учебный процесс;

  2. профилактика школьной дезадаптации;

  3. использование различных способов и методов контроля и корректирования процесса, исходя из возрастных и личностных характеристик конкретных учащихся;

  • гибкое сочетание количественных и качественных показателей при диагностике учебного процесса;

  • комплексная система оценки личностного развития учеников; оптимальное сочетание процессуальных и результативных характеристик диагностики учебного процесса.


Региональные (муниципальные) проблемы и особенности, влияющие на цели и задачи основной образовательной программы.

Экологические проблемы

  • связанные: с ухудшением экологической обстановки и низким уровнем экологической культуры подрастающего поколения; с исчезновением редких видов животных и растений.

Социальные проблемы

  • Снижение значимости исторически сложившейся системы духовно-нравственных ценностей в мировоззрении современного поколения.


Общекультурные особенности

  • Воспитание на основе изучения и уважения традиций предков, своей родословной, истории малой Родины.

  • Воспитание патриотизма, толерантного отношения к другим нациям и народностям на основе познания их культур.

  • Формирование духовно-нравственных ценностей жителя региона (например, в рамках проекта «Вологда – культурная столица Русского Севера»)

  • Строительство и восстановление храмов. Преобразование культурно-исторического облика региона, развитие культурных проектов.


Таким образом, основная образовательная программа предусматривает:

• достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися, создание условий для образования детей с особыми образовательными потребностями (с ограниченными возможностями здоровья) на основе уровневого подхода в обучении, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания;

• выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;

• организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности;

• участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;

• использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;

• возможность эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке тьюторов и других педагогических работников;

включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды Вологодской области, города Вологды для приобретения опыта реального управления и действия.


    1. ^ Принципы и подходы к формированию основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ №11 г. Череповца

Представляется целесообразным выделение нескольких групп принципов формирования программы:

^ Группа принципов, сформулированных на основе требований ФГОС и Примерной основной образовательной программы:

Принцип использования системно-деятельностного подхода, лежащего в основе реализации основной образовательной программы, который предполагает:

- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества;

- переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

- ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент ФГОС, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;

- признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;

- учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;

- обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;

- разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;

- гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.

^ Принцип учёта социокультурных особенностей (истории, культуры, образовательные достижения) и потребностей Вологодской области при обязательном сохранении и развитии культурного разнообразия и языкового наследия многонационального населения нашей страны.

^ Принцип учета особенностей детей младшего школьного возраста, связанных: с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка; с освоением им новой социальной позиции и социальной роли ученика; с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности и другими.

Учитываются также характерные для младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет) особенности:

  • центральные психологические новообразования, формируемые на данной ступени образования: словесно – логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково – символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов;

  • развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно - познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения.

При этом успешность и своевременность формирования указанных новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связывается с активной позицией учителя, а также с адекватностью построения образовательного процесса и выбора условий и методик обучения, учитывающих особенности первой ступени общего образования.

^ Принцип самостоятельности – проектирование основной образовательной программы начального общего образования осуществляется образовательным учреждением самостоятельно с привлечением органов самоуправления (совет образовательного учреждения, попечительский совет, управляющий совет и др.), обеспечивающих государственно-общественный характер управления образовательным учреждением.

^ Принцип взаимного дополнения обязательной и вариативной составляющих программы. Обязательная часть основной образовательной программы начального общего образования составляет 80 %, а часть, формируемая участниками образовательного процесса (вариативная), – 20 % от общего объема создаваемого документа. Обе части дополняют и раскрывают особенности содержания и организации образовательного процесса в начальной школе.

Группа принципов, сформулированных на основе особенностей УМК «Перспективная начальная школа»:

- непрерывного общего развития каждого ребенка в условиях обучения, идущего впереди развития;

- целостности образа мира, связанный с отбором интегрированного содержания предметных областей и метапредметных УУД, которые позволяют удержать и воссоздать целостность картины мира, обеспечить осознание ребенком разнообразных связей между его объектами и явлениями;

- практической направленности;

- учета индивидуальных возможностей и способностей школьников;

- прочности и наглядности;

- охраны и укрепления психического и физического здоровья.

Группа принципов, сформулированных на основе особенностей УМК «Развивающая система Л. В. Занкова»:

-обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности;

- ведущая роль теоретических знаний,

-осознание процесса учения;

-быстрый темп прохождения учебного материала;

-работа над развитием каждого ребёнка, в том числе и слабого.
Группа принципов, сформулированных с учетом региональной специфики:

  • принцип природосообразности предполагает, что система образования действует и развивается в определенных природных, климатических, географических условиях, оказывающих существенное влияние на организацию и результативность обучения, воспитания и развития подрастающего поколения;

  • принцип культуросообразности предусматривает необходимость учета культурно-исторического опыта региона, традиций, социально-культурных отношений, непосредственным образом встраиваемых в образовательную систему региона;

  • - принцип единства образовательного пространства обусловливает значимость четкой реализации Федерального образовательного стандарта, комплекса других федеральных требований и норм, гарантирующих обязательный для всех обучающихся (воспитанников) и достаточный уровень образования на территории страны;

  • - принцип системности определяет последовательность, преемственность на уровне целей и содержания образования на всех ступенях и уровнях регионального образования;

  • -принцип вариативности обеспечивает возможность (в установленных рамках) выбора содержания образования, форм и методов обучения, воспитания и развития, мониторинга результатов качества образования, с учетом региональных особенностей, направленности образовательного учреждения, интересов и способностей обучающихся;

  • - принцип открытости подчеркивает возможность взаимного влияния и обогащения друг друга окружающей среды и системы образования;

  • - принцип учета разных точек зрения, привлечения общественности к разработке и реализации Образовательных программ.

Деятельность МОУ СОШ №33 основывается на принципах демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, гражданственности, свободного развития личности, автономности и светского характера образования.
  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Образовательная программа начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №11» iconПриказ №090. 1 от 22. 08. 2011г. Образовательная программа начального...
Основная образовательная программа начального общего образования муниципального бюджетного образовательного учреждения Орловская...
Образовательная программа начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №11» iconПриказ №090. 1 от 22. 08. 2011г. Образовательная программа начального...
Основная образовательная программа начального общего образования муниципального бюджетного образовательного учреждения Орловская...
Образовательная программа начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №11» iconОбразовательная программа муниципального бюджетного общеобразовательного...
Цели реализации основной образовательной программы начального общего образования 5
Образовательная программа начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №11» iconОсновная образовательная программа начального общего образования...
Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373» и от 22. 09. 2011 №2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный...
Образовательная программа начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №11» iconПояснительная записка Основная образовательная программа начального...
«Средняя общеобразовательная школа№4», имеющего государственную аккредитацию (Свидетельство о государственной аккредитации №2032...
Образовательная программа начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №11» iconОбразовательная программа муниципального бюджетного общеобразовательного...
Сведения об обеспеченности образовательного процесса учебной литературой, иными информационными ресурсами и и материально-техническим...
Образовательная программа начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №11» iconОсновная образовательная программа начального общего образования...
Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является
Образовательная программа начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №11» iconОсновная образовательная программа начального общего образования...
Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования
Образовательная программа начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №11» iconОсновная образовательная программа начального общего образования...
Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является
Образовательная программа начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №11» iconОсновная образовательная программа начального общего образования...
Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница