Скачать 1.07 Mb.
|
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №11» ПРИНЯТА УТВЕРЖДЕНА педагогическим советом приказом директора протокол № 04 от 31.01.2012 от 31.01.2012 № 14 ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №11» г. Череповец 2012 год 1. Пояснительная записка основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ №11 г. Череповца В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) отмечено, пояснительная записка должна раскрывать: - цели реализации основной образовательной программы начального общего образования, конкретизированные в соответствии с требованиями ФГОС к результатам освоения обучающимися данной программы; - принципы и подходы к формированию программы и состава участников образовательного процесса конкретного образовательного учреждения; - общую характеристику основной образовательной программы начального общего образования. Пояснительная записка программы разработана в соответствии с данными требованиями.
Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ №11 г. Череповца разработана педагогическим коллективом в составе: - Ильин Сергей Александрович, директор МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №11» -Кузнецова Елена Александровна ,зам. директора по УВР -Доментий Елена Александровна, учитель начальных класов, руководитель методического объединнения учителей начальных классов - Шеко Ирина Вячеславовна , учитель начальных классов Федяшова Наталья Леонидовна, учитель начальных классов Фащевская Ирина Михайловна, учитель начальных классов - Торопова Светлана Николаевна ,учитель начальных классов Копнинова Людмила Викторовна, учитель английского языка Основой для разработки образовательной программы являются следующие нормативные документы: Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" (с последующими изменениями и дополнениями); Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки Российской Федерации от 06.10.2009 года № 373 (с последующими изменениями); Региональные рекомендации Вологодской области по разработке основной образовательной программы начального общего образования; Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 года N 196; Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 марта 1997 г. № 288 (с последующими изменениями); Санитарно-эпидемиологические правила "Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2.2821-10", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 29 декабря 2010 года N 189; Концептуальные положения УМК «Перспективная начальная школа», «Развивающая система Л. В. Занкова», реализующих фундаментальное ядро содержания современного общего начального образования (базовые национальные ценности, программные элементы научного знания, универсальные учебные действия). ^ , основная образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ №11 г. Череповца определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на: - формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся; - создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья. К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены: • личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности; • метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные); • предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира. В качестве дополнительной составляющей целевого компонента программы (с учетом особенностей развивающей личностно-ориентированной системы обучения, реализованной в УМК «Перспективная начальная школа», «Развивающая система Л. В. Занкова») необходимо назвать оптимальное общее развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной учебной деятельности. МБОУ СОШ №11 г Череповца рассматривается как организационная форма, позволяющая реализовывать потенциал адаптивной школы (модель средней общеобразовательной школы для всех категорий детей). Целью деятельности Школы является обеспечить каждому ребенку индивидуальную траекторию развития и готовности ученика после окончании школы к самореализации целеустремленной (хочу, могу, надо) личности. Целью практической деятельности школы является гибкая организация учебно-воспитательного процесса, позволяющая реализовать идею адаптивной школы, выявление и развитие способностей каждого ученика, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями за курс средней школы. Основными целями образовательного процесса МБОУ СОШ 11 г .Череповца являются (из Устава): формирование общей культуры, духовно-нравственного развития личности обучающихся, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ, интеграция личности в национальную и мировую культуру, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни; формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени образования) картины мира; формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества; осуществление обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, обеспечение охраны здоровья и создания благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том числе возможности удовлетворения потребности обучающегося в самообразовании и получении дополнительного образования; обеспечение соответствия требованиям федеральных государственных образовательных стандартов основных общеобразовательных программ начального общего образования, реализуемых Школой. В соответствии со ФГОС на ступени начального общего образования реализация основной образовательной программой обеспечивает решение следующих задач: - становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся; - формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе; - духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей; - укрепление физического и духовного здоровья обучающихся. Уточняя и дополняя задачи реализации образовательной программы, необходимо отметить, что средствами ^ «Развивающая система Л. В. Занкова» осуществляется решение следующих задач: - развитие личности школьника, его творческих способностей; - воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающим, интереса к учению; - формирование желания и умения учиться, освоение основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира, и опыта его применения и преобразования в условиях решения учебных и жизненных задач; - представление учащимся целостной широкой картины мира средствами науки, литературы, искусства и непосредственного познания. Целевой компонент дополняют «собственно школьные» задачи начальной школы
Региональные (муниципальные) проблемы и особенности, влияющие на цели и задачи основной образовательной программы. Экологические проблемы
Социальные проблемы
Общекультурные особенности
Таким образом, основная образовательная программа предусматривает: • достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися, создание условий для образования детей с особыми образовательными потребностями (с ограниченными возможностями здоровья) на основе уровневого подхода в обучении, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания; • выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей; • организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности; • участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды; • использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа; • возможность эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке тьюторов и других педагогических работников; • включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды Вологодской области, города Вологды для приобретения опыта реального управления и действия.
Представляется целесообразным выделение нескольких групп принципов формирования программы: ^ Принцип использования системно-деятельностного подхода, лежащего в основе реализации основной образовательной программы, который предполагает: - воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества; - переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся; - ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент ФГОС, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования; - признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся; - учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения; - обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования; - разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности; - гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности. ^ истории, культуры, образовательные достижения) и потребностей Вологодской области при обязательном сохранении и развитии культурного разнообразия и языкового наследия многонационального населения нашей страны. ^ , связанных: с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка; с освоением им новой социальной позиции и социальной роли ученика; с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности и другими. Учитываются также характерные для младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет) особенности:
При этом успешность и своевременность формирования указанных новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связывается с активной позицией учителя, а также с адекватностью построения образовательного процесса и выбора условий и методик обучения, учитывающих особенности первой ступени общего образования. ^ – проектирование основной образовательной программы начального общего образования осуществляется образовательным учреждением самостоятельно с привлечением органов самоуправления (совет образовательного учреждения, попечительский совет, управляющий совет и др.), обеспечивающих государственно-общественный характер управления образовательным учреждением. ^ дополнения обязательной и вариативной составляющих программы. Обязательная часть основной образовательной программы начального общего образования составляет 80 %, а часть, формируемая участниками образовательного процесса (вариативная), – 20 % от общего объема создаваемого документа. Обе части дополняют и раскрывают особенности содержания и организации образовательного процесса в начальной школе. Группа принципов, сформулированных на основе особенностей УМК «Перспективная начальная школа»: - непрерывного общего развития каждого ребенка в условиях обучения, идущего впереди развития; - целостности образа мира, связанный с отбором интегрированного содержания предметных областей и метапредметных УУД, которые позволяют удержать и воссоздать целостность картины мира, обеспечить осознание ребенком разнообразных связей между его объектами и явлениями; - практической направленности; - учета индивидуальных возможностей и способностей школьников; - прочности и наглядности; - охраны и укрепления психического и физического здоровья. Группа принципов, сформулированных на основе особенностей УМК «Развивающая система Л. В. Занкова»: -обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности; - ведущая роль теоретических знаний, -осознание процесса учения; -быстрый темп прохождения учебного материала; -работа над развитием каждого ребёнка, в том числе и слабого. Группа принципов, сформулированных с учетом региональной специфики:
Деятельность МОУ СОШ №33 основывается на принципах демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, гражданственности, свободного развития личности, автономности и светского характера образования. |
![]() | Приказ №090. 1 от 22. 08. 2011г. Образовательная программа начального... Основная образовательная программа начального общего образования муниципального бюджетного образовательного учреждения Орловская... | ![]() | Приказ №090. 1 от 22. 08. 2011г. Образовательная программа начального... Основная образовательная программа начального общего образования муниципального бюджетного образовательного учреждения Орловская... |
![]() | Образовательная программа муниципального бюджетного общеобразовательного... Цели реализации основной образовательной программы начального общего образования 5 | ![]() | Основная образовательная программа начального общего образования... Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373» и от 22. 09. 2011 №2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный... |
![]() | Пояснительная записка Основная образовательная программа начального... «Средняя общеобразовательная школа№4», имеющего государственную аккредитацию (Свидетельство о государственной аккредитации №2032... | ![]() | Образовательная программа муниципального бюджетного общеобразовательного... Сведения об обеспеченности образовательного процесса учебной литературой, иными информационными ресурсами и и материально-техническим... |
![]() | Основная образовательная программа начального общего образования... Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является | ![]() | Основная образовательная программа начального общего образования... Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования |
![]() | Основная образовательная программа начального общего образования... Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является | ![]() | Основная образовательная программа начального общего образования... Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является |