«Великая Отечественная война» (11 класс)




Скачать 355.46 Kb.
Название«Великая Отечественная война» (11 класс)
страница1/2
Дата публикации08.05.2013
Размер355.46 Kb.
ТипПояснительная записка
shkolnie.ru > Военное дело > Пояснительная записка
  1   2
Муниципальное образовательное учреждение Бутурлинская средняя общеобразовательная школа имени В.И. Казакова

Методическая разработка раздела учебной программы

по истории.

Тема разработки:

«Великая Отечественная война» (11 класс)





Выполнила:

Учитель истории

МБОУ Бутурлинская средняя общеобразовательная школа

имени В.И. Казакова,

Романова Лидия Ивановна

Образование: высшее

Квалификационная категория: высшая

Стаж работы учителем истории: 34 года.

Телефон:

89129591389 общеобразовательная школа
Нижегородской области.


Романова Лидия Ивановна -

учитель истории.

Телефон:

8(831 72) 52211



Бутурлино.

2013 г.

Содержание
1. Пояснительная записка………………………………………………….3-4

2. Цели и задачи раздела…………………………………………………...5

3. Актуальность раздела: «Великая Отечественная война»…………..6

4. Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала обучающимися в соответствии с возрастными особенностями……………………………………………… …………….. 7

5. Ожидаемые результаты освоения раздела программы………………..8

6. Условия реализации программы « Великая Отечественная война»….9

7. Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся………………………………………………. ………………10-16

8. Календарно-тематическое планирование по разделу………………... 17-18

9. Содержание раздела программы………………………………………..19-20

10. Самоанализ урока по теме «Причины временных неудач Красной Армии.

Источники победы советского народа в Великой Отечественной войне»

………………………………………………………………………………..21-23

11.. Разработка урока………………………………………………………..24-40

12. Учебно- методический комплекс………………………………………41

13. Распространение опыта…………………………………………………42

10.Список литературы………………………………………………………43

Уважаемые коллеги!

Данный раздел программы «Великая Отечественная война» предназначен для учителей, работающих в 11 классе по учебнику А.А. Левандовский, Ю.А. Щетинов «История России XX-XXI века», издательство «Просвещение» (2011г.)

Тема: «СССР и союзники» интегрирована с курсом «Всеобщая история», автор Н.В. Загладин, издательство «Русское слово».(2011).


  1. ^ Пояснительная записка

Раздел программы «Великая Отечественная война» разработан в соответствии с основными положениями концепции модернизации образования, а также с учетом дидактических требований к уровню подготовки выпускников основной школы.

Раздел программы рассчитан на пять часов. В основу положены следующие принципы: проблемность, научность, доступность преемственность и наглядность. Объектом изучения являются основные события Великой Отечественной войны, трудные и неоднозначные вопросы, связанные с историей войны Германии против Советского Союза.

Специфика данного раздела программы заключается в том, что существует множество противоречивых оценок в отечественной и западной исторической науке на события «Великой Отечественной войны», которые имели большое значение не только для судьбы страны, но и в целом для всего мира. Именно эту значимость должны ощутить обучающиеся, пройдя раздел программы «Великая Отечественная война».

Само название раздела программы подразумевает гордость, стойкость, мужество, решительность действий не только отдельных исторических личностей, изучаемых эпох, но и всего русского народа.

В ходе реализации данного раздела программы среди прочих видов учебных занятий преимущество отдается анализу первоисточников. При работе с историческими документами старшеклассники должны самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации, сравнивать данные разных источников, выделять общее и различное и на этой основе формировать и отстаивать свою точку зрения по обсуждаемым событиям и проблемам.

К каждой теме учащимся предлагается первоисточники, исторические карты, документальная кинохроника, вопросы, задания, тесты, список литературы.

Структура и содержание программы позволяет использовать различные технологии: игровые (составление кроссворда), поисково-исследовательские (интервью, изучение документов) рассмотрение альтернативных ситуаций(творческая работа), встречи, экскурсии, традиционные формы (лекции, беседы).

Данный раздел программы должен помочь овладеть способами исследовательской деятельности, стать фактором формирования творческого мышления, развития познавательной активности обучаемых.
В качестве форм контроля предлагаются использовать тестирование , защиту индивидуальных работ. Итоговых работ.

В основу оценивания знаний, умений, навыков, степени самостоятельности учащихся положен принцип накопительной системы.

Получая представление о некоторых наиболее сложных и наиболее значимых проблемах российской истории, связанных с защитой национальных интересов, обучающиеся будут стремиться работать над собой, самосовершенствоваться, повышать свой личностный рост.

2. Цель:

1.Освоение систематизированных знаний о событиях Великой Отечественной войны.

2. Освоение умениями и навыками комплексной работы с различными типами исторических источников, поиска и систематизации исторической информации как основы решения исследовательских задач.

3. Формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, умения выявлять историческую обусловленность различных версий и оценок событий прошлого и современности, определять и аргументировано представлять собственное отношение к проблемным вопросам.
Задачи.

Познавательная

1.Формировать представление об истории вообще ( и об истории войны в частности) не как о неком неизменном наборе фактов и их традиционных оценок, а действительно как о науке, находившейся в постоянном поиске и развитии, немыслимой без широкого спектра самых разнообразных оценок, мнений, суждений)
Развивающая

2. Развивать у молодежи способности уважать иную точку зрения, вести цивилизованный диалог с оппонентами, находить убедительные аргументы.
Воспитательная

3. Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине, гордость за ее историю., 4. Создавать предпосылки для дальнейшего образования выпускников средней школы в высших учебных заведениях гуманитарного профиля и самообразования.



  1. ^ Актуальность раздела: «Великая Отечественная война».

Как известно, исторический процесс необратим. Меняются поколения с их фундаментальными и преходящими ценностями. Колебания, а тем более кардинальные изменения политической ситуации отражаются на оценке исторических событий. Одним из таких великих исторических событий является Великая Отечественная война советского народа против фашистской Германии 1941 - 1945 годов. Сегодня эта проблема приобрела наибольшую актуальность и значимость. Изучение опыта Великой Отечественной войны, извлекаемые, при этом, уроки и выводы позволяют нам более отчетливо выявлять имеющиеся проблемы и вырабатывать действенные меры по их решению. В том числе и в условиях внезапного нападения противника. Ведь с развитием современных средств вооруженной борьбы невозможно предвидеть, будем ли мы располагать временем для подготовки к отражению возможной агрессии или нет.

Говоря об актуальности раздела программы «Великая Отечественная война», необходимо сказать, что в годы войны, как никогда до этого времени, проявились патриотизм и интернационализм советского народа, выступившего как единое целое в борьбе с фашизмом. Нынешнее поколение, в сущности, не испытало на себе последствий Великой Отечественной войны, не имеет конкретного представления о тех сложных процессах, которые происходили в нашей стране в годы войны. В связи с этим данная тема приобретает в настоящее время особую значимость, т.к. в республиках бывшего Советского Союза многие факты и события свидетельствуют об отходе от патриотизма и интернационализма, игнорируются исторические завоевания советских людей в годы войны.

Изучение Великой Отечественной войны необходимо, чтобы воскресить свойственную русскому народу энергию созидания. Это историческое событие свидетельствует о том, что наибольший эффект для страны может быть только там, где будет концентрация усилий на понятных и достижимых конкретных целях.

Ценность Великой Отечественной войны стала гораздо более ощутима сегодня, поскольку приобрела более реалистический характер. Большинство людей от мала до велика гордятся победой СССР в этой войне. В то же время они больше, чем другие страны, находятся в социальных ожиданиях, в представлениях о демократии не только как о правах и свободах личности, но и о том, что государство должно выступать их гарантом, заботиться об интересах всего общества, выступать поборником социальной справедливости.

Победа над фашизмом – великий пример и великий урок всем народам. Урок, который актуален и сегодня, когда вновь находятся те, кто идет на военные авантюры. Сейчас, как никогда, очевидно, что безопасный мир возможен лишь там, где строго соблюдаются нормы международного права, и потому наша страна выступила инициатором разработки и заключения юридически обязывающего договора о европейской безопасности. Такой региональный пакт внес бы окончательную ясность в значение фактора силы во взаимоотношениях в Евроатлантическом сообществе.


  1. Психолого-педагогическое обоснование


Юношеский возраст:

В этом возрасте происходит существенное изменение самосознания – повышение значимости собственных ценностей. Частые самооценки собственных качеств личности перерастают в целостное отношение к себе.

Человек осознает себя принадлежностью мира.

^ Особенности физического развития и их психологические последствия:

В этом возрасте происходит формирование половой взрослой принадлежности.

Старшеклассники пытаются обратить внимание на собственную несхожесть и уникальность и подчеркивать это всеми возможными средствами.

Ребята в этом возрасте задумываются о карьере, ставят определенные жизненные цели и пытаются их поэтапно реализовать. Этот возраст характерен мечтанием о будущем и с будущим связаны все переживания подростков.

Уровень тревожности старшеклассников гораздо ниже, чем у подростков. Отношения в классах становятся ровными и стабильными. Доверительность становится качеством общения с взрослыми, чувство дружбы – более избирательными. В классах можно наблюдать примеры длительной дружбы ребят друг с другом, которая переходит в доверительность, в отношениях преобладает принцип сходства и равенства.

^ Потребность в общении со сверстниками:

Юношеская мечта о любви, ранняя любовь выражают потребность в эмоциональном контакте, понимании, душевной близости, но собственные переживания иногда более значимы, чем объект привязанности. Идет совершенствование умения управлять собой, обогащение эмоциональной сферы.

^ Особенности самосознания:

Характерной чертой нравственного развития в этом возрасте является усиление сознательных мотивов поведения. Развиваются и укрепляются качества: целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой.

У старшеклассников обычно ярко выражено избирательное отношение к учебным предметам. Потребность в значимых для жизненного успеха знаниях – одна из самых характерных черт нынешнего старшеклассника.

Старшеклассники отличаются высоким уровнем обобщения и абстрагирования, производительностью и устойчивостью внимания, долговременной и логической памятью.


  1. Ожидаемые результаты освоения раздела программы




  • понимание роли советского народа в Великой Отечественной войне.

  • понимание роли личности в истории.

  • развитие самостоятельности и ответственности;

Метапредметные результаты:

  • умения получать знания, сравнивать и анализировать факты и явления,

  • умение планировать и оценивать учебные действия в соответствии с задачей, находить средства для её осуществления;

  • обобщать и систематизировать информацию из различных источников,

  • раскрывать её социальную принадлежность и познавательную ценность.

  • навыки поиска, сбора и обработки информации;

  • готовность слушать собеседника, излагать своё мнение, разрешать споры и конфликты, договариваться друг с другом;

Предметные результаты:

  • умение организовывать «презентацию» информации,

  • умение адекватно оценивать собственные возможности и достижения через рефликсивно-оценочную деятельность.

  • умение различать факты, мнения, доказательства, гипотезы.

  • умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников

  • умение мотивированно отказываться от образца и искать собственные оригинальные решения, самостоятельно выполнять ряд творческих работ.

  • умение применять понятийный аппарат и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений:

  • Умение вести дискуссии, организации совместной деятельности.

  • умение применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников истории России.


6. Условия реализации программы « Великая Отечественная война»

1. Наличие материально-технической базы:

● кабинет, осветительные приборы;

● столы и стулья, соответствующие росту детей;

● шкафы для хранения дидактических материалов.

  • Компьютер, проектор.

^ 2. Наличие методического комплекса:

● учебные и методические пособия для обучающихся и педагога;

● методические разработки уроков.

● диагностические материалы, исторические, литературные источники.

  • Рабочие листы, атласы.

^ 3. Социальный заказ:

Обучающие смогут оценить роль своей страны на международной арене, определить основные направления внутренней политики, касающиеся единства государства. Сильная Россия-это единая Россия.


  1. ^ Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся.

Для развития творческих способностей учащихся используется не одна отдельно взятая технология или подход, а совокупность методов и приёмов нескольких, что дает большую эффективность и позволяет учителю выстраивать учебную деятельность, исходя из потребностей учащихся и социального заказа общества. При изучении раздела программы «Велика Отечественная война используются технологии или элементы:

  • ^ ИКТ технологии

Использование ИКТ внесло изменения во все стороны жизни нашей школы. В первую очередь – изменилась роль ученика. Он стал активным участником образовательного процесса, превратился в партнёра учителя (помогает в подготовке презентаций к уроку, находит видео – ресурсы).

Все уроки программы сопровождаются презентацией и видео – рядом, что повышает эмоциональность, наглядность, действительность того периода истории.

Также изменилась и роль учителя. Использование ИКТ дало толчок к моему самосовершенствованию. Если ранее при подготовке уроков и внеклассных мероприятий я пользовалась в основном использовал печатные материалы и средства ТСО, то сегодня имею возможность использовать электронные учебники, электронные энциклопедии и Интернет-ресурсы.

^ Тема: «Причины временных неудач Красной Армии. Источники победы».

Учитель: Война…Великая Отечественная война. С чем у вас ассоциируется, когда вы слышите слово: война?

(Боль, горе, слезы, разруха, кровь…). (Слайд №2).




  • Проблемное обучение - ведущий элемент современной системы развивающего обучения.

Проблемное обучение – форма (метод, технология) организации учебного процесса с помощью проблемных задач и проблемных ситуаций, которые придают обучению поисковый и исследовательский характер. В проблемном обучении процесс усвоения знаний (по основным закономерностям) рассматривается как процесс решения проблемных задач. Подход предусматривает мотивацию на высоком уровне активности и самостоятельности мышления учащихся.

Особенность проблемного обучения – наличие проблемной ситуации, которой должно соответствовать содержание учебного материала. Иными словами, новый материал следует конструировать и преподносить как логическую цепь проблемных ситуаций. Проблемные ситуации при этом могут быть разными по уровню трудности и степени сложности.

^ Тема: «Источники победы Красной армии в Великой Отечественной войне».

Дорого обошлись ошибки Советского командования Советскому народу, советской земле. Враг так подошел близко к Москве, что ее золотые купола были видны из бинокля. Немцы торжествовали победу и готовились к параду на Красной площади.

Но… Советское командование, Армия, советский народ создали все возможное и невозможное и победили под Москвой. Это была первая победа.

Победу Красной Армии западные историки оправдывают морозами, сильными дождями.

Немецкий генерал фон Бутлар в книге «Война в России» пишет: «Как раз в это время начались сильные дожди. Наступил период весенней распутицы. И совсем не русская армия, а сам бог погоды остановил стремительное наступление немецких танковых частей в тот момент. Во второй половине ноября войска вновь двинулись вперед. Внезапно начались сильные морозы. Температура доходила до 30 градусов ниже нуля. Наступление на Москву провалилось».

Разделяете ли вы эту точку зрения? Чтобы ответить на этот вопрос познакомимся с документальным материалом. (Слайд №14). (Приложение №2 с 1-14)

  • ^ Технология критического мышления через анализ литературных и исторических источников.

Технология представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и анализа. На уроках истории я провожу работу историческими и литературными текстами.

Обучение направлено на побуждение ученика к деятельности, создание условия для обобщения информации, способствует развитию критического мышления, навыков самоанализа, рефлексии. Помогает адаптироваться в новой среде, обрести независимость, проявлять активность в познании окружающего мира.

  • ^ Объяснительно – иллюстративный метод -

предполагает осознанное усвоение знаний. Я учащимся сообщаю готовую информацию на разных этапах урока, сопровождая урок презентацией, на которой помещаю картины, видео – фрагменты. На рабочих листах ученики отмечают основные события.

^ Задание: Отметить основные этапы первого этапа. (1 группа).
ГЕРМАНИЯ Группа армии «Север» Командующий генерал- фельдмаршал В. Лееба Группа армии «Центр» Командующий генерал-фельдмаршал Ф. Бок.

Группа армии «Юг»

^ Командующий генерал – фельдмаршал Г. Рундштедт


Данный метод при объяснении нового материала применяла при изучении темы:

«Основные сражения Великой Отечественной войны».

(Фрагмент рабочего листа).
^
ТРЕТИЙ ПЕРИОД 19 ноября 1942 года –конец 1943г.


Юго-Западный фронт (Ватутин)

19 ноября 1942 года

Запомни!

23 ноября

10 января 1943 Донской фронт (Рокоссовский)

6 армия Паулюса Калач Сталинград 19 ноября 1942 год

операция «Уран»

23 ноября
Сталинградский фронт (Еременко)

20 ноября 1942 года

Манштейн
Котельниково

(группа Гота)


  • ^ Частично-поисковый или эвристический метод

используется для подготовки учащихся к самостоятельному решению познавательных проблем, для обучения их выполнению отдельных шагов решения и этапов исследования.

Урок по теме:

«Причины временных неудач Красной Армии».

Вопрос:

К концу 3о-х годов Советский Союз обладал значительным военно- экономическим потенциалом. В чем же причины поражений Красной Армии в начальный период войны?

1. Полная неожиданность для руководства страны и командования Красной Армии» (Сотрудник английского института стратегических исследований А. Кларк)

2. «Вы говорите, что без 37г. не было поражений 41г., а я скажу больше: без 37г. возможно , и не было бы войны в 41г.»

(Из бесед писателя К. Симонова с маршалом Советского Союза А.М. Василевского).

(Можно ли с этим согласится? Исследуя документальный материалом мы ответим на этот вопрос). Работа учащихся с документальным материалом – приложение №1, документы №1-12

  • ^ Исследовательский метод

способ организации поисковой, творческой деятельности учащихся по решению новых для них познавательных проблем. Эти методы наиболее полно решают задачи развития учащихся при обучении.

^ Тема: «СССР накануне войны»

Учитель.

С конца 1980-х гг. в нашей стране не утихают споры об обстоятельствах вступления СССР во Вторую мировую войну и о той роли, которую сыграл Советский Союз в предотвращении или, напротив, возникновении самой кровопролитной из всех войн в истории человечества. Некоторые издания весьма активно пропагандируют труды западноевропейских и американских историков, которые, наряду с вошедшей во все учебники мира датой вступления СССР в войну (22 июня 1941 г.), называют еще одну — 17 сентября 1939 г.: день, когда части Красной армии перешли границу терпящей поражение в войне с Германией Польши. В настоящее время трудно удивить кого-либо высказываниями о том, что СССР под прикрытием разговоров о мире проводил агрессивную политику в отношении соседних государств, что снабжавший Германию сырьем Советский Союз несет ответственность за развязывание данным государством мировой войны. При этом почему-то умалчивается о традиционном бизнесе Швеции, снабжавшей Германию всем необходимым — от руды до шоколада — во время и Первой, и Второй мировых войн, и о доказанных связях швейцарских банкиров с высшим руководством Третьего Рейха. Более того, утверждается, что в 1941 г. Сталин готовился первым начать войну против Германии и узнавшему об этих планах Гитлеру ничего и не оставалось, как нанести упреждающий удар по своему коварному союзнику.

Очень по-разному трактуется заключение в августе 1939 г. договора между СССР и Германией. Одни считают, что при всех минусах этого договора с его помощью Советскому Союзу удалось разорвать международную изоляцию и выиграть время, необходимое для перевооружения армии. Другие, напротив, утверждают, что из-за него СССР начал войну, не имея союзников. Третьи упрекают советских руководителей за то, что, заключив договор с Германией, они открыли Гитлеру путь на Восток.
На нашем уроке, используя исторические документы и мемуарную литературу, мы попытаемся понять политическую ситуацию, сложившуюся в Европе конца 1930-х — начала 1940-х гг. и выработать собственное отношение к событиям тех уже достаточно далеких от нас лет.

^ Вопрос учителя.

Какие цели в предвоенный период преследовали великие европейские державы, строя свои отношения с набирающей силы Германией?

Можно предположить, что лидеры всех заинтересованных государств в предвоенный период хотели бы рассматривать Германию как «агента влияния» своих стран, рассчитывая решить собственные проблемы с помощью немецкой армии. Но у Гитлера были свои взгляды на европейскую политику, и Черчилль был совершенно прав, когда утверждал, что «нельзя ехать верхом на тигре».
Сначала ситуация развивалась в направлении, благоприятном для Великобритании и Франции (по крайней мере, Чемберлену и Даладье хотелось в это верить). Безнаказанно захватив Австрию в марте 1938 г. и Чехословакию — в марте 1939 г., Гитлер сделал первый шаг на Восток. Германская агрессия стала суровой реальностью и в Прибалтике. 22 марта 1939 г. гитлеровцы оккупировали порт Клайпеда (Мемель) и Клайпедскую область. Вызывала тревогу прогерманская позиция правительств прибалтийских стран, особенно «дружественные» договоры о ненападении, заключенные Германией с Латвией и Эстонией в разгар англо-франко-советских переговоров. У Сталина имелись основания считать, что агрессия Германии против СССР, если ее не удастся предотвратить, будет развиваться с использованием территории прибалтийских государств. В августе 1939 г., увидев бесперспективность переговоров с представителями западных демократий, Сталин и Молотов приняли предложение немецкой стороны (хотя никто им таких полномочий не давал — ни правительство, ни Политбюро ЦК ВКП(б)), и в кратчайшие сроки был подготовлен и заключен мирный договор с Германией — так называемый пакт Молотова—Риббентропа.

^ Тема: «Итоги Великой отечественной войны: цена победы.»

Рабочий лист №3.

? Вспомните страницы войны: кто еще внес свой вклад в Победу?

В памяти учеников начинают "всплывать" партизаны (учитель комментирует ответы приблизительными цифрами ≈ 1 млн. чел.),

"гулаговцы" (≈ 1,5 млн.),

"остарбайтеры" (≈ 0,5 из западных зон),

"власовцы" (≈ 1,5 млн.).

^ Итого: 4,5 млн. чел.

  1. Как увеличивалось бы население страны, если бы не было войны?

1939 г. - общая численность 194,1

средний прирост составляет +3 млн. в год.

При этом к 1940 году в детородный возраст вступило поколение 1920-21 годов рождения (после гражданской войны, когда заметно возросла рождаемость), т.е.

с 1941 по 1945г. следовало ожидать ежегодный прирост: 3-3,5 млн. человек.

Будем ориентироваться на 1950 год, т.к. это первый послевоенный год, за который у демографов есть приблизительные данные о населении (Сталин намеренно оттягивал Всесоюзную перепись).

С 1940 до 1950г. население при отсутствии войны должно было бы увеличиться ≈ на ( … ) млн. и таким образом к ^ 1950 г. достичь …

Но! к 1950 г. в реальности мы имеем 178,5 млн., т.е. на ( … ) млн. чел. меньше, чем при естественной рождаемости в мирное время.

То есть, если считать "не рожденных" детей (как их называют - косвенные потери),

^ Домашнее задание:

Сформулируйте уроки трагедии Второй мировой войны.

  • репродуктивный метод -

способствуют усвоению знаний (на основе заучивания), умений и навыков (через систему упражнений). При этом управленческая деятельность учителя состоит в подборе необходимых инструкций, алгоритмов и других заданий, обеспечивающих многократное воспроизведение знаний и умений по образцу.
Задание:

Полководцы и герои войны (Соедините по значению)


1. Г.К. Жуков

2. А.М. Василевский

3. А.П. Покрышкин

4. И.С. Конев

5. В.И. Чуйков

6. Н.И. Кузнецов

7. С.А. Ковпак

8. Н.Ф. Ватутин

9. И.В. Панфилов

10. М.И. Кошкин

А. Легендарный лётчик

Б. Оборона Сталинграда

В. Партизанское движение

Г. Оборона Москвы

Д. Танк Т-34

Е. Парад Победы

Ж. Разгром Японии

З. Степной фронт

И. Легендарный разведчик

К. Освобождение Белгорода


Ответ: 1е 2ж 3а 4з 5б 6и 7в 8к 9г 10д

2. ^ Города – герои Найдите лишние города в логическом).

Москва Ленинград Харьков Киев Брест Минск Орёл Севастополь Одесса Саратов Керчь Вильнюс Новороссийск Волгоград Смоленск Тула
^ 3. Итоговое тестирование. (Контроль знаний)

А) Кто они?

Б). Когда было?

В) Объясни термины.

1 вариант

2 вариант

1. Открытие второго фронта…

2. Операция «Багратион» - это…

3. План «Ост» - это…

4. Операция «Цитадель» - это…

5. Капитуляция Германии…

6. Окончание второй мировой войны…

7. Встреча на Эльбе – это…

8. Капитуляция Японии…

9. Контрнаступление Красной Армии на Курской дуге-

10. План захвата немцами СССР…

Назовите имена советских военачальников

1. Молниеносная война – это…

2. Операция «Кольцо» – это..

3. Контрнаступление Красной Армии под Москвой…

4. Контрнаступление Красной Армии под Сталинградом…

5. Освобождение Харькова…

6. Танковое сражение под Прохоровкой…

7. Контрнаступление Красной Армии под Курском…

8. Тограу – это…

9. План захвата немцами Москвы…

10. операция «Цитадель»…

Назовите имена советских военачальников
  1   2

Похожие:

«Великая Отечественная война» (11 класс) iconКогда, где и кем был подписан советско-германский договор о ненападении?
Когда началась и закончилась Вторая мировая и Великая Отечественная война? На какие этапы делится Великая Отечественная война?
«Великая Отечественная война» (11 класс) iconУрок окружающего мира Тема: Великая война и великая победа. Цели:...
...
«Великая Отечественная война» (11 класс) iconВеликая Отечественная война: Оккупация. Страшные подробности
Великая Отечественная война принесла народам СССР не только огромные жертвы на фронте. Миллионы мирных жителей унесла развязанная...
«Великая Отечественная война» (11 класс) iconВ каком году началась Великая Отечественная война?

«Великая Отечественная война» (11 класс) iconВеликая Отечественная война часть «Второй мировой войны». Отечественная...
Великая Отечественная война – часть «Второй мировой войны». Отечественная война определила исход Второй Мировой войны
«Великая Отечественная война» (11 класс) iconВеликая Отечественная война часть «Второй мировой войны». Отечественная...
Великая Отечественная война – часть «Второй мировой войны». Отечественная война определила исход Второй Мировой войны
«Великая Отечественная война» (11 класс) iconМбдоу «Детский сад №1 «Пчелка»
Слайд женщина и война понятия не совместимые; война – это грязь, разруха, кровь смерть, слайд а женщине сама природа определила любить...
«Великая Отечественная война» (11 класс) icon«Великая Отечественная война 1941-1945гг.»
Тип урока: интегрированный урок истории и информатики с элементом исторического краеведения
«Великая Отечественная война» (11 класс) iconУчебников: «Окружающий мир», «Математика»
Тема урока: «Великая Отечественная война, Курская битва. Операции с многозначными числами»
«Великая Отечественная война» (11 класс) iconСценарий к 9 мая строки, опаленные войной
Война…Великая Отечественная … Как далека она от нас. Только по книгам, фильмам да воспоминаниям фронтовиков мы можем представить...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница