Урок литературы в 5 классе. Константин Дмитриевич Воробьев. Рассказ «Немец в валенках». Человек в плену. Умк




НазваниеУрок литературы в 5 классе. Константин Дмитриевич Воробьев. Рассказ «Немец в валенках». Человек в плену. Умк
Дата публикации26.04.2013
Размер55.7 Kb.
ТипУрок
shkolnie.ru > Военное дело > Урок


Урок литературы в 5 классе.
Константин Дмитриевич Воробьев.

Рассказ «Немец в валенках». Человек в плену.
УМК: книга для ученика «Вокруг тебя – мир».

Тип урока: проблемный.

Цели урока:

  1. познакомить учащихся с содержанием рассказа, с положениями Женевской конвенции о защите военнопленных;

  2. воспитывать гуманное отношение к людям, уважение к правам человека;

  3. развивать творческое воображение, устную и письменную речь.



Оборудование: плакаты с текстом Женевской конвенции, рисунки учащихся.
^ Стержневая тема урока: «Воину надлежит вражескую мощь сокрушать, а не безоружного поражать». А.В.Суворов.
Метод деятельности: частично- поисковый.

Технология познавательной деятельности: мастерская.


Константин Дмитриевич Воробьёв

Рассказ «Немец в валенках»

1966год.
Константин Дмитриевич Воровьёв родился 29 сентября 1919 года в селе Нижний Реутец Медвенского р-на Курской области. С марта 1975 жил в Вильнюсе. В 1935 году – селькор районной газеты, и даже несколько лет работал в ней литературным инструктором. После увольнения уехал к сестре в Москву, работал в фабричной газете редактором. В октябре 1938 года был призван в армию, а затем направлен учёбу в военное училище. В октябре 1941 года в составе роты кремлёвских курсантов Воробьёв попал на фронт. В декабре 1941 под Клином он оказался в плену. Прошёл клинский, Ржевский, смоленский, каунасский, саласпинский лагеря для военнопленных, панежевскую и шауляйскую тюрьмы. Дважды бежал, командовал партизанским отрядом, был в подполье. В 1943 году в шауляйском подполье за 30 дней написал повесть о пережитом в плену. Но рукопись затерялась. Её обнаружили только в 1985 году в архиве журнала «Новый мир» и опубликовали уже после смерти автора. Повесть называлась «Это мы, Господи».

Вячеслав Кондратьев так сказал о ней: «Повесть эта – не только явление литературное, она - явление человеческого духа, потому так… писалось как исполнение священного долга солдата, бойца, обязанного рассказать о том, что знает, что вынес из кошмара плена».

Эти же самые слова можно отнести и к рассказу «Немец в валенках», написанному уже после войны в 1966 году. В основу его положен реальный факт из лагерной жизни. В Саласпилсе, в лагере для военнопленных встретился Воробьёву такой охранник, и звали его Вилли Броде. Этот человек проникся сочувствием к Воробьёву и однажды дал ему хлеб и сигареты.

В реальности, по словам писателя, в плену было всё гораздо страшнее: предательство за баланду, безумие, людоедство. Вместе с тем в этом кошмаре были случаи и мужества, и героизма.
Цель.
Наша задача проследить непростые взаимоотношения пленных и охранников, увидеть, что это не однородная безликая масса, а индивидуальности, люди разных характеров, разных поступков, увидеть и понять, что люди, относящиеся к двум враждующим во время войны сторонам, способны поступать гуманно; что каждый человек, находящийся в плену, имеет право на сохранение жизни и гуманное обращение.
Доска.
«Воину надлежит мощь вражескую сокрушать, а не безоружного поражать».

А.В. Суворов

Достоинство – высокие моральные качества человека и уважение их в самом себе.

Честь – достойные уважения и гордости моральные качества человека и соответствующие им принципы.

Мораль – нравственные нормы поведения, взаимоотношений с людьми, основанные на гуманности.

Гуманность – человеколюбие.

Доходяга – человек, дошедший «до последнего градуса жизни».

Кропа – от слова «кропить».


  1. Что вас удивило в названии рассказа?

Немец – жёсткое, холодное слово – враг.

Валенки – доброе, домашнее, деревенское слово, русское.

Слово «валенки» смягчает слово «немец». Речь пойдёт о том, что это человек, а не только противник и враг.

  1. Каким же предстаёт охранник Вили Броде в рассказе?

Он был «рыжий, как подсолнух, и ступал мягко и в розвали, как деревенский кот»; «коренастый, широколицый». На нём были русские валенки и меховая куртка под мундиром.

  1. Что раздражало пленных в охраннике?

Валенки. Немец воевал под Москвой – эта зима 1941 года, где немцы потерпели поражение. Перед пленными не новичок, не зелёный, не обстрелянный юнец. Это закалённый бывалый солдат, он уцелел в страшной битве и теперь может быть особо мстительным.

  1. А кто в бараке?

Сорок шесть пленных, которые уже пытались бежать. К ним обращение особо жестокое. Им не дают даже воды. Их никуда не выводят. У двери, в колдобине лужа с кропой (кропить – чуть-чуть, слегка брызнуть).

  1. Ничего хорошего пленные от охранника не ждут, хотя хуже некуда уже. До какого состояния доведены пленные – доходяги, коротают последний градус жизни.

  2. Что необычного было в том, что немец просто поговорил с пленным и отпустил его. (Не бил, не вывел на расстрел). Увидел в пленном человека.

  3. Проследить этапы сближения охранника и пленного.




Неверие

Брезгливость

Удивление

Растерянность

Протянутая сигарета

Интерес

Надежда на что-то тайное

Ожидание удара

Выкуренная сигарета

Раздражение

Ожидание чего-то плохого


1. Общая боль в ногах

8. Чтение эпизода по ролям.

9. Как Вилли Броде обращается к рассказчику во второй свой приход (По имени).

Важно для человека, как к нему обращаются? Да. А для пленного? Как обычно обозначали пленных? По номерам. Их клеймили, как скот. А здесь имя.

10. Какое сравнение употребляет рассказчик?

(Немец стоял у дверей – коренастый, неподобранный и рыжий, как одуван в запретной черте нашего лагеря). Сочетается сравнение с одуванчиков с образом врага?

Автор словно смягчает образ врага, отказываясь тем самым от принятых долгое время в литературе стереотипов. И у него такое право есть, потому что он сам бывал в плену, сам испытал весь кошмар на себе. И изображать немца именно так право он выстрадал.

11. Ожидали ли вы, читатели, исходя их логики развития характера Вили Броде, что он принесёт хлеб? (Да)

12. Как описывает автор хлеб? Что означал для заключённых этого барака?

Возможность выжить.

13. Почему не взял хлеб военинженер Тюрин (Прочитать).

Для него Вилли – враг, а Александр увидел в немце не только врага, но и человека.


  1. Боль в ногах (соотнести свои ощущения с ощущениями другого).




Назвал по имени Желание ударить

Дал хлеб Недоумение и волнение

Смотрит обиженно – ожидающе Показное равнодушие

Разговор о возрасте Обман - плохой стрелок
Преодоление боли, вши. Оба они солдаты,

знающие тяготы солдатского быта.

14. Прочитать финал рассказа.

(стр.45. Весь день в бараке было тихо, холодно и пустынно).

Как вы воспринимаете финал рассказа? Трагично? Оптимистично?

Немцы бьют пленных, у них на глазах бьют охранника и уводят его.

15. Сочувствуете ли вы Вили Броде? Да. Он пожалел пленного.

16. Всякий ли пленный вызывает сострадание?

Совершенно не обязательно сострадать или испытывать положительные чувства вражеской армии. Но и чувства ненависти не должны помешать соблюдению основного гуманитарного правила: военнопленный имеет право на гуманное обращение. (Слова Суворова).

III Женевская Конвенция о защите военнопленных (зачитать).

Участь человека, оказавшегося в плену, зависит от соблюдения норм международного гуманитарного права. Хотя соблюсти эти нормы бывает очень и очень трудно.

17. Зачитать фрагмент из романа Гроссмана (Жизнь и судьба».
д/з:

Соответствуют ли действия Вили Броде и подполковника Даринского по отношению к военнопленным гуманистическому духу Женевских конвенций?

Похожие:

Урок литературы в 5 классе. Константин Дмитриевич Воробьев. Рассказ «Немец в валенках». Человек в плену. Умк iconРассказ К. Воробьева «Немец в валенках»
«Чуткое и понятливое отношение одного человека к другому это и в жизни, и в искусстве всегда гуманизм»
Урок литературы в 5 классе. Константин Дмитриевич Воробьев. Рассказ «Немец в валенках». Человек в плену. Умк iconУрок литературы в 9 классе Смолиной Г. Н. Аннотация урок литературы...
Урок литературы в 9 классе проводился по модели «6 шляп критического мышления», опубликованной в сборнике «Учимся продуктивно мыслить»...
Урок литературы в 5 классе. Константин Дмитриевич Воробьев. Рассказ «Немец в валенках». Человек в плену. Умк iconУрок литературы в 7 классе по теме: «Мудрейшие из дарителей»
...
Урок литературы в 5 классе. Константин Дмитриевич Воробьев. Рассказ «Немец в валенках». Человек в плену. Умк iconУрок по литературному чтению и технологии по теме: «Константин Дмитриевич...
Цель урока: углубить понимание художественного образа времени года “зима” как в самой природе, так и в формах её художественного...
Урок литературы в 5 классе. Константин Дмитриевич Воробьев. Рассказ «Немец в валенках». Человек в плену. Умк iconУрок истории и литературы в 11-м классе на тему: «Истоки и уроки...
Название работы: Интегрированный урок истории и литературы в 11-м классе на тему
Урок литературы в 5 классе. Константин Дмитриевич Воробьев. Рассказ «Немец в валенках». Человек в плену. Умк iconУрок русского языка в 3 классе. Умк «Гармония»
Цель: Определить уровень усвоения понятий «предложения, названия, иллюстрация»; повторить умения связно отвечать на вопросы; грамотно...
Урок литературы в 5 классе. Константин Дмитриевич Воробьев. Рассказ «Немец в валенках». Человек в плену. Умк iconУрок литературы в 6 классе О′ Генри «Дары волхвов»
Этот урок, правда, будет не совсем обычный для вас, хотя и во многом знакомый. Я предлагаю вам стать не просто читателями, но и соавторами...
Урок литературы в 5 классе. Константин Дмитриевич Воробьев. Рассказ «Немец в валенках». Человек в плену. Умк iconКонспект урока. Урок литературы – внеклассное чтение. Интегрированный...
Эпиграфы к уроку: «Любовь к родной природе – один из важнейших признаков любви к своей стране.» К. Паустовский
Урок литературы в 5 классе. Константин Дмитриевич Воробьев. Рассказ «Немец в валенках». Человек в плену. Умк iconУрок литературы в 7 классе. «Л. Н. Толстой. «Детство»
Урок литературы в 7 классе. «Л. Н. Толстой. «Детство». Сложность взаимоотношений детей и взрослых»
Урок литературы в 5 классе. Константин Дмитриевич Воробьев. Рассказ «Немец в валенках». Человек в плену. Умк iconУрок математики в 1 классе
Урок дан в рамках практико-ориентированного семинара «Особенности реализации умк «Классическая начальная школа» (Математика. Э. И....
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница