Тема: «Сложные предложения с различными видами связи»




Скачать 87.62 Kb.
НазваниеТема: «Сложные предложения с различными видами связи»
Дата публикации24.04.2013
Размер87.62 Kb.
ТипУрок
shkolnie.ru > Военное дело > Урок


Урок русского языка в 9 классе

Подготовила учитель II категории: Шульгина Ольга Александровна

Тема: «Сложные предложения с различными видами связи»

Предварительная подготовка к уроку: повторить виды сложных предложений, типы подчинения в сложноподчиненных предложениях

Тип урока: комбинированный Цель урока: систематизировать и закрепить полученные в ходе изучения темы знания, умения и навыки; развивать познавательный интерес к предмету через использование нестандартных форм обучения и создание ситуации успеха ,а также развивать творческие способности учащихся: быстроту реакции, ассоциативность мышления, речь, зрительную память, способности использования полученных знаний в устной и письменной речи, использовать ранее полученные знания при усвоении нового материала; воспитание культуры общения, уважения и любви к родному языку, используя межпредметные связи.

Технология: интеграция, использование ИКТ.

Формы работы: индивидуальная, коллективная, фронтальная.

Оборудование: компьютер, презентация, мультимедиапроектор, медиа-ресурсы сайта.

В течение всего урока используется презентация, на которой задания к уроку, фотографии, тексты.
^ Ход урока.



  1. Сообщение темы и цели урока.

Учитель: Сегодня на уроке мы не только повторим и закрепим то, что изучали на прошлых занятиях, но и изучим новую тему.

^ 2. Повторение изученного. Беседа по вопросам.

Учитель: Для начала проведем небольшую словарно- орфографическую работу.

Демонстрац…я, ц…тата, ц…фры, страниц(ы, и), отличниц(ы, и), умниц(и,ы), ц…ркуль, сестриц…н, репетиц…я, ц…рк, ц…почки, ц…ган, ц…пленок, акац…я.

Учащиеся записывают слова, вставляя пропущенные буквы, обозначают графически орфограмму, рассказывают о правилах употребления букв И – Ы после Ц.

Учитель:

- Какие виды сложных предложений вы знаете?

(Сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные)

- Какие виды связи в сложном предложении изучали?

(Сочинительная, подчинительная, бессоюзная)

Учитель: Составить по одному сложносочиненному, сложноподчиненному, сложному бессоюзному предложению, используя записанные слова.

  1. ^ Создание проблемной ситуации:

Учитель:

- Всегда ли в текстах используются предложения только с одним видом связи?

  1. Знакомство с теоритическим материалом учебника. Работа с текстом

Задание:

Учитель:

Прочитайте текст, который лежит на партах, ответьте на вопросы:

- Каков стиль речи данного текста?

- Определите автора и название произведения;

- О ком говорится в тексте?

- Какие синтаксические конструкции используются в тексте?

^ В ворота гостиницы губернского города NN въехала довольно красивая рессорная небольшая бричка, в какой ездят холостяки: отставные подполковники, штабскапитаны, помещики, имеющие около сотни душ крестьян, - словом, все те, которых называют господами средней руки. В бричке сидел господин не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод.

(Художественный стиль; отрывок из поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души»; описание Чичикова; используются предложения с различными видами связи)

Учитель:

- Почему автор использует такие предложения?

(Чтобы выразить более сложные мысли)

Вывод: такие предложения выражают более сложные мысли, а их использование в художественной литературе зависит от индивидуального стиля писателя.

Учитель:

- Тема сегодняшнего урока “ Сложные предложения с различными видами связи”

  1. Учащиеся читают и анализируют теоритический материал на с. 108 -110.

  2. Учитель: Сложные предложения с разными видами связи часто употребляются в научной речи, использование таких предложений в художественной литературе зависит от индивидуальности стиля писателя.

  1. ^ Работа с эпиграфом к уроку.

Учитель:

- Эпиграфом к уроку послужат слова замечательного писателя и критика А. И. Герцена:

«Гоголь обратился к поместному дворянству и вытащил на белый свет это неведомое племя, державшееся за кулисами, вдалеке от дорог и больших городов…Благодаря Гоголю мы видим их, наконец, за порогом их барских палат, их господских домов; они проходят перед нами без маски, без прикрас, пряницы и обжары, угодливые невольники власти и безжалостные тираны своих рабов, пьющие жизнь и кровь народа, с той же естественностью и прямодушием, с каким ребенок сосет грудь своей матери».     

    Учитель:

- О каком произведении Н. В. Гоголя идет речь в этом высказывании?

     (Мертвые души)

- Целью нашего урока будет не просто выработка умения находить сложные предложения с различными видами связи в тексте, расставлять знаки препинания, совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки, но и    вспомнить героев поэмы «Мертвые души»

^ 6. Работа с текстом.

(на экране появляются предложения из поэмы, где дети должны вставить буквы, расставить знаки препинания, определить тип предложений)

  1. Покамест слуги упр(а,о)влялись и возились г…сподин отправился в общую залу.

  2. Весь след……щий день посв…щен был визитам прие…жий отправился делать визиты всем г…родским сановникам.

  3. Все было залито светом.

  4. Кучеру Селифану отдано было пр…казание рано поутру зал…жить лошадей в извес…ную бричку Петруше пр…казано было ост…ваться дома смотреть за комнатой и ч…моданом.

  5. Попадались вытянутые по снурку деревни постройкою похожие на старые складе…ые дрова покрытые серыми крышами с резными деревя……ыми под ними укр…шениями (в)виде висячих шитых узорами утиральников.      

  6. Кучер заметивши что один (из)них был большой охотник становит…ся на запятки хлыстнул его кнутом и бричка пошла прыгать по камням.

(на экране появляется схема)

http://festival.1september.ru/articles/514800/img1.gif                         

(В тексте предложения разных типов (простые и сложные), есть СПП и БСП, несколько предложений с различными видами связи – 4,6).

На экране появляется следующий слайд №7

  • СПП;

  • БСП;

  • Простое;

  • сложное с различными видами связи;

  • простое;

  • сложное с различными видами связи

  1. Составление схем.

    Учитель:

Следующее задание такое: нужно угадать, о каком герое идет речь, и составить схемы предложений.

  • […фамилия героя…] был доволен чрезвычайно и, поддерживая рукою спину своего гостя, готовился таким образом препроводить его в гостиную, как вдруг гость объявил с весьма значительным видом, что он намерен с ним поговорить об одном очень нужном деле.

(Манилов)

[ ], [ ], (что…).

  • Хозяйка вышла , с тем чтобы привести в исполненье мысль насчет загнутия пирога и, вероятно, пополнить ее другими произведениями домашней пекарни и стряпни; а Чичиков вышел в гостиную, где провел ночь, с тем чтобы вынуть нужные бумаги из своей шкатулки.

(Коробочка)

[ ], (с тем чтобы…); а [ ], (где…), (с тем чтобы…).

  • […фамилия героя…] в тридцать пять лет был таков же совершенно, каким был в осьмнадцать и двадцать: охотник погулять.

(Ноздрев)

[ …таков…], (каким…): [ ].

  • В тюрьме колодники лучше живут, чем он: всех людей переморил голодом.

(Собакевич о Плюшкине)

[ ], (чем…): [ ].

  • А в плечищах у него была такая силища, какой нет у лошади; хотел бы я знать, где бы вы в другом месте нашли такую мечту!

(Собакевич)

[…такая… ], (какой…); [ ], (где…).

  1. Контроль изученного.

Тест с последующей самопроверкой и оцениванием.

    1. Укажите сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью.

  1. Покамест Чичиков думал и внутренно посмеивался над прозвищем отпущенным мужиками Плюшкину он не заметил как въехал в средину обширного села со множеством изб и улиц.

  2. Все говорило что здесь когда- то хозяйство текло в обширном размере и все глядело ныне пасмурно.

  3. В комнате своей он подымал с пола все что ни видел сургучик лоскуток бумажки перышко и все это клал на бюро или на окошко.

  4. Но добрая хозяйка умерла часть ключей а с ними мелких забот перешла к нему.

    1. Определите тип предложения (знаки препинания не расставлены).

Конечно еще подъезжая к деревне Плюшкина он уже предчувствовал что будет кое- какая пожива но такой прибыточной никак не ожидал.

  1. Сложносочиненное;

  2. Сложноподчиненное;

  3. Бессоюзное сложное;

  4. Сложное с разными видами связи.

    1. Какое предложение соответствует схеме [ ], (как…); [ ], (какой…), (с которой …). (знаки препинания не расставлены)

  1. Чичиков открыл рот еще не зная сам как благодарить как вдруг Манилов вынул из- под шубы бумагу свернутую в трубочку и связанною розовою ленточкой и подал очень ловко двумя пальцами.

  2. В оборотах самых тонких и приятных он рассказал как летел обнять Павла Ивановича речь была заключена таким комплиментом какой разве только приличен одной девице с которой идут танцевать.

  3. Чичиков вынув из кармана бумажку положил ее перед Иваном Антоновичем которую тот совершенно не заметил и накрыл тотчас ее книгою.

  4. Многие предложили свои мнения насчет того как искоренить буйный дух обуревавший крестьян. Мнения были всякого рода были такие которые уже чересчур отзывались военною жестокостью и строгостию едва ли не излишнею были однако же и такие которые дышали кротостию.

    1. Сколько грамматических основ в предложении: «Экипаж въехал в тесный двор заваленный дровами курятниками и всякими клетухами из экипажа вылезла барыня эта барыня была помещица коллежская секретарша Коробочка.»

  1. 2

  2. 3

  3. 4

  4. 1

    1. Какой тип подчинения в предложении: «Сделавши свое дело относительно губернаторши дамы насели было на мужскую партию пытаясь склонить их на свою сторону и утверждая что мертвые души выдумка и употреблена только для того чтобы отвлечь всякое подозрение и успешнее произвесть похищение.

  1. Последовательное;

  2. Параллельное;

  3. Однородное.

    1. В предложении пронумерованы все знаки препинания, отметьте под каким номером стоит «двоеточие». Странные люди эти господа чиновники (1) а за ними и все прочие звания (2) ведь очень хорошо знали (3) что Ноздрев лгун (4) что ему нельзя верить ни в одном слове (5) нив одной безделице (6) а между тем именно прибегнули к нему.




  1. 1

  2. 2

  3. 3

  4. 4

  5. 5

  6. 6



    1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Вставши (1) он послал тот же час узнать (2) заложена ли бричка (3) и все ли готово; но донесли(4) что бричка еще была не заложена(5) и ничего не было готово.

  1. 1,2,3,4,5

  2. 1,2,5

  3. 1,2

  4. 1,2,4

Учитель:

- Теперь, поменяйтесь тетрадями и проверьте работу своего товарища, ответы на доске.

  1. Итог урока.

Достигнуты ли цели, поставленные в начале урока?

Что усвоено хорошо? Что осталось непонятным?

Как оцениваете свою работу на уроке?

  1. Домашнее задание.

Перелистайте ещё раз поэму Гоголя «Мертвые души», найдите три предложения с различными видами связи, приготовьте карточку, где будут написаны предложения, не будут расставлены знаки препинания. Ваши карточки мы будем использовать в работе на следующем уроке.


Похожие:

Тема: «Сложные предложения с различными видами связи» iconТема. Обобщение изученного по теме «Сложные предложения с различными видами связи»
Ль: обобщить изученное и систематизировать знания учащихся о сложном предложении с различными видами связи; развивать умения и навыки...
Тема: «Сложные предложения с различными видами связи» iconУроки 1- 2 Тема урока Сложные предложения с разными видами
Тема урока Сложные предложения с разными видами синтаксической связи. Знаки препинания в сложных синтаксических конструкциях
Тема: «Сложные предложения с различными видами связи» iconУрок по теме «Сложноподчинённое предложение»
Применение опорных понятий: грамматическая основа предложения, простые и сложные предложения, союзные и бессоюзные предложения, сложноподчинённые...
Тема: «Сложные предложения с различными видами связи» iconСценарий спортивного мероприятия «Физкульт-привет»
...
Тема: «Сложные предложения с различными видами связи» iconТема: Земля кормилица
Познакомить детей с различными видами почв и их составом, природоохранной деятельностью человека
Тема: «Сложные предложения с различными видами связи» iconУрок-исследование в 5 классе. Тема урока: Сложные предложения
Цели урока: Закрепление сведений о сложном предложении, полученных на предыдущем уроке; тренировка в постановке знаков препинания...
Тема: «Сложные предложения с различными видами связи» iconТема урока: Виды информации
Цели: Познакомить с различными видами информации, со способами передачи и получения информации
Тема: «Сложные предложения с различными видами связи» iconУрок Тема: Подготовка к сочинению рассуждению на лингвистическую...
Тема: Подготовка к сочинению – рассуждению на лингвистическую тему «Роль сложных предложений с разными видами связи в тексте»
Тема: «Сложные предложения с различными видами связи» iconВикторина «Сложные слова и их правописание» 3 класс. Тема : «Сложные слова и их правописание»
Цель : развивать умения употреблять в речи сложные слова, правильно их записывать и обозначать орфограмму
Тема: «Сложные предложения с различными видами связи» iconУрок по русскому языку на тему: «Бессоюзные сложные предложения»
Название работы: Урок по русскому языку на тему: «Бессоюзные сложные предложения»
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница